Часто новички используют следующий алгоритм написания сценария:
Они создают персонажей, придумывают некую завязку, а далее — будь что будет: пишут что в голову взбредёт. Это одна из ключевых ошибок начинающих сценаристов. Я использую другой алгоритм, и мне он кажется более эффективным.
Сначала придумывается идея или замысел, определяющий содержание вашего фильма. Необходимо описать замысел в одном-двух предложениях. Желательно уложиться в 25 слов. Проверьте идею на друзьях, спросите: понятна ли она им, интригует ли она их, хотят ли они посмотреть ваш фильм.
Существует несколько шаблонов написания идеи (логлайна, logline). Приведу один, он подходит для фильмов жанра экшн: Герой (X) должен сделать то-то и то-то (Y, цель героя), иначе случится что-то непоправимое (Z). Пример: Профессор археологии Индиана Джонс должен найти Ноев Ковчег и Чашу Грааля, иначе нацисты используют эти артефакты, чтобы захватить весь мир.
Под «Y» часто скрывается «Крючок» или же «Первая поворотная точка», т.е. событие, которое переносит героя из первого акта сценария во второй. (См. мою статью о линейной структуре сценария).
После того, как напишите логлайн, приступайте к составлению структуры. Не к синопсису, а к структуре сценария! Развивайте идею, раскладывайте её по сюжетным точкам. Тут придётся напрячься. Это как головоломку собирать: трудно, но увлекательно. Иногда помогает начать историю с конца. Придумайте, чём всё должно завершиться. В любом случае, пока не будет конца, не приступайте к синопсису и уж тем более к сценарию.
Когда разложите историю на составляющие, можете писать синопсис, т.е. более подробное описание сюжета. Странички на две-три или больше, как нравится. Я лично синопсисы не люблю. Они сковывают мою фантазию. Обычно придумываю сюжет, структуру сценария, описываю всё на одной страничке. Мне этого достаточно.
Да, когда составляю структуру, одновременно с этим создаю персонажей. Именно так. Сначала идея (logline), потом структура, главный герой и остальные персонажи. Говоря о главном герое, я имею в виду полноценный образ, а не условного мента, доктора или профессора археологии. Т.е. для логлайна достаточно написать: «Популярный автор женских романов вынуждена в одиночку отправиться из США в Южную Америку, чтобы доставить карту сокровищ похитителям своей сестры. Иначе — «прощай, сестрёнка»». (Не моё, это «Роман с камнем»).
Некоторые любят использовать карточки, на каждой из которых коротко описывается сценарий по сценам. Т.е. одна сцена — одна карточка. От начала сценария и до конца. Но я человек ленивый, никогда этого не делаю. Кроме того, в процессе написания сценария сцены могут меняться местами. Поэтому считаю карточки пустой тратой времени. Впрочем, как и подробные синопсисы. Но если они вам помогают, почему нет?
Итак, запишем алгоритм:
1. Генерация идей. Записываете все идеи, что приходят в голову. Чем больше, тем лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на качество идей. Главное — количество.
2. Фильтрация. Стадия критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные, стоящие того, чтобы снять фильм.
3. Селекция. Рассматриваете выбранные вами идеи. Какие из них являются оригинальными? Как их можно улучшить? В результате отбираете одну идею, которая послужит основой для будущего сценария.
4. Логлайн, разработка концепции. Описываете ваш замысел (идею, историю) одним предложением.
Необязательно логлайн должен укладываться в шаблон «X, Y, Z». Вот примеры оригинальных логлайнов, состоящих только из элементов X и Y. Поскольку сами по себе идеи нетривиальны, то этого достаточно, чтобы заинтересовать ими продюсера. Правда, я бы добавил сюда элемент Z.
Кукловод случайно обнаруживает секретный тоннель в мозг Джона Малковича. («Быть Джоном Малковичем»).
Циничный рекламщик внезапно обнаруживает способность читать женские мысли. («Чего хотят женщины»).
Три молодых кинематографиста отправляются в лес, чтобы снять документальный фильм о легендарной ведьме. Больше их никто не видел. Остался только этот фильм. («Ведьма из Блэр»).
Попытайтесь усилить драматизм истории, добавьте в логлайн оригинальность, конфликт, интригу.
