Древнерусская скоропись – это самый поздний по времени возникновения, но одновременно и самый национально самобытный тип письма Допетровской Руси. Применительно к скорописи вплоть до последних этапов её развития в пространстве древнерусской письменной культуры мы менее всего можем говорить о каких-либо внешних влияниях и заимствованиях.
Принципиальным отличием скорописи от устава и полуустава стал отказ от регулярности и геометричности в начертаниях букв и в построении текста в целом.
Начало становления русской скорописи, по всей видимости, следует относить к концу XIV в. – XV в., когда в письме актов и грамот возникают и распространяются беглые нерегулярные полууставные «почерки», в которых, в разной степени начинают проявляться черты, которые в дальнейшем, сформируют облик скорописи.
В качестве примеров такого письма можно привести целый ряд грамот 20-х – 80-гг-х гг. XV в. из собрания ОР РНБ: Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№41 – 1448-1462 гг.; грамота ОСАГ оп. I.№42 – 1448-1462 гг.; Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№54 – 1448-1462 гг.; Данная грамота ОСАГ оп. I.№55 – 1459-1470 гг.; Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№66 – 1471-1475 гг.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№71 – 1471-1475 гг.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№78 – 1484-1488 гг.
К XVI в. скоропись сложилась как самостоятельный обособленный от других тип древнерусского письма. Развитие скорописи в XVI – XVII вв. идет по пути все более яркого проявления ее своеобразия по отношению к другим типам древнерусского письма, достигая апогея в XVII в. Это своеобразие состоит в следующих основных чертах:
I. Широкое использование начертаний, где доминируют криволинейные несимметричные элементы.
Эти начертания, за частую, выносятся далеко за линию строки (в междустрочную область или на поля) и могут иметь вид декоративных росчерков (см. например, начертания «А» и «Д» в таб. 1а и 1б). Использование начертаний увеличенного формата, в том числе, по середине слов. (см. например начертания «К» в таб.1а): По сравнению с полууставом, заметно увеличение количества вариантов написания письменных знаков в рамках одного почерка, в особенности, в памятниках развитой каллиграфической скорописи XVII в. (см. таб.1б.)
Таб.1а. Некоторые примеры скорописных начертаний
ОСАГ оп. I.№78 (1484 – 1488 гг.) | Стоглав Эрм.58 (1560 – 1570 гг.) | Духовная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.) |
---|---|---|
А | ||
В | ||
Д | ||
Е | ||
Ж | ||
З |
ОСАГ оп. I.№78 (1484 – 1488 гг.) | Стоглав Эрм.58 (1560 – 1570 гг.) | Духовная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.) |
---|---|---|
И | ||
К | ||
М | ||
Н | ||
Р | ||
Юс малый |
Таб.1б. Пример многообразия начертаний в развитой скорописи: жалованная грамота ОСАГ оп. II.№1082 (1657 – 1659 гг.)
II. особое значение в графике письма надстрочных начертаний.
Эта черта проявляется в следующем:
1) постепенно увеличивается число случаев, когда надстрочные начертания пишутся без титла (см. таб.2а). С XV в.появляются надстрочные начертания без титла букв «д», «ж», «з», «м». «т», «х», с XVI в. к ним добавляются «б», «и» «к», «л», «н», «р», с XVII – надстрочное написание любой буквы может исполняться без титла.
2) За частую, над строку выносится часть слова, а не отдельная буква
3) Выносные буквы в скорописи как правило равны по размеру строчным, или даже превосходят их
Таб.2а. Некоторые надстрочные начертания без титла в скорописи XVI — XVII вв.
Стоглав Эрм.58 (1560-е – 1570-е гг.) | Жалованная грамота ОСАГ №104 (1534 г.) | Жалованная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.) | Жалованная грамота ОСАГ оп. II.№1082 (1657 – 1659 гг.) | Чиновник Патриарха Иоакима. Соф.154 (1675 г.) |
---|---|---|---|---|
Б | ||||
Д | ||||
Ж | ||||
З | ||||
И | ||||
К | ||||
Л | ||||
М | ||||
Н | ||||
Р | ||||
Т | ||||
Х |
III. Систематическое использование лигатурных (связных) и вензельных (перекрестных) начертаний.
В скорописном письме XVI в. связные начертания используются часто, но все еще спорадически. В XVII в., в особенности, в наиболее каллиграфичных «почерках», связные начертания зачастую преобладают. При этом, отсутствует какая-либо жесткая регламентация, определяющая такие начертания: соединяться могут как строчные буквы между собой, так и строчные с надстрочными.
