Как стать капитаном лодки

Требования к кандидату на должность капитана судна

Капитан – это самое высокое должностное лицо на судне, которое имеет максимальный спектр полномочий. Именно он осуществляет здесь высшую власть, отвечает за безопасность членов экипажа, груза и пассажиров, должен предотвращать загрязнение окружающей среды. Чтобы получить должность главнокомандующего, кандидат должен соответствовать установленным требованиям, иметь необходимую квалификацию.

Где определены требования к капитанам судов

На территории РФ обязанности, полномочия и ответственность капитанов определяются:

  • действующими Международными конвенциями;
  • законодательством РФ;
  • Кодексом торгового мореплавания;
  • уставом службы на судах;
  • дисциплинарным уставом;
  • уставной документацией компании;
  • ведомственными распоряжениями;
  • руководствами по «СУБ» компании.

Основополагающую роль в данной ситуации получила Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78/95). В ней принимает участие больше 70 стран, и для всех действуют единые нормы. Конвенция освещает требования к:

  • капитанам и команде;
  • экипажам по типам судов;
  • порядку дипломирования;
  • разрешению аварийных и других ситуаций;
  • порядку несения вахты.

Конвенцию приняла Международная морская организация. Первая редакция датируется 1978 г. Масштабные изменения в содержание внесли в 1995 г. Дополнялись правки и в 1997, 1999, 2010 гг. Отдельные требования к капитанам регламентирует Кодекс торгового мореплавания или 81-ФЗ. Его Госдума приняла весной 1999. Тогда же он вступил в силу. Правила Кодекса актуальны для судов, передвигающимся по морским путям. Также они работают по отношению к крупногабаритному водному транспорту, плавающему по внутренним водам страны. К торговому мореплаванию относятся и перевозки грузов, пассажиров.

В целом, критерии отбора главнокомандующих определяются едиными нормами, о которых следует знать.

Требования к капитанам

Изначально отметим, что в ПДМНВ-78/95 критерии соответствия капитанов отличаются зависимо от вместимости судна, используемого для осуществления службы. Она определяется регистровыми тоннами. Одна единица приравнивается к 100 кубическим футам или 2,83 м3. Меры могут отличаться зависимо от типа самого судна и его назначения. Например, парусные яхты оценивали в регистровых тоннах на основе их геометрических размеров. В морских перевозках применяли другую меру – фрахтовую тонну.

Теперь рассмотрим требования, которым должен соответствовать капитан судна зависимо от его вместимости, чтобы получить диплом и допуск к работе. Они прописаны во второй главе ПДМНВ-78/95. Чтобы получить диплом и допуск к ведению профессиональной деятельности на судне валовой вместимостью до 500, кандидат в капитаны должен соответствовать следующим критериям:

  • возраст – от 20;
  • наличие годового стажа работы вахтенным помощником главнокомандующего. Практический опыт учитывается только при его одобрении и официальном подтверждении;
  • успешное прохождение обучения и подготовки. Обязательным условием становится соответствие требованиям компетентности.

Если рассматривать последний пункт, соответствующие требования к компетентности прописаны в Кодексе ПДНВ. Они предполагают:

  • наличие профессиональных знаний и навыков. Обязательно идеальное понимание профессии;
  • демонстрацию компетентности. Она должна позволять занять должность, выбранную кандидатом;
  • подтверждение подготовки и практики на судне;
  • правильные ответы на вопросы по должности.

Важно! В рассматриваемой ситуации есть возможность исключения определенных требований. Это может сделать администрация, если она считает, что для конкретных габаритов водного транспорта и условий плавания соблюдение всех перечисленных пунктов не обязательно. При освобождении капитана от ряда требований обязательно учитывают безопасность судов, плавающих в тех же водах.

Мы рассмотрели требования к главнокомандующим судов, которые заняты в прибрежном плавании. Если судно не плавает в прибрежной зоне, имеет вместимость до 500, требуется диплом, разрешающий работать на объектах вместимостью 500-3000.

