Как рисовать акварелью

Ручная подборка из 8 Бесплатных мастер-классов школы рисования. Уроки рисования очень простые и вдохновляющие. Рекомендую тем, кто не знает с чего начать, но понимает, что не может жить без творчества. В мастер-классах показано, как рисовать пейзажи, портреты, fashion-иллюстрации, фигуру человека в разных техниках. Коллекция уроков подобрана вручную — специально для тех, кто хочет научиться и начать рисовать акварелью. В уроках продемонстрированы приемы, которые раскрепощают и освобождают вашего внутреннего художника.

Друзья художники и иллюстраторы! Приятного просмотра и много творчества!

1. Как перестать бояться акварели и начать рисовать. Вступление. Уроки рисования.

В этом видео уроке погружаемся в мастер-класс по смелой акварели с Вероникой Калачевой
Посмотреть здесь

2. Как перестать бояться акварели и начать рисовать. Пейзаж. Уроки рисования.

В этом видео уроке показано, как рисовать пейзаж в быстрой акварельной технике.
Посмотреть здесь

3. Как перестать бояться акварели и начать рисовать. Фигура человека. Уроки рисования.

Простой способ, как рисовать фигуру человека без предварительного рисунка
Посмотреть здесь

4. Как перестать бояться акварели и начать рисовать. Пейзаж.

Пробуем пейзажный жанр в технике акварели по-сырому.
Посмотреть здесь

5. Как перестать бояться акварели и начать рисовать. Пейзаж с мостом. Уроки рисования.

Еще одна акварельная техника для быстрых и смелых пейзажей.
Посмотреть здесь

6. Как перестать бояться акварели и начать рисовать. Для смелых. Уроки рисования

Вероника Калачева демонстрирует приемы, которые раскрепощают и освобождают вашего внутреннего художника
Посмотреть здесь

7. Как перестать бояться акварели и начать рисовать. Портрет.

Портрет — самый сложный жанр в быстрой акварели.
Посмотреть здесь

8. Fashion-иллюстрация.

Вероника Калачева показывает, как акварель добавляет легкости и нежности fashion-иллюстрациям.
Посмотреть здесь

Рисование акварелью это интересный процесс, который позволяет изобразить мысли, фантазию, мечты, положительные эмоции на бумаге цветными красками.

Процесс помогает расслабиться душой и телом, он устраняет негативные эмоции, отрицательную энергию, стрессы.

Но это мелочи, если начать углубленно заниматься рисованием акварелью, то оно затянет своим многообразием.

Инструменты для рисования

Рисовать акварелью можно самостоятельно дома, главное тщательно подготовиться к этому делу.

Чтобы обучение протекало легко и без проблем, нужно приобрести необходимые инструменты для рисования. Они должны быть удобными и качественными.

Стоит отметить! Сходите в специальный магазин художественных товаров. В этом месте вы найдете подходящие акварельные краски.

Предпочтение стоит отдавать наборам среднего размера, состоящих из 12-18 цветов. Главное он не должен быть детским.

Помимо красок также потребуются другие инструменты для рисования:

  • Неглубокая емкость с широкими бортиками. Средство потребуется для смешивания разных цветов красок.
  • Обязательным инструментом для рисования является кисть. Кистей должно быть несколько с размерами от 0 до 6.

Предпочтение стоит отдавать изделиям со смешанными волокнами. Новичкам легче смешивать краски кистью № 3.

  • Стаканчик для воды. Вода нужна для градуирования размывок.
  • Салфетки из бумажной основы. При помощи них устраняется лишняя вода и краска.
  • Простые карандаши с твердо-мягким или твердым грифелем для наброска контура рисунка.
  • Какая должна быть бумага?

    Особое значение имеет бумага, а она должна быть специальная. Простое тонкое полотно не передаст яркость и естественность рисунка. При засыхании он обычно покрывается коркой, а цвета становятся тусклыми.

    Предпочтение стоит отдавать плотной, проклеенной бумаге, она не должна расслаиваться.

    А вот чтобы ее правильно выбрать стоит внимательно изучить критерии выбора:

    Полотно из хлопка отлично впитывает влагу и краску, поэтому на нем легче изображаются эффекты, яркие оттенки.

    Советы для начинающих

    Для того чтобы научиться рисовать акварелью с нуля стоит внимательно изучить технику. Полезными в этом деле будут советы опытных художников. Они помогут создать портрет, натюрморт или яркий пейзаж.

    Для того чтобы воплотить идеи красками на холсте стоит изучить подсказки и советы начинающим от опытных художников:

      Учитывайте, что при высыхании акварель становится светлой.

