Первое, на что обращают внимание редакторы при чтении вашего сценария — это имена героев. Они должны привлекать внимание и при этом не мешать восприятию сюжета. О том, как этого добиться — в статье редактора портала Cinemotion_lab Кирилла Притулы.
Часто авторы усложняют жизнь своему сценарию, придумывая персонажей с похожими именами. Это может сбить с толку любого редактора. Володю от Пети мы всегда отличим, а вот с Володей и Владом (или Валерой) — гораздо сложнее. Отсюда простое правило: не называйте своих персонажей именами на одну и ту же букву. Впрочем, если ваш сценарий настолько «густонаселен», что в нем действует более 15 персонажей, то второстепенные герои, появляющиеся в совершенно разных сценах, могут иметь отдаленно похожие имена.
Имена также помогают нам передать характер персонажа, указывают на его определяющую черту. В историях про супергероев, например, возможны даже такие имена, как Капитан Крушитель или Пес Преисподней.
Очевидно, что большинству авторов нужно действовать не так прямолинейно. В «Служебном романе» прекрасный пример удачной фамилии, которая ненавязчиво описывает персонажа, — Юрий Самохвалов. А вот имена Колян и Толян так часто использовали для обозначения «отбросов общества» и маргиналов, что они уже кажутся чересчур очевидным выбором.
Имя персонажа вызывает эмоциональный отклик уже при чтении сценария. Поэтому, если вы пишете о настоящем герое, его героизм должен ощущаться с самого начала — c имени. Чаще всего это достигается благодаря использованию определенных звуков и действует на подсознательном уровне. Например, энергичные персонажи (обычно, протагонисты) часто носят короткие, сильные имена.
Часто редактора сбивает с толку, когда к одному персонажу обращаются по-разному. Если вы назвали героиню Ольгой Евгеньевной, то она должна оставаться Ольгой Евгеньевной до самого финала.
Когда вы называете главных героев, подумайте также и о том, не надоест ли редактору читать это имя 25-75 раз в час. Например, «Бронислав» будет досаждать редакторам больше, чем «Борис» из-за режущего ухо сочетания «бр».
Вот еще ряд соображений, которые вы можете учесть:
• «К», «в», «кс», и «х» — жесткие звуки. Кузя и Ксюша — скорее всего, не очень удачный выбор. Конечно, можно это использовать и для достижения особого эффекта, назвав так персонажа, который встречается реже всего. Таким образом, он будет более заметен.
• «Б», «ж», «м», «ф» и «р» — примеры звуков, которые звучат твердо, но при этом не угрожающе. Например: Федор, Борис, Макс.
• «Л», «с», «ю» и «о» — мягкие, гладкие, чувственные звуки.
Имена персонажей помогают вам создать мир своего произведения, объяснить читателю, что происходит. Такие имена, как «Соловей Разбойник» или «Иван Грозный» сразу объясняют, с кем мы имеем дело. Эти персонажи просто не могут быть добряками или спасителями. И наоборот — если бы их звали Ваней или Колей, это бы только сбило нас с толку, и ничего бы о них не рассказало.
Частые ошибки
1) Использование «экзотических» имен типа «Тулкондерофкок» — абсолютно неприемлемо. Конечно, инопланетянина или орка вряд ли будут звать Мишей, но это не оправдывает существование имени из случайного набора букв. Так что лучше использовать знакомые звукосочетания. Мы знаем такие имена, как Борис или Дима — вместе получается Бодим. Если вам это кажется недостаточно инопланетным, то можете добавить приставку или избавиться от окончания — получится, например, Рободим. Толя и Марина вместе дают такие имена, как Томарин, Маритол.
2) Слишком длинные имена раздражают. Три слога — максимум. Ну, хорошо, пять, если вы используете сокращение. Например, Д-р Доронов или Г-н Фенербаум.
3) Неэффективно пользоваться приемами, которых никто не сможет оценить. Некоторые книги, к примеру, советуют выбирать имена по их значению: поскольку «София» по-гречески означает «мудрость», то мудрого персонажа следует назвать именно так. Это ужасный совет. Ваши читатели вряд ли знают, что «Евгений» переводится с древнегреческого как «происходящий из высокого рода». Есть гораздо более эффективные способы показать, насколько он благороден, например, дать ему фамилию «Онегин».
