«Дворец памяти», интерливинг и другие методы запоминания информации, выигрывающие у стандартной зубрёжки.
В с овременном мире качественное усвоение новых знаний является одним из основных навыков. Однако многие даже не задумываются о том, как правильно учиться: исследования показывают, что большинство студентов применяют такие методы обучения, как зубрёжка, перечитывание и подчёркивание при работе с текстом, которые на деле оборачиваются лишь пустой тратой времени и усилий.
Образование — то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили.
Читайте также :
На втором году обучения в университете я столкнулся с серьёзными проблемами: несмотря на то, что всё моё время было посвящено учёбе, я не мог справиться с объёмами преподаваемой информации.
Поэтому я решил найти способы повышения эффективности обучения. В результате поисков я наткнулся на книгу «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрёжки», авторами которой являются учёные в области когнитивистики Генри Рёдигер, Питер Браун и Марк Макдэниэл, доказавшие путём многочисленных исследований эффективность описанных ими способов запоминания.
Но, прежде чем познакомиться с основными методами усвоения знаний, давайте определим, каково значение слова «научиться».
Статья-участник конкурса блогеров Homo Scribens
Вот способы, которые, по мнению Рёдигера, Брауна и Макдэниэла, помогут вам в этом:
Ещё в 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз вследствие экспериментального изучения памяти получил кривую, демонстрирующую, насколько быстро мы забываем. За очень короткий промежуток времени мы утрачиваем до 70% полученной информации, затем процесс забывания замедляется.
Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой, заключаются в том, что для успешного обучения необходимо прервать процесс забывания. Одним из основных методов для этого является припоминание, процесс самотестирования, при котором вы пытаетесь вспомнить изученный материал.
Как же работает данный способ? Во время изучения нового материала периодически прерывайтесь, чтобы спросить себя: «Что нового мы узнали? Каковы основные идеи? Как можно их соотнести с тем, что мы уже знаем? Как применить данные знания на практике?». Отвечая, не заглядывайте в текст. Также после прочтения смысловой части (главы, параграфа) представьте суть прочитанного и кратко изложите своими словами.
Читайте также :
Каким образом мы усваиваем информацию? Получая новые порции знаний, мозг связывает их с уже имеющимися, тем самым создаётся ассоциативная цепочка, для закрепления которой необходимо время. Поэтому зубрёжка и многократное перечитывание материала — не самые эффективные способы обучения.
Вместо этого учёные предлагают повторять информацию через определённый период.
Таким образом вы хорошо запомните информацию, затрачивая при этом гораздо меньше времени. В качестве инструмента можно использовать дидактические карточки или же их электронный аналог, предоставленный сервисами Quizlet, Tinycards, Anki.
Психологи провели исследование, в ходе которого учащихся поделили на две группы. Первая группа изучала задачи одного типа, затем переходила к заданиям второго типа, а вторая группа осваивала задачи разных типов вперемешку.
После проведения тестирования выяснилось, что вторая группа добилась больших достижений. Из данного эксперимента следует вывод: независимо от того, что вы учитесь делать — различать картины художников, решать математические задачи или программировать — применение интерливинга (одновременного обучения сразу нескольким навыкам — прим. ред.) поможет достичь отличных результатов.
Как это работает? Например, при решении математических заданий вместо того, чтобы последовательно решать задачи одного типа, поступайте следующим образом: как только уловили суть решения задачи, но не до конца разобрались в нём, перейдите к упражнению к другой теме, а затем возвратитесь к исходному. Тогда вам придётся чередовать решения различных заданий и всякий раз припоминать, как они решаются.
Как думаете, что лучше запоминается: слова или изображения? Многие ответят, что изображения, и будут правы: наш мозг мыслит образами, поэтому изображения сохраняются в памяти невероятно долго.
Если вы хотите запомнить термин, имя, идею, придумайте образ и подключите эмоции для усиления эффекта. Те, кто смотрел британский сериал «Шерлок», вспомнят, как главный герой погружается в «чертоги разума». Это отнюдь не выдумка сценаристов, а реальный приём мнемотехники, который применяли ещё древнегреческие ораторы — «Дворец памяти».
