В первые годы учебы в школе ученики оттачивают свои навыки, в том числе, скорость и качество работы с текстом. По завершении обучения в начальных классах они уже могут читать слова целиком почти без запинок, но зачастую такого уровня все еще недостаточно для того, чтобы эффективно знакомиться с различной литературой.
Родители понимают, что именно книги являются основным источником знаний для школьников, а потому задумываются о том, как научить ребенка читать быстро с полным пониманием прочитанного. Поможет ли добиться нужного результата такая методика, как скорочтение? Расскажем в этой статье.
Как научить ребенка читать быстро
Время – один из самых ценных ресурсов для современного человека, и это касается не только взрослых людей, но и школьников. Учащиеся вынуждены посещать уроки, а затем тратить по несколько часов на выполнение домашних заданий к следующему учебному дню. Из-за высокой загруженности им не всегда удается уделить время увлечениям, общению с друзьями и отдыху. Понимая это, родители школьников хотят привить им навыки, позволяющие легче справляться со школьными нагрузками. Особенно это касается тех предметов, подготовка к которым подразумевает чтение большого количества текстов.
Когда ученик знакомится с художественным произведением по литературе или изучает параграф по биологии, ему требуется не просто пробежать глазами материал, но и запомнить его, а иногда еще и выучить некоторые фрагменты. Из-за этого изучение даже небольшого отрывка текста может превратиться в долгий и рутинный процесс, требующий усидчивости и сосредоточенности. К старшим классам учебная нагрузка становится еще выше, а значит и потребность в хороших навыках чтения возрастает. Так как же ребенку научиться читать быстро, чтобы учеба в школе давалась ему легко?
Развить нужные навыки можно с помощью скорочтения – методики, направленной на увеличение скорости восприятия текста. Эта программа включает в себя целый ряд упражнений, каждое из которых тренирует определенную способность. Рассмотрим эти задания более подробно.
Методы, способы и упражнения для скорочтения
Обучение скоростному чтению подразумевает тренировку сразу нескольких навыков. Отдельные задания могут быть направлены на расширение угла зрения, на повышение концентрации внимания, на улучшение зрительной памяти. Только комплексное развитие способностей позволит добиться видимого результата тренировок, поэтому выполнять важно разные упражнения для обучения скорочтению:
- Разминка для глаз. Ученик фокусируется сначала на одной, затем на двух, а позже и на нескольких строчках. При выполнении этого упражнения не обязательно пытаться понять изложенную суть. Главное – подготовить зрение к выполнению более сложных заданий.
- Клиновидные таблицы. Они представляют собой несколько строчек, на каждой из которых расположены три числа – одно по центру, а другие по бокам. С каждой новой строкой расстояние между боковыми числами увеличивается. Задача учащегося – сфокусироваться на центральном значении и увидеть боковым зрением другие цифры, а после этого перейти к следующей строке на этой странице.
- Лабиринты. Это упражнение схоже с обычными заданиями-лабиринтами, которые можно встретить в детских журналах. Отличие метода состоит в том, что найти выход из лабиринта нужно без использования карандаша или ручки – полагаться можно только на собственное зрение.
- Таблицы Шульте. Существует несколько вариантов этого задания, но обычно для занятий используется таблица 5 на 5 клеток, в каждой из которых расположено число от 1 до 25. Учащемуся предлагается найти глазами числа в их порядковой последовательности.
- Кольца Ландольта. На странице имеется несколько строчек с колечками, каждое из которых имеет разрыв в случайном месте. Ученику предлагается зачеркнуть те кружки, в которых разрыв расположен в определенной стороне, то есть сверху, снизу, слева или справа. Задание выполняется на скорость.
Тексты для скорочтения
Помимо выполнения стандартных упражнений, также стоит уделить внимание выбору специальных текстовых материалов. Они будут отличаться от привычного всем книжного формата и могут быть представлены в виде текстов, в которых:
- пропущены некоторые буквы. Учащемуся требуется привыкнуть воспринимать информацию, фокусируясь на словах и не обращая внимания на отдельные буквы.
- страница частично перекрыта каким-либо узором. Этот метод также способствует более цельному, а не фрагментному восприятию материала.
- строчки перевернуты или расположены под углом в 90 градусов. Задание направлено на тренировку внимательности и на расширение охвата зрения.
Имеет значение не только выбор текстовых материалов, но и то, как именно ученик будет их читать. Одной из самых распространенных проблем, мешающих освоить скорочтение, является привычка проговаривать слова про себя – внутренняя артикуляция. Именно из-за нее многим школьникам не удается воспринимать текст с большей скоростью. Поэтому программа освоения техники быстрого чтения должна включать в себя проработку этого и многих других нюансов. Только так удастся вывести навыки на новый уровень.
Как научиться быстро читать и зачем это делать
Большинство людей видят в скорочтении возможность сократить время, которое обычно тратится на знакомство с технической, художественной или учебной литературой. Действительно, эта техника позволяет достичь подобного результата, но основная ее задача не только в этом. Одной из важнейших целей освоения скоростного чтения является совершенствование и сопутствующих умений, которые необходимы для качественного усвоения материала: памяти, внимания, степени понимания информации. Все эти способности напрямую влияют на успешность образовательного процесса в целом.
