Ирина Ершова
Мастер-класс по обучению детей игре на флейте
Хотите научиться играть на блокфлейте? Легко!
Я давно хотела научиться играть на флейте сама – и вот теперь обучаю других! Прочитав теоретический материал,взяв в руки флейту, вы легко научитесь играть сами и научите детей. Поверьте — это так интересно!
По теме «Волшебная флейта» я дала мастер — класс на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей. К концу моего выступления (а было 42 музыканта) 15 человек уверенно играли на блокфлейте под сопровождение симфонического оркестра (—).А в 2010 году на городском музыкальном конкурсе «Зездочки магнитки» наши дети получили 1 место в номинации «Игра на музыкальных инструментах»
Преимущества блокфлейты, как музыкального инструмента для детей:
3. удобный инструмент (ее легко носить с собой)
В настоящее время выпускают блокфлейты двух систем – германской и барочной (флейты, на которых играют наши дети, стоят 200 рублей за 1 инструмент). Материалом служат разнообразные пластмассы (цветная, прозрачная, под дерево)и различной ценности породы деревьев: от яблони до сандала и эбонитового дерева (у нас пластмассовые, но не китайские, куплены в музыкальном магазине).
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА БЛОКФЛЕЙТЕ:
Возьмите в руки флейту и рассмотрите ее.
На нижней стороне 1 отверстие, сверху – 8. А теперь, указательным пальцем левой руки зажмите верхнее отверстие, а большим пальцем – отверстие с обратной стороны флейты и на слог «ТУ» дуньте. Вы извлекли звук «СИ» второй октавы.
— Дуем всегда со слогом «ТУ» и с хорошей атакой.
«Упражнение для детей на дыхание» — дети подбрасывают мяч и поймав его произносят «ТУ».
— Пальцовка при извлечении звуков всегда постоянна!
— Ноты «СИ», «ЛЯ», «СОЛЬ» играют левой рукой.
«Пение птиц» — дети играют ноты «СИ» и «ЛЯ» в быстром темпе.
«Кукушка» — дети играют ноты «СИ» и «СОЛЬ».
Мизинец левой руки не участвует в игре.
В записи нота «СИ»будет выглядеть так:
Слева кружок темный – нижнее отверстие закрыто, справа кружок темный – верхнее отверстие закрыто.
Если в записи кружок белый – отверстие открыто, если темный — отверстие закрыто.
Сыграйте и запомните ноту «СИ» еще раз.
Зажимая нижнее отверстие и сверху 2 отверстия, мы извлечем звук «ЛЯ».
Левой рукой зажимаем отверстие большим пальцем внизу и 3 отверстия вверху
Зажимая дальше отверстия правой рукой поочередно, мы извлечем звуки «ФА», «МИ», «РЕ», «ДО»
Остались последние 2 ноты – «ДО» и «РЕ» второй октавы.Вот они: определите сами, какое отверстие надо закрыть, а какое надо оставить открытым.
А сейчас, зная ноты и их расположение на флейте сыграйте «Перепелочку»
(«Наша перепелка старенькая стала….») в ля миноре. G
Если у вас получилось — то получится и у ваших воспитанников. Успехов вам, коллеги!
Дети разучивают мелодию русской народной песни «Я на горку шла» по картинкам.
Флейта является одним из самых древних духовых музыкальных инструментов, её присутствие облагородило не одну национальную культуру; особенно большим уважением флейта пользовалась во времена античности. Но уже задолго до эллинского расцвета, продольная флейта являлась основным музыкальным инструментом цивилизаций Древнего Египта, Месопотамии и всего Ближнего Востока. В государствах Азии — Китае, Японии и Индии — предпочитали игру на флейте поперечного строения.
На сегодняшний день основными разновидностями флейт считаются:
- поперечная флейта (говоря “флейта”, имеют в виду именно её);
- продольная флейта;
- блок-флейта;
- флейта Пана (многоствольная флейта);
- флейта пикколо (малая флейта).
Разумеется, это далеко не полный перечень инструментов семейства флейт. Армянский дудук, английский висл, кечуанская кена и обыкновенная свирель — все это флейты, каждая со своими характерными особенностями внешнего вида и звучания.
Флейта любит нежность
Для игры на флейте на любительском уровне музыкальное образование не обязательно; кроме того, простые советы, как играть на флейте, можно найти в Интернете. Поперечная флейта обладает сопрановым регистром, это наиболее распространенный и легкий для обучения инструмент. Современные оркестровые флейты изготавливаются из сплава металла с серебром; даже в ученические модели этого инструмента добавляют серебро, поскольку оно придает флейте идеальное звучание.
