Как вести себя если вас сексуально преследуют в школе

Каждый учитель сталкивается в своей практике с трудным поведением детей. У такого поведения много видов, но иногда оно проявляется в форме агрессии или травли со стороны учеников в адрес одноклассников или взрослых. Причины могут быть разными, но при любых обстоятельствах учителю приходится с этим работать. Что делать педагогу, если он столкнулся с такой проблемой, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала директор фонда и педагог Лиля Брайнис.

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

Если агрессия направлена в адрес учителя

Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.

Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.

Что такое травля и как она выглядит

Проявление агрессии, которое длится какое-то время и не заканчивается – это травля. Травля — это систематическое целенаправленное, осознанное агрессивное поведение одного или нескольких человек при условии неравенства участников или по численности – несколько учеников против одного, или по статусу – более популярные дети против менее популярных, или по силе – более сильный ученик против более слабого.

Как учителю прекратить травлю в классе

В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться. Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:

Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.

Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.

В социальных сетях активно распространяется видео с подъездных камер города Ступино, на котором видно, как за школьницей в подъезд зашел подозрительный незнакомец, но девочка не растерялась, вышла на улицу и позвонила родителям. Корреспондент «РИАМО в Люберцах» прочитала инструкции для детей и родителей, подготовленные общественным поисковым отрядом «Лиза Алерт», и спешит поделиться ими с читателями.

Как вести себя ребенку

Если у ребенка есть хоть малейшее подозрение, что его преследуют, то первым делом ему необходимо позвонить родителям. Рассказать, что происходит, попросить, чтобы встретили у школы, по пути домой или ждали возле подъезда. Также все члены семьи должны придумать кодовое слово или фразу, которые будут означать, что у ребенка проблемы, но он не может сейчас рассказать о них по телефону открыто.

В случае, когда незнакомец пытается настойчиво пообщаться с ребенком или угостить его конфетой, ребенок может сразу звонить по единому номеру вызова экстренных служб 112. Следует назвать свои имя и фамилию, объяснить, где находится и что случилось, чтобы оператор точно понял, что это не баловство, и послал на помощь сотрудников полиции.

Если незнакомец все равно продолжает преследование, то ребенку не стоит идти в безлюдные и плохо освещенные места, даже если они по дороге домой. Лучше либо вернуться в школу, либо зайти в ближайший магазин, банк, парикмахерскую, рассказать взрослым о ситуации, попросить помощи и позвонить родителям. После этого нужно оставаться в помещении и ждать прихода родителей.

Важно, чтобы ребенок знал номер телефона хотя бы одного родителя наизусть – на случай, если его смартфон разрядится.

Фразы для незнакомцев

Даже взрослый человек может растеряться в непривычной ситуации, поэтому у ребенка в запасе должно быть несколько фраз на случай, если подозрительный незнакомец будет пытаться заговорить с ним.

Вторая: «Извините, меня ждет папа в машине, надо идти».

Третья: «Извините, я спешу».

Также ребенок может просто молча уйти, ничего не ответив, даже если незнакомец просит помощи. Стоит объяснить детям, что если помощь действительно нужна, ее человек попросит у взрослых. Ребенок не обязан помогать взрослому человеку, который так настойчиво пытается его чем-то завлечь.

Кричать и вырываться

Если ребенок и незнакомец все-таки оказались вместе в замкнутом помещении, то основная задача ребенка – максимально обезопасить себя, начать звонить по телефону кому угодно или включить видеозапись или диктофон в гаджете.

Если незнакомец пытается закрывать ребенку рот, душить или бить, то нужно всеми силами пытаться вырваться и убежать. При этом обязательно кричать как можно громче, звать на помощь. Если не получается это сделать, можно кусаться или драться. Самое главное – это вырваться или привлечь внимание других взрослых, которые смогут помочь.

Научить просить о помощи

Все родители должны разговаривать со своими детьми и объяснять им, что неприятности могут случиться с каждым, что важно не растеряться и бороться, а главное – что звать на помощь не страшно и не стыдно. Помощь может понадобиться абсолютно любому человеку, даже взрослому.

Ребенок может подумать, что это относится ко всем взрослым людям – получается, что и к злоумышленникам. Увы, такая «вежливость» может привести к тому, что ребенок послушается незнакомца и уйдет с ним – просто подчинится ему.