5. Название. Придумываете рабочее название для вашей истории.
6. Сравнение. Подберите 1-2 любимых фильмов в том жанре, в котором вы пишите свой сценарий. Вы будете использовать их как ориентир, сравнивая свою работу с образцом.
7. Структура. Составляете структуру сценария. Когда структура будет готова, спросите себя, каков второй слой вашей истории? О чём она на самом деле? Иными словами, определите тему.
8. Разработка персонажей. Какие у них достоинства и недостатки? Как изменится главный герой к концу истории? Чему он должен научиться? Как характер и поступки персонажей отражают тему вашей истории?
9. Синопсис. Описываете историю на двух-трёх листах. (Мне хватает листа).
10. Тритмент. Более подробное описание истории с включением диалогов (наиболее важных фраз). Записываете историю от начала и до конца. В настоящем времени, так же как синопсис и сценарий. (Для тех, кто не знает: сценарии пишутся в настоящем времени, а не прошлом. Т.е. не «Вася Пупкин ковылял по бульвару», а «Вася Пупкин ковыляет по бульвару»).
11. Карточки. Записываете всю историю на карточках. На каждой карточке — по одной сцене. (Я обычно пропускаю параграфы 10 и 11).
12. Сценарий. Приступаете к написанию сценария. Пишите как можно больше, ничего не редактируйте. На этом этапе важно записать сценарий.
13. Первый вариант. Заканчиваете черновик. Откладываете рукопись на неделю-две.
14. Редактирование. Желательно переписать рукопись не менее шести раз.
a) Итак, это уже второй вариант сценария. Исправляете нестыковки, неправдоподобные моменты и дыры в сюжете. Удаляете всех «блох». Проверяете, отвечает ли идея и тема сценария первоначальному замыслу?
b) Третий «заход». Проверяете структуру сценария. Все ли сюжетные точки на своём месте? Что можно выбросить без потерь для смысла?
c) Четвёртый. Уделяете внимание персонажам. Все ли они нужны? Кто из них ведёт себя несоответственно своему характеру?
d) Пятый. Редактируете диалоги. Проверьте, чтобы манера разговаривать каждого персонажа была уникальной, соответствующей его натуре.
e) Шестой. Исправляете стилистические и грамматические ошибки.
f) Седьмой. «Шлифовка». Внимательно смотрите, что можно улучшить? Где нужно поставить пробел, запятую, точку? Какое слово лучше заменить другим?
15. Если вас всё устраивает, определитесь с названием вашего произведения и… сценарий готов. Можете передать его друзьям. Пусть читаю, критикуют, высказывают своё мнение. Если согласны с замечаниями, исправьте все недочёты.
В основе любого успешного фильма, рекламного ролика или музыкального клипа лежит качественный сценарий. Он не обязательно должен быть гениальным – главное, чтобы он отвечал всем запросам и обладал нужным воздействием на аудиторию. Заказать сценарий фильма у профессиональных авторов вы можете в студии Kinesko, а в этой статье мы расскажем вам о том, что нужно знать, чтобы однажды присоединиться к их числу.
Как создать сценарий фильма?
В центре сюжета каждого сценария лежит последовательность событий, которые ведут персонажа к его цели. Неважно, сценарий какого жанра вы пишете – мелодраму, фильм ужасов или фантастику, он всегда строится на одной и той же структуре.
Правильно сделанный сценарий включает в себя шесть базовых стадий, разделяемых пятью поворотными событиями, происходящими в конкретное время и выполняющими конкретную цель. Т.е. поворотное событие на 20-ой минуте 90-минутной романтической комедии примерно идентично поворотному пункту на 40-ой минуте трехчасовой драмы. Так что же это за этапы и поворотные события?
Создание сценария фильма: структура
Этап 1. Завязка.
Ее объем не должен занимать больше 10% сценария. Завязка помогает раскрыть мир фильма и помочь аудитории идентифицировать себя с главным персонажем, посмеявшись или испугавшись за него, вызвав к нему сочувствие и симпатию.
Поворотное событие 1. Новые горизонты.
Когда 1/10 фильма позади, пришло время открыть персонажу новые перспективы, которые подтолкнут его направиться в путь. Хотя новые горизонты дают персонажу новую цель, эта цель не та, которой он добьется в конце сценария.