Читайте также :
С помощью данной техники человек способен запомнить огромное количество информации, выстраивая ассоциативные связи. Чтобы использовать «Дворец памяти», необходимо мысленно представить хорошо знакомое помещение: мебель и предметы интерьера будут служить в качестве «якоря», к которому привязываются элементы новой информации, необходимые для запоминания. Потом, когда вам потребуется эта информация, достаточно мысленно прогуляться по помещению.
Однако все они схожи в одном: они помогают эффективнее запоминать и при необходимости быстро извлекать знание из памяти.
Желая познакомить вас с действенными методами запоминания, я описал лишь основные принципы. Для подробного же изучения, помимо указанной «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрёжки», рекомендую также прочитать книги «Думай как математик» и «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти».
Свыше пятисот тысяч детей Петербурга занимаются в режиме онлайн. Продолжаем отвечать на самые актуальные вопросы читателей.
В чем плюсы «удаленки»?
Говорят, дистанционное обучение имеет немало плюсов по сравнению с обычными уроками. И в чем его преимущество?
«Живое общение ученика и учителя ничто не заменит, но и в обучении на расстоянии есть свои положительные стороны, — считает директор лицея № 369 Константин Тхостов. — Конечно, главное — полностью пройти базовую программу, однако новый формат мы успешно используем и для индивидуальных консультаций. Ребенок может задать учителю вопрос, который интересует именно его, и получить полный ответ. Тогда как в классе, где сидят несколько десятков человек, это не всегда удается».
Также «удаленка» помогает сблизиться с родителями, которые вынуждены помогать сыновьям и дочкам разобраться в электронной «домашке». Если учесть, что обычно на воспитание подрастающего поколения в среднестатистической семье тратится до 20 мин., такой тесный контакт точно поможет взаимоотношениям.
Что касается жалоб на «зависание» техники, то, по словам руководителя лицея, система отлаживается, и через неделю вопросы будут сняты. Ведь такой эксперимент, когда в городе свыше пятисот тысяч детей одновременно занимаются онлайн, проходит впервые.
Кто научит учителя пользоваться интернетом?
Не секрет, что не все наставники хорошо знакомы с новыми технологиями. Кто же учит учителей?
Одним из таких центров является Академия цифровых технологий. Здесь ежедневно проводят вебинары, помогающие педагогам оперативно освоить дистанционные методы обучения школьников.
«Каждый день проходит до трех онлайн-занятий, — рассказал директор Академии Дмитрий Ковалев. — Школьные учителя и сотрудники дополнительного образования могут позна-
комиться с платформами, которые позволяют проводить уроки и общаться с учениками удаленно. Также они осваивают возможности сервисов для создания и трансляции материалов занятий. Изучают, например, как можно при помощи бесплатного веб-сервиса, специально разработанного для школ, создать свой виртуальный класс, организовать видеоурок и видеоконференцию».
Уроки для учителей пользуются популярностью. В каждом принимают участие свыше 50 специалистов. Еще большее число просматривают записи. Занятия настолько востребованы, что семинары по знакомству педагогов с технологиями дистанционного обучения будут повторяться.
Каковы правила работы за компьютером?
«Наши дети и так мало двигаются и много сидят, что приводит к различным заболеваниям опорной системы. Дистанционное обучение только усугубило эту ситуацию, — считает главный внештатный специалист по медицинской помощи в детских организациях СЗФО, д. м. н. профессор Елена Булатова. — Если ребенок долго не поднимается из-за рабочего стола, это негативно отражается на его сердечно-сосудистой системе. Дыхание становится менее глубоким, обмен веществ снижается. Происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к уменьшению работоспособности всего организма, а также мозга. Это плохо сказывается на работе мозга, памяти, координации движений. Чтобы подобного не происходило, достаточно выполнять несложные рекомендации специалистов» (см. инфографику ниже).
С кем оставить ребенка?
Детские сады закрыты. Но в городе организованы дежурные группы. Где они действуют и как туда попасть?