Игра на флейте требует определенных моторных и дыхательных навыков, зато знание нотной грамоты не является обязательным условием, особенно для начинающих.
“Виртуозы” приглашают
Как научиться играть на флейте — на этот вопрос существует два ответа: можно попробовать самостоятельно освоить инструмент, а можно обратиться к профессиональным музыкантам: для получения регулярных уроков или периодических консультаций.
Если Вы изначально планировали обратиться к музыкальным педагогам, чтобы учиться играть на флейте, или самостоятельные занятия оказались не слишком удачными, школа для детей и взрослых “Виртуозы” с удовольствием примет Вас в ряды своих учеников.
Уровень музыкальной игры на флейте может быть разным — это зависит от задач, которые ставит себе ученик “Виртуозов”. Как играть на флейте — профессионально, сделав это занятие основным в своей жизни, или любительски, в качестве отдыха, для того, чтобы порадовать друзей и близких, выразить общением с инструментом свое душевное настроение — этот выбор за Вами.
Рассказываю о том, как расслабить наши пальцы и мягко закрывать отверстия на свистковых (и совсем немного поперечных) флейтах на примере простенького упражнения!
Иной раз поражаюсь, что так долго рассказываю о некоторых вещах ^__^ Не знаю, к лучшему ли это или нет. Надеюсь, начинающим музыкантам это упражнение поможет в первые дни освоения инструмента!
Контент специфический, но вдруг кому пригодится?
Дубликаты не найдены
Лига образования
1.8K постов 15.9K подписчиков
Правила сообщества
Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:
ДЛЯ АВТОРОВ:
Приветствуются:
-уважение к читателю и открытость
Не рекомендуются:
-публикация недостоверной информации
ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Приветствуются:
-конструктивные дискуссии на тему постов
Не рекомендуются:
-личные оскорбления и провокации
-неподкрепленные фактами утверждения
В этом сообществе мы все союзники — мы все хотим учиться! 🙂
Главное, что я вынес из этого видео — не нужно волноваться, ни в коем случае)
Скорей, не паниковать! Принять, что нормально, когда происходят ошибки. Они есть абсолютно у всех! Главное их своевременно исправлять!
Очень часто люди когда только-только начинают осваивать инструмент и сталкиваются с первыми трудностями думают о том, что им просто напросто не суждено играть на инструменте, что кривые непокладистые руки. и думают, что их ошибки индивидуальны. Что все остальные люди с первых секунд начинают виртуозно играть :3
Автор, ты кавайная ^^
А если дыхания (возможно, объёма лёгких) не хватает, с этим тоже можно что-то сделать?
Конечно! По началу абсолютно у всех проблема с дыханием. Духовые инструменты требуют развития лёгких. Есть упражнения для увеличения их объема
флейтами не интересуюсь, но девушка милая
Это самый милый эльф, которого я видел 😀
А я вот в муз. магазине недавно ради интересна, просто так купил флейту, подуть в неё хотелось =D , а тут и уроки подъехали.
И скажите мне валенку, зачем там «палка» в комплекте)))
Это шомпол, чтоб протирать флейту изнутри
Блин, а я то думал))) спасибо
Миленькая такая эльфа)))
Ай яй яй, эльфы чистоплотны же, мои представления о них основаны только на творчестве Толкиена. Или уже можно как обычно всё забросить, что чисто было?))
Ну да ладно. Я молод, но помню такие вещи как данная игра невероятной мощи творчества. Не сарказм, скорее настольгия по искусству.)
«Гамлет: Вот флейта. Сыграйте на ней что-нибудь. Гильденстерн: Принц, я не умею. Гамлет: Пожалуйста. Гильденстерн: Уверяю вас, я не умею Гамлет: Но я прошу вас. Гильденстерн: Но я не знаю, как за это взяться. Гамлет: Это так просто, как лгать. Перебирайте отверстие пальцами, вдувайте ртом воздух, и из нее польется выразительнейшая музыка. Видите, вот клапаны.»..
Блокфлейта поперечная (fife), что за инструмент и как на нём играть?
Поперечная блокфлейта YRF-21 фирмы YAMAHA
Разберемся с названием. Англоязычные называют этот музыкальный инструмент fife (произносится файф) — дудка. Почему бы и нет? Дудка она и есть дудка. Кто с английцским языком не дружит, называют эту дудку «фифа». Тоже, почему бы не фифа? Название ласковое и запоминающееся. К тому же фифа она и есть фифа. Это всем понятно.