В XVI — XVII веках областью применения скорописи является как актовое письмо (см. например: грамоты XVI в. – Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№104, 1534 г.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№134 1534 г., заемная кабала собр.Зинченко №46 1569 г.; XVII в. – Заемная кабала собр.Зинченко №191 1611 г. и Жалованная грамота ОСАГ оп. II.№1082, 1657-1659 гг.), так и книжное (см. например: рукописные книги XVI в. — Стоглав Эрм.82, Судебник Q.II.118; XVII в. — Служебник Соф.1151; Чиновник Соф.1154, 1675 г.). Для древнерусской скорописи XVII в. характерны высокохудожественные образцы письма, представляющие собой настоящие памятники каллиграфического искусства. Таким высшими художественными проявлениями скорописи, раскрывающими весь её богатый изобразительный потенциал, являются азбуки–свитки (см. например, ОСРК F. III. 131) и роскошные царские грамоты (см., например: Жалованная грамота ОСАГ оп. II.№817, 1648 г. ).
Начиная с середины XVII в. Московское государство испытывает сильнейшее влияние западнорусской культуры, одним из проявлений которого стало появление почерков, формировавшихся под воздействием так называемой «киевской скорописи», развитие и распространение которой связано с деятельностью Киевской школы при Богоявленском братстве. В первой четверти XVII в. этот учебный центр приняла программу католических школ. Сформировавшаяся в Киевской школе разновидность письма приобрела черты, свойственные курсивному латинскому письму: значительную степень связности строчных букв, круглящиеся безотрывные начертания, в том числе, и прямо заимствованные из латинского письма. Показательно, что почерки, приближающиеся по характеру к киевской скорописи и обозначающие собой последний этап в истории развития древнерусской скорописи, принадлежат передовой части элиты Московского государства конца XVII – начала XVIII в. Ярким примером письма представителей этой среды, может служить почерк русского дипломата эпохи царевны Софьи, а впоследствии одного из ближайших сподвижников Петра I Фёдора Алексеевича Головина (см. образец его письма — Погодинские автографы Ф.588, оп.II, № 34).
История древнерусской скорописи завершается в первой половине XVIII в., когда начинается процесс глубокой вестернизацией всей культурной жизни Русского государства. Эти явления нашли свое отражение и в развитии письма: сформировалась разновидность скорописи, которую один из крупнейших исследователей истории русского шрифта – А.Г. Шицгал, предложил называть «гражданской скорописью» (что позволяет отделить её от скорописи древнерусской). Гражданская скоропись характеризуется упрощенными закругленными начертаниями, исчезают надстрочные знаки, сокращается вариативность начертаний (см. например Погодинские автографы Ф.588, оп.II, № 21 и №22.
В дальнейшем на протяжении всего XVIII в. гражданская скоропись (в особенности её парадная форма – письмо прошений, подносных экземпляров научных и литературных произведений и.т.п.) будет испытывать сильное влияние западноевропейского английского курсива, переходя к нач. второй четв. XIX в. в русское скорописное письмо современного типа.
Сургучная печать. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это сочетание? Древний свиток? Письмо с фамильной печатью или из Школы чародейства и волшебства? Интересный элемент декора упаковки?
Всё это так или иначе относится к внешнему оформлению документов, писем и иных бумаг. Начало своей истории сургуч берёт из Индии, откуда он перекочевал в Европу и стал популярен в период Средневековья. Тогда сургуч использовался для пломбировки важных хранилищ и архивов, так как сломанная печать (материал очень ломкий) говорила о нарушении целостности информации.
Более того, самая сургучная печать являлась очень значимым элементом, так как несла в себе много информации. Её цвет, размер и расположение могли рассказать многое о его владельце.
Сейчас же сургучная печать – это декоративный элемент для украшения подарочной упаковки, пригласительных на праздники в старинном или винтажном стиле или же для логотипов компании и её продукции.
Но как же можно сделать сургуч в домашних условиях и без больших временных затрат? В данной публикации вы найдете 3 быстрых и простых рецепта сургуча.
Рецепт № 1. Канифоль + восковые мелки
Материалы: канифоль (50 г), восковые мелки (нужного цвета), небольшая свеча (можно взять остатки), ёмкость для смешивания канифоли и мелков, ёмкость для кипячения воды, палочка для перемешивания.
