В понедельник на чемпионате Европы по футзалу стартовала 1/4 финала. Самое время, пока мы ждём прямую трансляцию матча Словения — Россия (23:00 мск) поближе познакомиться с этим безумно интересным видом спорта. "Евро-Футбол.ру" рассказывает о некоторых наиболее интересных приёмах из футзала, которые необходимо знать.
Быстрое преимущество
Применение: под прессингом соперника на своей половине площадки.
Первый приём, о котором мы расскажем, позволяет убить двух зайцев – выйти из под-прессинга на своей половине площадки и перейти в атаку в численном превосходстве. Как вы наверняка знаете, в футзале нет ограничения по заменам. Они проводятся в специально отведённой зоне, длина которой составляет 5 метров. Фокус в том, что игрок может покинуть площадку с одной стороны зоны замен, а его сменщик – появиться на площадке с другой стороны. Таким образом, есть возможность хитро отрезать одного из соперников.
Проделывать этот приём удобно тогда, когда мяч находится в руках вратаря, а ближайших защитников плотно опекают. Ведь голкиперу рукой куда проще вбросить мяч в нужную точку. Но некоторые команды весьма эффективно проделывали этот приём и непосредственно в игровой ситуации. Приведём пример с помощью схемы.
Жёлтые (их вратарь в чёрном справа) выходят из-под прессинга. Игрок под номером 2, находящийся у своей зоны замены с мячом (изображён серым), отдаёт передачу по флангу, грубо говоря, самому себе и покидает площадку. Игрок под номером 6 появляется на площадке с другой стороны зоны замены. Таким образом, фиолетовый номер 4 отрезан. Важно и то, как себя будут вести и другие игроки команды в жёлтом. Им важно увести своих оппонентов (при прессинге они будут играть близко) от того фланга, чтобы освободить зону для номера 6. На нашей схеме жёлтый номер 4 уводит "двойку" соперника.
Двойная стенка
Применение: при штрафном ударе в исполнении соперника.
В футзале не очень эффективно ставить в стенку несколько игроков, что обусловлено небольшими размерами площадки. То есть, например, если два игрока находятся в стенке, то у соперника появляется численное преимущество. На помощь может прийти двойная стенка, о которой мы сейчас и поговорим.
У жёлтых два игрока в стенке, вследствие чего игрок фиолетовых под номером 3 остаётся без опеки. При быстрой передаче его последующий удар с близкой дистанции вряд ли успеют накрыть. Поэтому вратарь изначально ставит в стенку двоих защитников, как показано на схеме, но после этого игрок жёлтой команды под номером 2 начинает отходить назад параллельно к своим воротам. Таким образом, площадь стенки остаётся та же, но при розыгрыше штрафного с передачей 2 номер жёлтых успеет накрыть 3 номера фиолетовых.
Пятый полевой
Применение: чаще всего в концовках матчей при попытке отыграться.
Пятого полевого игрока чаще всего использует в конце матча команда, которая уступает в счёте. Бывает, что другая команда в ответ также начинает играть в пять полевых для того, чтобы снизить давление на свои ворота, успокоить игру и заставить соперника отойти назад, выигрывая при этом время. Этом приём не нуждается в подробном объяснении, ведь его суть состоит в том, чтобы создать численное преимущество.
При игре в пять полевых вратарь (пятый полевой игрок) чаще всего занимает место около чужих ворот. Как, например, на нашей схеме. Мы видим, что вратарь жёлтых (в чёрной форме) расположился у ворот соперника. Люди, которые редко смотрят футзал, часто не понимают, почему пятый полевой находится именно там. Ведь ему приходится дольше бежать к своим воротам или же к зоне замен, чтобы уступить место непосредственно вратарю, чем если бы он находился в верхней тройке.
Всё дело в том, что по правилам футзала вратарь (в данном случае пятый полевой игрок) на своей половине площадки может владеть мячом не более 4 секунд. Кроме того, на своей половине площадки ему можно сделать передачу один раз. В следующий раз пас вратарю (пятому полевому) можно будет сделать только после того, как мяча коснётся игрок команды соперника. То есть если вдруг команду, играющую впятером, соперник выжал прессингом на свою половину, то для выхода из этого прессинга эффективнее иметь трёх полевых игроков, у которых нет ограничений. Именно поэтому в верхнем трио чаще располагаются полевые.
Блок
Применение: универсальное.
Блок распространён в футзале, причём используют его как при игровых ситуациях, так и при стандартах. В игре обычно за счёт блока игрока выводят на ударную позицию. Например, игрок атакующей команды с левого фланга смещается в центр и бьёт. Мгновением ранее его партнёр ставит заслон его опекуну. При стандартах (штрафных, угловых и даже аутах) блок также можно очень эффективно применять. Рассмотрим пример на схеме.
