Как структурировать сочинение или эссе

Сочинение — это такой вид письменной работы, который подразумевает изложение учеником своих собственных мыслей и определенных знаний на ту или иную тему.

Как структурировать сочинение или эссе

Композиция

Любое, даже самое маленькое сочинение имеет свою структуру и композицию. Если в эссе нет какого-либо элемента, то это будет принято педагогом, как ошибка. Конечно, если над сочинением трудился совсем ещё неопытный школьник, и это его первая работа, небольшие помарки и недочеты могут быть прощены. Однако эссе пишут для того, чтобы научиться грамотно структурировать письменную речь. Чтобы это был не просто поток мыслей, а осмысленное изложение идей, со смысловой нагрузкой.

Композиция эссе должна быть четкой и продуманной, а все мысли — логически обоснованными. Также необходимо, чтобы присутствовали аналитические элементы — они придают тексту осмысленность и завершенность.

Как написать вступление?

Итак, сочинение — это литературное произведение, состоящее из вступления, основной части и заключения. Следует начать с первого. Вступление даёт предварительные сведения о той или иной проблеме — её обычно и освещает тема. В этой части может быть ответ на вопросы по теме, или же можно высказать собственное мнение, но только в том случае, если в названии есть к этому отсылка. Обычно это звучит так: «Что для вас дружба?». Ещё в сочинении может быть охарактеризован какой-либо период из истории или предоставлен факт из личной биографии автора. Это допускается, если подобные сведения будут важны для дальнейшнего анализа написанного.

Иногда сочинение — это проверка знаний учащихся на ту или иную тему. Нередко педагог задаёт такие названия для эссе, как «Образ героев в произведениях Достоевского» или «Тема судьбы в пьесе Чехова» и т.д. В таких сочинениях ученики должны сформулировать собственное понимание написанного.

Кстати, если хочется украсить своё сочинение, то можно написать эпиграф. Он обязательно должен перекликаться с темой. Эпиграф не только служит украшением, но ещё и помогает автору понять, как следует начать своё эссе.

Как структурировать сочинение или эссе

Основная часть

После того как вступление будет написано, можно приступать к главному, то есть к основной части. Основные проблемы и суть главного были обозначены во вступлении, так что теперь необходимо раскрыть их более подробно. Сочинение — это грамотность, знание текста и, конечно же, собственные мысли. Так что основная часть должна получиться объемнее остальных. Если нужно написать эссе-комментарий к какой-нибудь пьесе, то нужно будет предоставить её анализ. Не подробный, так как сочинение — это небольшое авторское произведение. Однако ключевые моменты, самые важные, должны быть обозначены.

Чего стоит избегать в основной части? Итак, во-первых — пересказа. Во-вторых не нужно излагать сведения, которые никак не относятся к теме. Это называется «водой». Если её в тексте слишком много, то эссе теряет свой смысл.

Как структурировать сочинение или эссе

Рассуждение

Удобнее всего писать сочинение-рассуждение. Оно позволяет проявить фантазию, поделиться чем-то сокровенным, изложив это на бумаге. Что вообще представляет собой сочинение-рассуждение? Это развитие определенной темы до её очевидной ясности. Но всё должно быть написано так, как чувствует сам автор. Логика, художественное мышление, анализ — всё это необходимо соблюдать при работе над эссе. Если гармонично сочетать элементы художественного рассказа с логической аргументацией, получится написать интересно, захватывающе и даже, возможно, заставить задуматься.

Зачастую первое сочинение для школьников и делают в формате рассуждения. Для начала, чтобы понять суть этого упражнения, учащиеся могут просто написать то, о чем они думают. Называется такой вид работы «сочинение на свободную тему». А потом уже, после того как первый опыт в плане написания текстов будет приобретен, можно работать над структурой, композицией, стилистикой и прочими особенностями.