Конструкция поперечной блокфлейты
Тот, кто придумал фифу, соединил в ней две флейты. И был в чем-то прав. Фифа состоит из двух частей: головки и тела флейты. На теле фифы расположены нотные отверстия. Их восемь — семь сверху и одно снизу тела фифы. Аппликатура фифы совпадает с аппликатурой блокфлейты. Скорее всего этот выбор сделан потому, что блокфлейта, пожалуй, самая распространенная из флейт. Многие духовики начинают освоение музыки с неё. И аппликатура блокфлейты продумана и проверена веками! К тому она проста, достаточно логична и поэтому используется в разных духовых инструментах.
Головка фифы копирует головку классической поперечной флейты Бёма. Приемы игры на фифе и на классической флейте похожи до смешения.
В общем, союз поперечной флейты и блокфлейты породил поперечную блокфлейту. Хотя, любители блокфлейты возражают, потому что в фифе нет блока — детали свистка определяющей название продольной блокфлейты.
Как играть на поперечной блокфлейте.
Извлекать звук на поперечной флейте можно научиться если приставить пустую бутылку к губам и начать дуть. Немного двигая бутылку вы найдете положение когда вдруг получится звук. Вот! Теперь приставьте головку фифы к губам и подуйте над дульцем. Найдите такое положение, чтобы фифа зазвучала.
Если ничего не получается, то почитайте как извлекать звук на поперечной флейте и сделайте также. Это умение потребует тренировки. Здесь главное терпение и старание. Надо научиться управлять струе1 выдыхаемого воздуха — должна быть ровная постоянная струя. На сайте по ссылке выше подробно рассказано и показано как играть на поперечной флейте. Потратьте время и разберитесь.
Как брать ноты на поперечной блокфлейте
Тут придется заучить аппликатуру. Вот аппликатура поперечной флейты Yamaha YRF -21:
аппликатура поперечной блокфлейты
По картинке не заучите. По картинке будете только смотреть, когда начнете играть. Тогда и заучите. Если играли на продольной блокфлейте, то с нотами разберетесь легко. Надо будет только научиться извлекать звук на поперечке.
Как держать поперечную флейту
Держат точно как классическую поперечную флейту. Есть три точки опоры:
- дульцем ко рту, корпус фифы вправо
- левая рука ладонью к себе, большой палец левой руки лежит на нижнем отверстии и поддерживает фифу снизу, другие пальцы левой руки на своих нотных отверстиях
- правая рука ладонью от себя, большой палец поддерживает фифу снизу, другие пальцы на нотных отверстиях.
Правой рукой можно изменять положение флейты у губ и найти такое положение, когда звук будет извлекаться легче всего.
На сайте классической поперечной флейты всё это разъясняется подробно (ссылка дана выше по тексту).
Учимся играть. Поперечная блокфлейта.
Если Вы только начинаете обучаться музыке, то так или иначе вам придется освоить нотную грамоту. Это просто: там всего семь нот и пять линеек. Есть какое-то количество нотных знаков, но и их вы освоите легко.
Берите в помощь обучающую компьютерную программу Свирелька:
Свирелька поможет сразу начать играть на поперечной блокфлейте.
Когда установите Свирельку на свой компьютер, выберите в программе режим Блокфлейта или Флейта. И там и там есть инструмент поперечная блокфлейта. Кликайте его и Свирелька покажет и ноты и аппликатуру и вы сможете выбрать удобный темп для игры,даже для самых начинающих.
Если есть вопросы по инструменту поперечная блокфлейта (фифа), пишите их в комментариях. Будем вместе искать на них ответы. Фифа инструмент интересный, но мало распространенных у нас, поэтому учебной литературы по нему не много. Если Вы знаете про фифу больше, делитесь с другими музыкантами.
блокфлейта поперечная
перейти к инструменту venova yamaha
Блокфлейта поперечная : 2 комментария
При игре на блок флейте, во время смени нот, нужно задерживать дыхание, это делается путём закрытия воздушного канала языком, а как это нужно делать при игре на файфе?
«Воздушный канал» на блокфлейте закрывается касанием языка отверстия на блоке (свистке).
На фифе достаточно закрыть языком щель между губами, в которую проходит струя выдыхаемого воздуха.
Довольно простой прием. Можно перед зеркалом придать положение губам как при извлечении звука на фифе. Будет видна щель между губами. Вот эту щель и надо закрыть языком. Открывать щель можно как бы произнося звук «Т». Такой прием (штрих) игры на духовых инструментах называется «с атакой языка» или деташе.