Для получения указанного выше официального квалификационного документа кандидат должен:

  • соответствовать требованиям к вахтенным помощникам главнокомандующих судов той же вместимости;
  • иметь подтвержденный стаж работы на указанной должности от трех лет. Стаж может быть сокращен до одного года, если человек служил старшим помощником;
  • пройти спецподготовку, полностью соответствовать требованиям, установленным Кодексом ПДНВ.

Чтобы стать капитаном судна вместимостью от 3000, также требуется наличие специального диплома. Для его получения обязательным условием является соответствие следующим критериям:

  • трехлетний стаж работы в должности вахтенного помощника на судне вместимостью более 500. Двухлетнего опыта достаточно тем, кто работал старшим помощником;
  • успешное прохождение обучения и подготовительных курсов;
  • соответствие критериям, прописанным в Кодексе ПДНВ.

В целом, основные правила отбора понятны. Но, это не все условия, которые требуются для успешного трудоустройства.

Дополнительные требования к главнокомандующим

Чтобы иметь официальное право на управление крупногабаритным водным транспортом, претендент должен:

  • иметь диплом. В дополнение к нему требуется квалификационное свидетельство. Документы должны выдаваться капитаном морского порта и заверяться им лично;
  • успешно пройти специальную мед комиссию, по результатам которой выдается разрешение и допуск к работе на воде;
  • иметь действующее удостоверение личности моряка;
  • иметь российское гражданство или соответствовать условиям, разрешающим занимать должность гражданам других государств.

Это основные моменты, которые установлены на законодательном уровне.

Требования к кандидатам, предъявляемые работодателем

Есть внутренние критерии, по которым компании ищут капитанов для своих судов. Кроме полного соответствия приведенным выше условиям, работодатели требуют от кандидатов знания и поддержания внутренней политики, умения довести ее до нижестоящих сотрудников. Также могут устанавливать ограничения по возрасту, стажу работы и другим параметрам. Все зависит от особенностей деятельности конкретной фирмы.

О морском товариществе и нештатных ситуациях

  • 25 марта 2019
  • 7286
  • 9

Хотя яхтинг становится всё более популярным видом активного отдыха, вокруг него сохраняется ореол роскоши, недоступной простым смертным. И это не единственное заблуждение насчёт хождения под парусом, которое до сих пор воспринимается и как необременительное романтическое хобби (а не как занятие, требующее подготовки и постоянной практики), и как «неженское дело» (притом что гендерный баланс в яхтенном сообществе понемногу, но выправляется).

О том, что нужно для того, чтобы ходить на яхте, мы поговорили с тремя капитанами, прошедшими учёбу в школе «Силы ветра»: руководителем интернет-направления в международном рекламном агентстве Анной Планиной, дизайнером интерьеров Марией Олейниковой и архитектором Светланой Кравченко.

Как начать

Анна Планина: Яхтинг для меня начался случайно, в 2014 году, когда меня пригласили на регату. Я тогда понятия не имела, что собой представляют лодки, паруса, и тем более какие-то гонки на них. Но регата была на Карибах, и я согласилась.

Начать лучше с похода на яхте под управлением опытного капитана, посмотреть, как это происходит, попробовать самим покрутить лебёдки, «прикачаться». Думаю, внешних факторов, которые могли бы отбить интерес, просто не существует. Могут не сложиться отношения в экипаже, может сильно укачивать, но у человека всё равно останется шанс влюбиться в паруса, волны и ветер несмотря ни на что. Другому может «не зайти» при идеальном сочетании всех внешних факторов — просто не понравится, и всё. Это похоже на любовь, не очень-то предсказуемо.

