Как написать учебный план

В учебном плане отражается количество теоретических и практических учебных часов.

Учебный план составляется по годам обучения, согласно срока реализации программы. Учебный план оформляется в виде таблицы, которая включает следующие графы:

-название раздела, темы;

-общее количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий;

— формы аттестации / контроля.

Пример Учебный план

Название раздела, темы

Целесообразно выделить основные разделы учебного плана, которые в свою очередь включают в себя более мелкие, конкретизирующие их подразделы.

В графе, соответствующей разделу, необходимо указать форму аттестации/контроля. Формы аттестации и оценочные материалы содержат описание форм подведения итогов реализации программы — текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии), которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (проекты, творческие задания, конкурсы, выставки, выступления и т.д.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т.д.), которые позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов.

Оценочные материалы для проведения аттестации в виде отдельного приложения дополняют ДООП.

В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах

«Всего», «Теория», «Практика». Рекомендуется примерное оптимальное соотношение теоретических и практических занятий – 30% и 60%. Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности.

Годовое количество часов рассчитывается по формуле: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 учебных недель.

Пример 1: Учебный план к ДООП «Школьный репортер» 1 год обучения с 13 лет.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа, 192 часа в год.

Название раздела

Всего часов

Формы аттестации/

Всего часов

Пример 2: Учебный план на срок свыше одного года

(ДООП «Авиамоделирование» 3 года обучения с 10 лет)

Режим занятий: Занятия на 1-ом году обучения проводятся три раза в неделю по 2 часа, на 2-ом и 3-ем году обучения – 4 раза в неделю по 2 часа

Тема раздела

Количество часов

Форма контроля

Материалы и инструменты.

Простейшие летающие модели.

Промежуточная аттестация. Соревнования.

Индивидуальный и групповой проект

Подготовка к областным соревнованиям по авиамоделированию.

Промежуточная аттестация. Соревнования.

Итого:

Содержание учебного плана

В этой части программы кратко описывается содержание разделов и подразделов программы.

Содержание учебного плана раскрывается через краткое описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей учебного плана.

Изложение материалов ведется в именительном падеже. Количество часов, отведенных на данный раздел или тему, в этом разделе программы не указывается. В содержании программы указывается: название раздела, темы; «телеграфным» стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему; указываются основные теоретические понятия и практическая деятельность обучающихся на занятии.

При включении в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу экскурсий, досугово-массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии и мероприятия.

Содержание учебного плана может быть оформлено следующим образом:

Пример: Раздел 2. Модели с резиномотором.

Теория: Резиновый двигатель. Приемы изготовления резино­вых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуата­ция и хранение резиновых двигателей. Схемы моделей, параметры, технология. Технические требования.

Практика: Изготовление резиновых двигателей, работающих на скручивание. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материалов, изготовление де­талей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски, устранение об­наруженных недостатков.

Содержание учебного плана должно соответствовать поставленным целям и задачам, предполагаемым результатам, а также учебному плану. При разработке содержания необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Статья 15 Закона РФ «Об образовании» определяет учебный план «как разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения».

Учебный план общеобразовательного учреждения имеет определенную структуру.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_po_sostavleniyu_uchebnogo_plana_s_uchetom_fgos.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по составлению учебного плана.

Статья 15 Закона РФ «Об образовании» определяет учебный план «как разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения».

Учебный план общеобразовательного учреждения имеет определенную структуру, которая представляет:

