10 рекомендаций от мастера пера, как стать успешным писателем и создавать уникальные шедевры. Разбуди в себе талант!
Профессия писателя кажется многим просто удивительной: ты создаешь свой мир, твое имя на книгах, которые покупают люди, а если еще и книга окажется интересной, то ты сможешь прославиться и делать хорошие деньги.
Последнее, правда, больше характерно для заграничных авторов, поскольку отечественные писатели редко живут только на гонорары, подрабатывая редакторами, преподавателями, корректорами, издателями.
И все равно, молодые таланты донимают своих старших коллег одним и тем же вопросом: «Как стать писателем?»
Хочу предупредить сразу: если вы хотите много зарабатывать, то выбирайте мир бизнеса или финансов!
Литературное творчество – это, скорее призвание, чем специальность.
К тому же оно, как и любое другое занятие, требует постоянного усовершенствования своих способностей, вложения труда и времени.
Что ж, тогда, вполне возможно, что сейчас эту статью читает будущий Тарас Шевченко или Лев Толстой. 🙂
Как стать писателем: мини-опрос
Если вы опросите с десяток случайных людей на улице на предмет, что нужно, чтобы стать писателем, то в большинстве случаев получите один ответ: «Литературный талант!»
А если следующим вопросом, который вы зададите респонденту, будет: «Что такое литературный талант?», то услышите, что это умение:
- связно и грамотно излагать свои мысли;
- писать интересно и захватывающе;
- создать книгу, которую захочется перечитать еще раз;
- писать увлекательно о скучных вещах и т.д.
Действительно, всеми этими качествами хороший писатель должен обладать, но литературный талант – это дар, которые вы получили при рождении, но лишь его недостаточно, чтобы оставить свой след в литературе.
Как я смогла стать писателем?
Открою вам свою страшную тайну: в юности я писала стихи, и даже посещала литературный кружок, где мне рассказывали, как стать писателем.
Конечно, были среди моих произведений и совсем бросовые наборы букв, но некоторые получили похвалу членов Союза писателей Украины, которые проводили с нами занятия.
Последние классы школы и первые курсы университета я трудилась особенно продуктивно и сегодня храню, как память, несколько исписанных тетрадок.
Последние годы учебы были очень загруженными, поэтому было не до писательства.
Свой последний стих я создала много лет назад.
И вот смотрите: зародыши литературного таланта у меня были – это признавали опытные поэты, но писателем я так и не стала, да и не собиралась, честно говоря.
Для того чтобы действительно покорить литературный Олимп помимо таланта, вам потребуется:
- Колоссальная трудоспособность – между идеями, парящими у вас в голове, и книгой в красивой обложке прячутся сотни часов рутинной работы.
- Грамотность – ни один корректор не сможет исправить опусы с огроменным количеством ошибок.
- Усидчивость – если вы хотите создать хотя бы одну книгу в этой жизни, то придется провести много часов за компьютером, не отвлекаясь на социальные сети.
- Постоянное самообразование – многие писатели ведут дневники, куда выписывают сентенции, красивые фигуры речи, увиденные бытовые сценки и прочее, не потому что им заняться нечем, а потому, что все это может им пригодиться для работы. Ну, и конечно, читать придется очень много.
- Жизненный опыт – шестнадцатилетняя девочка, создавшая литературный шедевр, – это, скорее, исключение из правил. В своем произведении вы должны передать людям знания, впечатления, а откуда они могут взяться в юном возрасте?
Как стать писателем: советы мастера
Некоторое время я общалась с известным украинским писателем – лауреатом Шевченковской премии, и он рассказал мне, как стать писателем, и поведал о своих принципах литературного труда.
Внимай всему, что происходит вокруг тебя.
Ты должен не просто идти на рынок за покупками, а постараться найти новые сюжеты.
Постоянно наблюдай за людьми.
Половина успеха произведения – персонажи, которым веришь.
Ты должен не придумывать, что сделал бы учитель в этой ситуации, а точно знать алгоритм его действий.
Заботься о деталях.
Если ты пишешь о какой-то профессии, то собери максимально полную информацию, заручись при необходимости поддержкой специалистов.
Если ты пишешь о работе программиста, то будь готов к тому, что программист прочитает книгу, а, увидев какие-нибудь глупости о своей профессии, он просто не станет читать дальше.
Пиши просто и красиво.
Предложение, размером со страницу, и без знаков пунктуации – модная тенденция, которая скоро пройдет.
Читатель должен понимать тебя, но опускаться на уровень пятиклассника, естественно, нельзя.