Каждая ноты при деташе четко отделена от следующей.
Штрих потруднее называется легато. В этом случае атака языком не проводится и ноты сменяют друг друга плавно и только за счет смены положения пальцев на нотных отверстиях. В нотной записи штрих легато обозначают дугой над теми нотами, которые надо сыграть слитно.
Есть еще штрих стаккато. Можете найти описание этого приема самостоятельно. Он по технике исполнения немного похож на деташе.
Добавить комментарий Отменить ответ
Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.
Поделитесь этой страницей с друзьями
- Admin к записи Обучение музыке
- Admin к записи Блокфлейта поперечная
- Игор к записи Блокфлейта поперечная
- Андрей к записи Обучение музыке
- Юрий к записи Обучение музыке
Оставьте комментарий внизу страницы
Об уровне динамики мы должны судить не по тому, что мы делаем для достижения этого уровня, а по тому, что мы слышим в итоге. Сняв звук с опоры, мы можем подумать, что играем пианиссимо, а услышим лишь неясный звук с сомнительной интонацией. Если же дуть изо всех сил, звук станет плоским и форсированным.
Педагоги редко объясняют, что нужно делать, чтобы .
Несмотря на то, что человек продолжает совершенствовать и усложнять компьютеры, человеческий мозг все же остается самым удивительным и непостижимым органом. Возможностям мозга нет границ. Память мозга безгранична. Чем больше вы учитесь, тем больше вы можете выучить и освоить. Наш мозг просто бездонный колодец. Положим, вы уже говорите на одном-двух языках, однако же следующий выучить будет легче, и так далее.
«Рвение или старание в достижении цели или оказании услуги. Усердное и постоянное стремление.» [1]
И перед любителями музыки в лучшем смысле этого слова, и перед профессионалами, посвятившими музыке свою жизнь, стоит задача самоусовершенствования ради любви к искусству.
Испытывайте себя, и как можно чаще – вот мой совет увлеченным профессионалам. Не ждите, когда вы достигнете желаемого уровня мастерства. Не ставьте себе конечных .
Упрощённая аппликатура для высоких проходящих нот
Показаны только те клапаны, которые нажимаются для второй ноты каждой триоли. Первая нота триоли не обозначена и всегда играется обычной аппликатурой. Принцип упрощения состоит в том, что пальцы движутся в одинаковом направлении, а не в противоположном.
Амбушюр должен быть одинаково устойчивым и гибким во всех регистрах.
Активные движения подбородка и губ не приведут к ожидаемому результату, особенно в условиях стресса.
Звук флейты формируется с помощью воздушной кисти, бьющей во внешнюю стенку амбушюрного отверстия. Часть энергии воздушной кисти переходит в вибрацию, [1] звучание которой соответствует длине воздушной трубы. Другая часть воздушного потока проходит вне амбушюрного отверстия.
Центр тяжести флейтиста находится в точке чуть ниже пупка, которая ощущается во время кашля или чихания – но никак не в диафрагме и не в солнечном сплетении. Когда мы чихаем или кашляем, в этой точке в течение короткого времени концентрируется большое количество выталкивающей энергии. Эта энергия похожа на то, что мы называем опорой – отличие в том, что опору нужно держать всё .
Флейтисты слишком часто слышат фразу «нужно расслабиться», поэтому они забывают о том, что для устойчивости инструмента необходима крепкая осанка, и начинают выполнять акробатические трюки губами, утомляя слабые мышцы лица. Эти мышцы не предназначены для такой работы; игра жёсткими пальцами на болтающемся инструменте без участия сильных мышц ног, живота и рук (бицепсов) непрактична и непродуктивна. Эти мышцы называют энергетическими мышцами; они .
Этот приём иногда не совсем правильно называют «непрерывным вдохом». Считается, что это современная техника, хотя она, вероятно, появилась ещё в древности: свидетельства о ней можно найти по всему миру. Её принцип использовался на Британских островах в игре на волынке, в кельтской Бретани – в инструменте биниу, а также в других регионах Европы, в которых существовали подобные инструменты: исполнитель периодически подаёт воздух .
Сотни раз в день флейтисты сталкиваются с проблемой перехода между нижним и средним регистрами. Этот переход – один из ключевых моментов техники игры на флейте. Особую трудность вызывает его исполнение в медленном темпе на legato. Это в очередной раз доказывает ложность утверждения «сложно только то, что быстро». Несмотря на то, что я играю на флейте уже больше полувека, мне всё ещё .