Мария Олейникова: Тема моря и кораблей витала рядом со мной всю жизнь: там и папины рассказы о юности во Владивостоке, и жизнь в Петербурге, и друзья, которые по-разному стали пробовать яхтинг. Меня звали присоединиться несколько раз, но впервые я решилась пойти на учебную регату на Мальту в мае 2017-го, и это было стопроцентное попадание.

Страхи у всех новичков примерно одинаковые — морская болезнь, долгий совместный быт с командой незнакомых людей и салат из новых и непонятных терминов. При необходимой подготовке уровень стресса можно сильно снизить: почитать литературу по теме, запастись драминой (одно из названий дименгидрината, препарата, применяемого для предупреждения и купирования проявления морской болезни. — Прим. ред.), познакомиться заранее с командой или вообще взять с собой пару друзей-единомышленников, с которыми вам комфортно. Обычно с первого раза становится понятно, подходит это тебе или нет. И если подходит, то потом уже всё, хотеться в море будет всегда.

Светлана Кравченко: Для меня яхтинг начался с большой круизной регаты. Тогда она состояла из восьми лодок, а не пятидесяти, как сейчас. То есть это был не спорт, не экспедиция, а простой круиз, с вечеринками, аперолем на палубе, болтовней в переходах. Я сходила, мне очень понравилось, потом неожиданно для себя пошла учить теорию и сдавать на права.

Я не считаю яхтинг чем-то настолько сложным, чтобы внимательно и осторожно подходить к началу занятий. Это либо твоё, либо нет. У меня есть пара подруг, которых сильно укачивало, например, в первый поход, и тем не менее теперь они фанаты и всегда ходят со мной на лодке. Есть кто-то, кто попробовал сначала спортивный яхтинг в Орешке. И тоже ходит. Есть подруга, которая первый раз ступила на лодку, пойдя сдавать на капитана. И тоже ходит. А есть кто-то, кто побывал первый раз в прекрасном тёплом море, совершенно без проблем, и больше не пошёл. Это похоже на ситуацию «в какой день недели лучше ехать в новый город, чтобы он понравился». Езжайте в любой! Либо понравится, либо нет.

Сложности профессии

Брать ответственность за жизни людей и состояние судна нелёгкое дело. Обучение по морской специальности проходит в различных формах. Теоретическую и практическую части сложно освоить без упорных занятий, чтения профессиональной литературы и саморазвития. Капитан судна должен обладать навыками стратегического мышления и уметь решать проблемы в сложных ситуациях. Вся команда слушает главного человека на корабле, поэтому в процессе обучения придётся освоить концентрацию внимания для быстрого выстраивания плана действий.

Сразу капитаном стать не получится, важно набраться опыта и побывать не в одном десятке плаваний, чтобы научиться всем нюансам профессии. Пройти по карьерной лестнице до главы судна можно при условии регулярной работы моряком в течение 7−10 лет. Процесс обучения на капитана корабля включает:

  • заучивание правовой теории — морское законодательство, кодекс, юридические правила;
  • теоретическая и опытная работа с техническим оборудованием — вычисление разных данных, ведение документации, отслеживание изменений, выстраивание последовательности действий;
  • экологические правила;
  • строение судов и характеристика;
  • работа в команде — решение социальных связей;
  • управление людьми;
  • правила международных вод;
  • умение делать грамотную отчётность;
  • навигация речная и морская, а также хождение в порту;
  • способность управлять судном посредством команды и технологий.

Профессия предполагает руководство над экипажем гражданского корабля, а также управление им в штатной ситуации. За годы работы матрос проходит карьерную лестницу до третьего, второго, старшего и заместителя капитана.

Долгий процесс обучения включает умение помыть палубу, приготовить пищу на всю команду и оказать срочную медицинскую помощь в экстренной ситуации. Любой ребёнок знает, что работа капитана очень сложна.

ъПлюсы и минусы должности

В каждой профессиональной области есть преимущества и недостатки. Морское дело отличается сложной структурой, особенно тяжёлой в обучении. Всего на судне есть 3 типа рабочих — электротехники, механики и судоводители. Из основного командного состава сложно выбиться по карьерной лестнице до должности капитана.