Этап 2. Новая ситуация.
Этой стадии отведено следующие 15% сюжета. Персонаж приступает к действиям: адаптируется в новых условиях, пытается понять, что происходит и разрабатывает план, как достичь свою главную цель. В большинстве случаев персонаж оказывается в новой ситуации по своему желанию, надеясь на положительный исход события. Он думает, что случившуюся проблему можно легко решить. Но чем больше нарастает конфликт, тем больше герой понимает, что противник, с которым он столкнулся, куда сильнее, чем он думал.
Поворотное событие 2. Новый план.
Прошла уже четверть фильма, и в жизни персонажа наконец-то случается событие, формирующее цель, которую он будет пытаться достичь до конца всего сценария. Чувства и желания персонажа, его страхи, переживания и то, как он их преодолевает, вызывают у аудитории эмоции, без которых невозможно хорошо написать сценарий. Но показать все это можно лишь с помощью определенной цели.
Этап 3. Развитие.
В течение следующей четверти фильма мы думаем, что план персонажа работает. Впрочем, это не значит, что конфликта на этом этапе нет. Но какие преграды не стояли бы перед вашим персонажем, он способен их преодолеть, приближаясь к следующему поворотному событию.
Поворотное событие 3. Назад пути нет.
В середине истории персонаж должен понять, насколько важна его задача. До этого он еще мог от всего отказаться и вернуться к жизни, которой он жил раньше, но теперь обратной дороги нет, а риск растет с каждой минутой.
Этап 4. Ставки повышаются.
Персонажу становится все сложней добиться его цели, и он рискует все проиграть, если не преодолеет трудности. Конфликт продолжает расти, и, когда нам кажется, что персонаж почти добился цели, случается..
Поворотное событие 4. Отступление.
После того, как большая часть пути пройдена, персонаж терпит поражение. Все планы разрушены, и ему больше не остается ничего другого, кроме как рискнуть всем и совершить финальный рывок.
Этап 5. Финальный рывок.
Уставшему и побитому жизнью персонажу предстоит пойти ва-банк, отдав все оставшиеся силы для достижения своей цели. На этой стадии все в сюжете работает против персонажа, а ритм истории значительно ускоряется.
Поворотное событие 5. Кульминация.
Персонаж встречает самую сложную преграду за весь сценарий. Ему нужно совершить поступок, от которого зависит его дальнейшая судьба. Это высшая точка конфликта, после которой остается лишь показать ее последствия.
Этап 6. Последствия.
Ни одна история не заканчивается тогда, когда персонаж добивается своей цели. Необходимо показать его новую жизнь, начавшуюся после всех трудностей.
Всем привет! Оплатил мастер-класс сценариста Арона Соркина и вуаля. Расскажу вам, чему учит лауреат премии «Оскар» за «Социальную сеть».
Намерение и препятствие
В основе любой истории должно быть намерение и препятствие. Вы должны, как сценарист, четко понимать что нужно вашему герою, и что встает на его пути достижения желаемого? Благодаря развитию намерения и препятствия в сюжете возникает трение и напряжение, необходимые для того, чтобы сценарий был сильным. Ставки должны быть высоки, временные рамки сжаты, а препятствия убедительны. Только в этом случае ваш сюжет будет захватывающим и правдоподобным.
Заявляйте намерение и препятствие пораньше. Если пишете сценарий к фильму, у вас есть несколько минут, если к сериалу — заявляйте намерение и препятствие сразу. Если же вы пишете пьесу, то у вас времени побольше, поскольку билет в театр стоит дорого и буфет уже не работает.
Соркин советует ознакомиться с книгой Уильяма Голдмана. Adventures in the Screen trade: A personal View of Hollywood and Screenwriting.
В качестве домашнего задания Аарон рекомендует посмотреть фильм «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид». Обратите внимание на заявление главного препятствия и намерение. Помимо этого посмотрите свой любимый фильм, пьесу или телесериал. Выпишите главных героев в порядке их появления, а также их намерения и главные препятствия. Обратите внимание на различия в представлении намерений и препятствий в телесериалах, фильмах и пьесах.
