Грамотно оформленное сочинение должно состоять из трех основных частей:
В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами.
Пишем сочинение правильно:
Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.
Будем придерживаться трех (классических) основных частей: вступление; содержание; заключение.
Вступительная часть
Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы.
Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
Допустим, пишется сочинение на тему «Природа родного края». Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.
Содержательная часть
Содержательная часть — самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения.
Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.
Заключительная часть
В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения.
Заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой «Ё«!
Сочинение – это письменная работа, представляющая собой рассуждение на определенную тему, изложение собственных взглядов на определенную тему.
Пишется школьное сочинение любого формата по следующему плану:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Большую часть сочинения должна занимать основная часть, включающая рассуждения и доказательства.
Общие советы по написанию
Когда человеку дается определенная тема сочинения, школьнику необходимо ограничиваться данной темой, не выходить за ее рамки и не «лить воду».
Перед тем как писать сочинение, ученик должен на черновике набросить план и тезисы, которые будут последовательно раскрывать тему.
Когда школьникам дается задание написать сочинение на свободную тему, у них часто возникают трудности. Перед написанием нужно понять то, о чем можно рассказать вымышленному собеседнику, раскрыв тему глубоко и объемно.
Сочинение по литературному произведению
Чтобы написать сочинение по рассказу, роману, повести и другому жанру художественного произведения, нужно прочитать само произведение. Без этого условия грамотного и правильного сочинения быть не может.
Если ученику дана широкая тема, предполагающая анализ всего произведения, можно размышлять и над поступками главных героев, и над поднятыми проблемами, и над авторской позицией и т.д. Если же предложенная тема узкая, то сочинение должно полностью раскрывает эту тему, не затрагивая при этом другие аспекты анализа.
Сочинение-эссе
Когда школьникам предлагается написать сочинение на тему любви, дружбы, верности и других философских категорий, это не вызывает особого труда. Здесь ученику необходимо указать то, как он понимает предложенное для анализа понятие, и привести конкретные аргументы из жизни или из литературы.
Что мы узнали?
Сочинение – это письменная работа, которая должна строиться по следующему плану: вступление, основная часть, заключение. Большую часть сочинения должна занимать основная часть. Перед написанием сочинения нужно составить план и тезисы, понять последовательность мыслей. При написании сочинения нужно не выходить за рамки темы, глубоко раскрывая ее. Особенности написания сочинения связаны с жанром сочинения.
Памятка для младших школьников
Как написать сочинение
Сочинение – это вид письменной работы в школе на ту или иную тему, в которой ученик самостоятельно выражает свои мысли и впечатления, опираясь на полученные знания.
Сочинение должно состоять из трех основных частей:
Вступление,
Содержание,
Заключение.
В сочинении всесторонне и полно раскрывается тема по конкретным вопросам.
План сочинения
1. Вступительная часть. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и обобщён в заключении. Можно задать вопрос, почему именно этот предмет стал темой сочинения, и ответить на него.
2. Содержательная часть — самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. В ней можно показать, как видят тему другие авторы в художественной литературе. Нужно избегать простого изложения или пересказа, надо осмысленно описать всё, что относится к данной теме, высказать своё собственное мнение.
3. В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения. Заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы.
Какие бывают сочинения:
1. Сочинение-рассуждение. Такая форма учебного сочинения подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например «Мое любимое время года», «Наша планета — Наш дом» и т.п.
2. Сочинение по картине художника. Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа, ответить на вопрос: что хотел показать художник через картину.
3. Сочинение-сообщение на заданную тему. Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а художественная ценность сочинения не так важна, как в других видах сочинений. Примером может быть сочинение-сообщение о недавнем мероприятии или спортивном событии.
4. Сочинение на лингвистическую тему. Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский». Таким сочинением могут быть сочинения, раскрывающие смысл пословиц.
5. Сравнительная характеристика героев литературного произведения. В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения, раскрыть их характер, написать, что у них общего и чем они отличаются.
Этапы написания сочинения:
1. Сбор материала. Каждому ученику полезно вести читательский дневник, собирать цитаты, высказывания разных великих людей по различным жизненным вопросам, записывать интересные жизненные ситуации. Всё это может в любой момент пригодиться для сочинения.
2. Осмысленное чтение (При написании сочинения по произведению). При осмысленном чтении нужно обращать внимание не только на повороты сюжета, но и на особенности языка автора, средства выразительности, которые он использует, различия произведения с другими книгами той эпохи и т.д.
3. Составление плана. План должен содержать в себе такие вопросы, которые помогут раскрыть тему сочинения наиболее полно.
4. Написание пробного сочинения. Пробное сочинение поможет заметить собственные ошибки и недочёты, регулярное написание таких сочинений улучшит стиль и научит связно выражать свои мысли.
5. Работа над основным сочинением. При работе над сочинением нужно уметь правильно распределить своё время. Иногда ученик чрезмерно долго сидит над вступлением из-за чего у него не хватает времени на содержательную часть и заключение. В заключение обязательно нужно включить вывод, который обобщает всё сказанное в сочинении.