Если речь идет о детях, то у обучения скорочтению есть еще одна важная миссия – воспитание интереса к книгам. Зачастую у школьников недостаточно хорошо развита скорость чтения и способность понимать прочитанное, а потому знакомство с литературой не вызывает у них энтузиазма. Улучшив навыки ребенка, удастся привить ему подлинную любовь к книгам, но для этого нужно регулярно заниматься с ним по проверенной программе, которая следует четкому плану и позволяет последовательно улучшать способности.
Именно этим принципам соответствует Либерика – курс скорочтения от академии развития интеллекта AMAKids. Программа рассчитана на учеников от 7 до 16 лет – группы формируются в зависимости от возраста детей и их начальной скорости работы с текстом. На занятиях они освоят различные методы восприятия информации и научатся применять их на практике. Полученные знания позволят ученикам легче справляться с учебным процессом в школе и дома, а приобретенные умения сохранятся на всю жизнь. Запишите своего ребенка на Либерику уже сейчас и начните обучение быстрому чтению вместе с AMAKids.
Для каждого человека обучение чтению начинается с распознавания букв, потом слогов, со временем наше зрение уже способно охватывать целые слова и составлять из них предложения. Подобной методики вполне достаточно для того, чтобы прочитывать в минуту до 300 слов, однако в современном мире, в условиях огромного количества информации и знаний, нужно не просто уметь читать, а делать это быстро и как можно более эффективно. Добиться высокой скорости восприятия печатного текста помогает скорочтение — способность как минимум быстрее усваивать информацию без ухудшения понимания материала.
У тех, кто полноценно освоил навыки данной методики, счет идет на десятки тысяч слов в минуту. Среди достоинств техники скорочтения — возможность увеличить объем запоминаемого текста, сэкономить время на его изучение, развить внимание и значительно ускорить мыслительные процессы. В этой статье мы поговорим о методике скорочтении, теории и, конечно, разберем практику – конкретные приемы, как научиться читать быстрее
Как работает методика скорочтения?
Скорочтение помогает поверхностно отхватить взглядом текст, «пробежаться» по нему и понять, на какие фрагменты следует обратить более пристальное внимание, а какие можно просто отсеять. Те, кто овладел методикой скорочтения, как правило, не читают все слова в предложении, а фокусируются на наиболее значимых. Таким образом составляется полная и, главное, цельная картина текста. Конечно, для чтения художественных произведений с целью насладиться стилем автора, удачными метафорами и интересными сравнениями, этот метод вряд ли будет наиболее подходящим, однако если ваша цель — именно получение информации, да еще и в большом объеме, развитие навыка скорочтения станет очень полезным.
В интернете можно найти различные курсы по обучению скорочтению – существуют как занятия с преподавателями, так и видеоуроки. Впрочем, освоить методы скорочтения можно и в домашних условиях, абсолютно бесплатно. Главняе условие – быть достаточно усидчивым, регулярно тренироваться и как можно чаще применять полученные знания на практике. Будьте готовы к тому, что тренировки займут не один день и даже не пару недель.
Как научиться скорочтению в домашних условиях?
Многие курсы скорочтения в своих программах отталкиваются от одних и тех же методов (что не удивительно, ведь в школе или до нее нам всем прививают один и тот же метод чтения, который и тормозит процесс). Приведем основные способы, которые помогут увеличить скорость чтения без потери в эффективности. Обучение технике скорочтения можно разделить на две группы: сначала надо избавиться от того, что мешает читать быстрее, а потом учиться наращивать скорость (это достигается в основном практикой). Рассмотрим базовые упражнения для развития навыка скорочтения.
Приобретаем нужные для скорочтения навыки и избавляемся от ненужных
1. Одним из основных препятствий на пути к быстрому чтению является субвокализация , т.е. привычка мысленно проговаривать текст про себя. В результате наш мозг, помимо зрительной, вынужден обрабатывать еще и речевую информацию, что существенно уменьшает скорость прочтения материала. Таким образом первым шагом на пути к освоению скорочтения станет прекращение субвокализации.
Если субвокализация сопровождается бубнением вслух или движением губ (артикуляцией), избавиться от нее можно, зажав между зубами какой-либо предмет или аккуратно прикусив язык. Если же проговаривание происходит на уровне связок (но без выраженного произнесения звуков) и мозга, наилучшим способом подавления субвокализации станут специальные упражнения. Во время чтения человеку предлагается отбивать карандашом или пальцем определенный такт, произносить про себя скороговорки и стишки, напевать, считать до 20 — словом, делать то, что мешает произносить про себя текст. Развить навыки скорочтения поможет даже метроном (его можно купить или скачать в Интернете программу-метроном) и читать под стук механизма, периодически меняя частоту его ритма.
2. Другим «тормозом» в освоении навыка скорочтения выступают так называемые регрессии — возвратные движения глаз и перечитывание абзацев и предложений. Подсчитано, что в силу невнимательности или наличия трудных для понимания отрывков текста человек возвращается к прочитанному Устранить проблему можно с помощью картонной закладки или, например, листа бумаги, которыми необходимо закрывать уже усвоенный материал.