Приготовься к отказам.
Пиши каждое произведение так, будто бы оно – последнее в твоей жизни.
Размышления: «Да ну, это ведь всего маленький рассказик для журнала» – недостойны писателя.
Даже четверостишье на открытке нужно писать с максимальной отдачей.
Помни о том, что быть писателем – не развлечение, а работа, которой нужно уделять не меньше 5 часов в день.
Если не продвигается создание текста, то почитай что-то, что поможет тебе найти ниточки для сюжета.
Каждое ваше произведение должно учить чему-то хорошему, но избавьтесь от менторского тона.
Вы должны поучать ненавязчиво, через юмор, лирику, драму, но не в лоб.
Завязка и концовка – наиболее важные части произведения.
Читатель оценивает первые страницы книги и если они покажутся ему недостойными внимания, то он просто перестанет читать дальше.
А вот неудачная концовка приведет к раздражению, которое выльется в обещание: «Никогда больше не куплю книгу этого автора!»
Не гонитесь за литературными премиями.
Работайте для читателя, а дипломы и медали вас сами найдут.
А даже если и не найдут, то, по-моему, гораздо важнее, чтобы твоими произведениями зачитывались целые поколения, чем создать нечто, которое даже члены комиссии, вручающей тебе диплом, не смогли осилить.
Не ленимся и смотрим познавательное видео о том,
как обычные люди становяться писателями!
Но самое главное – выбирая нелегкий писательский труд, хорошо подумайте.
Пусть этот гайд поможет всем нам войти в историю.
Здесь и далее фото pexels.com
Написание полноценного произведения — задача амбициозная и требует особой степени усидчивости и методичности. Очень многие хотят стать великими литераторами-современниками, но большинство даже не понимает, как начать писать книгу, не говоря уже о том, как ее раскручивать.
В связи с тем, что сами мы тоже не хотим ограничиваться статьями (пусть и лонгридами), к нам пришла идея составить полноценное руководство для начинающего литератора.
Оно обязательно будет полезно тем, кто хочет понять, как научиться писать книги и преуспеть в этом непростом деле. Если у тебя серьезные намерения, все обязательно получится. Главное — ознакомиться с базовой теорией и применить ее на практике.
Как правильно писать книгу: советы начинающим писателям
Как и в любом начинании, у каждого потенциального Хемингуэя бесконечное количество энтузиазма, энергии и веры в свои силы. Однако по мере написания произведения у части писателей пропадает желание доводить свое дело до конца. Они сталкиваются с реальностью, где все не так гладко: не получается выстроить сюжетную линию, стилистика хромает, а иногда и вовсе нет мыслей и идей.
Чтобы такого не было, надо с самого начала понять, что написание собственной книги — это колоссальная работа, требующая систематики и максимальной вовлеченности. Не стоит опираться на романтизированные образы Чарльза Буковски или Хантера Томпсона, которые могли тусоваться, напиваться и выдавать шедевры.
В реальности они усердно работали и часами сидели над своими черновиками. Только так можно прийти к нормальному результату.
Хорошо, понял, с чего мне начать?
Не обязательно начинать свою карьеру в литературе с многостраничного романа, в котором фигурируют десятки лиц, а события растянуты на несколько лет. Первое время можно пробовать себя в коротких рассказах, которые очень хорошо дисциплинируют и дают понять, как выглядит весь процесс от задумки до ее реализации.
Неплохо, а о чем мне писать?
Если ты решил освоить писательское ремесло, но до сих пор не понял, о чем будешь рассказывать читателю, советуем как следует в этом разобраться. Всех писателей условно можно разделить на две категории.
Первая
Это те, кто пишет ради литературной славы, подпитки своего эго, признания общественности и прочих приятных вещей. Таких людей нередко называют графоманами, и велики шансы, что их труды могут оказаться пустым местом: без логики, интересной истории и глубоких выводов.
Вторая
В эту категорию можно отнести авторов с конкретными замыслами, идеями и реальными историями, которыми они не могут не поделиться. Писательское ремесло для них является органичной формой общения с миром и реализацией своих творческих идей. Они знают, о чем им писать, зачем им писать, и для кого это будет написано.
Буду стараться, а как мне выстраивать сюжет?
Хороший сюжет — это захватывающая история, которую интересно читать не только ради развязки, но и ради самого повествования. Основой твоего сюжета может стать последовательная история с четко выстроенными логическими связями, неожиданными поворотами и приятной манерой повествования.