    Если вы хотите, чтобы рисунок получился насыщенным, то нанесите больше краски, но при этом используйте меньше воды.

  • Желательно предварительно провести проверку цветов. Для этого можно использовать лист бумаги.
  • Обратите внимание на то, что высохшая акварель все равно остается растворимой.

    Если ее смочить влажной кистью, то с ней снова можно будет работать. Но делайте это аккуратно, иначе можно повредить полотно.
    Лучше двигаться от светлого к темному. В акварели нет белого цвета, его заменяет лист бумаги.

    Если вы хотите сделать рисунок ярким, естественным, то желательно начинать со светлого, постепенно затемняя работу.

  • Для рисования стоит использовать удобную и качественную кисть. Она не должна деформироваться, в процессе нанесения краски из нее не должны выпадать волоски.
  • Перед тем как начинать рисовать внимательно изучите рисунок, который вы хотите изобразить.

    Совсем не имеет значения, что это будет – лес, космос, море, небо, букет из цветов, яблоко или арбуз, времена года (лето, осень, зима, весна), любые цветы (тюльпаны, розы, лилии, маки).

    Для начала изучите объект, его очертания, основные цвета, это поможет правильно изобразить его на полотне.

    Поэтапные техники рисования для начинающих

    Чтобы изобразить акварельными красками красивый портрет, пейзаж, природу, воду, цветы, фрукты и другие яркие моменты жизни, стоит внимательно изучить мастер классы для начинающих, которые можно выполнять поэтапно или пошагово. Они помогут быстро научиться этому делу даже в домашних условиях.

    Интересно! Рисовать акварелью можно с детьми, этот процесс покажется им увлекательным и захватывающим.

    Рекомендуемый возраст ребенка для рисования, по мнению врачей, считается от 3 лет. Данная процедура окажет положительное влияние на развитие моторики.

    Техника Описание
    Градиент Рисование начинается с изображения квадрата или прямоугольника. В палитре создайте более темный оттенок.

    Чтобы научиться рисовать акварелью, можно посмотреть в интернете видео-уроки.

    После изучения всех принципов данного процесса, вы сможете без труда изобразить любой рисунок – лес, деревья (ели, березы), космос, небо, воду, море, океаны, пейзажи, натюрморты, а также портреты людей.

    Полезное видео

    Растяжка цвета

    Выполняется по-сухому. Желательно лист слегка наклонить в ту сторону, куда нужно делать растяжку цвета от насыщенного к менее насыщенному тону, чтобы вся влага и капельки собирались по краю внизу. Нарисуйте прямоугольник для практики. Наберите довольно густо краску. Нужно, чтобы наполнена была вся кисть от кончика до основания. Для этого используйте палитру. Важно не отжимать более одного раза кисточку о борд стакана с водой, иначе мазок получится слишком сухим. Начинайте закрашивать верх прямоугольника. Следите, чтобы капельки собрались внизу, затем ополосните слегка кисть, немного промокните салфеткой
    и продолжите вести прямоугольник, захватывая капельки. И снова
    так же остановитесь, промойте кисточку, промокните салфеткой
    и завершите свою растяжку. В результате у вас должен получится плавный градиент от темного тона к светлому. Освоение этого приема вам поможет делать мягкие переходы между светом, полутенью и тенью.

    Соединение нескольких цветов, перетекание одного цвета
    в другой, их смешивание и образование третьего цвета.
    Всего этого можно достичь и по-мокрому и по-сухому.
    Тут есть 2 способа:

    1. Накладываем один цвет на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другой цвет и покрываем им снизу вторую половину прямоугольника, а там, где цвета встречаются, немного смешиваем краски между собой. Так в середине образуется третий оттенок;

    2. Наносим одну краску на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другую и наносим, чуть отступив
    от края первой, чтобы они не соприкасались, а потом немного отжатой чистой кистью проводим в серединке между двумя цветами, как бы соединяя их. Здесь мы увидим, что какая-то одна более активная краска начнет перетекать в другую, создавая интересные векторы и узоры. Или, если они равнозначны,
    то между ними может образоваться четкая ровная линия состыковки цветов. Можно провести ряд экспериментов
    со своими красками и изучить, какие являются более активными,
    а какие более пассивными;

    Растяжка цвета

    Выполняется по-сухому. Желательно лист слегка наклонить в ту сторону, куда нужно делать растяжку цвета от насыщенного к менее насыщенному тону, чтобы вся влага и капельки собирались по краю внизу. Нарисуйте прямоугольник для практики. Наберите довольно густо краску. Нужно, чтобы наполнена была вся кисть от кончика до основания. Для этого используйте палитру. Важно не отжимать более одного раза кисточку о борд стакана с водой, иначе мазок получится слишком сухим. Начинайте закрашивать верх прямоугольника. Следите, чтобы капельки собрались внизу, затем ополосните слегка кисть, немного промокните салфеткой
    и продолжите вести прямоугольник, захватывая капельки. И снова
    так же остановитесь, промойте кисточку, промокните салфеткой
    и завершите свою растяжку. В результате у вас должен получится плавный градиент от темного тона к светлому. Освоение этого приема вам поможет делать мягкие переходы между светом, полутенью и тенью.

