Какие дороги называют грунтовками?
Ответ кроется в названии. Основу дороги составляет грунт, то есть почва. Грунтовые дороги принято разделять на три типа по качеству полотна:
- Улучшенные дороги с проезжей частью. Как правило, профилированные, то есть верхняя точка такой дороги расположена на осевой, а края — ниже. Такой дороге обильные осадки не опасны — основная их часть стекает на обочину. При строительстве этих дорог используют добавки (например, шлак или гравий). Их еще называют «низшим типом» дорожной одежды. На карте изображаются двумя параллельными линиями.
- Проселочные дороги (не улучшенные). Такие дороги обычно связывают населенные пункты между собой и существуют длительное время. На карте изображаются сплошной линией.
- Лесные или полевые дороги. Они образуются после проезда нескольких машин и сильно зависят от рельефа местности. На карте изображаются прерывистой линией.
По данным Росстата, общая протяженность автомобильных дорог в России в 2019 году составляла 1, 54 млн км. Доля грунтовых дорог федерального, регионального или межмуниципального значения — 7,3%. При этом 28,2% населенных пунктов в стране не обеспечены подъездными дорогами с твердым покрытием.
Словом, грунтовок в России много, и в большинстве своем даже «улучшенные» дороги не отличаются ровным профилем.
По ровной грунтовке без особых сложностей можно проехать и на спорткаре без просвета. Но в России такие дороги — редкость. Во время дождей образуются выбоины и колеи после проезда транспорта. При движении приходится снижать скорость и выбирать траекторию. Все это выматывает водителя, да и пассажиров. Бывалые советуют использовать ряд приемов, чтобы поддерживать среднюю скорость движения на приемлемом уровне, что особенно важно в дальней дороге.
Совет 1. Позаботьтесь о средствах выживания
Если маршрут пролегает по безлюдной местности, запаситесь набором Робинзона, а именно: полный бак и запас топлива в канистре, буксировочный трос и набор цепей на колеса, запас питьевой воды и еды, теплая одежда или спальный мешок, зарядное устройство для телефона. Со всем этим, даже если случится худшее — машина застрянет или сломается, у вас есть шанс решить проблему самостоятельно или дождаться помощи в относительно приемлемых условиях.
Совет 2. Настройте систему вентиляции
Грунтовые или гравийные дороги пылят. Поэтому перед съездом на них закройте все окна в автомобиле и люк. В идеале переключите систему вентиляции салона в режим рециркуляции воздуха, когда заслонка перекрывает забор воздуха снаружи. Так в салон проникнет минимум пыли.
Совет 3. Ищите параллельную дорожку
Когда основная дорога разбита настолько, что ехать по ней можно только с пешеходной скоростью, есть смысл поискать альтернативу. Осмотритесь: местные жители наверняка «протоптали» параллельную дорогу вдоль ближайшей лесополосы. В большинстве случаев она ровнее и двигаться по ней можно на куда большей скорости.
Совет 4. Не разгоняйтесь
Банально, но тем не менее. Не гоните, даже если грунтовка ровная. Лужа может сохраняться на такой дороге очень долго после дождя. Не успеете остановиться — окажетесь в грязевой ловушке. Хорошо, если удастся преодолеть такой участок ходом, а если нет?
Совет 5. Не заезжайте в колею
Начинающим водителям свойственно такое заблуждение. Многие считают, что раз есть колея, значит, так проехало большинство водителей, и мне, стало быть, лучше двигаться проторенной дорожкой. Нет, не лучше. После каждой машины колея становится глубже (помните песню Высоцкого «Чужая колея»?), поэтому шансов задеть брюхом больше. Можно повредить элементы выпускной системы или трансмиссии. Но если в первом случае машина сможет продолжить движение своим ходом под рев не заглушенного уже ничем двигателя, то во втором все будет гораздо хуже.
Самое правильное — двигаться по краю колеи, выбирая для колес машины самые высокие участки дороги.
Наши дороги удивительны! ! !Стоит съехать с центральной трассы, как сталкиваешься с таким интересным явлением, как грунтовая дорога.