Рисунок 2 (представлен ниже). Диафрагма расположена довольно высоко относительно точки кашля (х). Изображение грудной клетки иллюстрирует сокращение диафрагмы (вдох – незакрашенная область) и её расслабление (выдох – закрашенная область). [1]
Слово «диафрагма» часто используется в качестве расплывчатого обозначения разнообразных механизмов дыхания во время игры. Кто из нас не слышал, а то и не говорил: «Опирайся на диафрагму», «Дыши диафрагмой», «Сконцентрируйся на диафрагме .
Блог Владимира Моденова
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
- Блокфлейта
- Загрузить
- Музыка
- Музыкальная теория
- Музыкальные проекты
- Обучение
- Самоучители
- Скачать
Как научиться играть на блокфлейте новичку?
Всем привет!:)
Сегодня будет необычный, не свойственный для моего блога пост. Тем не менее, очень нужный многим людям, которые наверняка найдут в нем ключ к решению своих задач.
Дело в том, что пару дней назад я совершенно спонтанно и неожиданно для себя купил в музыкальном магазине… музыкальный инструмент. Нет, не большой и не дорогой, но самый настоящий. Этим музыкальным инструментом оказалась обычная блокфлейта.
Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент типа свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т. н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).
Таким образом, мне просто захотелось подудеть в большую свистульку с дырками, позаписывать ее чудные звуки и даже вставлять их изредка в качестве сэмплов в свои музыкальные треки. Поэтому как-то раз идя с работы я зарулил в музыкальный магазин, чтобы купить ее. Стоит она от 176 рублей, но цена более-менее качественной модели начинается только от 500. Лучше брать блокфлейту фирмы Yamaha серии 2х или 3х, барочной или немецкой системы – на небольшую разницу в аппликатуре этих двух систем не обращайте серьезного внимания: она минимальна. Свистулька фирмы Hohner стоит дороже, в районе 1500-2000 рублей.
А вообще – берите то, что вам будет по душе и по карману. В любом случае, мы – чистый лист, и правила любой из блокфлейт будем принимать как должное. Переучиваться нам не с чего. А пластмассовый звук, если такой будет иметь место, все равно так или иначе присутствует в моделях низшего ценового сегмента. Дорогие деревянные модели вряд ли кто будет покупать – а вдруг не понравится учиться в принципе? Или разонравится инструмент. Поэтому берем то, что нравится. МОЖНО недорогое, можно.
С или F, или как я ложанулся
Единственный аспект: просите продавца, чтобы блокфлейта была в ключе “ДО мажор”, или попросту С. Для подобных инструментов написано подавляющее количество учебников и видеоуроков, в том числе и представленная ниже книжка, и также звучит она куда более приятнее, чем блокфлейта в ключе “ФА” (F). Я поспешил и купил именно такую – в “фа”. Вы, конечно, тоже можете взять любую, а при занятиях брать ноты согласно аппликатуре вашего инструмента, но лично мне блокфлейта в ключе ФА звучит очень высоко. Еще бы: самый низкий звук, который она способна издать – это фа второй октавы. Сопраниссимо.
Про систему – барочную или немецкую – еще раз повторю, сильно не переживайте. Отличия в аппликатуре незначительны и указаны в инструкции к инструменту. Выучите так, как того потребует инструмент.
Итак, с выбором инструмента определились, купили. Домой принесли. Подудели, может быть, даже. Что дальше. Вот тут и наступает пора представить на ваш суд один очень неплохой самоучитель по игре на блокфлейте.
Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих
Эта книга попалась мне в руки совсем недавно, когда я так же решил освоить диковинный для себя инструмент. Искал долго, пересматривал какие-то видеоуроки, смотрел выступления флейтистов, разучивал километры каких-то аппликатур… В общем, всё оказалось выше моих сил, каша в голове образовывалась крутая, и тут я познакомился именно с этой книгой. Называется она “Без музыкалки — самоучитель для сачков” и предназначена на самых-самых зеленых представителей класса самоучек – без нотной грамоты, без слуха и каких бы то ни было прочих заявок в крутые музыканты, автор страница за станицей, упражнение за упражнением постепенно раскрывает для нас весь мир этого замечательного инструмента.
Скачать книгу “Без музыкалки — самоучитель для сачков”
Скачать книгу можно из моего Яндекс.Диска – вот здесь .
Распечатайте и принимайтесь за обучение! Кстати, книжка бесплатна, так что ничего у автора я не украл. Я только лишний раз высказал ему свое признание.