    Соединение нескольких цветов, перетекание одного цвета
    в другой, их смешивание и образование третьего цвета.
    Всего этого можно достичь и по-мокрому и по-сухому.
    Тут есть 2 способа:

    1. Накладываем один цвет на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другой цвет и покрываем им снизу вторую половину прямоугольника, а там, где цвета встречаются, немного смешиваем краски между собой. Так в середине образуется третий оттенок;

    2. Наносим одну краску на первую половину прямоугольника, промываем кисть, набираем другую и наносим, чуть отступив
    от края первой, чтобы они не соприкасались, а потом немного отжатой чистой кистью проводим в серединке между двумя цветами, как бы соединяя их. Здесь мы увидим, что какая-то одна более активная краска начнет перетекать в другую, создавая интересные векторы и узоры. Или, если они равнозначны,
    то между ними может образоваться четкая ровная линия состыковки цветов. Можно провести ряд экспериментов
    со своими красками и изучить, какие являются более активными,
    а какие более пассивными;

    С технической точки зрения, писать акварелью просто: разбавляй краску водой да води кисточкой по бумаге – вот и вся премудрость. Так и начинается восхитительное творческое приключение акварелью! Предлагаем вам 10 подсказок, которые помогут избежать основных ошибок и улучшить самые первые результаты.

    1. Высыхая, акварель светлеет.

    Пока акварель влажная, цвет всегда будет более насыщенным и темным, и, соответственно, станет более тусклым и бледным, когда высохнет.
    Со временем и опытом вы приспособитесь к этой особенности. Если вам не хватает яркости, возьмите больше краски и меньше воды, или нанесите дополнительный слой краски поверх предыдущего.

    2. Тестируйте цвета

    Акварель сохнет очень быстро, поэтому перед нанесением проверяйте новый цвет на клочке бумаги или на краю вашего листа. Тогда вы будете точно знать, тот ли это оттенок, что вам нужен.

    3. Высохшая акварель остается растворимой

    Даже если краска на картине высохла, ее все равно можно развести водой. Вы можете смочить ее кисточкой и тогда с нею опять можно работать. Это позволяет исправить огрехи, осветлить какие-то участки, убрав немного краски, или же вмешать туда другой цвет. Но все же это нужно делать аккуратно и в меру, чтобы не повредить поверхность листа.

    4. Акварель прозрачна

    Да, совершенно прозрачна. Глядя на картину, вы можете видеть все слои краски, которые вы нанесли, так что «закрасить» свои ошибки вам не удастся. Не стоит с этим бороться, просто примите как данность и используйте, как инструмент, не воспринимаю досадной помехой.

    5. Двигайтесь от светлого к темному

    Поскольку белого цвета в акварели нет, и краску в этом случае заменяет бумага, то обычной рекомендацией в акварельной технике почти всегда будет начинать со светлого, постепенно затемняя работу. Впрочем, не бойтесь экспериментировать – всегда может оказаться, что начинать с темных пятен – это именно ваш стиль.

    6. Используйте хорошую кисточку

    Лучше иметь одну качественную кисть, чем несколько дешевых, которые деформируются и теряют волоски. Это убережет вас от многих разочарований и испорченных работ. Хорошая кисть держит форму, что позволяет сходу делать красивые мазки, а также удерживает больше краски, а значит, ее реже придется в нее макать.

    7. Не добавляйте чересчур много воды

    Чтобы избежать чрезмерного смачивания кисти после ее промывания, слегка просушите ее чистой тряпочкой, а лишь потом берите ею краску. Если же вы уже набрали краску, и решили, что краски вам нужно меньше, той же тряпочкой можно снять лишнюю краску, промокнув у самого основания волосков – тогда краска останется на кончике, где ей быть и нужно.

    8. Акварельная бумага бывает разная

    Под этим названием продается масса разных вариантов. Отличия могут быть в толщине листа, текстуре, гладкости и даже оттенке, не говоря уже о различных форматах листа.