Порой лучшим сюжетом становится реальная история из жизни, для фиксации которой не нужно ничего выдумывать. Если это захватывающий случай, его точно будет любопытно узнать.
Как бы то ни было, некоторые писатели пишут фантастику, почти не имеющую ничего общего с реальностью. Однако даже здесь они проводят параллели со своей жизнью, откуда черпают вдохновение и идеи для повествования.
Естественно, лучше всего, если твоя история будет уникальной. Тогда при определенной совокупности обстоятельств у нее будут все шансы стать бестселлером. Но для этого надо очень хорошо постараться.
10 рекомендаций от мастера пера, как стать успешным писателем и создавать уникальные шедевры. Разбуди в себе талант!
Профессия писателя кажется многим просто удивительной: ты создаешь свой мир, твое имя на книгах, которые покупают люди, а если еще и книга окажется интересной, то ты сможешь прославиться и делать хорошие деньги.
Последнее, правда, больше характерно для заграничных авторов, поскольку отечественные писатели редко живут только на гонорары, подрабатывая редакторами, преподавателями, корректорами, издателями.
И все равно, молодые таланты донимают своих старших коллег одним и тем же вопросом: «Как стать писателем?»
Хочу предупредить сразу: если вы хотите много зарабатывать, то выбирайте мир бизнеса или финансов!
Литературное творчество – это, скорее призвание, чем специальность.
К тому же оно, как и любое другое занятие, требует постоянного усовершенствования своих способностей, вложения труда и времени.
Что ж, тогда, вполне возможно, что сейчас эту статью читает будущий Тарас Шевченко или Лев Толстой. 🙂
Как стать писателем: мини-опрос
Если вы опросите с десяток случайных людей на улице на предмет, что нужно, чтобы стать писателем, то в большинстве случаев получите один ответ: «Литературный талант!»
А если следующим вопросом, который вы зададите респонденту, будет: «Что такое литературный талант?», то услышите, что это умение:
- связно и грамотно излагать свои мысли;
- писать интересно и захватывающе;
- создать книгу, которую захочется перечитать еще раз;
- писать увлекательно о скучных вещах и т.д.
Действительно, всеми этими качествами хороший писатель должен обладать, но литературный талант – это дар, которые вы получили при рождении, но лишь его недостаточно, чтобы оставить свой след в литературе.
Как я смогла стать писателем?
Открою вам свою страшную тайну: в юности я писала стихи, и даже посещала литературный кружок, где мне рассказывали, как стать писателем.
Конечно, были среди моих произведений и совсем бросовые наборы букв, но некоторые получили похвалу членов Союза писателей Украины, которые проводили с нами занятия.
Последние классы школы и первые курсы университета я трудилась особенно продуктивно и сегодня храню, как память, несколько исписанных тетрадок.
Последние годы учебы были очень загруженными, поэтому было не до писательства.
Свой последний стих я создала много лет назад.
И вот смотрите: зародыши литературного таланта у меня были – это признавали опытные поэты, но писателем я так и не стала, да и не собиралась, честно говоря.
Для того чтобы действительно покорить литературный Олимп помимо таланта, вам потребуется:
- Колоссальная трудоспособность – между идеями, парящими у вас в голове, и книгой в красивой обложке прячутся сотни часов рутинной работы.
- Грамотность – ни один корректор не сможет исправить опусы с огроменным количеством ошибок.
- Усидчивость – если вы хотите создать хотя бы одну книгу в этой жизни, то придется провести много часов за компьютером, не отвлекаясь на социальные сети.
- Постоянное самообразование – многие писатели ведут дневники, куда выписывают сентенции, красивые фигуры речи, увиденные бытовые сценки и прочее, не потому что им заняться нечем, а потому, что все это может им пригодиться для работы. Ну, и конечно, читать придется очень много.
- Жизненный опыт – шестнадцатилетняя девочка, создавшая литературный шедевр, – это, скорее, исключение из правил. В своем произведении вы должны передать людям знания, впечатления, а откуда они могут взяться в юном возрасте?
Как стать писателем: советы мастера
Некоторое время я общалась с известным украинским писателем – лауреатом Шевченковской премии, и он рассказал мне, как стать писателем, и поведал о своих принципах литературного труда.
Внимай всему, что происходит вокруг тебя.
Ты должен не просто идти на рынок за покупками, а постараться найти новые сюжеты.
Постоянно наблюдай за людьми.
Половина успеха произведения – персонажи, которым веришь.