Существует общепринятое определение грунтовой дороги – это полотно, состоящее исключительно из природного грунта. Под грунтом подразумевается все что угодно: песок, глина, дерн, каменистая почва. Улучшенной считается дорога, укрепленная строительными материалами, песком или гравием, однако российские реалии таковы, что улучшения хватает ненадолго, и вскоре на месте ровного полотна образуется непроходимая грязь.
В результате выходит, что редкая грунтовая дорога по-настоящему пригодна для беспрепятственного движения. Какие «сюрпризы» могут ожидать автолюбителей на грунтовой дороге?
Весеннее бездорожье
Даже после сильных ливней поверхность дороги рано или поздно высыхает, но почва после весеннего таяния снегов – это отдельный разговор. Грунт напоминает болото, где условно надежные участки сменяются грязными лужами, засасывающими автомобиль по самое «брюхо». Липкая грязь намертво забивает протекторы, делая шины абсолютно гладкими и беззащитными. Газуя в очередной раз, можно просто скатиться по грязи в кювет или зарыться в глубокую колею.
Если перед вами размытая грунтовая дорога, полная неприятных ловушек, действовать необходимо по ситуации:
Передвигаться строго по накатанной колее. К сожалению, на проселочной дороге редко можно обнаружить подходящую для легкового автомобиля колею. Или ее совсем нет, или она похожа на глубокие траншеи – как правило, в сельской местности много тяжелой техники, например, тракторов. С низкой посадкой передвигаться по глубокой колее очень рискованно, можно просто застрять, и тогда без помощи тягача уже не выбраться.
Стараться не терять скорости. Тяга должна быть по возможности равномерной, потому что на влажной, мягкой почве потеря скоростного режима – это приговор. Если вы упустили крутящий момент и слегка затормозили, начнется пробуксовка, так как автомобиль под тяжестью своего веса будет погружаться в мягкий грунт. Один из опасных моментов – переход на другую скорость, поэтому старайтесь быстрее переключать передачу, а делать это желательно на более надежных участках пути.
Подкладывать под колеса подручный материал. Твердые предметы – ветки, камни, доски – послужат своего рода точкой опоры и не дадут колесам прокручиваться вхолостую на одном месте. Буксовать, постоянно газуя, без дополнительной поддержки опасно: автомобиль «засядет» еще больше, к тому же вы можете потерять немало топлива.
Попытаться облегчить автомобиль. Тяжелый вес транспорта лишь усугубляет проблему, поэтому лучше попросить пассажиров на время освободить салон, или, по крайней мере, рассадить их так, чтобы вес распределился равномерно. В идеале, что чаще всего и происходит, все выходят на свежий воздух и дружно толкают засевший автомобиль, несмотря на летящую во все стороны грязь.
Использовать цепи противоскольжения. К сожалению, водители часто забывают о таких помощниках, как цепи. Городские жители ими не пользуются, а сельские, напротив, частенько возят в багажнике устройства противоскольжения, потому что им постоянно приходится передвигаться в условиях распутицы.
Вне зависимости от ситуации, лучше заранее позаботиться о безопасности и не предпринимать заведомо рискованные решения.
Непредсказуемый песок
Какой бы не была песчаная дорога, сухой или влажной, от нее всегда можно ожидать подвоха. Сухой песок расступается в стороны, и автомобиль под тяжестью своего веса просто все глубже и глубже зарывается в него. Влажный песок тяжелее, плотнее и, на первый взгляд, надежнее, тем не менее, если быстро не преодолеть песчаный участок, можно также погрузиться в эти пропитанные водой «барханы», как в болото, засасывающее стоящий на месте автомобиль.
Преодоление подъемов и спусков
Самыми сложными считаются подъемы с влажным неукрепленным грунтом. Двигаясь вверх по склону, старайтесь быстро переключать передачи и не притормаживать, иначе вам не удастся проскочить опасный участок на приемлемой скорости, и в результате автомобиль или скатится обратно, или застрянет посреди склона.
Движение вниз характеризуется сниженной нагрузкой на задние колеса. Неустойчивая почва движется под колесами, поэтому притормаживая и включая пониженную передачу, не забывайте поворачивать руль крайне осторожно. Одно резкое движение – и занос обеспечен. Полностью выключать двигатель во время спуска нельзя, так как это грозит потерей контроля над автомобилем в экстренной ситуации.