    9. Тонкую бумагу лучше натянуть

    Чем тоньше лист и чем больше краски вы наносите, тем больше вероятность, что бумага покоробится и пойдет волнами. Этого можно избежать, натянув лист на планшет (как это делать, мы еще расскажем).

    10. Используйте жидкую маску и маскирующую ленту

    Жидкая маска (frisket) помогает «заблокировать» те места, которые вы не хотите закрашивать, пока не закончите остальные участки. Ее нужно просто нанести на нужные места и дать высохнуть. Затем маску удаляют каучуковым ластиком (но только когда краска полностью высохла). Единственный момент – жидкая маска подходит не ко всем видам бумаги, так что выясните это заранее, иначе средство просто впитается в работу и удалить вы его не сможете.
    Лентой же обычно закрывают края – и они остаются чистыми.

    Акварель — самая капризная и непредсказуемая техника, с красками которой трудно работать, они плохо хранятся. Но художники, освоившие ее, создают произведения с непередаваемыми нюансами оттенков и полутонов.

    Этот вид искусства с многовековой историей длительное время не был широко распространён, в Средневековье техника использовалась в основном для создания эскизов. В начале XVIII века художники Великобритании начинают активно работать с акварелью, разрабатывают базовые принципы техники. Этот период называют «золотым веком» развития стиля.

    Пережив незначительный упадок в начале XX века, с приходом новых видов искусства, со второй половины столетия акварель снова становится востребованной и не теряет популярности в наши дни. Современные мастера работают в жанрах пейзажа, натюрморта, бытовых сцен.

    • Что такое акварельная живопись
    • Происхождение термина
    • История создания краски
    • Свойства и особенности акварельной краски
    • Акварельные техники
    • История акварельной живописи
    • 10 лучших акварелистов

    Что такое акварельная живопись

    Акварель — это техника изображения, сочетающая свойства живописи (богатая палитра красок и оттенков) и графики (отсутствие рельефности, наложение мазка тонким слоем).

    У нее есть особенность — акварельные краски, растворённые в воде, образуют взвесь тонкого пигмента, создающего эффект воздушности и плавности цветовых переходов.

    Происхождение термина

    Основа слова пришла из латыни: корень «aqua» — означает «вода». Название краски во французском языке звучит как «aquarelle» в переводе «водянистый», «водная краска».

    Пейзаж
    Энтони ван Дейк

    В английском языке название звучит как «water color», с тем же значением. В русский язык термин, как слово иностранного происхождения, был заимствован из французского языка.

    История создания краски

    Примитивные красители на водной основе известны с глубокой древности, начиная с наскальной живописи. В Древнем Египте и во времена античности прототипом акварели служила смесь земли, воды и сырого яичного белка, доведённая путём размешивания до образования однородной массы.

    Древние китайцы во II веке н.э. изобрели бумагу и наносили изображения с помощью кисточки в технике, близкой к современной.

    Свойства и особенности акварельной краски

    Акварель — краска с клеевой основой, растворимая в воде. Связующие элементы природного происхождения: декстрин, экстракт косточек плодовых деревьев, гуммиарабик.

    Крыло
    Альбрехт Дюрер

    Пластичность краске придаёт смесь глицерина с инвертированным сахаром. Мёд или патока служат для естественного увлажнения листа бумаги: они впитывают и удерживают жидкость. Для защиты от плесени в состав добавляют фенол. Бычья или свиная желчь способствует равномерному наложению краски.

    • богатство полутонов и оттенков за счёт нанесения мазков поверх высохшего слоя;
    • прозрачность — техника предусматривает просвечивание листа бумаги сквозь краску для создания дополнительного эффекта;
    • слабая насыщенность цвета;
    • разрушение под воздействием прямых солнечных лучей.

    Бумага и краска довольно хрупки, легко повреждаются при физическом воздействии.

    Акварельные техники

    Различаются по влажности кисти и листа, одному или нескольким слоям наложения цвета.

    Техника акварельной живописи на сухой бумаге — однослойная (итальянская), облегчает контроль за краской:

    • используется влажная кисть, мазки находят один на другой, смешивая оттенки;
    • применяется отжатая кисть, мазки чёткие, изображение близко к графике.

    Многослойные техники акварели — художник накладывает кистью мазки поверх высохших, повышая интенсивность цвета. Стили близки к живописи, но сохраняют ощущение лёгкости.

    Работа на влажном листе (английская техника) создаёт размытые очертания, плавные переходы оттенков. Сочетание мокрой кисти и влажной бумаги — сильный размытый эффект.