  1. Режим работы ОУ (указать количество классов в целом и по ступеням обучения, количество классов с углубленным изучением отдельных предметов, количество групп продленного дня, режим работы и сменность, продолжительность уроков).
  2. Пояснительную записку (нормативные документы, на основании которых составлялся учебный план, целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры обновления содержания образования, профиль ОУ, если школа общеобразовательная, но имеются специфические классы — КРО, компенсирующего обучения, профильные, углубленного изучения того или иного предмета, общая характеристика инвариантного компонента- ФК и РК, использование вариативной части в соответствии с профилем школы (класса). Главный вопрос, на который необходимо обратить внимание при составлении плана и пояснительной записки – соотношение содержания инвариантной (ФК и РК) и вариативной (ШК) частей. Это соотношение определяют: социальный заказ и общие цели образования в данной школе, роль отдельных предметов в реализации поставленных целей; своеобразие частных целей, задач и содержания отдельных предметов и групп предметов (образовательных областей) на каждой из ступеней образования; межпредметные связи (их целевое назначение, конкретные пути реализации, в т.ч., в рамках интегрированных курсов); дополнительные образовательные программы и услуги, реализуемые за счет бюджетного финансирования (т.е. предоставляемые обучающимся бесплатно) за пределами БУП. Использование предметных курсов, спецкурсов, элективных курсов как составной части школьной образовательной программы. Важно не только указать какие дисциплины, предметы, виды учебной деятельности вводятся за счет школьного компонента, но и обосновать целесообразность их введения. Программы дополнительного образования (кружки, секции и т.д.), реализуемые за счет бюджетного финансирования (т.е. предоставляемые обучающимся бесплатно) за пределами учебного плана.
  3. Сетку часов с разбивкой по ступеням обучения (учитывать следующее: недельная учебная нагрузка не должна превышать предельно допустимую (требования СанПиН), в начальной и основной школе по каждому классу указывается ФК, РК и ШК.; в профильных классах (10-11) указываются предметы, которые изучаются на профильном или углубленном уровне (каждый ребенок изучает не менее 2-х предметов, но не более 3-х); название элективных курсов указывается полностью.
  4. Программно-методическое обеспечение учебного плана. Программное обеспечение- перечень тех конкретных учебных программ по каждому из предметов учебного плана, которые приняты к использованию в данном ОУ. Методическое обеспечение – средства, которые используются для обучения каждому из предметов учебного плана. Учебно-методический комплекс-совокупность всего методического обеспечения по предмету обучения (программа, учебники, учебные пособия, атласы, тетради с печатной основой и т.д.)

Сведения об используемом учебно-методическом обеспечении по каждому предмету оформляются в идее таблицы, которая прикладывается к учебному плану

Учебный план школы является одним из основных документов образовательного учреждения. Назначение учебного плана:

  • гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставить школьникам возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • сохранение единого образовательного пространства.

Учебный план школы разрабатывается в образовательном учреждении и согласуется с муниципальным органом управления образованием. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана. Утвержденного МО РФ и науки.

Базисный учебный план устанавливает:

  • продолжительность обучения по каждой из ступеней обучения;
  • недельную учебную нагрузку обучающихся, которая включает занятия по учебным предметам, также обязательные внеаудиторные занятия;
  • количество учебных часов, которое финансируется государством;

Структура учебного плана:

  • федеральный,
  • национально-региональный,
  • компонент ОУ.

При проектировании учебных планов школ необходимо помнить, что Базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям следующие возможности: наличие в нем инвариантной (обязательной для всех школ) и вариативной частей.

Задача образовательного учреждения:

  • спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;
  • возможности педагогического коллектива;
  • отражал основное назначение данной школы;
  • результаты учебно-методической работы за прошлые годы;
  • планы по развитию образовательного процесса;
  • универсальный,
  • базовый,
  • профильный

Т.е.ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества

КОУ и внеаудиторная деятельность являются разделами учебного плана, позволяющими школе выстроить свое содержание, продиктованное спецификой и особенностями школы. Т.е. они определяют направление школы

При проектировании УП необходимо:

  • приказ директора школы о формировании проекта учебного плана и образовательной программы, где руководителям МО дается указание провести изучение запросов учащихся, определение социального заказа.
  • в 3 четверти проводится анкетирование учащихся и родителей со 2 по 10 класс с целю выявления потребностей обучающихся для изучения предметов отведенных на компонент образовательного учреждения, а также предметов внеаудиторной деятельности и консультации.
  • КОУ
  • Часы внеаудиторной деятельности 2011-12 уч.год (после обеда )

Итог анкетирования обсуждается на методсовете школы

По итогам анализа анкетирования учащихся, обновленного анализа СКС и соц.опроса можно определить предметы необходимые для введения в учебный план . После определения предметов выбора учителя-предметники разрабатывают программы , которые рассматриваются на заседании ЭС школы.

Компонент ОУ определяется:

  • с учетом проблем содержания компонента учреждения;
  • обоснованием могут служить большой % выбора, специфика школы, сформированная из сводного анализа СКС и ресурсного обеспечения качества образования.

В данном случае компоненты часов образовательного учреждения и часы внеаудиторной деятельности распределены исходя из проблемы школы «Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании» с учетом потребности учащихся и их родителей

Приложение (Учебный план МОУ Сулгачинской средней общеобразовательной школы).