Специалисты отряда «Лиза Алерт» предупреждают: дети боятся привлекать к себе внимание даже тогда, когда оказываются или чувствуют себя в опасности. Родители должны научить их звать на помощь и просить о помощи тогда, когда это нужно. Ребенок должен понимать, что его жизнь и здоровье – это самое главное и ценное!

Ребенку старше 10 лет можно мягко рассказать о том, что плохого могут сделать незнакомцы. Также нужно объяснить, что преступники за такие деяния будут наказаны – попадут в тюрьму или будут проходить психиатрическое лечение. И если вдруг ребенок столкнулся с таким человеком, нужно постараться сразу от него убежать.

Действия родителей

Родителям не стоит отпускать детей до 10 лет в школу одних – до этого возраста малыши еще не могут адекватно оценивать обстановку и совершать правильные действия. Лучше всего отводить или отвозить их в школу, в потом забирать их домой.

Также родители должны всегда встречать ребенка из школы, если он об этом попросил. Не нужно выспрашивать по телефону все подробности – надо как можно быстрее собраться и дойти до школы. Возможно, ребенок в опасности. Ни в коем случае не говорите ему, что он уже взрослый и может дойти сам. Возможно, имеет смысл ежедневно встречать ребенка у подъезда, даже если он об этом не просит.

На мобильном телефоне ребенка должна быть установлена программа, по которой родитель сможет отслеживать его местонахождение, а ребенок в случае опасности сможет подать сигнал об опасности прямо из приложения. Подобных программ сейчас много, есть из чего выбрать.

Стоит выработать простые правила: ребенок звонит родителям, когда входит в школу, когда выходит из нее, когда собирается зайти в подъезд. Также ребенок должен позвонить родным, если задерживается после школы, и уточнить точное время, когда он будет дома.

Если ребенок не пришел в назначенное время и его телефон отключен, родителям необходимо сразу же начать поиски: позвонить его друзьям, в школу, тренерам из разных кружков. Также родитель может пойти по маршруту дом – школа, при этом дома всегда должен оставаться кто-то из взрослых – на случай, если ребенок вернется. Если все это не дало результатов, необходимо срочно обратиться в полицию и отряд «Лиза Алерт».

Полезные телефоны

Общественный поисковый отряд «Лиза Алерт»: 8 (800) 700-54-52

Попадая в новый класс или коллектив, совсем не хочется оказаться в нем изгоем. Естественное желание — найти себе друзей, хорошо со всеми общаться и учиться без особых проблем. И вот вы ходите в школу, и вдруг со временем начинаете получать от одноклассников шутки в ваш адрес.

Это могут быть “безобидные”, по их мнению, комментарии, оценка вашей внешности и поведения. Это ключевой момент, в это время одноклассники проверяют вас на прочность, смотрят на реакцию.

1. Можно отреагировать безразличием. Игнорирование даст понять, что вас их слова не задели. Тогда одноклассникам станет скучно вас донимать, и они отстанут.

2. Но если все-таки ваш голос дрогнул, вы опустили глаза или ваши руки задрожали, значит вам не все равно. Эмоция обиды, грусти на их слова действует как подкрепление для обидчика. Вероятно, шутки продолжаться и будут становиться все жестче, пока будет идти ответная реакция.

3. Оптимальным вариантом будет юмор. Если вас назвали жирным, ответьте, что вы энергосберегательный. Используйте сарказм, иронию, можно даже отразить язвительный комментарий: “у меня по крайней мере есть грудь”. От характера ответа будут зависеть дальнейшие отношения с людьми. Если вы хотели бы общаться с этим человеком, отшутитесь по-доброму, если нет можно и нахамить в ответ.

Но не у всех людей есть эта ответная агрессия, умение шутить или скрывать эмоции под маской безразличия. Обидные шутки могут действительно ранить, и неприятные чувства будет тяжело сдерживать. Что делать тогда? Не молчать. Тут же ответьте человеку прямо и честно, что вас эти слова задели, то, что он говорит — это обидно и унизительно. Скажите, чтобы он так больше не делал.

Признание может показаться проявлением слабости, особенно в подростковой среде. Но если не пресечь в самом начале эти комментарии, может стать только хуже. Пока не началась реальная травля, у вас есть голос. Используйте его.