6. Проверка. Во время проверки нужно посмотреть, насколько части сочинения связаны между собой, соблюдена ли логика, все ли пункты плана раскрыты в полной мере, нет ли стилистических, грамматических и пунктуационных ошибок.
Язык школьного сочинения не должен быть слишком эмоциональным, но он должен быть образным, чётким, предложения не должны быть затянутыми.
Для того, чтобы хорошо писать школьные сочинения, необходимо много и осмысленно читать книги, особенно классическую литературу, вести читательские дневники.
Одной из часто встречаемых проблем при учебе является написание сочинения. Если изучение точных наук и решение задач требует четкого следования алгоритму и знания формулы, то с сочинением все гораздо сложнее. Это – полет фантазии, игра слов и смыслов. И пусть некоторые говорят, что у них нет воображения, даже у них получится написать красивое сочинение, следуя определенным советам.
План написания сочинения
Введение
Начинать произведение стоит слегка отдаленно, но оно не должно быть растянутым. Несколько предложений, которые плавно подведут читателя к главному – самое то. Как правило, это общий взгляд на проблему.
Основная мысль
Далее необходимо сформулировать тезис, исходя из предложенной для сочинения темы. Тезис – основная мысль, которую автор доказывает в последующем тексте. Вот здесь есть место строгости и лаконичности. Формулировать его лучше коротко и близко к теме. Правильно сформулированный тезис поможет «оттолкнуться» автору для написания красивого и структурированного сочинения.
Основную мысль можно «скристализовать», просто согласившись или не согласившись с предложенной в теме проблемой, вопросом, решением. Удачным будет использование фраз «Я считаю…», «По-моему…», «Всем точно известно…» и т.д.
Аргументы
Мнение автора требует логичного подтверждения. Поэтому следует объяснить в паре предложений конкретно выбранную позицию. Аргументы должны быть логичными и последовательными. Нужно четко следить, чтобы в тексте автор не перечил сам себе. Здесь также уместно будет использование личностных речевых оборотов.
Примеры
Подтвердить высказанные аргументы помогут удачно выбранные примеры. Тут уж все зависит от начитанности и образованности автора. Примеры из литературы, которые удачно подчеркивают выбор автора, придадут сочинению образности и связности.
Но не стоит ограничиваться лишь литературными примерами. История также богата случаями, которые могут подойти для изложения основной мысли сочинения. Достаточно взглянуть немного шире: неужели в музыке, живописи, даже в спорте не найдется удачного примера, иллюстрирующего правильность мышления автора?
Впрочем, чтобы красиво подчеркнуть основную мысль, можно навести и пример из собственной жизни. Достаточно его «оформить» красивыми оборотами. В этой части текста многие, правда, перегибают палку с пышными предложениями. Чтобы написать сочинение красиво, не нужно использовать тысячу художественных средств, уводящих от сути. Главное – держаться темы сочинения и знать меру словам (многим учителям не нравится излишняя, пусть и красивая, «наполненность» сочинений).
Вывод
Ну и, конечно же, очень важно сделать правильный и четкий вывод. Он должен быть четко сформулирован и логично вытекать из сказанного в предыдущем тексте. Эта часть может быть наименьшей (или сопоставимой с введением) частью произведения. Но она должна содержать т.н. «сок», мораль и т.д. Достичь этого можно, если вкратце еще раз аргументировать выбранный тезис.
Хотя некоторые тематики могут требовать определенной недосказанности – этот прием хорошо походит для завершения сочинений на абстрактные темы. В этом случае вывод стоит оформить таким образом, чтобы читатель мог сам додумать конец.
В дополнение
При написании сочинения всегда хочется красиво его оформить, преподнести основную мысль пышными словами и яркими образами. Сделать это можно с помощью цитат из различных литературных произведений, одну из которых можно даже вынести, как эпиграф.
Художественные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и проч.) также помогут «украсить» сочинение, но, как уже было сказано, в их использовании нужно знать меру – лучше меньше образности, но по теме. Учителя это оценят.
Помимо красоты оформления произведения, также нужно уделить внимание его грамотности. Лучше лишний раз пробежаться по тексту и проверить каждую запятую, чем потом пострадать от невнимательности и спешки.
Ну а вообще, чтобы красиво писать сочинения, нужно больше читать, тогда слова будут находиться сами.
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Материал подготовила учитель русского языка и литературы Рогожникова Е.В.
Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
содержаться ответ на заданный по теме вопрос
представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»)
содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)
Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
В основной части следует избегать:
пересказа литературного произведения
изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
короткой, но емкой
органически связана с предыдущим изложением
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
Сочинение-описание (памятка)
1. В сочинении-описании автор описывает предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или явление так, чтобы было понятно, как он к нему относится. Подумай: какое чувство или настроение ты хочешь передать своему читателю? Сначала автор наблюдает, потом представляет изображение на «внутреннем экране».
Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит, то кажется, будто катится камешек. У нее зубки маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а когда заберется в пыльный угол, то начинает фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий, желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И сама она желто-зеленого цвета.