Ты должен не придумывать, что сделал бы учитель в этой ситуации, а точно знать алгоритм его действий.
Заботься о деталях.
Если ты пишешь о какой-то профессии, то собери максимально полную информацию, заручись при необходимости поддержкой специалистов.
Если ты пишешь о работе программиста, то будь готов к тому, что программист прочитает книгу, а, увидев какие-нибудь глупости о своей профессии, он просто не станет читать дальше.
Пиши просто и красиво.
Предложение, размером со страницу, и без знаков пунктуации – модная тенденция, которая скоро пройдет.
Читатель должен понимать тебя, но опускаться на уровень пятиклассника, естественно, нельзя.
Приготовься к отказам.
Пиши каждое произведение так, будто бы оно – последнее в твоей жизни.
Размышления: «Да ну, это ведь всего маленький рассказик для журнала» – недостойны писателя.
Даже четверостишье на открытке нужно писать с максимальной отдачей.
Помни о том, что быть писателем – не развлечение, а работа, которой нужно уделять не меньше 5 часов в день.
Если не продвигается создание текста, то почитай что-то, что поможет тебе найти ниточки для сюжета.
Каждое ваше произведение должно учить чему-то хорошему, но избавьтесь от менторского тона.
Вы должны поучать ненавязчиво, через юмор, лирику, драму, но не в лоб.
Завязка и концовка – наиболее важные части произведения.
Читатель оценивает первые страницы книги и если они покажутся ему недостойными внимания, то он просто перестанет читать дальше.
А вот неудачная концовка приведет к раздражению, которое выльется в обещание: «Никогда больше не куплю книгу этого автора!»
Не гонитесь за литературными премиями.
Работайте для читателя, а дипломы и медали вас сами найдут.
А даже если и не найдут, то, по-моему, гораздо важнее, чтобы твоими произведениями зачитывались целые поколения, чем создать нечто, которое даже члены комиссии, вручающей тебе диплом, не смогли осилить.
Не ленимся и смотрим познавательное видео о том,
как обычные люди становяться писателями!
Но самое главное – выбирая нелегкий писательский труд, хорошо подумайте.
«Как стать писателем? Что для этого надо?» Каждый пишущий, я уверена, не раз задавал себе эти вопросы. Многие тут же стыдливо загоняли мечту на задворки: как же, «литинституты мы не заканчивали». Но не все, закончившие Литинститут, стали писателями. Как не все писатели получили диплом о том, что постигали писательское ремесло в специализированных заведениях.
О литературном таланте
Всякий раз, когда бываю свидетелем споров о том, как становятся писателями, отмечаю: в первую очередь люди говорят о наличии литературного таланта. Представляется он в виде набора разных способностей, которых у одних – больше, у других – меньше:
- непреодолимое желание писать;
- писать интересно и легко;
- логично и грамотно излагать мысли;
- обладать большим словарным запасом;
- иметь в голове множество интересных идей;
- уметь увлекательно рассказывать истории…
Не буду спорить: не всякого человека тянет брать ручку либо включать компьютер и складывать слова в тексты не потому, что «надо!», а потому, что хочется. Эта тяга к письму – частичка волшебного дара. Еще одна частичка проявляется, когда пишущий понимает: развитие в выбранной области дается проще, легче, чем большинству других людей.
Но будь все так легко и просто, хороших писателей было бы в разы больше. А так – пишут тысячи и тысячи людей, а в веках остаются немногие имена. Значит, не только в литературном таланте дело. В чем еще? Что надо, чтобы назвать себя писателем?
Без читателя нет писателя
«Писатель – тот, у которого есть читатель. А в остальном – просто автор, бумагомарака», – так безапеляционно заявила одна из писательниц, когда прочла наше объявление о курсе писательского мастерства.
Выбросим из сказанного оценочные характеристики. Однако сложно не согласиться с тем, что пока написанное никто не видит, даже самому себя сложно назвать писателем.
Как бы ни утверждали некоторые пишущие, будто «все равно», прочтет ли кто-нибудь когда-нибудь их творения, лично я за свою жизнь не встретила ни одного такого: на поверку выходило, что обратная связь из внешнего мира им интересна и необходима. Рано или поздно, все пишущие, которых я знаю, искали читателей для своих творений. Даже если это были самые близкие люди.
Другое дело, почему авторы не всегда показывают свои произведения другим людям?
Они либо ленятся дорабатывать написанное (а интуитивно чувствуют, что тексты, предназначенные для читателей, должны удовлетворять определенным требованиям), либо боятся критики – не уверены в своих силах.