Кстати, распечатайте и аппликатуру:
Аппликатура блокфлейт Ямаха в ключах “С” и “F”.
Для обоих систем – барочной (английской) и немецкой (немецкой (прим. Кэпа).
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Повесьте на стенку и учите. Учите. Учите. Ставьте пальцы, играйте “Чижика-пыжика”, читайте книжку и играйте. Одним словом – занимайтесь. Блокфлейта – это тот инструмент, который отплатит сполна своей преданностью и мелодизмом, если к ней отнестись с душой, за очень и очень небольшие затраты. Как материальные, так и умственные:)
То есть больше вам ничего не нужно. БОЛЬШЕ. НИЧЕГО. НЕ НУЖНО.
Только инструмент, книга и аппликатура. И усидчивость. И терпение. И желание. ВСЁ.
Upd. Заниматься нужно под метроном!
Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только блокфлейты, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.
Скачать метроном, которым сам пользуюсь: ЗДЕСЬ .
Этот пост был частью нового проекта Алаборна – музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в моем блоге и дальше будет только лучше.
Одним из самых интересных и оснащенных большой технической подвижностью духовых инструментов является флейта. Большей частью на ней исполняются гаммообразные пассажи, имеющие быстрый темп, арпеджио, и возможность менять манеру исполнения, используя широкие интервалы. В связи с тем, что на флейте быстрее расходуется дыхание, чем на других инструментах, в том числе и деревянных, на ней реже исполняются длинные квантиленные эпизоды, однако прекрасно звучат трели, включающие весь диапазон, кроме нескольких трелей, находящихся в нижнем регистре.
К недостаткам флейты можно отнести диапазон в динамике, который имеет небольшую протяженность. Малую разницу между пиано и форте в верхнем регистре, составляющую всего 10 децибел, а также чуть большую, но все равно недостаточную разницу в звучании между пиано и форте в первой и второй октавах исполнители компенсируют сменой окраски тембра, и прочими средствами музыкальной выразительности.
Флейта имеет широкий диапазон, составляющий три различных регистра. Играть легато и пиано в нижнем регистре относительно легко, но форте и стаккато требуют большего опыта. Средний регистр у флейты редко применяется для исполнения мелодий квантиленного характера, так как он небогат обертонами и часто звучит тускло. Для верхнего регистра исполнение пиано в третье октаве требует большого мастерства и нескольких лет обучения, однако игра на форте не представляет таких сложностей.
Красота звучания исполняемых на флейте мелодий и окраска тембра зависят от мастерства флейтиста, включающего в себя многие факторы, и в том числе постановку.
Среди важнейших из них можно отметить:
1. Открытое горло.
2. Правильное расположение головки флейты.
3. Достаточная открытость головки флейты.
4. Точность направления струи воздуха.
5. Умелое дозирование воздуха, в том числе его скорости и объема, при помощи «опоры» то есть совокупности мышц спины, межреберных мышц, а точнее их части, и мышц брюшного пресса.
На флейте можно исполнять различные мелодии, применяя для этого широкий спектр приемов. Самым распространенным из них является стаккато, включающее в себя двойное, со слогами «ту – ку&r&waquo;, и тройное, со слогами «ту – ку – ту&r&waquo;. Фрулато, представляющий собой игру на флейте с одновременным произнесением звука, похожего на «трр&r&waquo;, при помощи горла или кончика языка, применяется для достижения особого эффекта звучания.
Принцип игры на флейте
Возьмите стеклянную бутылку с пивом. Или с водой, на худой конец. Ударьте по ней палочкой или ложкой. Запомните звук. А теперь отхлебните глоток побольше и еще раз ударьте. Слышите разницу? Когда Вы допьете бутылку до конца, звук будет самым низким. Не буду вдаваться в волновую физику. Достаточно понять, что высота звука зависит от резонирующего объема воздуха. Теперь берем флейту. Сначала дуем в нее, не закрывая ни одного отверстия. Запоминаем высоту звука. А теперь закрываем первое отверстие. Не открывая предыдущие, закрываем второе, третье, четвертое… Не забудьте про отверстие на нижней стороне (если у Вашей флейты оно есть). Таким образом, Вы увеличиваете столб воздуха от свисткового отверстия и меняете высоту звука.
- Строй и настройка блок-флейт
- Внимание! Звукоизвлечение!
- А дальше?
- Прибамбасы
Строй и настройка блок-флейт
Извлечение звука на блок-флейте по сравнению с косыми (поперечными) флейтами, предельно просто.
Блок-флейты бывают разные. Чаще всего встречаются ‘сопрано’.