3. Еще одной причиной небольшой скорости чтения является плохо развитое периферическое зрение, не позволяющее охватить одним взглядом объемные участки текста. В этом случае рекомендуется обучение вертикальному чтению, при котором, глядя в центр строки, человек будет видеть ее целиком и сможет переходить на следующую строчку как бы по вертикальной линии.
Тренироваться лучше всего на узких текстах (к примеру, газетных колонках) или таблицах Шульге, представляющих собой квадраты из 25 ячеек. В каждую ячейку вразброс вписывают цифры от 1 до 25, а затем с расстояния около 30 см, сосредоточив взгляд на центральной цифре, пытаются отыскать остальные по порядку.
Увеличиваем скорость
Когда вы успешно избавитесь от привитых с детства тормозов, вы уже будете читать быстрее, чем раньше. Однако нет пределов совершенству, и техника скорочтения — не исключение. Так, чтобы дополнительно повысить количество прочитанных в минуту слов, освойте навык поверхностного чтения, направленный на поиск ключевых слов в тексте, развивается конспектированием или угадыванием смысла предложения после прочтения его отдельной части. Немаловажную роль в обучении скорочтению вообще и в этом упражнении в частности играет усидчивость и непрерывность тренировок, что в скором времени позволит обрабатывать большие объемы текста без упущения важных деталей.
Тренируясь, обязательно следите за тем, чтобы вы понимали смысл прочитанного. Если смысл стал от вас ускользать — немного сбавьте скорость, ведь от 100 добросовестно прочитанных, но не понятых страниц практической пользы немного.
Развитие навыка быстрого чтения.
Святослав Викторенко — основатель центра интеллектуального развития Zig-zag. Психолог, тренер по развитию скорочтения и памяти. На воркшопе, организованном украинским издательством «Наш Формат», Святослав поделился лайфхаками, как научиться быстро читать и усваивать новую информацию.
Записали самое интересное.
Зачем учиться скорочтению
Американский футуролог Элвин Тоффлер говорил:
Я с ним согласен.
Сотни лет назад человек считался образованным, если просто умел читать. Сейчас этого недостаточно. Информации становится все больше, поэтому нужно читать быстро без потери смысла.
Наверное, многие могут узнать себя в описании: несколько месяцев читаете книгу, наконец дочитываете, но понимаете, что забыли 80% информации. Все это потому, что в школе нас никто не научил читать эффективно.
Максим Белов,
СМО в OLL.TV
Анастасия Стеценко,
Employee Advocacy Lead, DataArt
Бытует мнение: быстро читаешь — меньше понимаешь. На самом деле, все наоборот. Один из основоположников когнитивной психологии Лев Выготский изучал этот вопрос.
Он пришел к выводу, что при быстром чтении человек лучше понимает информацию, «поскольку разные процессы происходят с разной скоростью, и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».
Многие известные люди своим примером подтверждают пользу скорочтения. Например, Оноре де Бальзак за 30 минут мог прочитать роман средних размеров. Наполеон Бонапарт читал со скоростью 2 тысячи слов на минуту.
Максим Горький на прочтение одной страницы тратил меньше минуты.
Скорочтение в цифрах: обычный темп чтения — прочитать среднюю книгу за 12 часов, быстрый — за 1,5 часа. Человек, который владеет техникой скорочтения, в среднем читает тысячу слов за минуту.
Как научиться читать быстрее
1. Расширяйте поле зрения
Вытяните руку вперед и посмотрите на свой большой палец. Размер ногтя — то, что мы видим четко. Остальное начинает расплываться. Это так называемое «пятно ясного зрения».
Чтобы научиться скорочтению, это пятно нужно расширять. Если оно обычного размера — как ноготь — мы читаем по одному слову. Если крупнее, охватываем большую часть текста. В идеале нужно читать минимум два слова одновременно.
Хороший тренажер для этого — таблица Шульте. На ней расположены числа или буквы, которые нужно быстро находить и выстраивать в определенном порядке.
Как правильно это делать?
— смотрите на таблицу на расстоянии 30 см
— сфокусируйте взгляд в центре и не двигайте
— находите на таблице числа от 1 до 25
Самое важное здесь — не перемещать взгляд, а пытаться видеть таблицу целиком. Упражнение помогает расширить поле зрения. Это позволит читать в два раза быстрее.
2. Не повторяйте то, что читаете
Наверняка вы замечали: когда читаете, внутренний голос повторяет каждое слово. Это называется субвокализацией. Скорее всего, она появляется из-за того, что изначально мы учились читать вслух, и привычка осталась.
Субвокализация замедляет чтение. Она дает определенный лимит, ведь невозможно читать вслух быстрее 300 слов в минуту. Такой же темп сохраняется, когда вы мысленно проговариваете прочитанное.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Поэтому важно избавляться от внутреннего голоса. Его можно заменить на визуализацию — представлять, что вы читаете, а не говорить.
3. Концентрируйтесь на чтении
Во время чтения мы часто отвлекаемся — на телефон, соцсети или другие мысли. Потом возвращаемся к книге и теряемся: забываем, о чем читали, и начинаем перечитывать. Это происходит из-за слабо развитой концентрации.