Как структурировать сочинение или эссе

Разнообразие тем

Какую тему лучше всего выбрать? Такой вопрос возникает чаще всего перед педагогами (причем как школьными, так и университетскими), которым предстоит задать своим ученикам и студентам сочинение. Дружба, отношения, смысл жизни, цели, родной город — на самом деле вариантов масса. Темы интересные, и во многих учебных заведениях на них пишут сочинения. Это помогает не только научиться грамотно структурировать свои мысли, но и лучше начать разбираться в самой теме. Потому что при написании эссе необходимо рассуждать о дружбе, любви, предательстве, смысле жизни, думать, анализировать различные ситуации. Это толкает на определенные мысли, которые находят отражение на бумаге.

Всё приходит с опытом. Сразу написать такое сочинение, которое можно было бы пустить на публикацию в журнал, вряд ли у кого-то получится. Тем более у школьника. Однако писать такие работы необходимо — это упражнение помогает развить в себе определенные способности и заставить себя мыслить.

Казалось бы, строго структурированные сочинения, которые дети пишут пачками при подготовке к «ЕГЭ», должны вызывать чувство голода по свободному самовыражению. Вот тебе тема, перо, примерный объём – твори! Поделись своим мнением! Но так ли это просто?

Конкурс «Преподаватель года»

Любой преподаватель гуманитарных дисциплин, хоть раз наблюдавший печаль в глазах ребенка, медитирующего над пустым листом, согласится со мной в том, что более или менее свободное созидание может стать проблемной зоной для учеников. Где баланс между «я художник, я так вижу» (и пишу не в заданном объёме или и вовсе не совсем по теме) и выстраданными гугл-переводами с человеческого на экзаменационный?

Читайте также :

В этой статье я поделюсь с вами моделью презентации творческого письменного задания, которую отделяет пропасть от «Достали листики и пишем, как провели лето». Вот основные компоненты этой модели:

предварительная дискуссия;

формирование личной включённости учеников;

включение в контекст темы;

предоставление чётких и детализированных критериев оценки ;

развернутая обратная связь.

Итак, рассмотрим набор доступных каждому преподавателю приемов улучшения качества ученического эссе. Для удобства мы пройдёмся по топ-фразам учеников в отношении подобных заданий в том порядке, в котором они возникают на уроке.

Исключительно в развлекательных целях я провела аналогию со стадиями принятия утраты Кюблер-Росс. Почему четыре с половиной, а не пять? Я просто рассчитываю, что после этих рекомендаций депрессия на вашем уроке не затянется надолго.

«Правда, ни единой мысли в голове?» — удивляемся мы. Дорогой преподаватель, а что ты сам прямо сейчас думаешь о проблеме сохранения окружающей среды в Южной Африке? А о последних сезонах популярных мультсериалов? Высока вероятность, что ничего. Пока ничего. Почему?

Читайте также :

Итак, ответ напрашивается сам собой: недостаток информации. Ты не знаешь, какие мультсериалы сейчас популярны или какова степень загрязненности воздуха в ЮАР. Точно так же и твой ученик, в силу возраста и опыта, может банально не знать общий список профессий, которые для него доступны, чтобы написать бессмертное «Кем я хочу стать, когда вырасту» — не говоря уже о более специфичных темах.

Вывод: проведи предварительную дискуссию, в ходе которой ребята ознакомятся с фактической базой и основными понятиями или же сами их сформулируют, даже если речь идёт о самом общем эссе. Предварительные заметки помогут им преодолеть «страх чистого листа».

«Зачем писать?». Зачем писать — мы знаем, а вот дети могут и не знать, и едва ли лекция по формированию речевых способностей через письменное высказывание приблизит их к пониманию. Что же делать?

В первую очередь, сделай процесс убеждения наглядным. Например, предложи им сравнить их собственное спонтанное устное высказывания и последующее письменное. Экспериментам на уроках словесности быть!

В дальнейшей перспективе дети могут сопоставлять свои эссе и так же наглядно видеть прогресс во времени. Статистике — тоже быть.

Не лишним будет предложить ребятам понаблюдать за собой и сравнить сосредоточенное состояние, в котором они находятся, когда пишут что-то, и «рассеянное» состояние при беседе. Спроси их: как привычка к состоянию сосредоточения и связности могла бы улучшить их устную речь?