«Действительно, для детей, родители которых продолжают трудиться и в этот нерабочий период, в городе созданы дежурные группы, — подтвердила уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Анна Митянина. — Сегодня в разных районах открыто свыше 40 таких групп, но при необходимости их число могут увеличить до 70, а время работы (на данный момент до 30.04. — Ред.) – продлить».
При этом, напоминают специалисты, предельная наполняемость — 12 человек. Персонал и воспитанники обязаны соблюдать все правила безопасности, а каждые два часа в помещениях дошкольных учреждений должна проводиться дезинфекция. Чтобы записаться, надо подать заявление через сайты районных организаций. Его форму и перечень электронных адресов можно узнать, в том числе, на сайте www.spbdeti.org.
Также не стоит беспокоиться тем родителям, кто получил направление для устройства ребенка в детский сад и должен был заключить договор на обучение с 13 февраля по 30 апреля. Из-за ситуации с коронавирусом многие не успели подать документы и получить необходимую медицинскую справку. Срок действия таких направлений продлен до 1 июня 2020 года.
Определение и разбор слова
Данное слово является несовершенным глаголом, который употребляется в значении “получать знания и навыки, приобретать полезный опыт “. Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “учи ть ся”, где перед “-ся” пишется мягкий знак,
- “учи т ся”, где перед “-ся” не пишется мягкий знак.
Как правильно пишется: “учиться” или “учится”?
Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Выбор в пользу первого или второго варианта будет зависеть от формы глагола.
Мы пишем мягкий знак перед постфиксом “-ся”, если слово стоит в начальной форме.
В данном случае инфинитив будет отвечать на вопрос “что делать?”.
Что дела ть ? – учи ть ся
Так как в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет присутствовать.
Запомните, что в глаголах неопределенной формы (инфинитиве) всегда пишется мягкий знак на конце слова. Мягкий знак сохранится и перед постфиксом “-ся”.
Мы не пишем мягкий знак, если глагол употребляется в форме 3-го лица настоящего времени. В этом случае глагол отвечает на вопрос “что делает?”.
Что делае т ? – учи т ся
Поскольку в вопросе нет мягкого знака, то и в глаголе его не нужно писать.
Давайте вспомним на конце каких глаголов пишется мягкий знак.
Мягкий знак пишется:
- на конце глаголов неопределенной формы (инфинитива),
- на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени после шипящих букв (ж, ш, ч, щ),
- на конце глаголов повелительного наклонения после шипящих и мягких согласных,
- в постфиксе “-сь”, если перед ним стоит гласная буква.
Если в глаголе пишется мягкий знак на конце слова, то он сохраняется и перед постфиксами “-ся” и “-те”.
учи́ ть ся – это инфинитив
у́чи т ся – это форма 3-го лица настоящего времени
Обратим ваше внимание на то, что в данных глаголах ударение падает на разный слог.
Выбирая ту или иную книгу, редко ориентируюсь только на названия. Но все же название служит неким начальным ориентиром, заставляющим обратить внимание на эту книгу. Или не обратить.
Именно так и случилось с книгами из сегодняшней заметки — далеко не сразу обратил внимание на фразы, которая написаны на обложках мелким шрифтом. Впрочем, названия книг вполне отражают их содержание. Однако в во всех этих книгах акцент сделан на том, что точно подмечено в подзаголовках — на самообразование и обучение для практической пользы.
Книга «Думай как математик» продолжает тему предыдущей книги и представляет собой описание идей, подходов и инструментов для обучения, применять которые могут не только люди с математическим складом ума. Вот лишь некоторые из них:
— умение переключаться между сфокусированным и рассеянным мышлением, исключительно важно для обучения
— в процесс обучения создавайте порции информации, т.е ментальных связок, объединяющих отдельные фрагменты информации через общий смысл
— периодически ставьте себе цель усвоить материал самостоятельно
Остальные инструменты я объединил в Summap (а ниже разложил его на несколько элементов)
Книга «100 главных принципов презентации» на первый взгляд с темой обучения на связана. Да, книга эта представляет собой набор советов на все случаи, которые важны на этапах подготовки и проведения презентации. Все советы собраны из разных областей знаний и сгруппированы в соответствии с тем, что именно презентатор должен знать о людях : как человек думает и учится, как удержать внимание аудитории, как человек слышит и видит, как мотивировать человека на деятельность, как человека принимает решения действовать, как люди реагируют на вас и т.д
Однако целых 27 принципов из 100 о том, как человек думает и учиться. Вот эти принципы я и свел в Summap, добавив несколько личных рекомендаций
Чтобы успешно и правильно учиться в общеобразовательной школе, прислушайтесь к 10 полезным советам. Из троечника Вы превратитесь в круглого отличника.