Как написать учебный план

Учебный план (Study Plan) для поступления в университет.

Что это? Многие задаются этим вопросом, когда подают документы в университет. Если с мотивационным письмом все знакомы, то с учебный планом начинаются трудности, так как он необходим только для некоторых университетов. Например, если вы хотите учиться в США по программе Fulbright, то уметь составлять Study-plan вам будет необходимо. И так, что же такое этот учебный план и зачем он нужен? Study Plan – это график, который определяет время обучения и учитывает ваши личные и академические цели во время пребывания в университете. Прием на обучение требует написания учебного плана для стипендии с указанием того, почему вы хотите учиться, каковы ваши цели обучения, как планировать достижение желаемых целей в университете и что вы планируете делать после получения образования. Создание учебного плана увеличит ваши шансы на получение стипендии.

Будьте внимательны, этот план необходим для конкретных университетов, но так же может послужить отличным дополнением для любого пакета документов!

Как написать план обучения для стипендии? Он основывается на расписание университета, но убедитесь, что вы включили 8 основных пунктов:

1. Ваше полное имя и академические достижения
2. Ваше предыдущее образование
3. Ваши образовательные и личные достижения
4. Какие у вас ожидания от обучения и культуры страны?
5. Почему вы хотите учиться в «Name» университете?
6. Ожидаемые цели обучения
7. Как вы планируете учиться в университете
8. Ваши сильные стороны и заключение

Примечание: Не пишите обобщенные вещи в плане обучения, ваш план должен быть уникальным и персонализированным.
Определите цели обучения для каждого семестра. Каждый учебный семестр должен быть адаптирован к учебному процессу. Если у вас есть 3 предстоящих теста, ваша учебная сессия, скорее всего, будет содержать больше учебных часов и конкретных целей, таких как сдача экзаменационных баллов. Если у вас легкая неделя без предстоящих тестов, план вашей учебной сессии может включать чтение новой главы курса или изучение дополнительного материала.

Будьте разумными в создании учебного плана.
Не создавайте учебный план, который требует, чтобы вы учились шесть часов подряд без каких-либо перерывов в учебе. Это загрузит вас и вызовет стресс и беспокойство, что приведет к увеличению времени обучения. Будьте разумны и позвольте себе использовать перерывы, когда это будет необходимо. Обучение надлежащим образом эффективно сократит время обучения и увеличит шансы на достигнутые цели обучения.
Обязательно составьте график и поучаствуйте других мероприятиях.

Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:

  • структуру и длительность учебного года, каникул;
  • перечень учебных предметов;
  • распределяемость дисциплин по годам обучения;
  • количество и график обязательных и факультативных занятий;
  • количество часов каждого отдельного предмета в течение недели и в течение года в каждом классе.

Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.

Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные виды

Выделяют 3 вида учебных планов:

  • базовый;
  • типовой;
  • план общеобразовательной школы.

Независимо от вида, к УП предъявляются требования:

  • при создании должен базироваться на соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, условий, которые необходимы для получения образования;
  • обязательное включение в программу обучения государственного, родного языка и определение количества часов;
  • ориентироваться на этнический состав учащихся и в соответствии с этим предоставлять возможности факультативных занятий.

Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:

  • воспитание в гражданском, патриотическом духе;
  • формирование в учащихся основных культурных ценностей;
  • создание мотивации для продолжения образовательного процесса на последующих степенях обучения;
  • следование принципам здорового образа жизни;
  • развитие поведенческих навыков в чрезвычайных ситуациях;
  • индивидуальный подход и развитие личности.

Базисный учебный план, характеристика

Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.

Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.

БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.

В состав базисного документа образования входят:

  1. Определение длительности обучения и выделение, характеристика его отдельных этапов.
  2. Определение общей недельной нагрузки в соответствии с возрастом учащихся.
  3. Количество часов факультативных занятий.
  4. Общий объем нагрузки, включающий обязательные занятия, дополнительные и самостоятельную внеклассную работу учеников.

Составные компоненты базисного плана

Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:

  • федеральный компонент должен составлять 75% от общего учебного времени;
  • региональный или национально-региональный компонент занимает от 10%;
  • компонент учебного заведения (факультативы по желанию) — от 10%.

БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.

Типовой учебный план, характеристика

Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.

Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.