Выбирая морскую специальность, стоит понимать, где лучше работать — в технике или с документами. Описание позитивных сторон:

  1. Социальные привилегии.
  2. Высокий уровень заработной платы.
  3. Возможность карьерного роста.
  4. Специальности любого характера — с документами или техникой.
  5. Рейсовые отпуска.
  6. Путешествия по разным странам.

У работы капитаном есть много нюансов. Отправиться в дальнее морское плавание не так романтично, как об этом пишут в многочисленных статьях и рассказах. Войти в порт на большом судне не так просто, а учесть все факторы, которые могут повлиять на успешное плаванье, невозможно.

Работа главы корабля имеет некоторые особенности, с которыми не все выпускники морских вузов готовы мириться. В обязанности капитана судна входят решение сложных задач и их распределение экипажу. Главные недостатки профессиональной деятельности:

  1. Жизнь в постоянном морском плавании, что может стать помехой для создания семьи.
  2. Ответственность за мелкие детали отнимает много сил, поэтому важна психологическая устойчивость.
  3. Работа связана с опасностью, ведь море — серьёзная стихия.

Но на хорошую зарплату могут рассчитывать только капитаны дальнего плавания. У работников речных и малых судов очень скромный доход. Иногда в чрезвычайных ситуациях помощники имеют право вносить изменения в заданный курс.

Где учат судовождению

Среди морских вузов и колледжей есть выдающиеся представители, которые обеспечивают качественную профессиональную подготовку студентов со всей России. По возможности стоит поступить в колледж после 9 класса, а также пойти в высшее учебное заведение. Всё обучение на капитана корабля проходит в разной форме. Каждая академия использует специальный методологический комплекс и современную научную программу.

Среди высших учебных заведений выделяются столичные университеты и другие государственные учреждения:

  • Волжская государственная академия водного транспорта;
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический колледж;
  • Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова;
  • Институт водного транспорта имени Г. Я. Седова;
  • Московская государственная академия водного транспорта;
  • Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского.

Поступление в академию после 11 класса позволит оперативно начать изучение узконаправленных наук. Как правило, для поступления в учебные заведения необходимо сдать математику, информатику, физику, химию и иностранный язык. Получить высшее образование и диплом недостаточно, поскольку непрофессиональные выпускники сразу уходят с работы.

Сколько зарабатывает капитан судна

Любая специальность, будь то штурман или младший персонал, оплачивается в достаточном объёме. Ценовой разброс зависит от масштаба. Если капитан речного судна получает не больше 70 тыс. рублей, то управление торговым лайнером позволит зарабатывать от нескольких тысяч долларов за один рейс.

Важно быть готовым к переезду — капитаны востребованы в городах с открытым выходом в море. Специалист на круизном лайнере, промысловом судне или частной яхте может зарабатывать и параллельно отдыхать в различных странах. Опыт также существенно меняет ставку. Начинать карьерную лестницу лучше всего с технических профессий на судне, например, инженер-судоводитель. Заниматься документами в кабинете также выгодно.

Профессиональный капитан отлично знает кодекс, разрешённые и запрещённые действия в международных и внутренних водах. В экстремальных случаях именно глава судна решает сложные вопросы. Члены команды — матросы, в первое плаванье могут получать от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. На карьерный рост влияют не только глубокие технические знания, но и педантичность в узконаправленных делах, тактичность, вежливость и задатки лидера.

Видео: Как стать капитаном яхты 2021, Август

  • Видео: Как стать капитаном яхты 2021, Август

    Работа в путешествиях

    Это может быть ты. Фото от пиццодисево.

    Я стал лицензированным капитаном, потому что хотел зафрахтовать парусную шхуну моей семьи.