Особенно проблема актуальна для «клипового поколения». С развитием технологий появилось больше отвлекающих факторов. Следовательно, упала концентрация внимания и уменьшился объем оперативной памяти. Если раньше люди могли запоминать от 5 до 9 чисел или слов, то сейчас этот показатель упал в два раза.
Когда вы отвлекаетесь, а после перечитываете то, что не поняли, теряете много времени. Скорость чтения замедляется.
Что делать?
Тренируйте концентрацию — практикуйте медитацию, дыхательную гимнастику.
Это позволяет меньше отвлекаться не только от чтения, но и от других важных дел.
Пробуйте читать с помощью карточки — закрывайте ею каждую прочитанную строку и не возвращайтесь к ней.
Это приучает мозг читать и понимать с первого раза.
Лайфхак: водите пальцем под строчками во время чтения. Со временем вы заметите, что начинаете ускоряться. За счет того, что у вас есть точка концентрации в тексте, концентрация внимания улучшается на 25%.
4. Быстрее узнавайте текст
Мы не читаем слова, а узнаем их. Соответственно, чем быстрее будем их узнавать, тем быстрее начнем читать. Эта техника в скорочтении называется антиципацией — способность додумать пропущенные фрагменты и правильно их трактовать.
Посмотрите на текст ниже.
Приложив немного усилий, можем прочитать: «Данное сообщение показывает, какие удивительные вещи может сделать наш разум».
Антиципация — как утяжелители для спортсменов. Чем больше таких текстов вы будете читать, тем легче и быстрее будете воспринимать обычные тексты.
Вы студент или администратор, которому приходится быстро прорабатывать неимоверное количество документов? Методы скорочтения помогут вам сэкономить время. На первый взгляд вам может показаться, что ускоренное чтение усиливает стресс и напряжение, однако на самом деле оно оказывает совершенно противоположный эффект.
Что такое скорочтение?
Скорочтение предполагает применение различных техник для увеличения скорости восприятия печатного текста. Сюда относятся быстрый просмотр, сканирование и сокращение мысленного проговаривания. Существует множество материалов для тренировки.
Безусловно, зачастую чтение художественной литературы помогает погрузиться в таинственный и неизведанный мир героев, отдохнуть от обыденности и насладиться процессом. Однако для тех случаев, когда необходимо проработать большое количество информации, методы скоростного чтения окажутся очень полезными.
Далее перечислено несколько преимуществ, которые дарит этот навык.
Скорочтение дарит новые возможности
Вы получаете быстрый доступ к большому количеству фактов, которые быстро преобразуются в знания. Это позволяет повысить скорость выполнения задач, мотивацию и производительность, что, в свою очередь, открывает новые возможности.
Вы сможете читать по одной книге в день, как Теодор Рузвельт. Один из самых успешных политиков за всю историю США владел навыками скорочтения, которые позволяли ему найти общий язык с людьми разных профессий. Один из секретов Рузвельта заключался в том, что он готовился к встрече с новыми людьми, заранее узнавая круг их интересов и прочитывая несколько книг по этой теме. Это позволяло ему расширять кругозор и налаживать связи с окружающими людьми.
Улучшается память
Мозг – это орган, которому требуются тренировка, так же как и мышцам. Регулярное чтение помогает значительно повысить когнитивные способности и улучшить память.
Повышается концентрация
Люди, которые читают хотя бы по 300 слов в минуту, способны лучше сосредоточиться на одном материале. Углубленная работа и полное погружение повышают качество выполнения задачи и сокращает затрачиваемое время.
Сосредоточенность на определенных словах и идеях повышает концентрацию и качество понимания контекста. При этом все внешние отвлекающие факторы уходят на второй план. Если же человек читает медленно, у него появляется время на посторонние мысли, он чаще отвлекается, а продолжительность выполнения увеличивается.
Снижается уровень стресса
Увеличение концентрации на одном материале при ускоренном чтении значительно снижает стресс. Вы получаете превосходную возможность отрешиться на время от всех гнетущих мыслей и проблем и погрузиться в мир книги.
7 техник скорочтения
Среднестатистический человек читает от 200 до 250 слов в минуту. Однако нет никаких ограничений, которые мешают увеличить эту скорость хотя бы в два или три раза. Далее представлено несколько эффективных методик, которые помогут вам приблизиться к желаемой цели.
1. Читайте оглавление
Что обычно делают люди, которые берут новую книгу? Многие открывают первую страницу и заставляют себя приступить к чтению, испытывая негодование от того, что придется читать несколько десятков страниц, прежде чем они доберутся до основного повествования.
Вместо этого ознакомьтесь вначале с оглавлением. Это позволит уловить основную суть и ускорит дальнейший процесс изучения материала, поскольку ваш мозг получает необходимую настройку. Подсознательно вы начинаете читать быстрее, ведь мозг уже считает эту информацию знакомой.
2. Старайтесь не проговаривать текст мысленно
Мысленное проговаривание слов снижает скорость. Это помогает некоторым людям лучше воспринимать информацию. Но попробуйте перестроиться. Начните читать быстрее и старайтесь мгновенно постигать смысл увиденного слова, не проговаривая его про себя. После регулярных тренировок вы научитесь понимать смысл гораздо быстрее.