Между тем, объективная критика – еще одна важная составляющая, которая помогает стать писателем. Я серьезно!
Собственный текст, его ошибки, опечатки и недочеты, автор видит плохо. У журналистов по этому поводу есть профессиональное выражение – «замыливается глаз».
Посторонний незаинтересованный взгляд способен выловить хибы в построении сюжета, заметить нарушение логики в изложении мыслей, выловить даже самых мелких «блох» из текста.
Близкие люди на роль таких критиков (или первых читателей, бета-читателей) не подходят в силу их субъективности и чаще всего – неподготовленности. Как найти таких читателей, можно прочесть здесь:
О трудолюбии
Не случайно выношу это качество как одно из важнейших условий становления писателя. Не раз приходилось слышать, что «писать легко», «и я так могу».
Доля правды в этих высказываниях есть. Писать легко! – тяжело писать хорошо, так, чтобы твои произведения читались в удовольствие. Писать может каждый: бери ручку — и вперед. Но писать не просто буквы, а членораздельные, да еще интересные тексты – увы, способны далеко не все.
Самые одаренные, а то и талантливые, но ленивые люди могут так и не стать писателями. Такое знакомое явление: непризнанный гений! Человек, который мнит себя талантом, при этом ждет годами вдохновения – и ничего не дарит миру.
В то же время, обладающий гораздо меньшими литературными способностями, но трудолюбивый человек не только заключит не один договор с издательствами, но усилиями создаст себе шанс оставить след на земле в виде нужных человечеству книг. Его задача – регулярно, ежедневно писать. Выработать такую важную привычку.
О писательском ремесле
В любом деле прежде, чем достигнуть высот, надо овладеть ремеслом. Писательство также предполагает, что автор владеет тонкостями ремесла, которое позволяет производить на читателя нужное впечатление.
Лучшая история способна погибнуть, если попадет к бездарному рассказчику. И, наоборот, иногда простенькие, даже банальные идеи оживали в руках талантливых писателей.
В самом деле: разлады происходили и происходят во многих семьях, но семья Анны Карениной выбилась из разряда «многих» благодаря великому рассказчику Льву Толстому. Противненьких людей, готовых услужить тому, кто сильнее, пруд пруди, а внимание на явление хамелеонства обратили благодаря Антону Павловичу…
Как интересно подать историю? Как ее начать, продолжить и чем закончить? Какие средства способны сделать рассказ – увлекательным, текст – легким, язык – понятным, ярким, грамотным.
Новичкам в писательстве сложно сходу ответить на эти вопросы. Долгие годы можно идти к постижению тайн писательского ремесла методом проб и ошибок, чтения и собственного опыта. Даже самым талантливым авторам приходится проводить за учебой немало времени, хотя бы в форме регулярного чтения.
Более короткий путь к освоению профессии писателя – через обучение: на курсах, семинарах, в кружках и группах по интересам.
Азы писательского мастерства можно освоить и в онлайн-курсе писательского мастерства для новичков «Три рассказа за тридцать дней», второй поток которого стартует 1 апреля.
Отличие курса от себе подобных:
- дает возможность профессионально отредактировать и откорректировать текст,
- учит правильно реагировать на критику творения, созданного трудом, потом и напряжением душевных сил;
- ежедневные занятия на протяжении месяца помогают выработать привычку ежедневного письма.
Подробнее о курсе писательского мастерства прочтете здесь:
Итак, как стать писателем, что для этого надо?
Просто обладать литературным талантом – недостаточно.
Каждый автор, независимо от степени талантливости, должен неустанно трудиться –регулярно писать, адекватно реагировать на критику и обучаться писательскому ремеслу.
Как вы думаете, дорогие читатели: что еще надо, чтобы стать писателем?
Как и в любой профессии, в писательстве врожденный талант имеет второстепенную важность. Писательские способности – это один из ключевых элементов успеха, но далеко не самый главный. Больший вес имеет жизненный опыт, образование (и тут мы говорим не об университетском образовании, а о личностном) и, конечно же, практика.
Как и любой вид искусства, писательское дело основывается на четких правилах. Конечно, некоторые писатели сами выводят эти правила со временем, но изучить их гораздо проще. И если вы хотите зарабатывать на жизнь писательством, то будьте готовы к тому, что, несмотря на романтизм профессии, вам придется загонять себя в четкие рамки сроков и тематик.
Итак, начнем с советов профессионалов начинающим писателям. Ведь у кого учиться, как не у тех, кто добился признания в желаемой сфере.