Игроки номер 3 и 4 в жёлтом ставят блок соответственно игрокам номер 3 и 4 в фиолетовом. 2 номер выполняет заброс, а 5 номер наносит удар с лёта. Важно ставить блок в правильный момент, ведь если сделать это слишком рано, то соперники смогут разгадать задумку. При этом если диагональную передачу будет "читать" 5 номер фиолетовых, то блокировать нужно будет именно его. В общем, подобный элемент требует от игроков атаки адаптации к тому, что будет происходить на площадке.
Столб
Применение: атака.
Очень многие футзальные команды играют на "столба", в том числе и сборная России. В роли "столба" должен выступать игрок, который умеет хорошо укрывать мяч корпусом. Такие игроки занимают место недалеко от штрафной площади соперника и ждут передачи. Получая мяч, они укрывают его корпусом, а дальше есть варианты: а) сыграть под удар набегающему; б) развернуться и пробить самому. Именно поэтому против "столба" так сложно играть – прочитать его замыслы сверхсложно. Особенно если игрок хорошо владеет обеими ногами и можно уходить как влево, так и вправо.
Нередко против "столба" приходится играть сразу двум игрокам: один страхует уход под левую ногу, другой – под правую. Свободным при этом оставляют самого дальнего игрока, считающегося наименее опасным. Эффективность игры на "столба" состоит в непредсказуемости, простоте и скорости розыгрыша.
Бумажный футбол (или бумажный хоккей) является абстрактная стратегическая игра играется на квадратной сетке, представляющей футбольный или хоккей поле. Два игрока по очереди вытягивают линию, представляющую положение мяча, до тех пор, пока он не достигнет одной из двух площадок ворот. Традиционный игра с бумагой и карандашом, в нее обычно играют в школах [1] и можно найти в детских журналах. [2] [3] [4] [5] Также существует множество компьютерных реализаций игры. Несмотря на простые правила игры, бумажный футбол имеет несколько расширенных стратегий и тактик.
Содержание
Основные правила
Поле игры нарисовано в виде прямоугольника на сетке с небольшими вытянутыми прямоугольниками в центре каждой из двух самых коротких сторон, представляющих две стороны. стойки ворот. Сетка может быть любого размера, хотя обе стороны должны составлять четное количество квадратов, чтобы обеспечить центральную точку для начала. Зоны ворот обычно имеют размер 2 × 1.
«Мяч» обозначается точкой в центре поля. Игроки поочередно перемещают мяч в новую точку, проводя линию от его текущего положения к новому. Каждый ход должен быть направлен к точке, смежной по ортогональности или диагонали. Мяч не может перемещаться за границу поля или вдоль линии, которая уже была нарисована (включая границу поля).
Если мяч перемещается в точку, к которой уже примыкают одна или несколько линий, включая периметр поля, мяч «отскакивает», и игрок немедленно делает следующий ход. Ход игрока заканчивается только тогда, когда мяч достигает точки, на которой нет линий.
Побеждает игрок, который забивает мяч в ворота соперника. Игрок также побеждает, если его противник забивает собственная цель. [6] Если мяч достигает точки, из которой он не может быть перемещен (например, угла поля), это считается ничьей или проигрышем для игрока, который не может двигаться, в зависимости от правил игры. В некоторых версиях игры собственные цели и движения, которые делают невозможным передвижение, запрещены. [3] [7]
Варианты и модификации
Игроки могут регулировать форму поля различными способами, изменяя размеры поля или расположение ворот. В некоторых вариантах к полю могут быть добавлены одна или несколько специальных линий. Эта модификация встречается в компьютерных приложениях, [8] и расширенные варианты этой модификации используются PDE Football. [9]
В некоторых вариантах игровой процесс может быть продолжен с центральной точки поля после забитого гола или после блокировки игры. Игрок, который не забил, ходит первым из центральной точки. [3] Игра заканчивается, когда невозможно сделать ход из центральной точки, и побеждает игрок, забивший больше всего голов. [10]
Другой вариант позволяет игроку совершать «отскок» во время любого хода, если линия этого отскока пересекает существующую диагональную линию. [11]
Другой вариант — Texas Soccer, который не позволяет делать отметки «X», поскольку мяч больше не может пересекать диагональную линию.
Стратегия
Поскольку движение мяча не может перекрывать ранее нарисованные линии, игрок может блокировать потенциальные ходы соперника, заполняя стратегические точки на доске и ограничивая подвижность своего противника. Другая стратегия основана на использовании «отскоков» для оптимизации мобильности, что может значительно помочь в забивании голов или блокировании доступа к площади собственных ворот игрока. [9] В версиях игры, где игрок, который не может двигаться, проигрывает, игрок может сосредоточиться на перемещении мяча в положение, в котором его противник не может перемещать его дальше. [12]
В некоторых компьютеризированных версиях этой игры ИИ-игрок имеет тенденцию выбирать кратчайший путь к цели игрока, игнорируя отскоки и другие стратегии. [13]
Обозначение игры
Каждый ход в игре может быть записан как строка из одной или нескольких цифр от 0 до 7, каждая цифра представляет направление движения (0 соответствует «северу», 1 — «северо-восток», 2 — «востоку»). 'и так далее) в одной сетке. Для записи отскока используются несколько цифр. Это обозначение использовалось в PlayOk.com оказание услуг. [14]
Похожие игры
Есть две похожие игры, имитирующие бумажный футбол. Их механизмы также зависят от линий рисования, описывающих движение мяча по полю.