Лужи на дороге
Небольшие (а порой и достаточно масштабные) водные препятствия скрывают много подводных камней, причем в прямом и переносном смысле. Под грязной водой может прятаться все что угодно – от глубокой ямы до сельскохозяйственной бороны с острыми железными шипами, поэтому, какой бы безопасной на вид не была лужа, лучше ее объехать или по другой дороге, или по обочине. Нет возможности избежать «заплыва» — обязательно исследуйте дно, используя длинный шест или палку.
Вы все-таки угодили в водную ловушку? Придется пассажирам на время стать помощниками в освобождении транспорта. Иногда помогает плавная раскачка автомобиля или подкладывание под ведущие колеса прочных досок. Приготовьтесь, что выйти сухими из воды в данном случае не получится.
В любом случае ровных и сухих дорог Вам, друзья!
Содержание грунтовых и гравийных дорог
Гравийные и грунтовые дороги, которые имеет гладкую, твердую поверхность безопаснее и удобнее для движения транспорта, в том числе из-за хорошего сцепления. Это также уменьшает повреждения автомобилей по сравнению с необработанными гравийными и грунтовыми дорогами. Профилактическое обслуживание дорог с неусовершенствованным покрытием экономически выгодно при содержании и обслуживании дорог, для окружающей среды и безопасности дорожного движения.
Сцепление и связывание мелкодисперсных частиц гравийных и грунтовых дорог предотвращает:
- Пыление дорог с неусовершенствованным покрытием;
- Потерю формы и профиля дороги;
- Появление выбоин и неровностей на дороге.
Регулярная обработка дорожного полотна и связывание пылевых частиц позволяет легко поддерживать дорогу в хорошем состоянии без необходимости произведения дорогостоящей реконструкции. Наиболее экономически выгодным реагентом для связывания пыли является CCroadТМ (хлорид кальция дорожный). CCroadТМ — выбор №1 Управлений дорожным хозяйством в Скандинавских странах.
Предлагаем Вам приобрести финский реагент СС Road™, производства «TETRA Chemicals Europe Oy”. Эффективность препарата подтверждена многолетним опытом использования по всей территории Финляндии, в том числе и за полярным кругом.
Предлагаемый Вам препарат СС Road™, разработанный на основе хлорида кальция 77%, помогает решать проблемы содержания дорог и тротуаров в соответствии с современными требованиями безопасности.
Обеспыливание
Улучшение условий труда на рабочих местах, таких как рудники, строительные и промышленные площадки, можно достичь уменьшением запыленности засчет связывания и сцепления пылевых частиц. Когда пыль не летает вокруг транспортных средств и работников, повышается безопасность, улучшается видимость и эффективность труда.
В сельском хозяйстве пыль также доставляет немало проблем, оседая на фруктах и овощах, и намокнув, образуя грязь и слякоть. Профилактические процедуры по связыванию пыли позволяют избежать дополнительных этапов промывки культур и как следствие экономить. Реагенты для обеспыливания сегодня высоко оценили и применяют в Европе на теннисных кортах, ипподромах, рынках и в парках. Пыль — причина развития аллергии и астмы, которые являются серьезной проблемой для миллионов людей. Уменьшение количества пыли в воздухе снижает риск заболевания и улучшает качество жизни.
КАК РАБОТАЕТ CCROADТМ
CCroadТМ состоит из хлопьев диаметром меньше 5 мм. Хлопьями обрабатывают поверхность. Поскольку CCroadТМ гигроскопичен хлопья будет поглощать влагу из окружающего воздуха и образуют раствор, который проникает в почву и поверхностные слови песка и глины. Влага остается связанной с поверхностными слоями дороги, даже во время засухи.
Обработка поверхности с помощью CCroadТМ в хлопьях рекомендуется выполнять во время весеннего сезона и преимущественно после дождя. Это позволяет CCroadТМ быстро поглощать и связывать влагу.
Альтернативой хлопьев является Раствор CCroadТМ в нескольких концентрациях хлористого кальция от 30% до 36%. Использование жидкости имеет ряд преимуществ однородность распространения, независимо от погоды, и экономические выгодно, поскольку неиспользованный раствор CCroadТМ можно перелить обратно в резервуар. Наконец технологически операция упрощается, так как нет необходимости прямого контакта с сухим веществом, очистка машин и оборудования облегчается.