    Мой папа — 30-летний ветеран, но отказывается придерживаться стандартов федеральной лицензии.

    В результате я капитан на корабле моего отца, он шкипер. Я «командую», пока он «отвечает», и юридически это моя задница на линии, если что-то случится с нашими пассажирами или судном.

    Быть капитаном лодки имеет свои преимущества. Вы — Главный Собака, Главный Человек, Альфа-Цыпленок в порядке клевания в мире лодок. Вы можете работать в любом месте на побережье, вы не придерживаетесь тех же социальных стандартов, что и обычный босс, и иногда вам приходится носить отличную шляпу.

    Недостатком является то, что рабочее время и свободное время крайне нерегулярны. Ваша социальная перспектива может быть искажена морским отпуском. И отношения страдают, потому что вы не можете просто позвонить домой из моря.

    Кроме того, если вы не получите концерт на частной мегаяхте или не примете участие в Кубке Америки, скорее всего, вы в конечном итоге будете работать на пароме или буксире. Капитаны небольших лодок не зарабатывают так много денег, хотя это более прибыльно, чем быть на руках.

    Есть два способа получить звание «Капитан лодки». Один из них — купить лодку, взять ее на воду и объявить себя «капитаном». Другой — подать заявку на лицензию через Береговую охрану США. Шкиперам на рыболовных судах не нужны лицензии и яхтенные яхты, но чтобы стать капитаном и получать оплату под этим названием, морякам необходимо получить лицензию.

    Ирония заключается в том, что заявителям не нужно на самом деле доказывать, что они могут водить машину, плыть или стыковать лодку. Экзамены на вождение остаются важной вехой.

    Кандидатам нужно 360 дней на воде, по четыре часа каждый день, задокументированные в течение последних пяти лет.

    Время — самая проницательная предпосылка, чтобы стать капитаном лодки. Кандидатам нужно 360 дней на воде, по четыре часа каждый день, задокументированные в течение последних пяти лет. Если ваше морское время было проведено под командованием другого капитана (лицензированного или нет), вам потребуется его подпись на документации.

    Если вы являетесь поваром, нахлебником или служанкой на борту судна, вы получаете время на море независимо от фактических обязанностей, связанных с судном. Да, вы можете работать дилером блэкджека на борту круизного лайнера и получать все время, необходимое для того, чтобы стать капитаном.

    Заявители также нуждаются в трехсимвольных ссылках, от капитанов лодок или других, но отмечают важность соответствующих ссылок, тем более что все материалы фильтруются через бюрократию федерального правительства. Мои ссылки были от лицензированного капитана и бывшего босса, дяди, который является коммерческим рыбаком, и друга, который участвует в гонках на парусах, все трое имели свои собственные лодки.

    Требования, помимо этих двух, являются либо физическими, либо юридическими. Вам необходимо пройти тест на наркотики из пяти веществ, физический экзамен и пройти сертификацию CPR / First Aid. Большинству лодочных компаний все равно требуются эти физические отметки, и они, скорее всего, будут платить за испытания и сертификацию.

    Также необходима тщательная проверка биографических данных и отпечатки пальцев, и не забудьте принести свою карточку социального страхования в офис лицензирования. Этот процесс не для бюрократически брезгливых. Проверьте этот сайт на 10 основных причин, по которым приложение может быть отложено.

    Учиться Фото от teleniek0.

    Наконец, есть тесты — 60 вопросов с несколькими вариантами ответов по процедуре колоды и безопасности; 20 вопросов по общей навигации; 10 задач навигации, в комплекте с триангуляцией и линейкой скольжения; и еще 30 вопросов с несколькими вариантами ответов по «правилам дорожного движения».

    Я заплатил 1100 долларов за шестинедельный курс в подвале местного яхт-клуба; в противном случае лицензионные сборы Береговой охраны составляют около 255 долларов США, включая плату за подачу заявления, экзамена и обработку. В комнате из 20 с лишним мужчин я была единственной девушкой и второй младшей ученицей.

