12 умножили на 4 .
Для удобства дополнительный множитель записывают на наклонной черте справа над дробью .

Вернёмся ещё раз к нашим дробям и запишем их в другом порядке.
Дробь, равную данной, можно получить, если числитель и знаменатель дроби одновременно разделить на одно и то же число, не равное нулю.
Такое преобразование дроби называют сокращением дроби.
Сокращение дроби обычно записывают следующим образом.
Числитель и знаменатель зачёркиваются чёрточками, и рядом с ними записываются результаты деления (частные) числителя и знаменателя на одно и то же число.
Число, на которое делили числитель и знаменатель, держим в уме.
В нашем примере мы сокращали (то есть делили и числитель, и знаменатель) дробь на двойку, которую держали в уме.
Сокращение дроби можно проводить последовательно.

Основное свойство дроби
Сформулируем основное свойство дроби.
Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится дробь, равная данной.
Запишем это свойство в виде буквенных выражений.
, где « a », « b » и « k » — натуральные числа.
В данной публикации мы рассмотрим правило сокращения обыкновенных дробей, которое изучается по школьной программе алгебры в 6-8 классах. Также разберем примеры решения задач для лучшего понимания и закрепления теоретического материала.
- Сокращение дроби
- Правило сокращения
- Использование НОД
Сокращение дроби
Правило сокращения
Если и числитель, и знаменатель обыкновенной дроби имеют общий делитель, то их можно поделить на этот делитель, тем самым получив новую дробь, равную исходной. Эта действие называется сокращением дроби.
При этом, если числитель и знаменатель дроби взаимно просты, то она является несократимой.
Чтобы сократить дробь, выполняем следующие действия:
- раскладываем числитель и знаменатель на множители;
- зачеркиваем одинаковые числа, встречающиеся в обеих составных частях дроби;
- составляем новую дробь из оставшихся чисел.
Пример: сократим дробь 27 /45.
Решение
В данном случае одним из множителей и числителя, и знаменателя является число 9, на которое и можно сократить дробь.
В сжатом виде сокращение обычно записывается так: числитель и знаменатель зачеркиваем, рядом с ними подписываем частные от их деления на общий делитель, который держим в уме, затем ставим знак равно и пишем получившуюся дробь.
Сокращение может выполняться поэтапно, т.е. делим дробь сначала на один общий делитель, затем – на другой.

Использование НОД
Чтобы за одно действие сразу максимально сократить дробь, требуется найти наибольший общий делитель (НОД) числителя и знаменателя. Затем остается только поделить составные части дроби на найденное значение.
Пример: давайте сократим дробь 564 /2448.
Решение
Разложим числитель и знаменатель на простые множители.

И обеих раскладках два раза встречается число 2 и один раз – число 3. Следовательно, НОД (564, 2448) = 2 ⋅ 2 ⋅ 3 = 12.
Таким образом, исходную дробь можно максимально сократить, разделив ее на 12.
Разделы: Математика
Цели:
Образовательная: Закрепление и систематизация умений и навыков сокращения алгебраических дробей с использованием разложения на множители путем:
- вынесения за скобки общего множителя;
- применения формул сокращенного умножения;
- применения способа группировки;
- разложения на множители квадратного трехчлена.
Развивающая: Развитие мышления и интеллекта учащихся, умение анализировать и чётко выражать свои мысли, развивать память учащихся. Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе, воспитывать настойчивости в учебе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Таблица квадратов.
- Таблица «Формул сокращенного умножения».
Структура урока.
3.Индивидуальная работа учащихся
5. Решение заданий по теме » Сокращение алгебраических дробей»
6.Подведение итога урока.
7.Тест для проверки усвоения знаний. Индивидуальная работа.
Три ученика у доски работают по карточкам. Задание. Разложите многочлен на множители
Карточка №1.
б)24а 3 с — 3а 2 с;
Карточка №2.
б) a 2 — aв — 8a + 8в.
Карточка №3.
Актуализация знаний.
1. Что необходимо для сокращения алгебраических дробей?
2. Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?
3. Встречались ли вам примеры в которых для разложения многочлена множители
применялось одновременно несколько из указанных способов?
Решим устно несколько подобных примеров:
3. сх 2 + 4сх + 4с 4. x 3 + x 6
Учитель:
- Проверим задания, выполненные учениками у доски.
- Обучаемые проверяют выполнение заданий, задают дополнительные вопросы по данной теме и дают оценку результатам решения.
Решение заданий.
№1. Обучаемые выполняют самостоятельно с последующей взаимной проверкой.
Какие способы разложения на множители необходимо применить, чтобы сократить данные дроби?
а)
Ответ : .
б)
Ответ : .
№2. Один ученик выполняет задание за доской, остальные в тетради с последующим анализом и проверкой правильности выполнения задания.
Ответ:
№3. Ученики выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой.
Условием является применение теоремы Виета для решения квадратных уравнений.
Ответ: .
Итог урока.
Домашнее задание № 83(г- е), №131
Учитель: Какие способы разложения на множители мы применяли сегодня на уроке для сокращения дробей?
Сегодня для сокращений дробей мы применяли:
- Вынесение множителя за скобки;
- Формулы сокращенного умножения;
- Разложение на множители квадратного трехчлена;
- Способ группировки.
Проверим, как вы усвоили данный материал при помощи теста.
Тест.
Задание: Сократите дроби
№1.
А)
Б)
В).
№2 ..
А );
Б)
В)
№3.
А)
Б)
В) .
№1.
А)
Б —
В — .
№2 ..
А ) ;
Б )
В)
№3.
А)
Б )
В )
Дроби и их сокращение — еще одна тема, которая начинается в 5 классе. Здесь формируется база этого действия, а потом эти умения тянутся ниточкой в высшую математику. Если ученик не усвоил, как сокращать дроби, то у него могут возникнуть проблемы в алгебре. Поэтому лучше уяснить несколько правил раз и навсегда. А еще запомнить один запрет и никогда его не нарушать.
Дробь и ее сокращение
Что это такое, знает каждый ученик. Любые две цифры расположенные между горизонтальной чертой сразу воспринимаются, как дробь. Однако не все понимают, что ею может стать любое число. Если оно целое, то его всегда можно разделить на единицу, тогда получится неправильная дробь. Но об этом позже.