Если у вас есть идея, то это безусловно отличная новость. Следующий шаг — проверить, есть ли у вас сюжет. Аарон использует простой тест. У вас нет сюжета, пока вы не можете произнести, но, кроме, а потом — эти слова свидетельствуют о том, что вы уже заявили препятствие и у вас есть конфликт. Просмотр программы SportsCenter на канале ESPN вдохновил в свое время Соркина на создание сюжета, происходящего за кулисами спортивной телепередачи. Идея производственной драмы позволила создать достаточно историй и героев для нескольких сезонов. Итогом стал его сериал «Ночь спорта». Если же ваша идея сосредоточена больше на герое, который, образно говоря, умирает в финале, то она больше годится для полнометражного фильма чем сериала.
Аарон также рассказывает, что согласился писать сценарий «Социальной сети», когда нашел конфликт в анонсе книги «Миллиардеры поневоле», по мотивам которой снят фильм. Также он рекомендует посмотреть фильм «Американский президент» по своему сценарию, чтобы найти ответы на вопросы. Когда в нем заявлен конфликт между президентом Эндрю Шепардом и его ассистенткой? Как бы вы сформулировали намерения и препятствия двух главных героев фильма? Ну и наконец новичкам будет полезно последовать совету Аарона. Он предлагает начинающим сценаристам превратить в сценарий какой-нибудь рассказ или готовый сюжет. Адаптация истории с уже заявленным намерением, препятствием и конфликтом позволит практиковаться в создании героев, сцен и диалогов, не дожидаясь, когда у вас родится идеальная идея для сюжета.
дистанционное онлайн-обучение
Постараемся дать несколько простых и полезных советов на тему написания сценариев.
Для начала скажу, что автор этого текста дилетант в написании и продаже сценариев, которого отличает от обычного продавца булочек следующее:
- У меня большой опыт работы в журналистике, чему я безмерно рад. Этот опыт и знания пригодились мне много раз в разных сферах деятельности. Поэтому рекомендую обратить внимание на наши онлайн-курсы журналистики.
- Также я прошел обучение на нескольких мастер-классах по написанию сценариев и прочитал десяток книг по этой теме.
- А еще написал вот этот сценарий и эту пьесу, над которыми сейчас ломают голову художественные редакторы киностудий и театров, но не торопятся с ответом 🙂
Итак, начнем. К сожалению, написать хороший сценарий сложно. Написать сценарий очень хороший, который купят, еще сложнее. Многие зрители, не имеющие опыта в кинематографе, критикуют современные фильмы и уверены что могут придумать и написать сценарий фильма намного лучше. Как правило, им это только кажется. Пытаясь уйти от шаблонов, описывая истории из своей жизни, оригинальничая, новичок запросто зайдет в тупик через 10 страниц текста. Написать хорошее кино трудно, но этому можно научиться.
Что необходимо для написания хорошего сценария? Самый минимум – это умение грамотно писать. Самое важное — это творческий потенциал и знание основ сценарного мастерства (техника, приемы). А самое очевидное – правильное оформление сценария. Журналистские навыки тоже помогают.
Учитесь сценарному мастерству всеми доступными средствами. Читайте книги, смотрите видео в интернете, посещайте семинары. Самая хорошая книга, из тех что я прочитал на эту тему — «Букварь сценариста» Александра Молчанова. Этот молодой сценарист реально крут и он пишет и учит очень хорошо и доходчиво. Он периодически проводит бесплатные онлайн-курсы, а вот индивидуальное платное обучение у него раньше стоило очень дорого (сейчас вроде стало более доступным). Но это его право, если находятся те, кто готов много платить, то замечательно, можно даже еще немного прибавить в цене 🙂
Обязательно познайте азы оформления сценария – каким шрифтом писать, какие отступы делать. Всё это просто и информации об этом очень много в интернете и в книгах, которые можно свободно скачать во всемирной сети. Мы не будем на этом останавливаться подробно.
А теперь несколько идей и мыслей, которые пришли мне после просмотра очень познавательного и интересного видео на эту тему (видео вы можете увидеть в конце этого текста). Откуда взять идею для сценария — для сюжета, событий, характеров героев? На самом деле идеи посещают нас ежедневно, любого из нас. Но мы не всегда их до конца понимаем, осознаем. Они бывают мимолетны — как быстро пришли, так быстро и уходят. Нужно уметь остановиться в суматохе дня, осознать пришедшую идею и записать её. Несколько известных авторов книг по сценарному мастерству рекомендуют завести отдельную тетрадь для идей по сценариям. В основном, идеи касаются характеров героев, каких-то ситуаций, это могут быть образы антагонистов, суть конфликта и так далее.