    Так как я только что закончил колледж, через пару недель я понял, что могу учиться сам и сдать тесты. Это было не так для моих старших сверстников, и я не рекомендую сдавать экзамен без некоторого учебника. Проверьте вопросы экзамена здесь . Вы также можете сдать тест в региональном экзаменационном центре, расположенном на веб-сайте лицензирования Береговой охраны .

    Соавтором этой статьи является Nitzan Levy . Капитан Ницан Леви — моряк, социальный предприниматель и основатель Sailors NYC, клуба моряков-любителей, базирующегося в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, который специализируется на круизных лодках и различных общественных программах. Капитан Леви имеет более чем 20-летний опыт работы под парусами и плавал во многих местах по всему миру, включая: Атлантический океан, Средиземное море, Карибский бассейн и Индийский океан. Капитан Леви — лицензированный капитан береговой охраны США судов водоизмещением до 50 тонн со вспомогательными парусами и вспомогательными буксировками. Капитан Леви также является старшим инструктором по капитанскому рангу NauticEd уровня V, экспертом по национальным стандартам США, инструктором SLC, сертифицированным инструктором по бербоут-чартеру ASA (Американской ассоциацией парусного спорта) и лицензированным шкипером судов для международных путешествий.

    В этой статье цитируется 10 ссылок , которые можно найти внизу страницы.

    Эта статья была просмотрена 99 324 раза (а).

    Стать капитаном лодки может быть трудоемким, но полезным процессом. Лицензия капитана не требуется, если вы просто хотите отправиться в прогулочный круиз на собственном судне, но она необходима, если вы получаете какую-либо компенсацию за услуги лодки. Обладая правильным образованием, опытом и результатами тестов, вы будете на пути к тому, чтобы стать лицензированным капитаном лодки.

    Море – это бесконечная романтика и неразгаданная тайна, которые манили к себе во все века. Интерес к морским путешествиям был актуален и во времена первобытных племен, которые пытались покорить неизведанные пространства моря и сегодня, когда ежедневно заявляют о себе все новые и новые круизы от известных морских компаний. Магические волны и ветер покоряют сердца страстных открывателей и любителей неопознанного и гонят их в поисках неизведанного.

    У многих есть заветная мечта – самостоятельно взяться за штурвал и для многих это кажется совершенно несбыточным. Но это не так сложно. Если очень захотеть, реально добиться всего. И для того, чтобы встать за штурвал существует несколько вариантов. Можно на уровне любителя попробовать парусный спорт или профессиональный наем.

    Можно в совершенстве освоить профессию капитана чартерной компании, пополнить ряды членов экипажа какой-нибудь всемирно известной яхты, стать высококвалифицированным инструктором в одной из яхт-школ и пр. Обычно, в профессиональном яхтинге оказываются те люди, которые выросли на море рядом с яхт-клубами.

    Но даже если вы далекий от всего этого, но у вас есть заветная мечта – взяться за штурвал яхты, ничто не должно быть преградой на вашем пути к заветной цели. Мы поделимся полезной информацией и расскажем о доступном пути, который и приведет новичков в мир яхт. Вы сможете получить разрешение на управления яхтой и сможете брать яхту в чартер практически в любой точке мира.

    К сведению

    На сегодняшний день в каждой стране функционируют специальные организации, которые следят за соблюдением порядка на внутренних водах. На территории России – это Госинспекция по маломерным судам и Российская федерация парусного спорта, которые занимаются обучением водителей судов и выдают им специальные удостоверения.

    На сегодняшний день не существует единой общепринятой для всех системы лицензирования управления яхтами.

    Если говорить о существовании «международных яхтенных прав», то таких нет. Все дело в том, что разнообразие судов настолько велико, что для каждого отдельно взятого случая необходимы специальные навыки. Соответственно, единой принятой системы не может быть.