«Что за глупая тема?». То, к чему мы не имеем личного отношения, не наделяется нашим добрым мозгом никакими ресурсами для исполнения. А какое отношение имеет предложенная тобой тема к жизни ребенка?

Читайте также :

Ты можешь активизировать личную включённость через просьбу рассказать истории из личного опыта, которые имеют отношение к теме или в которых проявляется поставленная проблема. Это делается на этапе предварительной дискуссии.

Кроме того, ты можешь предложить ученикам самостоятельно сформулировать основной вопрос и заголовок в рамках обсуждаемой темы — это также повысит личную включённость.

Экстренно краткий вариант — дать ученикам возможность выбрать из нескольких аспектов темы.

Если проблема в мотивации, используй текст с картинки ниже (нет, не стоит) или возвращайся к пункту два.

Однако за этим вопросом может скрываться гораздо более глубокая проблема — нет слов, чтобы выразить мысль, и речь не только об иностранных языках. Обязательно предоставь ученикам ссылки на разнородные тексты по схожей теме, на материале которых дети смогут понять контекст проблемы.

Другой важный момент — чёткое проговаривание критериев, по которым ты будешь оценивать эссе. Давая ребятам детальные и определённые критерии оценки сочинения, ты побуждаешь их перечитывать и править его, тем самым развивая в них навыки речевой рефлексии.

Читайте также :

Своим сочинением ученик создал высказывание, а чтобы высказывание ожило, ему нужно коммуникативное поле. Даже самое короткое замечание сменяет образ преподавателя с «машины по поиску ошибок» на собеседника, а любая коммуникация, в том числе письменная, нуждается в собеседнике, или, в данном случае, абстрактном читателе.

Вывод: давай письменную обратную связь. Ученик, потративший полтора часа на написание сочинения, безусловно, заслуживает десять минут твоего времени на написание подробного отзыва по всем законам жанра (похвала даётся прежде критики, отмечен личный прогресс, вместо недостатков разбираются возможности улучшения).

Другим замечательным вариантом обратной связи являются отзывы других членов группы. Публичное чтение сочинений с последующим обсуждением может внести свежую ноту в формальный характер учебных заданий и закрепить новую групповую норму — норму открытого, точного и выразительного оформления своих мыслей.

Да, такой подход требует гораздо больших усилий, чем простое чтение инструкции. Однако если твоя цель не в том, чтобы превратить каждое сочинение в сухой и ненавистный детям экзамен, эта модель, вне всяких сомнений, оправдает затраченные тобой усилия. Поэтому:

Что такое эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

В Институте эссе пишутся по материалам пройденного курса с описанием личных впечатлений, результатов, практических наработок и комментариев к ним.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина эссе определяется как «очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический словарь» дает такое определение: «Эссе — это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Некоторые признаки эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
  • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной проблематике, психотехнологии, модуле, курсе или проведенной работе с клиентом
  • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора — его мировоззрение, понимание сути излагаемого предмета, умение применить полученные на курсе навыки, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

  1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).
  2. мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы — это факты, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, полученные результаты, субъективные ощущения, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

  1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
  2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
  3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:

  1. Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:
    • отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
    • в чем проявилось это качество?
  2. О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):
    • что заставило меня заняться этим видом деятельности?
    • почему я продолжал(ю) заниматься этим?
  3. О каждом клиентском случае, о котором вы упомянули:
    • почему мне запомнился именно этот случай?
    • изменил ли он меня как личность?
    • как я на это отреагировал?
    • было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?
  4. О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:
    • почему мне это нравится или не нравится?
    • повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?
  5. О каждой вашей неудаче:
    • чему я в результате научился?
    • что полезного я вынес из этой ситуации?

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

  1. Небольшой объем.

Объем эссе — от трех до семи страниц компьютерного текста (12 шрифт, полуторный интервал).

  1. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

  1. Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

  1. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.