Бумажный футбол (русский вариант)
Эта игра с карандашом и бумагой также включает в себя рисование линий к соседним точкам на сетке и отличается большей игровой площадкой, и игроки расширяют линию до трех точек каждый ход. Линия может менять направление в каждой точке, но не должна касаться какой-либо существующей линии (нет движений отскока). Если игрок оказывается в ловушке и не может провести эту линию, его ход аннулируется, и противник получает «пенальти». Это особое движение представляет собой прямую линию в любом из восьми направлений компаса, проходящую через шесть точек, и это единственный случай, когда другие линии могут быть пересечены. Если штрафной удар попадает в уже занятую точку или доступно менее трех незанятых точек для перемещения, назначается дополнительный штрафной удар. После шести таких штрафов, если имеется недостаточно действительных ходов, другой игрок начинает пенальти. В некоторых версиях с очень большими сетками игроки продлевают линию через четыре очка за ход, а штрафные удары — через 13 очков.
Стратегия включает в себя блокирование возможных ходов соперника, перехватывание соперника на краю поля и установку ловушек для пенальти в пределах досягаемости ворот соперника. Если ловушка не выполнена успешно, противник может отменить ее крайним ходом. [15]
Игра была популярна во многих частях бывшего Советский Союз. [15] Несколько российских журналов описывают игру [16] [17] Есть также несколько компьютерных версий. [15] [18] [19] [20]
xrSoccer
Опубликовано в 2005 г., xrSoccer — компьютерная игра от eXtreme Results International Inc. [21] Он может быть адаптирован к форме бумаги и карандаша для двух игроков. Он имеет общие черты с ранее описанными версиями бумажного футбола, но игровой процесс в целом отличается.
Поле представляет собой сетку 14 × 20 (13 × 19 точек) с воротами ворот на более коротких сторонах. Начиная с центральной точки, линия увеличивается до трех точек за поворот. Линия может касаться занятых точек и пересекать существующие линии (нет движений отскока), но не может двигаться вдоль существующей линии. Если игроку некуда продлить линию, компьютер перемещает мяч в ближайшую незаблокированную точку. Это может быть выгодно при правильном выполнении, поскольку мяч обычно перемещается в зависимости от последнего направления линии до того, как он был заблокирован, и может использоваться для маневра ближе к воротам соперника. После забитого мяча мяч возвращается в центральную точку, и игра продолжается до тех пор, пока не будут забиты все возможные голы. [22]
Панна исторически возникла в Суринаме, а слово panna на суринамском означает «разрушать». Однако в Россию новый вид спорта пришел из Голландии. За последние несколько лет в нашей стране стали проводить официальные турниры по панне, однако она все еще остается малоизвестной среди россиян.
Как играть в панну?
Организовать матч по панне можно прямо во дворе, однако на турнирах игры проводят в специальных «клетках». В нее играют в формате один на один, а ключевым считается правило проброшенного мяча между ног соперника, значение которого может быть разным — либо автоматическая победа одного из игроков, либо присуждение сразу двух очков.
По усмотрению организаторов турнира, панна может засчитываться двумя разными способами: с сохранением и без сохранения контроля мяча атакующим игроком. Сохранение контроля мяча означает, что атакующий игрок после совершения панны должен первым коснуться мяча, либо мяч должен попасть в ворота.
Панной называется намеренный проброс мяча между ног соперника, это главный для игры финт может быть сделан в любом направлении: вперед, назад и вбок. Положение ног защищающегося игрока не имеет значения, например, одна нога может находиться перед другой.
В отличие от классического футбола здесь нет штрафных ударов и пенальти, что обусловлено размерами площадки. За грубую игру мяч передается сопернику, а нарушитель получает предупреждение. Три предупреждения ведут к автоматическому проигрышу — грубый игрок покидает площадку.
Что нужно для игры?
Для игры достаточно круглой площадки с маленькими воротами, а также обычного футбольного мяча и спортивных кроссовок. В начале игры игроки встают спина к спине и зажимают мяч между собой. По сигналу судьи игроки разворачиваются и начинают матч. Длительность игры — всего три минуты.
Площадка делится на две половины, каждый игрок защищает свои ворота. Если он забивает гол, ему начисляется одно очко. Голы засчитываются только в том случае, если удар был произведен с половины поля оппонента. Если участник забивает панну, то ему начисляют сразу два очка или сразу отдают победу.
По правилам, владеющий мячом игрок должен атаковать ворота соперника, или создавать действия для проброса панны. Категорически запрещается «сушить» игру. Если в течение десяти секунд атакующие действия не были применены — мяч переходит к обороняющемуся игроку по решению судьи.
Панна — зрелищный и скоротечный вид спорта. К тому же она отлично развивает базовые футбольные навыки: отбор мяча и позиционная игра в защите, реакцию и скорость, финты и точность ударов.