На нашем сайте опубликованы похожие статьи. Пожалуйста, ознакомьтесь и с ними. Попробую угадать, что Вы думаете в настоящее время.
Нас в очередной раз дурят, поскольку из троечника вряд ли получится примерный ученик. Очередное лукавство, Господин Администратор.
Скажите, а когда я Вас подводил? Моя задача – помочь Вам бескорыстно, ничего не требуя взамен. И на этот раз статья получилась интересной.
1. Никогда не садитесь за первую и последнюю парту. Исключения составляют дети с ослабленным зрением. Пристройтесь в середке. Желательно, с отличником.
2. Школьные учителя терпеть не любят выскочек. Если упорно тянешь руку, значит все знаешь, и желаешь выделиться. Вас вызовут, отправят к доске. А потом “слегка осекут”, задав вопрос на засыпку.
3. Правильным решением будет не носиться на перемене, как угорелый. Стойте в сторонке, делая вид, что Вы усердно готовитесь к уроку, что-то повторяете.
4. Если Вы по целому ряду причин не сделали домашнее задание, не стоит сидеть и дрожать. Подойдите к преподавателю перед уроком и честно доложите об этом. Обязательно придумайте не отговорку, а уважительную причину. За такую правдивость учитель, скорее всего, Вас пожалеет, и двойку не поставит.
5. Если Вы учите стихотворение, зубрите сначала одно, а потом другое четверостишие. А не всю поэму целиком. Коли меня не послушаете, придете на урок неподготовленным. А так – хоть что-то, да расскажете, получив четверку с огромным минусом.
6. Чтобы правильно учиться в школе, надо уяснить, что педагог всегда прав, даже если он заблуждается. Никогда не спорьте с ним.
7. В школе на уроках всегда демонстрируйте заинтересованность, когда диктуют новый материал. Не отвлекайтесь по сторонам и не позволяйте себе гадкие смешки.
8. Хотя бы иногда, оставайтесь на дополнительные занятия. По крайней мере, узнайте о такой возможности у преподавателя, чей предмет Вам дается с трудом.
9. Если вы девушка, можете иногда всплакнуть, когда Вам ставят слабую оценку. Но это не должно входить в привычку.
10. Не позволяйте себе жаловаться на учителя. Делайте это в крайнем случае, твердо зная, что правда на Вашей стороне.
Уважаемые читатели сайта, мы с нетерпением ждем Ваших подробных комментариев.
Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.
- Какое из этих слов написано правильно?
- Морфемный разбор слов «учащийся» и «учащейся»
- В каких случаях пишут «учащийся»?
- Примеры предложений
- В каких случаях пишут «учащейся»?
- Примеры предложений
- Ошибочное написание слов «учащийся» и «учащейся»
Правила орфографии, которые каждый из нас изучает еще в школе, являются основой грамотной письменной речи. Разберемся с тем, как правильно пишется «учащийся» или «учащейся», рассмотрим морфемный состав и примеры предложений с этими словами.
Какое из этих слов написано правильно?
Оба слова написаны верно. Единственная разница заключается в том, что они соответствуют разным родам и падежам. «Учащийся» − это мужской род, а «учащейся» − женский.
Оба слова являются причастиями, но при построении предложений, в зависимости от контекста, больше используются как существительные. В составе этих слов необходимо уделить внимание их окончанию, поскольку «ий» и «ей» являются правильным написанием, но меняют род и падеж.