3. Слушайте музыку
Результаты многочисленных исследований показывают, что прослушивание музыки помогает повысить скорость чтения. Основная причина заключается в том, что спокойная музыка помогает расслабиться мозгу и снять лишнее напряжение, освобождая дополнительные энергетические ресурсы для постижения материала.
4. Заставляйте свой взгляд быстрее скользить по странице
В процессе чтения используйте указку или карандаш. Сознательно ускоряйте движение указки по строчкам. Это поможет повысить скорость чтения. Многие люди становятся жертвами визуальной регрессии. В процессе чтения их взгляд непроизвольно отскакивает назад к началу строки, а прочитанные слова приходится перечитывать заново. Использование указки помогает избавиться от визуальной регрессии.
5. Воспринимайте слова группами
Старайтесь воспринимать смысл нескольких слов сразу. Это поможет вам уловить основные идеи книги или статьи. Если вы посмотрите на одну и ту же фразу несколько раз, ваш мозг акклиматизируется и начнет воспринимать смысл написанного быстрее. Тренируйте этот навык чаще, и вскоре ваш темп чтения увеличится.
6. Читайте первый и последний абзацы
Еще одна методика, которая подходит больше для чтения учебной литературы, а не художественной, называется сканированием. Попробуйте быстро просканировать основные факты. Первое и последнее предложения каждого абзаца читайте немного внимательнее, однако старайтесь не снижать скорость. Это позволит вам уловить основную суть.
7. Читайте быстрее, чем можете
Если вы начали читать быстрее, вероятно, вы придете к выводу, что уже достигли желаемой цели. Не останавливайтесь на достигнутом. По мере развития этого навыка, старайтесь читать еще быстрее.
Несмотря на то что вышеперечисленные советы на первый взгляд могут показаться простыми и знакомыми, достигнуть цели поможет только регулярная тренировка. Старайтесь заниматься хотя бы по 15 минут в день. Регулярные занятия лучше, чем один интенсивный и продолжительный урок раз в неделю.
В век информационных технологий одного высшего образования бывает недостаточно, и чтобы идти в ногу со временем нынешнее поколение вынуждено постоянно пополнять свой багаж знаний, черпая новую информацию из всех доступных источников. Поэтому порой все чаще успех и карьера зависят именно от того, насколько быстро Вы овладеете новой информацией.
Не имеет значения, читаете Вы рецепт пирога, сообщение от коллеги, мировую классику или последние исследования по селенографии – навык быстро читать и усваивать информацию значительно упрощает жизнь. Обычный человек, который никогда не задавался целью увеличить скорость чтения, может прочитать около 250 слов в минуту. Почти каждый, кто решит научиться читать быстрее, может увеличить эту скорость минимум вдвое, сохранив высокий уровень понимания прочитанного текста!
Как развить скорочтение?
Существует множество методик, программ и упражнений для увеличения скорости чтения. Вы можете пройти дистанционные курсы скорочтения, найти преподавателя в своём городе или заниматься дома самостоятельно. Прежде чем приступить к занятиям, следует изучить суть проблемы. Почему мы читаем так медленно? Основных причин можно выделить несколько:
- Мы проговариваем про себя текст, некоторые люди даже имеют привычку тихонько читать вслух или шевелить губами;
- Мы тратим много времени на фиксации. Исследования показали, что мозг «читает» только тогда, когда наши глаза не движутся. Если приложить палец к глазу во время чтения, Вы почувствуете, как зрачок рывками движется по строке;
- Мы возвращаемся и перечитываем текст по несколько раз.
Обстоятельств, замедляющих чтение, конечно, гораздо больше, но поработав даже над этими тремя проблемами, Вы уже сможете читать значительно быстрее.
Как научиться скорочтению самостоятельно?
- Отказаться от артикуляции и проговаривания текста. Для этого приложите палец к губам и попробуйте мычать, жужжать или даже напевать что-нибудь, когда читаете. Вскоре Ваша скорость чтения увеличится, артикуляция просто не будет поспевать за ней, и от этого приема можно будет отказаться;
- Сокращайте время фиксации. Для этого можно воспользоваться специальными приложениями или обычной книгой, ручкой, линейкой, палочкой, пальцем. Водите предметом под строкой, которую читаете, не останавливаясь и стараясь постоянно следить за ним взглядом;
- Увеличение области фиксации. Наверняка Вы слышали о чтении по диагонали. Суть в том, что наибольшую скорость чтения можно развить тогда, когда взгляд будет двигаться только сверху вниз, по центру строки, не отвлекаясь на горизонтальные движения. Тренироваться удобнее всего на тексте, разбитом на колонки, или стихах;
- Воспользуйтесь листом бумаги, чтоб закрывать прочитанный текст. Если у Вас возникнет потребность перечитать, Вы сможете отодвинуть лист и скорректировать скорость чтения, но больше не будет потерь времени и эффективности, связанных с бессознательными перечитываниями. Со временем привычка перечитывать угаснет, и Вы сможете читать быстрее.
Итак, в наш век, когда люди страдают не от недостатка информации, а скорее от ее переизбытка, умение быстро и качественно отобрать необходимые сведения, выудить их из всех доступных источников может стать ключом к успеху.