Инопланетянина или орка вряд ли будут звать Мишей, но это не оправдывает существование имени из случайного набора букв.
4) Неправильно называть героя в честь известных персонажей другого автора. Особенно это касается необычных фамилий. Если назвать героя Александром Чацким, то в лучшем случае, это останется скрытой «шуткой не для всех», однако более вероятны такие варианты развития событий:
a) Редактор понимает намек на «Горе от ума», и это выбивает его из чтения каждый раз, когда имя встречается на странице.
b) Он понимает намек на «Горе от ума» и приходит к выводу, что автор не смог придумать имя сам.
c) Он не улавливает намек на «Горе от ума», и это значит, что автор не воспользовался возможностью эффектно назвать своего героя.
5) Иностранные имена могут вогнать читателя в ступор, поэтому выбирайте только те, которые не вызовут сложностей. Непонятно, как читать имя вроде «Сэлраф Кэтэуэйссон». Куда ставится ударение? Правильно ли мы написали это имя?
6) Фамилия нужна далеко не всегда. Бывает, что фамилия нужна, но чаще всего — нет. Особенно сильно фамилии мешаются в начале, когда читателю легко запутаться в Предложениях, где Слишком Много Прописных Букв. Если вы все-таки используете фамилию, то пусть она будет простой и запоминающейся.
7) Часто редактора сбивает с толку, когда к одному персонажу обращаются по-разному. Если вы назвали героиню Ольгой Евгеньевной, то она должна оставаться Ольгой Евгеньевной до самого финала. Не страшно, если дети назовут ее «мамочкой», но если другой персонаж обратится к ней «Оля» или «Доцент Иванова», то нам придется напрячься. Даже если вы где-то в начале упомянули, что у Ольги Евгеньевны Ивановой есть ученая степень, редактор может об этом забыть.
Содержание статьи
- Как придумать имена для героев книги в жанре фэнтези
- Фэнтези как жанр
- Самые интересные книги в жанре фэнтези
У героев книги должны быть «говорящие» имена. Особенно у персонажей, действующих в фэнтези-истории. Читая книги других авторов, люди удивляются: как писателям удается дать персонажам такие точные, емкие имена. Удачное имя героя воспринимается как имя близкого, хорошо и давно знакомого, к судьбе которого невозможно остаться равнодушным. Как будто этот персонаж действительно существует, а не придуман автором, и вот-вот встретится где-нибудь на улице. Это чувство и должны вызывать в читателях удачно подобранные имена героев. Принятие имени вызывает доверие к персонажу, а значит и ко всему повествованию. Заставляет сопереживать и читать «запоем». Как придумать удачные имена героям книги в жанре фэнтези?
Ищите героя
Придумывайте легенду
Итак, легенда. У героя должны быть: внешность, возраст, знак Зодиака, мировоззрение, характер, психологические особенности, отличительные черты, опыт, манера общения, социальные связи, память, прошлое, привычки, привязанности, антипатии. И желательно, чтобы все это было оригинальное. Не бойтесь неожиданных решений и безумных идей, приходящих в вашу голову. Наоборот, сразу же их записываете и используйте. С каждым именем должна быть связана какая-то история.
Что может помочь в поиске подходящего имени?
Чтение исторических книг. Часто имена представителей какого-либо древнего рода очень подходят для жанра фэнтези.
Поиск материалов о различных уголках планеты, аутентичных имен и географических названий.
Оккультные науки и любая другая информация о «параллельных мирах».
Изучение флоры и фауны – многих диковинных существ, обитающих на дне океана или в непроходимых джунглях, вы можете даже не знать, но их названия, повадки и особенности могут удивительным образом подойти вашему герою.
И абсолютно беспроигрышный вариант – анаграмма. Это литературный прием перестановки букв в слове. Оригинально, интересно, захватывающе.
Первый класс для писателей
Шаг 1: Подумайте, как имя каждого основного персонажа относится к вашей истории
Имена персонажей из классической литературы дают нам полезные уроки в выборе подходящих и удачных имен для персонажей. Например, многие пьесы Шекспира содержат метко названных персонажей.