Таким образом, обе словоформы обозначают одно и то же действие для мужского либо женского рода. Их можно сравнить с похожими по значению словами, например, трудящийся мужчина помог освоить новую профессию трудящейся женщине. Благодаря этому получится подобрать правильную словоформу, согласно признакам, которые определяют род и падеж.
Морфемный разбор слов «учащийся» и «учащейся»
Перейдем к морфемному анализу слов. Начнем с «учащийся»:
- «уч» − корень;
- «ащ» − суффикс;
- «ий» − окончание;
- «ся» − суффикс.
Аналогичное действие проделаем со словом «учащейся»:
- «уч» − корень;
- «ащ» − суффикс;
- «ей» − окончание;
- «ся» − суффикс.
Как видно, оба слова имеют одинаковое морфемное строение, различающиеся при этом окончаниями «ий» и «ей».
В каких случаях пишут «учащийся»?
Причастие относится к мужскому роду, поэтому словом «учащийся» можно охарактеризовать ученика, студента, стажера, помощника мастера и т.д.
Если верить лингвистической статистике, это слово не является часто используемым, ввиду чего оно может быть написано с грамматическими ошибками либо неправильно определенным родом.
Примеры предложений
Приведем несколько простых примеров предложений с вхождением слова «учащийся»:
- Учащийся нашей школы занял первое место на республиканской олимпиаде по математике.
- Какую стипендию получает учащийся техникума?
- Учащийся на сварщика студент показал высокие результаты на конкурсе «Лучший в профессии».
- Один учащийся в нашем лицее мальчик помогает отстающим сверстникам.
- Учащийся на «отлично» пользуется авторитетом среди одноклассников и учителей.
В каких случаях пишут «учащейся»?
Слово «учащейся» также является правильно написанным.
Причастие относится к женскому роду, им обозначают студентку, ученицу, помощницу и т.д.
Очень часто слово путают с мужским родом и вместо правильного написания «учащийся» пишут «учащейся». В этом случае следует быть внимательным и не путать окончания.
Примеры предложений
Приведем несколько предложений, в которых встречается слово «учащейся»:
- Учащейся нашего техникума О. Михайловой объявлена благодарность за участие в художественной самодеятельности.
- Благодаря грамотным действиям учащейся медицинского колледжа, удалось спасти жизнь человека.
- Учащейся нашего лицея может стать любая девушка в возрасте от 16 до 25 лет.
- Сколько стоит школьная форма для учащейся в гимназии?
- Учащейся педагогического училища были разработаны новые методики обучения детей рисованию.
Ошибочное написание слов «учащийся» и «учащейся»
Самыми распространенными ошибками при написании этих причастий являются следующие: учасчийся, учасщаяся. Также часто путается род этих слов, в результате чего полностью меняется смысл предложения.
Как видим, оба слова написаны правильно. Единственная разница заключается в том, что они имеют разные падежи и относятся к мужскому и женскому роду.
Между ребенком, идущим в первый класс и выпускником школы, решившим поступить в ВУЗ, есть большая разница. Первоклассника никто не спрашивает, где он хочет учиться и как, а выпускник может сам сделать такой выбор.
К сожалению, в наше время зачастую даже этот выбор за ребенка делают родители, они решают за него все проблемы и подсказывают, в какой ВУЗ ему следует подавать документы. Это и является причиной того, что многие студенты учатся в ВУЗах не для того, чтобы получить знания и стать хорошим специалистом по выбранной профессии, а чтобы как в школе получить оценки и диплом для родителей.
Сегодня тема оценок в школе вызывает напряжение как у педагогов и родителей, так и у самих учеников. Так уж сложилось исторически, оценивание было и остается самой распространенной формой взаимодействия не только в школе, но и в жизни. Большинство из нынешних учителей и родителей сами выросли в те времена, когда оценки ребенка были показателем успешности не только ученика, но и взрослых. Для родителей хорошая оценка являлась главной целью обучения ребенка в школе, предметом гордости им или разочарования. Учителя хвалили и всячески поддерживали отличников и ударников потому, что они повышали престиж класса и школы, а также демонстрировали уровень профессионализма самого педагога.