1) подготовьте смесь сухой канифоли и свечи, поместите её, например, в небольшой стакан;
2) вскипятите воду в средней по объёму ёмкости и поместите туда стакан с подготовленной сухой смесью, через несколько минут канифоль и воск начнут плавиться;
3) чтобы смесь была однородной, перемешивайте её палочкой до нужной вам консистенции;
4) добавьте восковые мелки и перемешивайте до получения однородного цвета (по желанию можно добавлять больше восковых мелков для более насыщенного цвета);
5) снимите стакан с сургучом с огня и приступайте к созданию оттиска!
Рецепт № 2. Горячий клей + акриловые краски
Материалы: клеевой пистолет, любая плёнка, акриловые краски, резиновые или силиконовые штампы (также можно использовать монетки, пуговицы и т.д.), кисть, холодная вода.
1) выдавите небольшую лужицу из клеевого пистолета на плёнку и дайте ей остыть (где-то полминуты);
2) возьмите штамп, смочите его в ХОЛОДНОЙ воде и аккуратно надавите на каплю клея, дайте немного остыть и уберите штамп;
3) уберите излишки воды бумажной салфеткой;
4) распишите готовый оттиск акриловыми красками;
5) после высыхания краски осторожно снимите получившуюся печать с плёнки.
Сургучная печать готова!
Рецепт № 3. Масса для моделирования
Материалы: масса для моделирования, верёвка, клей, монетка, пуговица или любой другой штамп, скалка, финишный лак.
1) сформируйте шарик нужного размера из массы, вы можете придать ему неправильную форму;
2) отрежьте 15-20 см верёвки и расплющьте полученный шарик на ней;
3) придайте нужную толщину печати с помощью скалки;
4) сделайте оттиск выбранного штампа, осторожно уберите его и верёвку;
5) запекайте массу согласно указаниям на упаковке;
6) покройте печать лаком для блеска.
Так у вас получится ещё одна сургучная печать!
Какой рецепт вам понравился больше всего? Делитесь своими результатами и рецептами в комментариях 🙂
Вся информация взята из общедоступных Интернет-ресурсов.
Если статья была вам полезна, ставьте «Нравится» и оценивайте её по звёздной шкале!
Своими руками
Не все так плохо было раньше. Об этом свидетельствует, в частности, желание у многих людей поздравлять своих близких, оформляя письма в старинном стиле.
Изготовить такое письмо не очень сложно. Правда для этого нужно знать редкие слова, уметь правильно вставлять их в предложения. Кроме того, само письмо нужно писать не обычным, а изысканным, считавшимся ранее признаком утонченности, почерком.
Желая изготовить письмо в старинном стиле, нужно вначале позаботиться о ручке, которой будут его писать. Современные – шариковые, не подходят. Нужно использовать перьевые, которыми легче придать написанному изящный вид.
Для старинного письма важна бумага. От дешевой стоит сразу отказаться, так как она слишком дешева для такого послания. Выбирать нужно бумагу, которая богата по внешнему виду, приятная на ощупь. Она может быть нестандартной по размеру, с особой текстурой, мягкой, бархатистой, плотной.
Стараться писать письмо нужно аккуратно. Современный шрифт для старинного письма не годится. Нужно подобрать его, пользуясь интернетом, текстовыми редакторами. Выбрать тот, который больше подходит к содержанию послания.
Сразу писать выбранным шрифтом может не получиться, поэтому его стоит распечатать, изучить и попробовать писать на обычной бумаге. Удостоверившись, что все получается легко, начинают писать письмо на подготовленной для послания бумаге. При этом нужно строчки делать ровными, для чего предварительно наносят карандашом тонкие линии, которые после стирают.
Чтобы письмо получилось в старинном стиле, не забывают использовать в тексте обороты, слова, которые сегодня уже не в ходу, а раньше без них не составлялось даже простое послание. Найти их можно в словарях, в некоторых романах, например, написанных Джейном Остином. Персонажи ее произведений изъясняются изысканным языком.
Начинать письмо стоит, например, словами «мой дражайший друг (подруга)». Закончить послание следует словосочетанием «искренне любящая (любящий) Вас». Можно использовать другие варианты, но они должны быть пронизаны изысканным, ранящим в сердце уважением к адресату.
Чтобы в письме не было опрометчивых слов, предложений, лучше начать с его черновика. Его пишут на обычной бумаге, можно обычной шариковой ручкой. Несколько раз перечитывают, осмысливая кожное слово, предложение. Нельзя забывать, что в старину и последние строились тоже витиевато, напыщенно.
Написанное письмо не отправляют в обычном конверте. Он должен быть красивым, лучше под-старину. Конверт нужно снабдить именем и адресом, если есть – следует запечатать его личной печатью, отправить его.