К идее вас может подтолкнуть что угодно. Великие художники, писатели. Авторы сценариев часто рассказывают, что к идее создания произведения их подтолкнула какая-то мелочь – отблеск пламени свечи, бумажный пакет, дождь, вид усталой женщины на улице и т.д. Нужно уметь замечать это чувство и развивать его.
Описываемые случаи поиска новых идей – очень глубинные и спонтанные. Но идеи можно находить и сознательно. Американские авторы советуют читать газетные заголовки, смотреть ток-шоу. Там очень много образов, историй, жизненных ситуаций. Объединив две или несколько, вы можете создать своё уникальное произведение, свою завораживающую историю.
Есть еще такой хороший универсальный метод поиска идей, который называется «а что если…». А что если в нашей школе поселился неизведанный зверушка? А что если учительница полюбит своего ученика? Как изобретатель, использующий технику ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), вы можете объединять совершенно разное и то что с первого взгляда нельзя объединить. А что если корабль полетит? А что если врач займется музыкой? Из таких вопросов может появиться замечательная идея, увлекательное кино.
Напоследок рекомендую обратить внимание на канал Pixar в YouTube, который является настоящей находкой для сценаристов и писателей. И хотя они рассказывают о написании сценариев для мультиков, но принципы рассказывания историй (сторителлинга) те же, пишете ли вы роман или сценарий сериала. Это увлекательные уроки, в ходе которых учат придумывать интересные истории, что может помочь при написании сценария, сочинения, книги и во многих других случаях. Ссылка на первый урок — https://youtu.be/kFp3wx2_03s Всего там около 40 таких видео.
А теперь предлагаю вам посмотреть интересное видео специалиста в своем деле, которая рассказывает о вдохновении, которое необходимо для написания сценария.
Журналист, медиаэксперт Сергей Барановский
Узнать подробнее об онлайн-курсах Школы журналистики можно на главной странице
Создание сценария – высшая степень профессионализма писателя. Работа над фильмом позволит вам отточить свои писательские навыки, научиться писать лаконично, ярко, четко и стать профи визуализации. Как научиться писать сценарий, вы узнаете из материала knigastudio . ru
Идея сценария: замысел
Придумать идею – это первый и главный шаг сценариста, без которого создание сценария невозможно. Замысел – основа будущего фильма и должен быть предельно лаконичен. Его описание желательно уместить максимум в три предложения, хотя может хватить и одного.
Например: Ученый-генетик должен отыскать украденную инопланетянами капсулу с противоядием от смертельной болезни, занесенной на нашу планету космическими пиратами и отнять ее у злодеев до Часа Икс. Иначе люди на Земле превратятся в зомби, а звездные пираты захватят мир.
Идея должна передавать все содержание вашей истории, чтобы сюжетные линии и интриги строились вокруг нее. Как только замысел будет оформлен, приступайте к развитию идеи. Но сначала должен родиться Герой.
Как придумать героя фильма
Самое главное в сценарии – не спецэффекты, не экшн и даже не захватывающий сюжет, главное – это личность героя. Зритель должен ему сопереживать и хотеть быть на него похожим. А для этого образ героя должен обладать четырьмя важными составляющими.
- Харизма. Характер ключевого персонажа не должен быть размытым или плоским. Первое правило: на протяжении всего фильма характер и убеждения героя кардинально не меняются. Второе правило: в его характере необходимо выделить одну доминирующую черту.
- Суперсопособность. В зависимости от выбранного жанра, это может быть умение летать, способность стрелять без промаха, талант к дедукции или, к примеру, особый дар находить выход из любой сложной ситуации. Вариантов масса, главное, чтобы у зрителя сложилось ощущение избранности героя, отличающей его от всех остальных.
- Недостаток. Если герой неуязвим и безупречен, зритель будет априори уверен, что у него все получится, а это убьет интригу. Милые (или не очень) недостатки ключевого персонажа вызывают у зрителя искренне сочувствие, а значит – желание быть с ним до конца. Вспомним хотя бы феномен Доктора Хауса. Кто бы мог подумать, что наркоман с признаками психопатии способен вызвать всенародную любовь?