Различают 2 вида типовых УП:

  1. В основе индивидуального УП учреждения лежат положения базового нормативного документа.
  2. Рабочий учебный план учреждения образования каждый год одобряется Советом образовательного заведения. Он устанавливает порядок проведения, количество часов авторских или рабочих программ.

При разработке типового образовательного документа учитывают:

  • общепринятые нормы воспитании в организации образования;
  • технологическую подготовку учащихся;
  • разделение процесса обучения на теоретическую и практическую части;
  • возрастную категорию учащихся.

Учебный план общеобразовательной школы

Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.

Корректируйте учебный план ежегодно по каждому уровню общего образования в начале календарного, учебного года и по необходимости, чтобы учесть запросы родителей и выполнить требования законодательства. Читайте, что проверить в структуре и содержании учебного плана по ФГОС общего образования.

Что проверить в структуре учебного плана

ФГОС общего образования не определяют структуру учебного плана. Однако они устанавливают, что в документе надо предусмотреть две части – обязательную и формируемую участниками образовательных отношений, перечисляют предметные области и предметы учебного плана. Закон устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Проверьте, чтобы в учебный план включили минимум три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов по предметам, формы промежуточной аттестации.

Пояснительная записка

Проверьте, чтобы к учебному плану приложили пояснительную записку. Она необязательна, но поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим.

Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы и предметы части, формируемой участниками образовательных отношений. Эту часть надо составить и обосновать на основе запросов учеников и их родителей. Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, то приложите протокол заседания.

Проверьте, есть ли краткая аргументация, почему отвели на изучение предметов, курсов именно столько часов и лет обучения. Учтите, что в учебном плане надо указать только урочные занятия. Не включайте в него мероприятия внеурочной деятельности из основной или формируемой части ООП. Изложите их отдельно – в плане внеурочной деятельности. Часы на эти занятия в учебный план включать не надо. Убедитесь, что в пояснительной записке сделали об этом пометку.

Сетка часов учебного плана

Учебный план традиционно представляют в виде таблицы. Проверьте, чтобы в нее включили:

  • время, которое отвели на занятия по отдельным предметам, – общее количество на предмет в течение года и количество часов в неделю;
  • предметные области и обязательные предметы, курсы обеих частей учебного плана – обязательной и формируемой участниками образовательных отношений;
  • максимальную аудиторную нагрузку.

Убедитесь, что соотношение часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует ФГОС. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия.

Соотношение частей ООП на разных уровнях образования

Как написать учебный план

Формы промежуточной аттестации

Проверьте, чтобы учебный план по каждому уровню общего образования содержал формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодательство не устанавливает, как их указать. Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана.

ПРИМЕРЫ:

Проверьте, чтобы формы промежуточной аттестации в учебном плане соответствовали локальным актам школы о контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и разделу ООП «Система оценки достижения учащимися планируемых результатов».

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Что проверить в содержании учебного плана

ФГОС общего образования устанавливают требования к содержанию учебного плана ООП каждого уровня. Проверьте, чтобы учебный план определял состав и объем учебных предметов, курсов, их распределение по классам (годам) обучения, общий и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся.

Перечень предметов

ФГОС каждого уровня образования устанавливает, какие предметные области и предметы надо обязательно включить в учебные планы. Набор предметов зависит от того, в какую часть они входят – обязательную или формируемую участниками образовательных отношений.

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Предметы выберите из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Подробности смотрите в таблице.

Что включить в обязательную часть учебного плана

Обязательная предметная область

Учебный предмет

Начальное общее образование

Русский язык и литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Математика и информатика

Обществознание и естествознание

(окружающий мир)

Основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы мировых религиозных культур

Искусство

Технология

Физическая культура

Основное общее образование

Русский язык и литература

Родной язык и родная литература

Иностранные языки

Второй иностранный язык

Общественно-научные предметы

Математика и информатика

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

Можно не выделять отдельный предмет. Изучение области

можно организовать,если включить отдельные тематические

блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам

общественно-научного цикла – истории,

Естественнонаучные предметы

Искусство

Технология

Физическая культура и основы

безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

В обязательной части учебного плана среднего общего образования укажите предметы, которые будут общими для всех профилей, и предметы для каждого профиля, который есть в школе. По каждому профилю определите, какие предметы ученики будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно.

Содержание эдукационного процесса определяется планами, программами по предметам и направлениям и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (на видеодисках, видеокассетах, в компьютерных программах).