Стивен Кинг
Король ужасов знает, как написать действительно шедевральную книгу. От его произведений невозможно оторваться, а плавность и гармоничность повествования, даже у далеких от писательского ремесла людей, вызывает восхищение. И вот несколько советов начинающим писателям от Стивена Кинга:
Нил Гейман
Весьма талантливый английский фантаст тоже может сказать пару весомых и полезных советов новичкам. Его советы достаточно просты, но вместе с тем очень полезны:
Рэй Брэдбери
Пару кратких советов дает начинающим писателям и всеми любимый создатель более восьмисот литературных произведений. Классик научной фантастики считает, что:
Курт Воннегут
Один из наиболее значимых американских писателей также имеет в запасе несколько наставлений о том, как правильно и главное хорошо писать короткие рассказы:
Эрнест Хемингуэй
Несмотря на то, что сам Хемингуэй говорил, что рассуждать о его ремесле – совершенно бесполезное понятие, все же у него проскакивали некоторые мысли по этому поводу в его произведениях, интервью, статьях и письмах:
Марк Твен
Эксцентричный и поистине гениальный писатель дает новичкам весьма острые и ироничные советы, которые точно будут чертовски полезны каждому из вас:
Чак Паланик
Создатель легендарной книги “Бойцовский клуб” дает своим коллегам практические и действенные советы, к которым, мы считаем, стоит прислушаться:
1. Справочник писателя
Начало – это всегда самый сложный этап в карьере писателя, так как за неимением опыта он попросту не знает, как грамотно оформить свою рукопись. Писательница Эльвира Барякина создала книгу, в которую она вложила все свои знания о том, как нужно писать, и о том, как правильно подать свое произведение, чтобы оно стало успешным.
2. Как стать писателем
Еще одна книга-пособие от опытного и одного из самых издаваемых фантастов. В этой книге Юрий Никитин передал свой бесценный опыт, в который входит многолетнее общение с другими писателями, лекции Литинститута и масса секретных писательских приемов.
3. Как писать книги
После того, как мэтр ужасов был сбит машиной, ему довелось переосмыслить свои взгляды на жизнь. Именно в этот период и вышла его книга, в которой Стивен Кинг рассказывает молодым писателям о тонкостях и особенностях писательского ремесла. Сложно не согласиться, что у Кинга есть чему поучиться.
4. Золотая роза
В этой книге Константин Паустовский рассказывает о том, где же писателю взять вдохновение, какую роль играет его внутренний мир и как происходит накопление “золотой пыли” бесценного опыта и жизненных приключений, из которых и создается “золотая роза” – книга.
5. Стилистика и литературное редактирование: Учебник
Конечно, мало кто будет в восторге от изучение скучной теории, но так построен любой вид искусства, что именно теория является его краеугольным камнем. Поэтому в наш список полезных книг для писателей мы включаем учебник, подготовленный учеными двух ведущих лингвистических школ – московской и петербургской.
В Центре Вознесенского прошла большая встреча с «Редакцией Елены Шубиной», которая недавно отметила свое 12-летие. «Афиша Daily» публикует конспект встречи, из которого можно узнать, что делать и какие темы искать, если вы хотите стать писателем.
О чем писать в 2020 году?
Шубина: Тема травмы последние пару лет — это общемировой тренд. И не обязательно травма личная — это может быть социальная травма. Травма русской литературы связана с исторической памятью. Мы же помним, какие самые популярные сюжеты были два года назад? «Мысленный волк» Варламова, «Зулейха открывает глаза» Яхиной, «Обитель» Прилепина, «Авиатор» Водолазкина… Создавалось ощущение, что все это было близко к советскому опыту, к темам раскулачивания. Литература пошла дальше, чем историческая наука, — видимо, настолько не проговорены все эти истории, что писатели принялись их осмыслять. Но года два назад начались и претензии: «Мы устали смотреть назад» , «Дайте нам про здесь и сейчас».
А вот в 2019 году достаточно активно пошли совершенно другие тексты с другой тенденцией. Мы видим в современной литературе ярко выраженную феминистскую тему — например, в романе «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой. Или взгляните на нашу серию «Актуальный роман» — Захаров, Идиатуллин, Савельев… Молодые стали писать. Вон Константин Куприянов написал роман о войне — не о Первой или Второй мировой, а о нашей (в романе «Желание исчезнуть» речь идет о конфликте на востоке Украины. — Прим. ред.).