Если против вас начали использовать скрытую травлю: распускать слухи, осуждать вас за спиной, постарайтесь найти зачинщика и вызовите его на открытый разговор при свидетелях. Если у вас есть доказательства, например одноклассник, который сможет подтвердить, что именно этот человек вас обговаривал, сплетник не сможет уйти в отрицание. Выскажите, что вас не устраивает, что сплетни не правдивы и что этому человеку нельзя доверять. Это больше повлияет не на самого сплетника, а на людей, которые перестанут верить в его слова и его сплетни потеряют силу. Попросите ваших друзей-одноклассников о защите, пусть и они подключаться и начнут пресекать любую клевету в ваш адрес.

Как избавиться от травли?

Как быть, если вы уже стали заложником ситуации? Находясь в условиях насилия, преследует чувство, что вы беспомощны и одиноки, у вас нет сил для противостояния и кажется, что никто не может помочь. Именно этого добивается агрессор, и необходимо вернуть себе контроль над ситуацией.

1. Для начала осознайте все происходящее. Вы жертва агрессии в школе. Вы не виноваты в том, что с вами происходит. Нет ни одной веской причины вас травить. Вы не должны менять свою внешность или поведение, чтобы понравится обидчику. Нет, травля не рассосется, не исчезнет сама по себе. Выход есть, и вы сможете остановить издевательства.

2. Затем нужно обдумать план действий. Что вы можете сделать, находясь в таком положении?

— по возможности избегайте столкновений с обидчиком. Чем реже вы видитесь, тем меньше возможностей над вами издеваться. Если вас преследуют после школы и на коридорах на перемене, держитесь ваших друзей или мест большого скопления людей. Не оставайтесь одни.

— получите внешнюю поддержку и опору . Задайте себе вопрос, кому вы могли бы довериться. Многие подростки переживают травлю в одиночестве.

Причин молчания очень много: стыд признаться, что у тебя проблемы, страх, что не поддержат, скажут, что сам виноват, и вообще я не стукач, справлюсь сам. Но взбунтоваться в одиночку будет крайне тяжело. Обидчика может припугнуть только тот, кто сильнее его. Ваш родитель, авторитетный учитель, школьный психолог, старший брат. Поделитесь всем, что с вами происходит, и пусть этот человек придет в школу решать вопрос. Если в вашей школе учителя игнорируют или поддерживают травлю, нужно идти к директору.

— собирайте доказательства травли. Записывайте на диктофон оскорбления, угрозы. Отмечайте пропажу вещей. В случае драк, делайте фото, снимайте побои в милиции.

— агрессор должен бояться санкций. Его действия не должны остаться безнаказанными. Возможно, для кого-то подойдет драка с обидчиком, но лучше публичное привлечение к ответственности, если при всех одноклассниках будет поднята на обсуждение проблема травли. А также необходимо весомое наказание, если травля продолжиться: исключение из школы, например.

3. Сменить класс или школу может быть радикальным, но полезным способом.

Вообще, даже если травля прекратилась, отношений к жертве в классе может остаться негативным или безразличным. Мало кто сможет после такого завести себе друзей с бывшими свидетелями издевательств. Учиться в такой обстановке спокойнее, но все еще не уютно. Тогда лучше перевестись в новый коллектив. А если после разбирательств, травля продолжилась, то переход в новую школу является единственным решением.

Что делать с последствиями травли?

Жертва насилия еще долго переживает негативные последствия издевательств: низкая самооценка, изолированность от людей, проблемы с построением отношений. Особенно не дает покоя страх повторения этих ситуаций в будущем: “а что, если меня будут травить и в новой школе, в университете, на работе?”. С этими мыслями поможет справиться психолог, групповая или индивидуальная терапия.

Еще вариантом будет поиск жертв травли в интернете или среди друзей. Возможно, в вашем окружении кто-то тоже сталкивался с издевательствами и смог из этого выбраться. Обменивайтесь опытом, поддерживайте друг друга.

Полезные ресурсы

— Если вы находитесь в ситуации буллинга и чувствуете, что вам не к кому обратиться, воспользуйтесь телефоном доверия для подростков. Вот перечень номеров.

— Если вы ищете постоянную помощь и поддержку от специалиста и не знаете, где ее найти, то в Беларуси есть множество Центров дружественных подросткам. Там есть психологи, которые принимают очно и онлайн.

— Если вы хотите помочь борьбе с травлей в школах Беларуси, обратите внимание на проект “Нулевое сентября”.

— Дополнительную информацию о травле, ее механизмах и способах защиты можно почитать на сайте российского проекта “Травли NET”.