- Цель. Целей может быть много, но, в основном, все они делятся на 4 группы:
- Любовь;
- Спасение людей;
- Месть;
- Деньги или сокровища.
Наличие у героя конечной цели и стремление ее добиваться, преодолевая множество препятствий – важнейшая составляющая хорошего кино.
Построение киносюжета
Выстраивая сюжет, прежде всего, отталкивайтесь от характера и целей героя. Все, что требуется от автора – богатая фантазия в придумывании всевозможных препонов в ходе достижения персонажем желаемого.
В отличие от романа, каждая сцена в фильме должна приближать персонажа к цели не более чем на один шаг. Таковы особенности зрительского восприятия.
Сюжетных линий может быть несколько, но только в том случае, если это полнометражная картина или сериал. Но даже в крупном формате не следует перегружать сюжет, иначе зритель запутается и заскучает. Как полный метр, так и сериал выдерживают до 4-5 сюжетных линий, больше не требуется.
Принцип написания сценария
Главное отличие работы над сценарием от написания книги – клиповый принцип работы. Очень удобно, придумав линию сюжета, писать его посценно.
Каждая сцена описывает какое-либо событие из жизни героя, после чего сценарист собирает пазл. Самое главное – точно знать, что ожидается в конце истории. Полнометражное кино может содержать до 100-120 сцен, сериал – от 30 до 50.
Каждый фильм – это маленькая жизнь, поэтому писать нужно исключительно в настоящем времени.
Каждая сцена должна иметь завязку, кульминацию и развязку, в каждой сцене герой должен преодолеть одно препятствие. Обязательно должен присутствовать конфликт, приходящий к своему разрешению: кто-то должен победить – либо герой, либо героя. Герой, конечно, спасется, но зритель узнает об этом только в следующей сцене.
Полезные советы сценаристу
Нельзя писать в сценарии, что вдали показалось что-то непонятное. Все должно быть четко и ясно. Сценарист не предполагает, а описывает. Работайте над четкими описаниями и диалогами. Не нужно лишних слов и размышлений.
Ограничения по времени. В отличие от книги, каждая сцена в сценарии ограничена – либо определенным местом действия, за рамки которого нельзя выходить, либо – хронометражем. Если сцена длится четыре минуты, вы должны это учитывать.
Все события в сценарии работают на развитие внутреннего конфликта. Зритель должен быть постоянно вовлечен в сюжет. Ваш сценарий должен содержать «крючки», способные крепко удерживать зрителя у экрана.
Вживайтесь в роль своего героя, смотрите на мир его глазами, думайте его мыслями, но не забывайте, что мысли зритель увидеть не может, поэтому – постоянно показывайте. Научитесь четко описывать создаваемую реальность, работайте над яркими диалогами. Тогда ваш сценарий превратится в прекрасный фильм.
Мы часто остаемся недовольны экранизациями книг. Обвиняем создателей фильма в том, что они убрали много важного и добавили чего-то своего. Возмущаемся тому, что герои в книге говорили одними словами, а в экранизации — другими. И это действительно так, экранизации всегда отличаются от литературного оригинала, иногда значительно. Давайте же разберемся, как написать сценарий по книге и возможно ли при этом оставаться близко к тексту.
Переведите с прозаического на сценарный
Первое открытие, которое делают начинающие сценаристы, заключается в том, что сценарий нельзя писать точно так же, как прозу. И дело здесь не в строгой форме записи, называемой американкой, а в так называемом «сценарном языке». Сценарист не имеет права написать, что персонаж что-то почувствовал, ощутил или о чем-то догадался просто потому, что эти действия невозможно визуализировать. Актер, каким бы талантливым он ни был, не сможет без слов сыграть, как его персонаж догадался, что убийца именно садовник, а не повар.
По сути, работа по написанию сценария по книге во многом сходна с работой переводчика. Ведь перевод литературного произведения подразумевает не просто изменение одних слов на другие, но и адаптацию смысла для носителя другого языка. Например, английское выражение raining cats and dogs можно перевести дословно и получится «дождь кошки и собаки», а можно найти подходящий по смыслу русский аналог «льет как из ведра». Так и со сценариями — просто перенести действие и реплики героев на экран не выйдет.