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: 1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета; 6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п. В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. План разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит: 1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; 2) тематическое содержание изучаемого материала; 3) ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; 4) перечень основных мировоззренческих вопросов; 5) указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; 6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий; 8) рекомендуемую литературу. В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.

Пример построения учебного плана

В учебном плане находит отражение принятый обществом воспитательный идеал, который дает концентрированное представление об общей концепции образования, отражает его главную цель, общие и конкретные цели воспитания.

Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических, психофизиологических, организационных, управленческих и других требований, намеченной стратегии реализации учебных, воспитательных, развивающих целей, имеющихся возможностей, с учетом потребностей общества, семьи и учащихся. Учебный план – государственный нормативный документ, задающий общую направленность и объемы образования. Учебные заведения могут корректировать учебные планы, приспосабливать их к своим потребностям и возможностям в той части, которая относится к их компетенции.

Базисный учебный план содержит инвариантную и вариативную части. Инвариантная составляющая плана (федеральный компонент) формируется на государственном уровне. Вариативная составляющая (школьный компонент) формируется самими учебным заведением с учетом особенностей (потребностей) региона и индивидуальных образовательных запросов учеников (воспитанников). Имеется и ученический компонент – индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного и поискового характера.

Учебные планы устанавливают суммарную предельно допустимую учебную нагрузку учеников. По одному из вариантов плана для основных общеобразовательных учреждений обязательная инвариантная аудиторная нагрузка составляет 4970 академических часов (142 часа в неделю), обязательная вариативная аудиторная нагрузка – 700 академических часов, вариативная, свободно избираемая нагрузка – 875 академических часов (25 часов в неделю). Из бюджета финансируется максимальное количество часов – 9495. Общий объем учебного плана (часов по классам): 5 класс – 34,6 класс – 35,7 класс – 37,8 класс – 37, 9 класс – 39, 10 класс – 40.

План устанавливает продолжительность уроков: в первых классах – 35 минут; во вторых – четвертых классах – 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения), в пятых – одиннадцатых классах – 45 минут.

В нашей стране, как и в большинстве других государств, учебные планы разрабатываются централизованно и утверждаются Министерством образования и науки РФ. Для каждого типа учебно-воспитательных учреждений создаются типовые учебные планы. Отдельные планы существуют для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением наук – гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ. На основе этих планов учебные заведения могут конструировать свои собственные документы, но без изменений в федеральном компоненте.

Основа базисного учебного плана – образовательные области, т.е. составные части духовной и материальной культуры, представляющие содержательную основу для развития познавательной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической сфер деятельности личности, воспитания гражданина.

Выделяются следующие образовательные области.

  • 1. Обществоведение (история, граждановедение, обществоведение, география).
  • 2. Филология (русский язык и литература, родной язык и литература, иностранный язык).
  • 3. Искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура).
  • 4. Естествознание (естествознание и экология, биология, физика, химия).
  • 5. Математика (математика, алгебра, геометрия).
  • 6. Физическая культура (физическая культура).
  • 7. Технологии (технологии).
  • 8. Основы безопасности жизнедеятельности (основы безопасности жизнедеятельности).
  • 9. Информатика (информатика).

На основе базисного учебного плана разработано множество учебных планов для всех типов учебно-воспитательных заведений. Почти каждая школа теперь создает свой учебный план, куда вносит свои "фирменные" курсы, чтобы привлечь внимание заказчиков образовательных услуг. Для примера приводим учебный план средней школы № 72 г. Тольятти, за размещение которого в сети Интернет выражаем благодарность педагогическому коллективу и директору школы С. И. Гамову.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

обучающихся 5-9 классов

муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 72 городского округа Тольятти

на 2011/12 учебный год

Классы

5 а, б, в

6 а, б, в

7 а, б

8 а, б, в

9 а, б

Обязательные учебные предметы

Инвариантная часть федерального и регионального компонента

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 2,4 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

__________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

______________________________________

(наименование программы)

Категория слушателей ____________________________________________

Срок обучения ________________________________ (час., нед., мес.)

Режим занятии _____________________________________ (час. в день)

    (Полный перечень документов)
  • Скачано документов
  • Договоры
  • Все документы

Важна не уединенность места, а независимость. Поэты, жившие в городах, все равно оставались отшельниками. (Р. Эмерсон)

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите «Спасибо», это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.