    Работа отжатой кистью по мокрому листу — мазки более чёткие.

    История акварельной живописи

    Направление искусства получило более позднее распространение, чем живопись и графика. Предшественником акварели можно считать технику фрески, художники средневековья применяли стиль для создания эскизов и набросков.

    Основоположником живописи акварелью в эпоху Ренессанса принято считать немецкого художника Альбрехта Дюрера, в этом стиле работали Энтони ван Дейк, Джованни Кастильоне. Примеры работ единичны, техника не была распространена.

    Классика акварели доведена до совершенства в Англии на рубеже XVIII-XIX веков, этому послужили новаторские идеи Томаса Гёртина и Джозефа Тернера. Популярность акварельной техники усугублялась возникшей модой на портретные миниатюры.

    Вклад в развитие искусства внесли известный акварелист Сэмуэл Палмер, префаэлит Люси Мэдекс Браун, постимпрессионист Поль Сезан. В 1804 году было образовано общество акварелистов. В середине XIX века техника становится популярна в США и Франции.

    10 лучших акварелистов

    Наиболее известные зарубежные художники, оказавшие влияние на развитие вида искусства, разработавшие современные принципы работы.

    Виндзорский замок
    Пол Сэндби

    Пол Сэндби (1725-1809) — создатель первых серьёзных произведений в технике акварели, картин большого формата: «Виндзорский замок» (1760 г.).

    Замок Файндлейтер
    Томас Гёртин

    Томас Гёртин (1775-1802) — мастер акварельного пейзажа, стремился к изображению панорамности. Впервые применил всасывающую бумагу. В работах применял своеобразную манеру размывки с целью создания полутонов. Наиболее известна картина «Замок Файндлейтер» (1792г.)

    Ледник
    Джозеф Мэллорд Тернер

    Джозеф Мэллорд Тернер (1775-1851) — художник-акварелист, виртуоз техники, предшественник импрессионизма. Много путешествовал, пытался выразить в работах свои впечатления и переживания. Произведение «Ледник» (1803г.)

    Ощущение легкости и прозрачности в натюрмортах, пейзажах и портретах можно добиться при помощи акварельной краски. По этой причине многих так привлекает живопись в этой технике. Писать акварелью несложно, если знать основные правила и быть терпеливым.

    Для работы в акварельной технике нужно покупать качественные инструменты и материалы от проверенных производителей. Сделать правильный выбор можно, например, на основе отзывов пользователей на сайте интернет-магазина. Действительно хорошие акварельные краски стоят недешево. Для начала можно купить маленький набор. На первом этапе вам понадобятся две беличьи кисти. Одна из них для прорисовки мелких деталей вторая для фона (1 см). Дополнительно можно купить и плоскую кисть для удаления излишек краски. Бумагу для акварели выбирайте плотную, с ярко выраженной текстурой. Перед тем, как начинать работать, профессиональные художники советуют промыть бумагу под струей холодной воды. Это поможет смыть с нее пыль, жирные пятна и остатки графита.

    Палитру для смешивания красок выбирайте пластиковую. Ячейки такой палитры перед работой обработайте наждачной бумагой. Так краски не скатаются.

    Перед началом работы бумагу следует закрепить на ровной поверхности. Заранее стоит приготовить баночку с чистой водой и мягкую тряпочку, которой можно будет вытирать кисть.

    Контуры будущего рисунка наметьте простым карандашом. Определите места, которые необходимо оставить чистыми. В палитре акварели нет белой краски.

    Запомните: акварелью следует рисовать сверху вниз. Первым делом нарисуйте фон. Прежде чем приступать к деталям, дождитесь, пока он просохнет. Над фоном работайте большой кистью. Краску сильно разбавьте водой. Мазки кладите широкими горизонтальными движениями.

    После высыхания акварель светлеет. Эту особенность стоит учитывать, разбавляя краску. Не переборщите с количеством слоев, иначе рискуете потерять прозрачность, которой славится акварель. Максимальное количество слоев — три. Детали прорисовывайте тонкой кистью, держа ее строго вертикально. Жесткая кисть, смоченная в воде, поможет стереть верхний слой краски. Этот прием поможет в прорисовке полупрозрачных или бедных объектов. Но для этого нужно потренироваться. Облака получаются боле реалистичными, если размыть фон чистой большой влажной кистью.

    Акварель позволяет исправлять ошибки. Неудачный участок достаточно подержать под струей воды. Это смоет краску, при этом сам рисунок не пострадает. Пробуйте разные техники, экспериментируйте с оттенками и кисточками, не бойтесь и скоро у вас появится свой собственный стиль!