    Аттестацией судоводителей, регистрированием и учетом маломерных судов занимается – Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), она входит в состав органов МЧС России. Если вы собираетесь или уже купили маломерное судно (судно парусное, катер, гидроцикл, моторную лодку), то вам для управления данным судном нужно получить удостоверение. Для этого следует обращаться в ГИМС.

    В удостоверении будет указан район, в котором разрешается плавать и вид судна (если оно парусное — площадь парусов). А получение такого удостоверения похоже на получение прав для вождения автомобиля — экзамен сдается при представлении паспорта, свидетельства о пройденном обучении, так же необходимо пройти медицинскую комиссию на годность к плаванию.

    Экзамены двойные — теория и практика, они сдаются в территориальном отделении ГИМС. У нас в яхт школе вы сможете пройти полную подготовку к экзаменам. Удостоверения ГИМС выдаются на русском языке. Поэтому, с такими правами за рубежом побыть капитаном яхты не удастся, но есть возможность пройти обучение по программе Всероссийской Федерации Парусного Спорта (ВФПС) с получением международно распознаваемого сертификата.

    Основной целью ВФПС, является развитие подготовка спортсменов. Ведь парус можно установить даже на доску для виндсёрфинга. Наша яхт школа зарегистрирована в реестре ВФПС.

    Поэтому даже, если вы не стремитесь стать профессионалом парусного спорта, после прохождения обучения в нашей яхтенной школе вы получите квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания». Эта квалификация отвечает международной — Day Skipper, вы получите шанс, в дневное время не дальше двадцати морских миль от берега, управлять судном.

    Обучение теории продолжается около 35 часов, для удобства теории, возможно, обучиться не только в классе, но и удаленно. Практические занятия проходят в Москве, а также за границей в море.

    После сдачи экзаменов вы сможете арендовать яхту почти в любом уголке мира, ведь мы выдаем официальный международно-распознаваемый сертификат. Затем по желанию вы сможете сдать экзамены в ГИМС и перейти к программам повышения квалификации, чтобы стать настоящим профессионалом.

    Оказывается, кропотливый труд тоже может быть в радость. Ведь для этого мастера сборка корабля не просто работа или увлечение, а скорее душевная потребность. Хобби Василия Ёлкина — исторический моделизм. Он собирает военные парусники XVIII-XIX веков. На таких фрегатах, говорит мастер, ходил сам Петр Первый. Василий по профессии судоводитель и судомеханик, поэтому в деле строительства кораблей он специалист дипломированный. Несколько лет мужчина работал на флоте. На теплоходах, сухогрузах и водолазных катерах трудился рулевым. Василий признаётся, что влюбился в корабли ещё в раннем детстве, когда просто увидел их изображение на картине. Именно это яркое впечатление и привело его в будущем в Нижегородское речное училище, студентом которого он стал. Здесь он построил свою первую модель корабля. Сейчас она украшает музей учебного заведения.

    — Василий, насколько твои модели схожи со своими реальными прототипами?

    — Есть разные варианты исполнения моделей. Можно делать образ корабля. А можно «делать фотографию». Я стремлюсь к фотографии, то есть к максимальной точности. Это работа с архивными данными, чтобы модели полностью соответствовали прототипам.

    — Процесс начинается с поиска документальной информации. Это и чертежи, и сведения из книг. Допустим, записки мореплавателей. Потом чертежи приводятся в необходимый масштаб. Дальше идёт работа по изготовлению деталей, корпуса, мачты. Парусники свои я делаю из дерева, поэтому они собираются с помощью столярного клея. Самый большой свой корабль я уже делаю два с половиной года, планирую скоро закончить. Такелаж (снаряжение судов) делаешь, делаешь, а хочется позаниматься и с корпусом, поэтому всё это затягивается. Так я начинаю параллельно делать и другие корабли. Зато все навыки остаются, не забываются.