Скорочтение — это навык, позволяющий усваивать текстовую информацию быстрее, чем обычно. Многие родители считают его полезным, поэтому хотят научить этому детей. Рассказываем про эффективное обучение скорочтению и главные ошибки родителей.
В каком возрасте начинать читать
Существует множество эффективных методик, обучающих детей скорочтению. Наиболее известные — Монтессори, Зайцева, Домана, Вальдорф. Сторонники методики Зайцева уверены, что заниматься чтением с ребенком нужно с двух лет. Для этого есть специальные обучающие кубики, на которых нарисованы буквы. Еще они умеют издавать различные ассоциативные звуки.
Приверженцы Монтессори считают, что нет конкретного возраста, когда нужно начинать заниматься быстрочтением с ребенком. Потому что у дошкольника должно сначала возникнуть желание научиться читать. И когда оно у него появится, он обязательно всему научится без надзора взрослого.
Методика Домана направлена на ребят 3–7 лет, поскольку в этом возрасте ребенок способен впитывать информацию, как губка, легко и непринужденно. Считается, что если начать читать в этом возрасте, то все будет получаться быстро и просто.
Вальдорф рекомендует начать читать в дошкольном возрасте, но обучаться именно скорочтению с 10 лет. Поскольку есть теория, что раньше ребенок просто не способен быстро воспринимать информацию.
В любом случае всегда важно учитывать индивидуальные способности и предпочтения ребенка. И именно под них подбирать методику.
От простого к сложному
Главные принципы обучения скорочтению — это не давить на ребенка и всегда начинать от простого к сложному. Не стоит начинать заниматься быстрочтением, если дошкольник все еще путает буквы или с трудом складывает слоги в слова. Это может лишь еще больше запутать ребенка или дать понять, что читать — тяжело и скучно.
Если же ваш ребенок уже полностью готов для обучения скорочтению, то разработайте для себя примерный план, по которому вы будете заниматься. Не забывайте: всегда двигайтесь от простого к сложному. Не сыпьте все в одну кучу и не давайте ребенку информации больше, чем он может усвоить.
Самые первые шаги к скорочтению можно начать делать так — напишите несколько коротких слов на разных листах бумаги или карточках. Например: лес, пёс, кот, дом, рот. Дальше алгоритм действий прост: показывайте эти карточки друг за другом, чтобы ребенок запоминал слова визуально, а не считывал по слогам. Когда ребенок начнет в них ориентироваться, измените слова. Если три буквы станут для него «легким уровнем», добавьте еще одну — кран, вата, долг, река, лицо. И так постепенно двигайтесь по направлению к большим и сложным словам.
Потом так же по нарастающей можно начать давать предложения и абзацы, где эти слова встречаются.
Специальные упражнения
Еще несколько эффективных упражнений, способствующих быстрому чтению:
- «Сбор урожая» — эффективное упражнение из книги Павла Палагина. Когда ребенок прочитал абзац, попросите его остановиться и про себя проговорить смысл прочитанного. Пускай он в голове нарисует схемы или даже таблицы важнейших аспектов текста.
- «Буксир». Читайте вместе с ребенком, задавая разный темп. Это отличный способ освоения навыка быстрочтения. Ребенку не должно быть слишком тяжело, но и не стоит делать слишком просто.
- «Поиск». Просите ребенка находить в тексте конкретные слова или даже предложения, не вчитываясь по порядку. А еще можно дать ребенку задание быстро посчитать, сколько раз на странице встречается имя главного героя. Такие упражнения помогают тренировать рассредоточенность взгляда.
- «Таймер». Устанавливайте время и договаривайтесь о наградах, которые ребенок может получить, если быстро прочитает конкретный текст. Такой навык позволяет улучшить технику чтения за счет желания выиграть.
- «Не запутайся». Распечатайте фотографии животных, но подпишите их ошибочно. Пускай лиса будет совой, а кролик — собакой. Просите ребенка быстро читать названия животных, не сбиваясь на картинки. Также можно сделать и с цветом. Написать красной ручкой слово «синий». И попросить ребенка прочитать быстро все цвета. Такие упражнения тоже хорошо развивают навыки скорочтения и помогают не зацикливаться на буквах.
- «Не произноси». Придумайте с ребенком правило. Например: нельзя читать слова на букву «а». Потом покажите ему отрывок текста, который нужно прочитать, избегая слова на «а». Следите за скоростью чтения. Постепенно усложняйте задачу, добавляя и другие правила.
- «Тренировки навыков». Упражнение для самых смелых. Составьте ребенку текст, где будет несколько заданий из методик быстрого чтения. Например, слова разного цвета и слова на букву «а». Помогайте своим темпом чтения или наоборот немного сбивайте, чтобы ребенок был сконцентрирован только на тексте.
Не совершайте подобных ошибок
Основные ошибки, которые допускают родители, когда работают с навыком быстрого чтения:
- Никакой разминки. И речь тут не о чтении, а о физической нагрузке. Глаза ребенка могут быстро устать от чтения, поэтому обязательно разминайте глаза. Попросите ребенка посмотреть вдаль и вблизи, пускай нарисует глазами круг или даже восьмерку. Это полезный навык, который поможет снизить нагрузку.