Упаковка и доставка
Сухой CCroadТМ продается в упаковках в 25 кг и 1000 кг полиэтиленовых пакетах высокого качества. Срок хранения 2 года при правильных условиях. Раствор CCroadТМ поставляется в автоцистернах в необходимом количестве.
По всем вопросам: +7 (921) 945-14-03
Как показывает практика, в отдельных населенных пунктах РФ грунтовые дороги являются основным типом дорог. Также по состоянию на сегодня строительство грунтовых дорог широко распространено и востребовано (из общих 900 тыс. км. дорог больше 150 км. составляют именно грунтовые дороги). Более того, так называемая «грунтовка» повсеместно встречается не только в России, но и в странах Европы, в США, Японии и т.д.
Основные особенности грунтовой дороги
Главным преимуществом грунтовой дороги является доступная стоимость. Однако строительство грунтовых дорог зачастую является лучшим решением только на маршрутах с небольшой загруженностью. Еще отметим, чтобы грунтовую дорогу активно использовать круглогодично, такая дорога нуждается в постоянном применении целого комплекса профессиональных профилактических мер.
Например, ежегодно в летний период «грунтовку» следует поливать хлоридом кальция, чтобы избавиться от пыли. Также ежемесячно необходим проход грейдером. Если технология полностью соблюдается, в этом случае срок службы подобных дорог составляет, как минимум, 50 лет.
Классификация грунтовых дорог
Согласно СНиП РФ, грунтовой считается любая дорога, которая построена с использованием грунта. Также допускается использование добавок в виде гравия, шлака и т.п. Такая дорога относится к самому низкому классу 5, может быть как с дорожным покрытием самого низкого класса, так и без него.
Все грунтовые дороги принято делить на 3 класса:
- улучшенные;
- проселочные;
- полевые.
Улучшенные грунтовые дороги имеют дорожное покрытие (используется песчано-гравийная смесь, щебень и т.д.). На карте такие дороги обычно обозначены желтым цветом.
Проселочные грунтовые дороги представляют собой «укатанную» дорогу, которую в редких случаях сглаживают грейдером (на карте обозначена сплошной линией).
Полевые, а также лесные грунтовые дороги являются не более чем двумя параллельными тропинками, обозначены на картах пунктирной линией.
Строительство грунтовых дорог: этапы
Начнем с того, что лесные, полевые и проселочные дороги зачастую не строятся отдельно, а возникают путем «самоукатки», то есть в результате проезда различного транспорта.
Что касается строительства грунтовых дорог с покрытием (улучшенная дорога, имеющая «одежду»), в этом случае начальным этапом становится геологическая разведка местности. Также отдельно учитываются перепады высот, участки, где скапливаются осадки, особенности грунта местности, возможность обслуживания дороги и т.д.
Данные факторы и особенности, а также климат в регионе определяют тип покрытия дороги, после чего производится подготовка и согласование проектно-сметной документации. Следующим этапом становится строительство грунтовых дорог, в рамках которого выполняются следующие работы:
- уплотнение грунта, отвод воды и подготовка дорожного «корыта»;
- возведение основания дороги (дорожной «подушки»);
- укладка, уплотнение, а также обработка «одежды» (верхнее полотно).
Песчаные грунтовые дороги
Грунтовые дороги из песка могут быть построены на тех участках, где планируется минимальная автозагрузка (под единичные машины). Во время строительства снимается верхняя часть грунта, затем производится подготовка «корыта», уплотняются стенки и грунт, осуществляется засыпка песка и последующая трамбовка катком. Основной недостаток — такая дорога обычно не имеет возвышения над ландшафтом, в результате чего быстро разрушается тяжелой техникой и активно размывается ливневыми потоками.
Грунтовая дорога из щебня
Если движение колесного транспорта интенсивное, дорога из щебня намного более предпочтительна, чем песчаная. Строительство такой дороги осуществляется в 3 этапа, также используется щебень 2-х фракций. Сначала нижний слой крупного щебня 40х70 засыпается в «корыто», после чего укладывается верхний слой 40х20. Правильное соблюдение технологии позволяет создать эффект, когда мелкие частицы «вклиниваются» в среду крупных. В результате дорожная рубашка становится плотнее.