Например, в «Двенадцатой ночи» потерпевшая кораблекрушение Виола одевается как мальчик, чтобы жить инкогнито в герцогство Иллирии. Имя «Виола» подходит по нескольким причинам. Во-первых, музыка — темы, развиваемая на протяжении всей пьесы (первая же строка: «Если музыка – пища любви, играйте её».) Кроме того, альт в семействе струнных инструментов напоминает скрипку, но он больше и глубже в диапазоне, чем скрипка, но и меньше и выше, чем виолончель. Этот смешанный инструмент является хорошей параллелью для проявления внешности и характера Виолы, поскольку она притворяется мужчиной, чтобы пользоваться возможностями и привилегиями, в которых иначе ей бы было отказано.
Есть много способов, благодаря которым имена ваших персонажей могут резонировать с вашей историей. Например, имя персонажа может быть:
*Парадоксальными или противоречивыми: большой, нежный гигант имеет фамилию «Литтл» (маленький)
*Описательными: имена могут описывать аспекты ваших персонажей. Например, «мальчишечье» «Джо» (сокращение от Жозефины) в «Маленьких женщинах» Луизы Май Олкотт показывает, что героиня не вписывается в сложившиеся женские нормы поведения.
Чтобы найти подходящее имя, подумайте об арке каждого персонажа и о любой детали истории, которая может дать подходящее, меткое имя.
Шаг 2: Составьте списки имен и их значения
Значения имен часто служат полезным подчеркиванием развития персонажей. Например, имя «Феликс» происходит от римского cognomen (прозвище), что означает «удачливый» или «успешный». Тогда это было бы подходящим именем для персонажа, история которого показывает, что он добивается успеха с помощью удачи.
https://www.behindthename.com/ — отличный ресурс для поиска имен для ваших историй, чтобы создать нужную ассоциацию.
Шаг 3: Подумайте о значениях фамилии при именовании персонажей
Культуры во всем мире имеют множество увлекательных традиций наречения. В Швеции, например, патронимические фамилии, основанные на имени отца, стали постоянными фамилиями в 19 веке (например, «Карлсен», или «Сын Карла» (Karl’s son)).
В Англии, Германии и других странах распространены фамилии по профессиям. Поскольку сыновья часто следовали по стопам своих отцов профессионально, такие «профессиональные» фамилии (Смит, Поттер, Бейкер или Хокер) встречаются часто. Таким образом, фамилия может предложить историю вашего персонажа. «Том Сойер» (sawyer, saw — пилить) сходно с «дровосек» — подходящее имя для ребенка, который большую часть своего времени проводит на открытом воздухе.
Шаг 4. Посмотрите, как другие авторы выбирают имена, соответствующие жанру вселенной и типу персонажа
Жанр действительно влияет на выбор имени персонажа. В любовном романе вы вряд ли найдете имя, подобное фентезийному имени Толкиена «Галадриэль». Романтические истории, как правило, предпочитают стандартные имена, которые предполагают желательные черты у любовников: изощренность, сила, красота, симпатичность и тому подобные. Одним из примеров является уменьшительное звучание «Элли» в книге Николаса Спаркса «Дневник памяти». В фантазии же имена часто отражают племя персонажа или его расу.
Толкин со своим опытом в лингвистике был мастером, освещающим прошлое персонажей или их групповые принадлежности через имена. Британские, «обычные» имена и фамилии хоббитов из Шира («Сэм», «Бэггинс») контрастируют с более мифическими, возвышенными именами волшебников, например «Гэндальф», «Саруман».
В художественной литературе и театральных пьесах мы часто находим имена, дающие подсказку о личности персонажа или его судьбе (например, мужское «Джо» в «Маленьких Женщинах», упомянутое раньше).
Чтобы найти имена, соответствующие вашему жанру, просмотрите некоторые из ваших любимых романов и посмотрите на имена, которые использую авторы. Сделайте заметки. Являются ли они стандартными, общими именами или, что более очевидно, изобретены? Если они кажутся подходящими, почему? Примените то, что вы поняли из этого упражнения, к собственным персонажам.
Шаг 5: Используйте случай для создания списка имен персонажей
Если вы споткнулись на фамилиях, общедоступный телефонный справочник — полезный, упорядоченный по алфавиту помощник. Откройте свой телефонный справочник на случайной странице и прочитайте любое имя, бросившееся вам в глаза. Составьте список фамилий, которые привлекают ваше внимание.