Придется видоизменять
Некоторые моменты просто невозможно перенести на экран. В книге автор может передать предысторию героя всего двумя предложениями. Например, так:
Осколков не был коренным жителем этого города. Он приехал сюда с родителями в возрасте тринадцати лет. Затем родители его снова переехали, следуя очередному позыву кочевнического духа, а Владимир остался, не желая бросать так полюбившийся ему университет.
Чтобы передать то же самое сценарным языком, придется писать сцену, в которой один персонаж рассказывает эту информацию другому. Причем важно, чтобы один из них по сюжету эту информацию точно не знал, но хотел бы узнать. Сцена могла бы быть такой:
Подобным образом придется поступать с любой информацией, если она важна для сюжета. Но так бывает далеко не всегда.
Придется выбрасывать
Размер книги ничем не ограничен. Писатель может писать ровно столько, сколько ему требуется, потому что использует один единственный ресурс — собственное время. Создатели фильма всегда сталкиваются с множеством ограничений, среди которых одним из самых важных можно назвать хронометраж. Фильм нельзя растягивать бесконечно, если только у вас не бесконечный бюджет 🙂 Это значит, что часть информации из книги придется выбрасывать.
Под нож в первую очередь идут рассуждения автора, незначительные детали из истории мира и неважные для сюжета события. Например, автор может описывать какие-то события, произошедшие за много лет до начала основных действий и напрямую не связанные с сюжетом. В книге это добавляет глубины описываемому миру, но в сценарий экранизации это уже не пройдет.
Если же объем книги остается слишком большим для запланированного хронометража, приходит очередь второстепенных персонажей. Их просто выбрасывают из основного сюжета, а тот незначительный вклад, который они в него делали, перекладывают на плечи других героев. Именно так и поступили создатели фильма «Властелин колец» с Томом Бомбадилом.
Придется добавлять
Нет, я не ошибся. С одной стороны сценаристу приходится нещадно выбрасывать все, что только можно, лишь бы уложиться в хронометраж, но с другой — ему нужно поддерживать динамику. Писателю мы тоже не простим скуки, но в прозе к этому требования немного мягче. В книге автор может развлечь нас остроумными размышлениями или красочными описаниями, в то время как герои будут бездействовать или страницы напролет беседовать за чашечкой кофе.
Сценарист себе такой роскоши позволить не может — в кино постоянно должно что-то происходить. Если, конечно, вы не Дэвид Линч или Андрей Тарковский, в фильмах которых герои иногда по несколько минут просто напряженно смотрят в одну точку. Следовательно, если в книге длительное время не происходит никакого активного действия, вам придется или перенести его из другого места книги или придумать самостоятельно. Но тут важно не увлечься и не добавить слишком много отсебятины, иначе экранизация превратится в самостоятельное произведение по мотивам.
Сделать экранизацию близко к тексту можно
Это действительно так, и тому есть доказательства. Например, фильм «Хранители» довольно точно передает сюжет оригинального комикса, даже несмотря на измененную концовку. Из российского кино нельзя не вспомнить замечательную экранизацию повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Но чтобы экранизация оказалась точной, книга должна этому помочь.
В прямом смысле. Вы, наверное, замечали, что есть книги, которые читаешь — будто смотришь фильм. В них много действия, яркие описания, минимум авторского текста, а информация передается в диалогах. Такие книги очень легко поддаются экранизации и будут очень похожи на оригинал. Если же в книге много авторских рассуждений, информация подается в описаниях и воспоминаниях персонажей, которые друг с другом предпочитают особо не общаться, то такое произведение экранизировать будет сложно. Можно, конечно, но тогда экранизация точно будет отличаться от книги.
Не важно, сценарий чего вы пишите — анимационного ролика или полнометражного фильма — есть принципы, которые должны соблюдаться во что бы то ни стало. Если они не соблюдаются, это не сценарий. Я сейчас пишу не о форматировании, а именно о принципах. Потому как форматы есть разные, а принципы всегда одни и те же.
Принцип №1. Всегда пишем в настоящем времени.