Начало всегда простое. Сначала нужно выяснить, как сократить правильную дробь. То есть такую, у которой числитель меньше, чем знаменатель. Для этого потребуется вспомнить основное свойство дроби. Оно утверждает, что при умножении (так же, как и делении) одновременно ее числителя и знаменателя на одинаковое число получается, равноценная исходной дробь.
Действия деления, которые выполняются в этом свойстве и приводят к сокращению. То есть максимальному ее упрощению. Дробь можно сокращать до тех пор, пока над чертой и под ней есть общие множители. Когда их уже не будет, то сокращение невозможно. И говорят, что эта дробь несократимая.
Два способа
1. Пошаговое сокращение. В нем используется метод прикидки, когда оба числа делятся на минимальный общий множитель, который заметил ученик. Если после первого сокращения видно, что это не конец, то деление продолжается. Пока дробь не станет несократимой.
2. Нахождение наибольшего общего делителя у числителя и знаменателя. Это самый рациональный способ того, как сокращать дроби. Он подразумевает разложение числителя и знаменателя на простые множители. Среди них потом нужно выбрать все одинаковые. Их произведение даст наибольший общий множитель, на который сокращается дробь.

Оба эти способа равноценны. Ученику предлагается освоить их и пользоваться тем, который больше понравился.
Что делать, если есть буквы и действия сложения и вычитания?
С первой частью вопроса все более-менее понятно. Буквы можно сокращать так же как и числа. Главное, чтобы они выступали в роли множителей. А вот со второй у многих возникают проблемы.
Важно запомнить! Сокращать можно только числа, которые являются множителями. Если они слагаемые — нельзя.
Для того чтобы понять, как сокращать дроби, имеющие вид алгебраического выражения, нужно усвоить правило. Сначала представить числитель и знаменатель в виде произведения. Потом можно сокращать, если появились общие множители. Для представления в виде множителей пригодятся такие приемы:
- группировка;
- вынесение за скобку;
- применение тождеств сокращенного умножения.
Причем последний способ дает возможность сразу получить слагаемые в виде множителей. Поэтому его необходимо использовать всегда, если видна известная закономерность.
Но это еще не страшно, потом появляются задания со степенями и корнями. Вот тогда требуется набраться смелости и усвоить пару новых правил.

Выражение со степенью
Дробь. В числителе и знаменателе произведение. Есть буквы и числа. А они еще и возведены в степень, которая тоже состоит из слагаемых или множителей. Есть чего испугаться.
Для того чтобы разобраться в том, как сокращать дроби со степенями, потребуется выучить два момента:
- если в показателе степени стоит сумма, то ее можно разложить на множители, степенями которых будут исходные слагаемые;
- если разность, то на делимое и делитель, у первого в степени будет уменьшаемое, у второго — вычитаемое.
После выполнения этих действий становятся видны общие множители. В таких примерах нет необходимости вычислять все степени. Достаточно просто сократить степени с одинаковыми показателями и основаниями.
Для того чтобы окончательно усвоить то, как сокращать дроби со степенями, нужно много практиковаться. После нескольких однотипных примеров действия будут выполняться уже автоматически.
А если в выражении стоит корень?
Его тоже можно сократить. Только опять же, соблюдая правила. Причем верны все те, которые были описаны выше. В общем, если стоит вопрос о том, как сократить дробь с корнями, то нужно делить.
На иррациональные выражения тоже можно разделить. То есть если в числителе и знаменателе стоят одинаковые множители, заключенные под знак корня, то их можно смело сокращать. Это приведет к упрощению выражения и выполнению задания.