Портнов: Важный тренд 2019 года — это появление книг, затрагивающих политику. Немало вышло книг о Донбассе, о болевых точках современного мира.
Стоянова: Мое главное ощущение от прошлого года — «предчувствие конца». И этот конец может быть в разных категориях. С одной стороны, это может быть мощный философский роман о смерти, как «Земля» Елизарова, с другой стороны, это предчувствие конца отражается в постапокалиптической литературе — Яна Вагнер и ее дилогия «Вонгозеро» и «Живые люди» сейчас очень созвучна с тем, что происходит с эпидемией коронавируса, а в романе Виктора Мартиновича «Ночь» и повести Константина Куприянова «Новая реальность» говорится про конец эпохи и про то, как человек меняется, когда находится в состоянии постапокалипсиса.
Как начинающему автору попасть в издательство?
Шубина: Просто послать рукопись по адресу, указанному у нас на сайте. Иногда бывает такое, что известные писатели рекомендуют нам авторов. Когда кто‑то из известных писателей просит меня посмотреть автора, то я обязательно смотрю сама или прошу посмотреть моих редакторов.
Стоянова: Лучше все-таки отправлять не только нам в самотек, но и еще каким‑то писателям, критикам, журналистам. Пробуйтесь на конкурсы, премии. Если отправляете письмо, то отправляйте адресно, вы должны быть уверены, что оно уйдет не в пустоту. Я как человек, занимающийся продвижением автора, рекомендую вам взглянуть на себя со стороны как на проект и подумать, как внедрить себя в литературное пространство. Но самое важное, с чего нужно начать, — это написать хороший текст.
Как убедиться в том, что ваш текст хороший?
Стоянова: Лучше сначала все-таки показать рукопись профессионалу или послать в журнал. Для начинающего писателя свежий взгляд — это очень важно. Хуже нет, если читаешь книгу начинающего автора и понимаешь, что все это уже где‑то было. А еще ставьте себя на позицию читателя. Интересна ли ему эта история? Из этого и исходите.
Дмитриева: Победить должен текст, и это однозначно. Контакт автора с редактором во все времена неизменен. Должно быть абсолютное доверие между автором и редактором, и если его нет, пострадает произведение. Редактор должен обладать даром убеждения, и текст должен быть ему так же дорог, как автору.
Есть ли табуированные темы?
Шубина: Тема может быть какой угодно, но выехать просто на теме невозможно. Это должно быть написано языком, который адекватен выбранной вами истории. Агрессивный текст, экстремистский, без какого‑то нравственного вывода — определенно нет. Для меня очень важно, чтобы, как в любой античной трагедии, в конце был все-таки катарсис.
Помните, несколько лет назад вышел перевод Литтелла «Благоволительницы»? Роман, который трудно было себе представить даже: главный герой там эсэсовец. И весь роман от его лица. Но психологический рисунок этой роли таков, что я бы тоже его издала!
«Как стать писателем? Что для этого надо?» Каждый пишущий, я уверена, не раз задавал себе эти вопросы. Многие тут же стыдливо загоняли мечту на задворки: как же, «литинституты мы не заканчивали». Но не все, закончившие Литинститут, стали писателями. Как не все писатели получили диплом о том, что постигали писательское ремесло в специализированных заведениях.
О литературном таланте
Всякий раз, когда бываю свидетелем споров о том, как становятся писателями, отмечаю: в первую очередь люди говорят о наличии литературного таланта. Представляется он в виде набора разных способностей, которых у одних – больше, у других – меньше:
- непреодолимое желание писать;
- писать интересно и легко;
- логично и грамотно излагать мысли;
- обладать большим словарным запасом;
- иметь в голове множество интересных идей;
- уметь увлекательно рассказывать истории…
Не буду спорить: не всякого человека тянет брать ручку либо включать компьютер и складывать слова в тексты не потому, что «надо!», а потому, что хочется. Эта тяга к письму – частичка волшебного дара. Еще одна частичка проявляется, когда пишущий понимает: развитие в выбранной области дается проще, легче, чем большинству других людей.
Но будь все так легко и просто, хороших писателей было бы в разы больше. А так – пишут тысячи и тысячи людей, а в веках остаются немногие имена. Значит, не только в литературном таланте дело. В чем еще? Что надо, чтобы назвать себя писателем?
Без читателя нет писателя
«Писатель – тот, у которого есть читатель. А в остальном – просто автор, бумагомарака», – так безапеляционно заявила одна из писательниц, когда прочла наше объявление о курсе писательского мастерства.