Самый нижний звук – ‘до’ первой октавы. ‘До’ малой октавы – блок-флейта ‘тенор’, ‘фа’ первой октавы – ‘сопранино’, малой – ‘альт’.
Блок-флейта обычно состоит из двух-трех разборных частей. Раздвигая часть со свистком и гриф с дырочками, Вы понижаете общий строй флейты на доли тона, настраиваете ее чуть ниже. Это нужно для игры с каким-нибудь другим инструментом. Ведь проще подстроить флейту, чем гитару, или, не дай бог, пианино.
Подстраивают флейту по ноте си. Обычно флейта строит чуть выше нужного. Чтоб подогнать ноту, сверяете ноту си пианино и ноту си флейты, пор чуть-чуть раздвигая части грифа.
Возьмите блок-флейту в руки как показано на рисунке. Левая рука должна находиться ближе к свистку. Закройте одно отверстие сверху грифа и отверстие на нижней стороне (!). Наберите воздуха и дуньте в свисток, произнося слог ‘ту’. Это нота ‘си’. Добейтесь, чтоб звук получался ровный.
Теперь закройте еще одно отверстие. Это ‘ля’. И так до конца, пока отверстия не закончатся. Если закрывать отверстия не подряд, то Вы получите звуки промежуточных тонов. То же самое касается второй октавы, где звук получается за счет обертонов (черт раздери волновую физику). Тем, кто не собирается быть супер-профи музыкантом, достаточно разобрать только то, как берутся звуки самых распространенных тональностей. Нужные звуки я отметила цветом в таблице аппликатуры . В первую очередь следует изучить ноты, отмеченные красным цветом. Если Вам интересно, какая именно это нота, считайте красные ноты для soprano от первой ноты, исключая ноты с закорючками, до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до и т.д., для sopranino и alto – от первой ноты фа-соль-ля -(си-бемоль)-до-ре и т.д. Синим цветом отмечены ноты, которые Вам пригодятся реже. Ноты, которые я не отметила, Вам почти не придется использовать, или же их извлечение достаточно сложно.
Закрашенные кружочки на рисунке аппликатуры означают закрытую дырку. Дырка с нижней стороны грифа может быть открыта, закрыта или открыта на половину или четверть. Успехов.
Бывают разные аппликатурные системы для разных флейт. Для того, чтоб разобраться, что к чему, зайдите в раздел Аппликатуры.
Внимание! Звукоизвлечение!
Ну вот, с тем, как переставлять пальчики вы разобрались. Но это половина дела. Второй ключевой момент – это звукоизвлечение. Чтоб правильно издать звук, напрягите мышцы вокруг рта (так называемый амбюшюр) в легкой полуулыбке и скажите шепотом в свисток дудки заветный звук ‘тууууууу’. Протяните звук на сколько сможете. Рекомендую вам начать это упражнение с ноты си первой октавы и по одной ноте опускаться ниже и ниже. Чем ниже нота, тем слабее вы дуете, тем мягче акцент на букве ‘Т’.
Теперь повторите это упражнение, двигаясь от ноты си вверх – на сторую октаву, также по одной ноте. Здесь будет происходить наоборот – чем выше нота, тем акцент на звуке ‘Т’ будет сильнее. Активно работайте языком и держите щеки и губы в тонусе.
Если упражнение выполнено правильно, вы сначала будете чувствовать утомление мышц в щеках, губах, языке. Ну ничего, зато звук станет ярче.
А дальше?
Вы можете подбирать различные мелодии на слух. Рекомендации тут бесполезны. Только Ваше упорство и время. Можно довольно легко научиться искусству импровизации. Поставьте на магнитофон любую музыкальную запись. Желательно попроще. И постарайтесь подобрать одну-две ноты на флейте, которые туда вписываются, подходят, звучат гармонично. Сочините простейшую мелодию из них. Дальше – из трех, четырех, пяти нот. Знайте, что на магнитофонной записи мелодия может быть в какой-нибудь заковыристой тональности, и, если совсем ничего не выходит, смените запись. С приобретением опыта гармонии начнут звучать у Вас в голове и совсем без записи. Вы сможете играть самостоятельно или импровизировать в сопровождении любого ‘гармонического’ инструмента – гитары, пианино, мандолины и т.д. Импровизируйте ритмически, используйте разные штрихи, динамические оттенки, украшения.