Если после сокращения под чертой дроби осталась иррациональность, то от нее нужно избавиться. Другими словами, умножить на нее числитель и знаменатель. Если после этой операции появились общие множители, то их снова нужно будет сократить.
Вот, пожалуй, и все о том, как сокращать дроби. Правил немного, а запрет один. Никогда не сокращать слагаемые!
Чтобы понять, как сокращать дроби, сначала рассмотрим один пример.
Сократить дробь — значит, разделить числитель и знаменатель на одно и то же натуральное число. И 360, и 420 оканчиваются на четную цифру, поэтому можем сократить эту дробь на 2. В новой дроби и 180, и 210 тоже делятся на 2, сокращаем и эту дробь на 2. В числах 90 и 105 сумма цифр делится на 3, поэтому оба эти числа делятся на 3, сокращаем дробь на 3. В новой дроби 30 и 35 оканчиваются на 0 и 5, значит, оба числа делятся на 5, поэтому сокращаем дробь на 5. Получившаяся дробь шесть седьмых — несократимая. Это — окончательный ответ.
К этому же ответу можем прийти другим путем.
И 360, и 420 оканчиваются нулем, значит, они делятся на 10. Сокращаем дробь на 10. В новой дроби и числитель 36, и знаменатель 42 делятся на 2. Сокращаем дробь на 2. В следующей дроби и числитель 18, и знаменатель 21 делятся на 3, значит, сокращаем дробь на 3. Пришли к результату — шесть седьмых.
И еще один вариант решения.
Сначала сокращаем дробь на 10, поскольку запись числителя и знаменателя оканчиваются на нуль. Затем новую дробь сокращаем на 6. В результате приходим все к тому же ответу — шесть седьмых — но уже гораздо быстрее.
Как сокращать дроби удобнее? Разумеется, так, чтобы как можно быстрее получить окончательный ответ — несократимую дробь. Как научиться сокращать дроби таким образом? В этом нам поможет следующий план решения.
Чтобы сократить дробь:
1) Проверяем, а не делится ли бо́льшее число на меньшее (числитель на знаменатель или знаменатель на числитель). Если делится, то дробь сокращаем на меньшее из чисел.
2) Если и числитель, и знаменатель оканчиваются на нуль, можно сократить дробь на 10; если и числитель, и знаменатель оканчиваются двумя нулями — на 100 и т.д.
3) При сокращении дробей удобно использовать таблицу умножения. Если и числитель, и знаменатель есть в одной колонке (то есть делятся на одно и то же число), то сокращаем дробь на это число. При этом, если числитель и знаменатель присутствуют в двух или трех колонках, выбираем из чисел, на которые можно сократить, наибольшее.
В следующий раз рассмотрим примеры сокращения дробей.
Дети в школе учат правила сокращения дробей в 6 классе. В этой статье мы сначала расскажем вам о том, что же означает это действие, затем разъясним, как сократимую дробь перевести в несократимую. Следующим пунктом будут правила сокращения дробей, а затем уже постепенно подберемся к примерам.
Что значит «сократить дробь «?
Итак, все мы знаем, что обычные дроби делятся на две группы: сократимые и несократимые. Уже по названиям можно понять, что те, что сократимые — сокращаются, а те, которые несократимые — не сокращаются.
- Сократить дробь — это значит разделить ее знаменатель и числитель на их (отличный от единицы) положительный делитель. В результате, конечно, выходит новая дробь с меньшим знаменателем и числителем. Полученная дробь будет равна исходной дроби.
Стоит отметить, что в книгах по математике с заданием «сократите дробь » это значит, что нужно исходную дробь привести именно к этому несократимому виду. Если говорить простыми словами, то деление знаменателя и числителя на их наибольший общий делитель и есть сокращение.
Как сократить дробь. Правила сокращения дробей (6 класс)
Итак, здесь всего два правила.
- Первое правило сокращения дробей: сначала нужно будет найти наибольший общий делитель знаменателя и числителя вашей дроби.
- Второе правило: делить знаменатель и числитель на наибольший общий делитель, в конечном итоге получить несократимую дробь.
Как сократить неправильную дробь?
Правила сокращения дробей идентичны правилам сокращения неправильных дробей.
Для того чтобы сократить неправильную дробь, для начала нужно будет расписать на простые множители знаменатель и числитель, а уже потом общие множители сокращать.
Сокращение смешанных дробей
Правила сокращения дробей также распространяется на сокращение смешанных дробей. Есть лишь небольшая разница: целую часть мы можем не трогать, а дробную сократить или смешанную дробь перевести в неправильную, затем сократить и опять перевести в правильную дробь.
Сократить смешанные дроби можно двумя способами.
Первый: расписать дробную часть на простые множители и целую часть тогда не трогать.

Второй способ: перевести сначала в неправильную дробь, расписать на обычные множители, потом сократить дробь. Уже полученную неправильную дробь перевести в правильную.
Примеры можно увидеть на фото выше.
Мы очень надеемся, что смогли помочь вам и вашим детям. Ведь на уроках они очень часто бывают невнимательными, поэтому приходится заниматься интенсивнее на дому самостоятельно.
Поделиться с друзьями:
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Как сокращать дроби
Ссылка на основную публикацию