    — Готов мастер-классы давать по судомоделированию?

    — Да. Накопленный опыт есть и знания тоже. Приходится много литературы штудировать. Ведь все эти корабли строили давно. Не придёшь на производство и не посмотришь, как это всё собирается. Поэтому изучаю всю информацию по крупиночкам. Всего в моей коллекции 10 кораблей. Часть из них находится у родителей, часть подарена.

    — Насколько это хобби затратно?

    — Самое дорогое здесь время. Если его сравнивать с покупкой материалов, то они капля в море. Поэтому о деньгах можно и не говорить. Но я никогда не стремился ставить это на поток, я этим занимаюсь для собственного интереса. Но от работы на заказ не отрекаюсь. Скоро кораблей накопится много, придётся думать о их реализации (смеётся).

    — Ты изучил российский флот, можно сказать, от А до Я. Существенная ли разница в кораблестроении XVIII и XXI века?

    — Конечно, сейчас другие материалы используют в строительстве судов. Металл не может соревноваться с деревом в долговечности, прочности. И морская вода влияет очень сильно. Из-за гниения суда прошлого были недолговечные. Потом на военных кораблях часто случались пожары от пороховых взрывов.

    Что касается проектирование судов, в принципе, оно осталось прежним. Основы гидродинамики, теория корпуса, сопротивление волновое – всё это придумано давно, и эти формулы работают до сих пор. Срок эксплуатации кораблей тоже почти не изменился. При должном текущем ремонте судно может «бегать» по 30 лет. Так было и 200 лет назад.

    Василий сам делает игрушки для сына

    — Если вдруг кто-то захочет строить такие же модели кораблей, с чего стоит начать?

    — Мальчишкам я бы порекомендовал походить в кружок, такой есть во Дворце детского и юношеского творчества. Там подскажут, направят и дадут базовые знания. Альтернатива – это журнальные модели. Можно собирать дома корабли. Здесь не требуются теоретические знания. Что касается практики, это в первую очередь работа с деревом. Её сумеет освоить на уроках труда любой школьник. Было бы желание. Инструменты здесь простые используются: стамеска, рубанки, ножи, всевозможные станки. Так что дерзайте!

    Расскажу об обучении яхтингу с «Морской практикой»
    в 5 тезисах, чтобы быстро понять, подходит ли вам курс
    IYT Bareboat Skipper:

    1. Наши ученики — взрослые, состоявшиеся и успешные люди. Возраст практикантов: от 38 до 60 лет.

    2. Обучение состоит из теоретического курса онлайн и практики на море (в 2021 году — это Хорватия).

    3. После прохождения курса капитаны получают международную лицензию Bareboat Skipper от International Yacht Training, которая позволяет брать яхту в чартер практически в любой точке мира.

    4. В нашем флоте — только лучшие чартерные яхты: вы никогда не встретите старенькой «шестерки Жигули» или частной лодки, не соответствующей нормам безопасности.

    5. Наши инструкторы — легенды и настоящие морские волки, влюблённые в парус и посвятившие свою жизнь морю.

    Расскажу об обучении яхтингу с «Морской практикой» в 5 тезисах, чтобы быстро понять, подходит ли вам курс IYT Bareboat Skipper:

    1. Наши ученики — взрослые, состоявшиеся и успешные люди. Возраст практикантов: от 38 до 60 лет.

    2. Обучение состоит из теоретического курса онлайн и практики на море (в 2021 году — это Хорватия).

    3. После прохождения курса капитаны получают международную лицензию Bareboat Skipper от International Yacht Training, которая позволяет брать яхту в чартер практически в любой точке мира.

    4. В нашем флоте — только лучшие чартерные яхты: вы никогда не встретите старенькой «шестерки Жигули» или частной лодки, не соответствующей нормам безопасности.

    5. Наши инструкторы — легенды и настоящие морские волки, влюблённые в парус и посвятившие свою жизнь морю.