Прибамбасы
А теперь о штрихах и прочих примочках. С динамическими оттенками проще. Громче-тише. Штрихи: стаккато – отрывистые звуки ‘ту-ту-ту…’ или двойное стаккато ‘та-ка-та-ка…’; легато – подачу воздуха не прерываете и слог ‘ту’ произносите только на первой ноте мелодии или ее части. Интересно и полезно использовать вибрато. Нужно не только дуть, но и вибрировать диафрагмой. Это получится, только если Вы правильно дышите, особенно это касается девушек. И еще. Изменяя силу подачи воздуха, можно красиво менять тон звука. Игра на флейтах немыслима без украшений. Это форшлаги , морденты , трели , группето . Со всеми прибамбасами проще ознакомиться, скачав небольшой файл по ссылкам.
А в качестве примера можно послушать китайско-бурятские мотивы в моем исполнении.
Как играть на блокфлейте. Общие рекомендации
Игра на блокфлейте, как и на любом другом музыкальном инструменте, начинается с того, что нужно научиться, во-первых, правильно держать инструмент, и, во-вторых, освоить рациональную постановку рук во время занятий.
Блокфлейта — духовой инструмент. Для того чтобы она звучала в нее нужно дуть, и дуть правильно. Но хорошая новость заключается в следующем: если знать несколько профессиональных принципов, то игра на этом инструменте не покажется такой уж сложной. Главным качеством, которое станет определяющим в достижении успеха, будет неподдельное желание научиться играть на блокфлейте и регулярно упражняться. Итак, начнем с основ.
Как научится играть на блокфлейте самостоятельно?
Дыхание и постановка
Во время игры на блокфлейте рекомендуется стоять прямо или сидеть на краю стула, но самое главное — следить за тем, чтобы шея была прямой. В противном случае пережимается горло, затрудняется прохождение выдуваемого воздуха и, как следствие, страдает качество звука. Следующее о чём важно помнить это то ,что блокфлейту нужно держать под углом примерно 45 градусов относительно пола. (это так же способствует свободному дыханию, делает звук инструмента шире, полнее).
Дыхание духовика — отдельная, очень обширная тема. Но для начала запомните главный принцип: для игры на духовом инструменте (так же, как и для пения), используется диафрагмовое дыхание. Проще говоря — дыхание животом. Ниже приводится простое упражнение для развития правильного дыхания.
Упражнение 1.
Вставьте инструмент в рот, вдохните и выдыхайте в инструмент. Можно не закрывать отверстия. Цель — получить первый звук. Задача равномерно выдыхать воздух, следить за тем, чтобы звук не дрожал.
Аппликатура
Аппликатура для блокфлейты достаточно проста. Эта чудная трубочка имеет всего восемь отверстий. Во время игры они закрываются или открываются соответствующими пальцами. Перед тем, как играть на блокфлейте какую-нибудь мелодию, аппликатуру её лучше выучить отдельно (без звука, одними только руками). Это для того, чтобы во время игры не тормозить и сосредоточиться на качестве звука. Всегда нужно слушать то, что у вас получается. Просто слушая себя, вы сможете понять порой больше, чем написано в самом подробном пособии.
Упражнение 2
Берем блокфлейту. Правая рука должны располагаться под левой рукой. Мизинец остается свободным, а большой палец просто служит опорой. Безымянным, средним и указательным пальцами закрывают три первых отверстия (первые, если считать снизу). Левой рукой закрываются следующие четыре отверстия (мизинец, безымянный, средний, указательный). Большой палец левой руки закрывает отверстие снизу инструмента.
Итак: у нас закрыты все отверстия. (Только не нужно их зажимать, сильно напрягая при этом пальцы. Достаточно просто прикрыть отверстия, но проследить за тем, чтобы они были закрыты плотно). Извлекаем первый звук. Слушаем его. Открываем безымянный палец правой руки. Получаем новый звук. Снова слушаем. И так далее по порядку – открываем все «пальцы» по очереди, пока не дойдём до самого высокого звука.
Помните, что звук необходимо извлекать активным движением языка, звук начинается с буквы «т». То есть не должно быть «фу» в начале звука. Должно быть «ту». Так легче брать звуки, они будут ровнее, и интонационно чище.
Научившись немного играть на блокфлейте, надо бы изучить нотную грамоту, чтобы потихонечку начать накапливать репертуар. Если вы имеете в своем арсенале даже самые простые знания музыкальной грамоты, ваши возможности как исполнителя возрастают во много раз. Однако можно играть на этом инструменте и по слуху. Например, простые мелодии, которые каждому знакомы с детства.
Автор статьи – Касаткин Сергей Алексеевич, преподаватель, дирижёр.