Она мне очень нравится. (Работа пятиклассницы)
2. Описание – словесное рисование. Сначала представь предмет, постарайся увидеть его на «внутреннем экране», а затем опиши. Если это – живое существо, вспомни его в самом характерном состоянии.
Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.
3. Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту из фильма.
В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.
4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.
Придумай и используй в сочинении свои сравнения.
5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. сведения, ради которых создается предложение.
6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом фотографирования, читая твое сочинение.
7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению. Помоги читателю «войти в тему». Например:
Мой пес замечательный!
Пенал служит для того, чтобы в нем носили ручку. …
Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно.
В день рождения мне подарили.
8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение. Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем тебе близок тот, кого ты описал, как его появление в твоей жизни тебя обогатило.
Как написать хорошее сочинение? Для этого нужно выполнить несколько простых (или не очень — кому как) действий.
Действие первое: выбираем тему
Этот пункт не просто первый, он самый важный. Хорошее сочинение можно написать только на ту тему, которая вам хорошо знакома. Если учесть, что сочинения всегда базируются на знании классической литературы, изучаемой в школе, то вам нужно, как минимум, прочитать все эти произведения, что совершенно невозможно сделать за один вечер. Если же до написания сочинения остаётся хотя бы месяц, можно сделать следующее:
выбрать и прочитать книги по трём основным темам:
- дружба;
- Великая Отечественная война;
- становление личности.
Конкретные книги выбирайте, сверяясь с вашей школьной программой. По каждой теме нужно прочитать не менее двух книг, желательно, вместе с предисловием и послесловием. Не забудьте авторов предисловия и послесловия — это может пригодиться. А если вы заучите по короткому абзацу — то будет совсем супер.
Когда вы приходите на сочинение, вам предлагается на выбор три темы. Две обычно связаны с конкретными произведениями и вам именно эти книги могут быть не знакомы. А вот третья тема — свободная. К ней нужно присмотреться получше и подумать, какая из прочитанных вами книг может помочь раскрыть эту тему. Нашли такую? Ура! Пишем.
Действие второе: пишем план
На черновике в обязательном порядке пишем план сочинения. Сначала делим страницу на три части:
- вступление,
- основная часть,
- заключение.
Затем дописываем подробности.
- Вступление. Самое главное, написать первое предложение захватывающе. Лучше сделать его вопросительным или связать с актуальной проблемой современности.
- Окончание. Должно перекликаться со вступлением. То есть, в окончании вы должны дать ответ на вопрос, поставленный в первом предложении вступления или подтвердить, что проблема, поднятая в произведении такого-то автора, действительно актуальна на сегодняшний день (или уже не актуальна).
- Основная часть. Думаем, как полно и интересно раскрыть тему. Если у вас задан вопрос, то разбейте его на 3-5 подвопросов и проработайте каждый из них отдельным абзацем. Если связь с современностью, то выделите 3-5 параллелей современного мира и описанного в книге.
Действие третье: украшаем текст
Сочинение нужно писать простыми предложениями, чтобы меньше путаться в запятых. Однако сочинение написанное полностью простыми предложениями оказывается скучным. Поэтому обязательно украсьте его сложными предложениями. Лучше всего для этого подходит цитирование. Помните, вы заучивали короткие текстики-абзацы? Пришло время их использовать. К месту. Чтобы цитата украсила текст, она должна быть использована по делу. И вы должны привести повествование к ней. Если вы все сделали правильно, то ваше сочинение покажет, что вы знаете тему настолько хорошо, что используете цитаты, умеете её анализировать и делать выводы, а также можете связанно излагать свои мысли.
Действие четвёртое: пишем аккуратно
Теперь, когда канва сочинения создана, пишем основной текст. Не забываем про аккуратный почерк, заголовок и подзаголовки, абзацы и красные строки. Всё это играет на вас — красиво написанное сочинение приятно читать.
сочинение 9.1 теория:
В задании задании 9.1 ОГЭ вам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Оно должно состоять из 4 частей:
- Вступление, в котором сформулирован тезис : цитата+ ее объяснение;
- Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему);
- Второй аргумент ( пример из текста+комментарий к нему);
- Вывод.
Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. (Лингвистика (языкознание) – наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучали в школе, например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д.
Алгоритм выполнения задания 9.1:
- Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нем ключевые слова.
- Определите, о каких свойствах языка, о каких явлениях идет речь.
- Составьте план сочинения ( каждый пункт плана – это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы ):
1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл.
2.Приводим 1 пример – аргумент из прочитанного текста.
3. Приводим 2 пример – аргумент из прочитанного текста.
4.Делаем вывод.
4. Запишите цитату, объясните ее смысл:
К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом” (цитата). Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. (объяснение). Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста (логический переход к следующей части сочинения).
5. Аргументируйте свой тезис примерами из текста (их должно быть 2, нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте):
Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33)(приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
6. Напишите заключение:
Таким образом, …
Итак, ….
В заключение можно сказать, что ….
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
сочинение 9.1 пример:
К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста.
Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно раскрыть душевное состояние героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный, при котором образование новых слов происходит при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает писателю выразить симпатию к героине произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.