Песчано-гравийные грунтовые дороги
Грунтовая дорога из песчано-гравийной смеси (ПГС) обычно строится в зонах, где расположены коттеджи. Низкая стоимость и высокая скорость возведения являются основными преимуществами. Технологи и этапы строительства аналогичны другим типам дорог: подготовка «корыта», основания и «одежды». К недостаткам можно отнести слабую устойчивость к размытию водой и перепадам температур, что заметно сокращает общий срок службы.
Послойные грунтовые дороги
Грунтовая дорога из щебня и песка по ряду причин является оптимальным решением. Прежде всего, строительство послойной дороги из щебня и песка хорошо подходит практически для всех климатических зон на территории РФ.
С одной стороны, песок создает дренаж для отвода воды, а слои щебня обеспечивают нужное уплотнение. В результате по такой дороге можно организовать проезд как легкового транспорта, так и тяжелой техники (грузовики, строительные машины и т.д.).
Общая технология строительства не отличается от перечисленных выше, однако именно данный тип дороги наилучшим образом справляется с перепадами температур, а также отличается лучшим влагопоглощением. При этом послойная дорога, как и любая другая с покрытием, нуждается в ямочном ремонте. Ремонт предполагает подсыпку щебня различных фракций в тех местах, где появились ямы, выбоины и другие дефекты.
Что в итоге
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что каждый тип дороги, в том числе и грунтовой, имеет свои плюсы и минусы. При этом любая дорога независимо от вида и назначения нуждается в профессиональном обслуживании.
Под таким обслуживанием грунтовых дорог следует понимать регулярное удаление пыли, снега, утрамбовку, восстановление поврежденных участков, очистку системы водоотводов и т.д. Указанные меры позволяют заметно увеличить срок службы самой дороги и значительно повысить безопасность движения.
Опции темы
- Подписаться на эту тему…
Поиск по теме
Гравийка VS грунтовка
Уважаемые эксперты! Скажите пожалуйста, является ли широченная гравийная дорога главной по отношению к грунтовому аппендиксу к ближайшему карьеру?
У ПДД указано про «каменные материалы» и «и.т.д.» — можно под что-то из этого подтянуть отсыпанные гравием дороги? 🙂
Гравийка — это и есть «каменный материалы». Судя по информации ТУАД НСО, к твердым дорожным покрытиям отнесены а/б, ц/б, ч/щ (усовершенствованные), а также щебень, гравий, грунтощебень (переходные).
Каменными материалами, согласно Большой Советской Энциклопедии, являются песок, гравий, щебень, и т.д. То есть, согласно ПДД, дорога отсыпанная песком — уже считается дорогой с твёрдым покрытием. Правда, в этой статье, БСЭ ссылается на ныне недействующий СНИП.
Определение Грунтовой дороги я нашёл только в ведомственном документе управления геодезии и картографии «УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ МАСШТАБОВ 1:5000 1:2000 1:1000 1:500» Вот что оно гласит:
«275 (193). Грунтовыми считаются непрофилированные, не имеющие укрепленного земляного основания и какого-либо покрытия и нерегулярно ремонтируемые дороги. При топографической съемке предусмотрено разделение грунтовых дорог по их условным обозначениям на проселочные, полевые и лесные.»
То есть — грунтовая дорога — это просто колея, за которой никто не следит. Если есть насыпь, или дорогу регулярно «исправляют» — например, ровняют грейдером, время от времени, то это уже не грунтовая дорога, а дорога без покрытия, тоже описанная в этом документе.
Таким образом, если суду будет интересен ведомственный документ, который я цитировал, то расклад такой, —
Гравийка — это дорога с покрытием из каменного материала. Она является главной по отношению к грунтовой дороге. В понимнии управления геодезии, грунтовая дорога — это колея, ниразу не видавшая лопаты дорожного рабочего. Если есть следы работы грейдера, то это — не грунтовая дорога, а дорога без покрытия. Дорога без покрытия, уже не является, по умолчанию, второстепенной по отношению к гравийке.
Так что, смотрите.
Последний раз редактировалось Yklesiast; 25.07.2012 в 08:48 .