Выбросим из сказанного оценочные характеристики. Однако сложно не согласиться с тем, что пока написанное никто не видит, даже самому себя сложно назвать писателем.
Как бы ни утверждали некоторые пишущие, будто «все равно», прочтет ли кто-нибудь когда-нибудь их творения, лично я за свою жизнь не встретила ни одного такого: на поверку выходило, что обратная связь из внешнего мира им интересна и необходима. Рано или поздно, все пишущие, которых я знаю, искали читателей для своих творений. Даже если это были самые близкие люди.
Другое дело, почему авторы не всегда показывают свои произведения другим людям?
Они либо ленятся дорабатывать написанное (а интуитивно чувствуют, что тексты, предназначенные для читателей, должны удовлетворять определенным требованиям), либо боятся критики – не уверены в своих силах.
Между тем, объективная критика – еще одна важная составляющая, которая помогает стать писателем. Я серьезно!
Собственный текст, его ошибки, опечатки и недочеты, автор видит плохо. У журналистов по этому поводу есть профессиональное выражение – «замыливается глаз».
Посторонний незаинтересованный взгляд способен выловить хибы в построении сюжета, заметить нарушение логики в изложении мыслей, выловить даже самых мелких «блох» из текста.
Близкие люди на роль таких критиков (или первых читателей, бета-читателей) не подходят в силу их субъективности и чаще всего – неподготовленности. Как найти таких читателей, можно прочесть здесь:
О трудолюбии
Не случайно выношу это качество как одно из важнейших условий становления писателя. Не раз приходилось слышать, что «писать легко», «и я так могу».
Доля правды в этих высказываниях есть. Писать легко! – тяжело писать хорошо, так, чтобы твои произведения читались в удовольствие. Писать может каждый: бери ручку — и вперед. Но писать не просто буквы, а членораздельные, да еще интересные тексты – увы, способны далеко не все.
Самые одаренные, а то и талантливые, но ленивые люди могут так и не стать писателями. Такое знакомое явление: непризнанный гений! Человек, который мнит себя талантом, при этом ждет годами вдохновения – и ничего не дарит миру.
В то же время, обладающий гораздо меньшими литературными способностями, но трудолюбивый человек не только заключит не один договор с издательствами, но усилиями создаст себе шанс оставить след на земле в виде нужных человечеству книг. Его задача – регулярно, ежедневно писать. Выработать такую важную привычку.
О писательском ремесле
В любом деле прежде, чем достигнуть высот, надо овладеть ремеслом. Писательство также предполагает, что автор владеет тонкостями ремесла, которое позволяет производить на читателя нужное впечатление.
Лучшая история способна погибнуть, если попадет к бездарному рассказчику. И, наоборот, иногда простенькие, даже банальные идеи оживали в руках талантливых писателей.
В самом деле: разлады происходили и происходят во многих семьях, но семья Анны Карениной выбилась из разряда «многих» благодаря великому рассказчику Льву Толстому. Противненьких людей, готовых услужить тому, кто сильнее, пруд пруди, а внимание на явление хамелеонства обратили благодаря Антону Павловичу…
Как интересно подать историю? Как ее начать, продолжить и чем закончить? Какие средства способны сделать рассказ – увлекательным, текст – легким, язык – понятным, ярким, грамотным.
Новичкам в писательстве сложно сходу ответить на эти вопросы. Долгие годы можно идти к постижению тайн писательского ремесла методом проб и ошибок, чтения и собственного опыта. Даже самым талантливым авторам приходится проводить за учебой немало времени, хотя бы в форме регулярного чтения.
Более короткий путь к освоению профессии писателя – через обучение: на курсах, семинарах, в кружках и группах по интересам.
Азы писательского мастерства можно освоить и в онлайн-курсе писательского мастерства для новичков «Три рассказа за тридцать дней», второй поток которого стартует 1 апреля.
Отличие курса от себе подобных:
- дает возможность профессионально отредактировать и откорректировать текст,
- учит правильно реагировать на критику творения, созданного трудом, потом и напряжением душевных сил;
- ежедневные занятия на протяжении месяца помогают выработать привычку ежедневного письма.
Подробнее о курсе писательского мастерства прочтете здесь:
Итак, как стать писателем, что для этого надо?
Просто обладать литературным талантом – недостаточно.
Каждый автор, независимо от степени талантливости, должен неустанно трудиться –регулярно писать, адекватно реагировать на критику и обучаться писательскому ремеслу.
Как вы думаете, дорогие читатели: что еще надо, чтобы стать писателем?