- Отсутствие регулярности. Многие родители думают: «Он уже научился, зачем повторять?» Так скорочтение не работает. Для техники быстрого чтения необходимо регулярно заниматься и повторять выученное.
- «Пэ» и «вэ». Звук «в» — это звук «в», а не «вэ». И говорим мы «вода», а не «вЭодЭа».
- Не нагружайте ребенка разнообразностью методов быстрого чтения. Лучше заниматься часто но понемногу, чем один раз несколько часов.
Книги по скорочтению для детей
Специальных упражнений, как улучшить методы скорочтения, множество. Их можно найти в интернете или книгах:
- «Повышение скорости чтения» — С. Зотов
- «Учимся читать быстро» — О. Андреев
- «Учись читать, малыш!» — В. Эдигей
- «Скорочтение для детей 6–9 лет» — Ш. Ахмадуллин
- «200 текстов для обучения скорочтению» — Г. Абдулова
- «Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта» — Г. Абдулова
Об этом «Белгородские известия» поговорили с тренером по скорочтению Дианой Ковалевой
Все, кто соприкасается с огромным потоком информации, знают, как важно быстро читать. Это умение одинаково необходимо и школьнику, и студенту, штудирующему десятки учебников перед экзаменом, и компетентному специалисту, и просто тому, кто хочет успеть прочесть как можно больше книг.
Будьте вы семи пядей во лбу, но при всём желании самостоятельно добиться скорости чтения более 300 слов в минуту очень сложно. Даже если это получится, то не факт, что вы будете лучше понимать содержание. Скорочтение поможет не только быстро читать, но и запоминать намного больше, считает тренер по скорочтению Диана Ковалева.
— Диана Львовна, каких результатов добиваются ваши ученики?
— Большинство людей читают со скоростью 150–200 слов в минуту, но, применяя методики скорочтения, мои ученики начинают читать в три-четыре раза быстрее. Есть способы, которые позволяют достичь результата более 1 000 слов в минуту. Многое зависит от индивидуальных особенностей и уровня сложности текста.
Важно, что при скорочтении не теряется качество усвоения информации, человек не только понимает и запоминает прочитанное, но и делает это гораздо лучше, чем до обучения. Мы определяем это по специальным тестам, уровень запоминания возрастает примерно от 30–50 до 80–100 %.
— За счёт чего увеличивается скорость чтения?
— Чтение нам кажется непрерывным и плавным процессом, но это совсем не так. При чтении наш взгляд фокусируется на слове или группе слов, потом мы переводим его на другую группу, время теряется. При скорочтении мы учимся читать страницу за две-три фокусировки. Для этого надо развивать угол зрения, переходить от классического пословного горизонтального чтения к блочному, сверху вниз. Если угол зрения будет достаточно развит, то можно усваивать текст на странице за несколько движений глаз.
Быстрого и качественного восприятия печатной информации добиваемся с помощью упражнений по специальной методике. Они направлены на распознавание символов, понимание смысла прочитанного, запоминание.
Кроме того, скорочтение – это не только новые навыки, но и отказ от вредных привычек при работе с текстом. Нужно научиться не возвращаться к прочитанному. Для многих сложно бороться с желанием перечитать, особенно если отвлёкся, но из‑за возвратных движений глаз в разы снижается скорость. Чтобы избавиться от этой привычки, ученики читают текст, двигая по строчкам ручкой или пальцем. Со временем этот контроль уже не требуется.
Ещё одна вредная привычка, которая есть у всех без исключения. Мы проговариваем текст: кто вслух, кто про себя. Но так как при скорочтении знакомство с текстом происходит намного быстрее, чем разговорная речь, от этой особенности также необходимо избавляться с помощью определённых приёмов.
Вообще, мозг работает намного быстрее, чем мы представляем, но мы наставили ему искусственных барьеров. Пока он их преодолевает, скорость чтения катастрофически падает.
— Хорошо, мы убрали все тормоза, скорость увеличили. Но за счёт чего улучшается запоминание?
— Курс скорочтения, который мы используем, позволяет перейти на другой уровень восприятия текстовой информации. Постоянные упражнения для развития межполушарных связей ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки, недаром это называют нейроакробатикой. Гармоничная работа полушарий в свою очередь определяет огромные возможности человека. В нашем мозгу начинается глубокая внутренняя перестройка, адаптация к новым требованиям, скорости восприятия. По большому счёту, мы доверяем ему самостоятельно искать важнейшую информацию на странице, и мозг, как показывает практика, отлично с этим справляется.
— Нас всех учат читать в школе. Но почему, достигнув какой‑то определённой скорости чтения, мы с возрастом её практически не увеличиваем?
— Чтение по строчкам с проговариванием слов – это вчерашний день. Школьная программа усиленно развивает левое полушарие – речь, мышление, логику. Но не правое, отвечающее за создание нового, творческие способности. А если нет гармоничной взаимосвязи полушарий, то нет результатов.
— Одно дело – художественный текст, другое – научная литература. Как при скорочтении учитывать сложность подачи текстовой информации?