Безусловно, такое отношение к оценкам со стороны взрослых способствовало тому, что ребенок учился в школе не для получения знаний и призвания, а для того, чтобы родители и учителя его не ругали за плохие оценки. Между тем, правильно учиться в школе и ВУЗе — это значит понимать, что те знания, которые получаешь, пригодятся в жизни для осуществления своей мечты и достижения успеха в жизни. Учиться надо не ради оценок, а для себя.
К сожалению, «убить» школьника в студенте не под силу даже многим опытным профессорам. Привычка учиться для учителей и родителей столь крепко вбита в сердца и умы многих студентов, что они просто не понимают, почему ему надо учиться так, чтобы стать профессионалом и применения своих знаний в дальнейшей жизни. Они по-школьному продолжают учиться в ВУЗе только ради оценки. Если у ребенка не формировался интерес к познаниям в школе, то победить этот комплекс ученика в ВУЗе очень трудно. Зарождаясь в школе, он крепнет в ВУЗе.
Родители выпускника школы должны знать, что будущий студент — это взрослый человек, который должен сам сделать выбор своей профессии, дела и призвания. А те, кто учиться в ВУЗе, потому что папа или мама велели учиться здесь, и те, кому не хватило баллов, чтобы поступить в другой ВУЗ или потому что это учебное заведение находится рядом — глубоко несчастные люди, которые вряд ли будут любить свою работу и находить радость от трудовой деятельности.
Если даже по окончании учебы им удастся устроиться на хорошую должность, эти студенты мало что умеют делать. И что самое печальное — они не стремятся научиться освоить тонкости своей профессии. Комплекс ученика не дает им возможности работать без оценок и повышать свою квалификацию. Привычка угождать начальству есть, а желания самому освоить знания, стать профессионалом своего дела и добиться повышения по карьерной лестнице, у них нет.
Их с самого детства ругали за плохие оценки, наказывали за двойки и обзывали «двоечником». Это все не позволило сформироваться уверенности в себе и сделало их зависимыми от оценок в школе и ВУЗе, от поощрения и одобрения в жизни. У них нет уверенности в том, что он умный и сильный, а потому сможет всего добиться сам. Они все время ищут мнение о себе у других, ждут похвалы начальства, премии на работе, заботы и уважения у супруга.
Сегодня никто не сомневается в том, что школьное обучение нуждается в кардинальной реформе. А пока в нашей стране очень мало школьников и студентов понимают, как надо правильно учиться? Каждый ребенок — личность, имеющий свои особенности и интересы. Родителя и учителя должны делать акцент именно на это, а не на оценки. В основе их отношения к детям должна быть безусловная любовь и безоценочное принятие.
Многие психологи и педагоги сегодня выступают против оценочной системы обучения. Они считают, что оценки нужны только родителям и учителям для манипуляции. По их мнению, оценочная система обучения убивает творческие способности и любознательность ребенка. Если ребенку интересно то, что он изучает, то оценки ему ни к чему. Знания для него имеют ценность сами по себе, дополнительные стимулы для обучения ему не нужны.
Учиться ради оценки или получения диплома — неправильно. В этом случае человека не волнует, что мир разнообразен и его можно познать. Он не задается вопросом: почему все тела падают вниз и почему важно читать произведения великих классиков? Его не удивляет лаконичность математической формулы и не радует красота природы. Ему не интересно знать, как делают ученые открытия, и какие исследования они проводят сейчас. Из такого студента получается лишь подчиненный или самовлюбленный начальник, почти ничего не знающий и ничем не интересующийся, кроме как о получении хорошей зарплаты и премии.
Привычная оценочная система не дает развиваться инициативе. Те студенты, кто привычно учиться ради оценок или диплома смогут стать лишь отличными исполнителями, а руководителями они становятся редко. Ведь в современном мире преуспевают лишь те, кто не боится рискнуть и проявить инициативу, а усидчивость, трудолюбие, аккуратность и послушание редко приводят к успеху. Зато именно они являются основанием для получения отличных отметок. В основе желания быть отличником во всем лежит низкая самооценка, появившаяся чаще всего в детстве из-за боязни наказания за плохие оценки.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»