Никаких “села, поела и дальше пошла”. Только “садится, ест, встает и идет дальше”. Это если грубо говоря. Казалось бы, очевидно, но не для всех. Мне часто присылают т.н. сценарии, которые больше напоминают рассказы. Именно из-за прошедшей формы глагола. Почему мы пишем в настоящем времени? Как я уже говорила, в сценарии написано то, что происходит на экране. Указание к действию для всех, кто работает с этим документом.
Принцип №2. Никаких мыслительных глаголов.
Думает, хочет, мечтает. Как это показать? У меня был случай, когда за 5 секунд хронометража сцены надо было показать, что “девочка хочет быть ландшафтным дизайнером”. Непростая задачка. Она не может произнести, чего она хочет — отрезок немой. Да и ландшафтный дизайн — не рок-сцена. Трудно семиотически даже показать ее желание. Поэтому в сценарии надо описывать мечты, воспоминания и мысли через действие персонажа или с помощью визуальных приемов. Скажем, флэшбек можно показать в ч/б, а смену кадра сделать через размытие. Например, наш персонаж хочет пирожное. Конечно, большинство скажет: “А давайти ему над головой поместим облачко с пирожным”. Но я вас прошу, избегайте штампов. От них становится грустно. Лучше поставим персонажа возле витрины кондитерского магазина. Пусть наш персонаж смотрит на пирожное с вожделением и громко проглотит слюну. Но что-то я отвлеклась. Короче. Мы не пишем “мальчик хочет пирожное”. Мы пишем так: “Мальчик стоит возле витрины кондитерского магазина, на которой разложены пирожные. Мальчик смотрит на пирожное с вожделением и громко проглатывает свою слюну”.
Принцип №3. Все должно быть конкретно.
Есть разница между словом “земля” и “земной шар”? Или “земля” и “Земля”? Конечно! Ведь нам представляются разные объекты — почва и планета. О вещах, которые вы имеете в виду, когда пишите сценарий, желательно говорить точно. В этом отношении довольно сложно писать сценарий для инфографики, потому что приходится описывать то, с чем мы в жизни не сталкиваемся. Движение и трансформацию фигур, взаимодействие предметов, которые не имеют логически никакой связи. Но в контексте ролика все логично. И порой без раскадровки и референсов просто не обойтись. Почему конкретика важна? У вас в голове одно, а у других людей — совсем не то же самое. Чтобы вас правильно поняли коллеги и заказчики, пишите конкретно шо куды чаво и как.
Принцип №4. Описание локаций.
Надо посвящать остальных, где происходит действие. Девочка идет в школу. Нет, так не пойдет. Где она? Какое время года? Какое время суток? В кино это ограничивается тремя словами: НАТ (натура) — УЛИЦА — ДЕНЬ
Режиссер и оператор сами выберут локацию, поставят кадр и т.д. Но в анимации все иначе. Потому что кадр создается в прямом смысле слова с чистого листа. Мы пишем: “Общий план. Экстерьер (или натура). Школьный двор. Осеннее утро. Дождь. К школе по тротуару идет девочка с рюкзаком на плечах и в дождевике”. Мы читаем это и четко представляем картинку. По предложению “Девочка идет в школу” можно много разных картинок представить. А вам нужно описать именно ту, что вы держите у себя в голове.
Принцип №5. Описание персонажей.
Во-первых, персонажа желательно назвать и необходимо описать. Почему персонажу нужно дать имя? Вот у вас есть в сценарии девушка. Потом появляется вторая девушка и они как-то взаимодействуют. И вместо вон той, ну, которая первая, лучше назовите ее Машей, а той второй дайте имя Анжела. И тогда будет понятно, кто что делает. Маше надо дать возраст, описать внешность, чтобы мы увидели, что она из себя представляет. Например, Маша, девушка 25 лет. Одета в светлый деловой костюм, волосы убраны в пучок. В киносценарии, когда мы впервые показываем персонажа, пишем его имя большими буквами, далее обычными. Это нужно для того, чтобы понять в какой момент впервые появляется персонаж в 120 страниц вашего сценария. И для ассистента по актерам. Он сможет посмотреть вплоть до массовки, кто ему нужен.
Видите как много тонкостей нужно учитывать при написании сценария? Сколько людей будет работать с ним? И всем должно быть все ясно, понятно и удобно.