— Благодаря определённым техникам человек учится индивидуально регулировать свою скорость чтения, мгновенно подстраиваясь под текст и его сложность, навык вырабатывается автоматически. Из предложенных и апробированных вариантов на интуитивном уровне он выбирает удобный лично для него, тот, который поможет максимально понять прочитанное.
Раньше люди читали не торопясь, размеренно, при неровном свете свечи. Быстрота чтения не была необходима. Но мы живем в стремительное время, нам нужны довольно большие объемы информации, уже со школы дети должны читать не только художественную литературу, но и учебники, технические описания к разным гаджетам, статьи и так далее.
Если читать медленно, времени учиться в хорошем темпе может не хватить. Как же быть? Неужели придется с утра до вечера сидеть над книгами и учебниками? На самом деле есть несколько секретов, которые помогут научиться читать быстро с полным пониманием прочитанного. Сегодня мы ими поделимся.
1. Определяем скорость.
Вы читаете медленно или считаете, что можете быстрее? Определите вашу скорость. Включите таймер и прочитайте полстраницы текста. Запишите ваш результат. Это нужно для того, чтобы следить за прогрессом обучения и правильно подбирать упражнения, которые помогут улучшить навыки.
Не старайтесь ускоряться до предела, важно достичь равновесия скорости и понимания прочитанного. Контролируйте ваше чтение, чтобы точно знать, что вы движетесь.
Стремитесь стать быстрее, но при этом не терять в понимании текста.
2. Читаем слова группами.
Причина замедлений в чтении по слову, остановках на каждом слове, движении взгляда обратно, чтобы прочитать строчку еще раз. Часто нам кажется, что так мы лучше поймем смысл. Но это не так. Читая отдельными словами, а не конструкциями, мы просто замедляем темп. Старайтесь читать словосочетаниями, цепляйте взглядом группы слов.
Обратите внимание, что даже сложные предложения в русском языке разделены на смысловые единицы – простые предложения, причастные и деепричастные обороты, обособления. Все эти конструкции обычно отделяются от остальной части предложения запятыми. Попробуйте охватывать кусок текста от запятой до запятой, затем следующий. Потихоньку вы привыкнете сразу замечать интонационные паузы и впитывать информацию блоками.
Установите для себя правило: каждое предложение делить на 2-3 части.
3. Без остановок.
Почему мы останавливаемся? Вероятно, потому что не очень уверены, что правильно поняли смысл. Так тоже бывает, если читать сложную теоретическую литературу, но вряд ли смысл ускользнет от вас в процессе чтения художественных произведений.
Приучите себя читать без остановок. Скользите глазами по строчкам, не спотыкайтесь о каждое слово. Если вам сложно побороть привычку, возьмите себе в помощники карандаш и водите по строкам. Пусть глаза двигаются за указкой, так вы понемногу привыкнете читать подряд, без топтания на месте.
Вот увидите, ваши страхи потерять смысл скоро останутся позади. Наоборот, концентрация внимания повысится, а скорость чтения увеличится (напоминаем про пункт 1, следите за вашим прогрессом).
Тренируйте себя. Чтение – это почти как спорт. Чем больше тренировок, тем больше результат.
4. Знакомимся с терминами.
Художественная литература обычно не требует знания каких-то особых слов. Конечно, в ней встречаются незнакомые, устаревшие, диалектные слова, но не очень часто, поэтому всегда можно быстро понять их значение по контексту или остановиться и использовать словарь.
Но что делать, если вы читаете учебники или другую обучающую литературу? Здесь встречаются не просто незнакомые слова, но терминология, причем, для каждого предмета и направления она своя.
Совершенно не важно, изучаете вы курс биологии за 7 класс или проходите курс маркетинга, постарайтесь сначала познакомиться с особыми словами, которые будут вам встречаться в тексте. Не бросайтесь в омут понятий с головой, вы быстро устанете разгадывать смысл и остановитесь.
Но как же выяснить, какие слова требуют особого знакомства? Возможно, первую-вторую главу вашего трактата нужно прочитать медленно, найти научные термины и профессионализмы, посмотреть в словаре их значение. Теперь, если вы встретите их снова, вам не нужно будет останавливать чтение. Добавляйте в свой словарный запас новые слова и скоро вы привыкнете к особому языку научных и обучающих изданий.
Познакомьтесь с новыми словами и терминами заранее, иначе быстрое чтение превратится в неприятную поездку по плохой дороге, от которой останутся только синяки.
5. Не проговариваем!
Еще одна популярная ошибка читателей – проговаривание слов про себя .
С одной стороны, артикуляция важна, особенно если вы читаете стихи или классическую прозу. Артикуляция помогает почувствовать звучание речи, ритм и стиль текста. Поэтому полностью отказываться от нее не нужно. Но мы часто читаем тексты, где нужно понять смысл, а не вдохновиться красотой слова. В этих случаях проговаривание нам не нужно.
Обманите свой мозг: пойте песню, пока читаете книгу.
Способов увеличить скорость чтения немало. Можно заниматься самостоятельно, можно отправиться на курсы скорочтения.
Оптимальный вариант достичь скорости – 150-200 в минуту . Но, стремясь, читать быстрее, не забывайте, что некоторые произведения все же требуют медленного, вдумчивого чтения, понимания художественного языка.