Как воспитывать проблемного ребенка

Каждый ребенок – это индивидуальность, которая не зависит от внешних факторов. Безусловно, воспитание играет не последнюю роль в становлении личности ребенка, однако гораздо большее значение имеет характер, который был заложен при рождении. Зачастую в одной семье растут два разных ребенка – спокойный, уравновешенный и нервный, непослушный. Как такое может быть, ведь воспитание и отношение родителей идентично? Что же делать в этом случае – ломать стержень крохи или махнуть на него рукой и не обращать внимания на его выходки? Сегодня поговорим о плохом поведении ребенка – почему дети становятся нервными и непослушными, как наладить контакт с ребенком и исправить ситуацию вовремя.

Почему ребенок становится непослушным?

Многие мамы и папы с рождением ребенка принимают решение воспитывать кроху в атмосфере любви и доверия, особенно, если сами в детстве росли в строгости. Но зачастую излишний трепет, любовь и потакание капризам не приносит ничего хорошего. Ребенок перестает ощущать рамки дозволенного, он часто проверяет предел родительского терпения. Почему ребенок ведет себя плохо, не слушается, нервничает? Вот несколько распространенных причин.

  • Пытается привлечь внимание. Такое часто бывает, когда родители работают и нет времени на элементарную задушевную беседу с ребенком. Мама прибегает уставшая с работы, забирает чадо со школы или детского сада. Ребенок хочет поделиться впечатлениями за день, но мама отмахивается, говорит, что нужно приготовить ужин до прихода папы и прибраться. Малыш ждет папу, но и тот устал и хочет полежать перед телевизором. Ребенок понимает, что для привлечения внимания необходимо сделать что-то неординарное и зачастую это проявляется непослушанием.
  • Проверяет, кто тут главный. Ребенок психологически пытается прощупать границы дозволенного. Такое зачастую бывает после долгого пребывания у бабушки с дедушкой, где все разрешено. После подобного отношения ребенок думает, что его родители будут принимать его также, но, к сожалению, этого не происходит. И нередко конфликт перерастает в непослушание. Конечно, приказной тон – не лучший выбор для воспитания ребенка, но малыш всегда должен знать и понимать, что вы – взрослые люди, к мнению которых нужно прислушиваться.
  • Низкая самооценка. Иногда ребенка воспитывают в атмосфере унижения и запретов. Когда малыша постоянно с кем-то сравнивают, говорят, что у него ничего не получится и вообще, он слабый и некрасивый, ребенок строит вокруг себя защитную стену, он не слушается и огрызается.
  • Ревность. Иногда дети 4-7 лет начинают вести себя плохо, если в семье появляется маленький братик или сестренка. Ребенок может начать писаться в штаны, как грудничок, перестает убирать за собой, ведет себя неопрятно, просит переодеть и покормить с ложечки. Появление младенца в доме – большой стресс для старшего ребенка, вы должны пережить ситуацию вместе.
  • Ответная реакция. Иногда дети начинают нервничать и вести себя плохо в ответ на поведение взрослых. Если вы не выполнили данного обещания, обманули ребенка или предали его чувства, малыш не может сформировать претензию, он проявляет обиду именно так.
  • Частые запреты. Ребенок просто протестует из-за постоянных родительских запретов и зачастую вполне обоснованно. Регулярные запреты теряют ценность слова «Нельзя». Оставьте запрет только на опасные моменты, которые угрожают жизни и здоровью ребенка. Нельзя брать нож, трогать горячий чайник, лезть в розетку. А вот поковыряться в песке можно, и по лужам бегать можно, лучше лишний раз постирать и просушить одежду, чем выстраивать перед ребенком стену недоверия и запретов.

1. Отложенная истерика

Если вам удалось поймать момент самого начала истерики, то ваш идеальный вариант - успеть напомнить о каком-то важном деле: «мы собирались идти гулять» или «ты собирался скушать конфету». Таким образом, вы не отнимаете право на плач, а даете альтернативу: «Давай поплачем попозже, потому что солнышко сядет, и мы не успеем погулять».

2. Осознанный плач

Пример: попросить малыша плакать тише, потому что папа спит: «Ты можешь продолжать плакать, потому что тебе необходимо, но, пожалуйста, делай это тише, потому что папа спит».

3. Пропущенный каприз

В этом методе важно не ошибиться и не спутать понятия «не заметить» с «отнестись с равнодушием». Это значит, что использование данной тактики оправдано лишь в том случае, когда вы точно уверены, что ребенок использует манипулятивный плач.

В этом случае постарайтесь аккуратно пропустить попытку покапризничать «мимо ушей»: «Вот смотри листочки распустились, ой ты же плачешь, ну вот закончишь и пойдем смотреть на листочки».

Любимая тема бабушек, но стоит признать, что она работает. Но опять же, разговор на отвлеченную тему приемлем только в случае манипуляторной истерики.

5. Щекотание

Ласковую игривую щекотку можно использоваться только в самом начале надвигающейся эмоциональной бури: «Ой, а кого это я сейчас защекочу и зацелую?!»

6. Маневр отвлечения

Пример: «Ой, ресничка упала. Какая красивая! А ты знаешь, что надо желание загадывать?»

7. Противоречие

Главный фокус состоит в использовании понятных ребенку парадоксов, которые его отвлекут на размышления. Пример: «Пойдем смотреть на квадратное солнце».

8. Перемещение

Смысл в том, чтобы сменить локацию, покинуть место, где малыш решил проявить непослушание. Можно, к примеру, привлечь внимание воображаемым звуком в другой комнате и предложить пойти посмотреть.

9. Тайник

Сообщите, что в вашем доме есть тайные места, и пришло время их раскрыть. На крайний случай сгодится заранее подготовленный тайник с конфетой.

10. Проговоренная эмоция

Метод, основа которого не отвлечься от эмоции, а наоборот сосредоточиться на ней осознанно и разобрать на детали: «Ты расстроился, что ты чувствуешь? Мне очень жаль тебя? Расскажи мне, что тебя расстроило.»

11. «Агрессия» или активное действие взамен плача

Пример: «А давай вместо плача подеремся подушками!»

12. Использование смешного ритуала

Пример: ребенок собрался плакать – включайте фен, чтобы сушить его слезы или подставьте баночку для сбора слез и т.п.

13. Превращение ребенка в невиданное животное

Пример: «Ой, а кто это вместо моей дочки пришел? Что это за монстрик?»

14. Положительное ерничество

Пример: «Ой, ты мой бедный несчастный, никто на прогулку не берет. Моя бедняжечка». Метод годится только для деток от 7 лет.

Трудными считаются дети, обладающие неблагоприятными чертами характера, которые значительно затрудняют их социальную адаптацию и развитие. Также трудным ребенком считается нервный малыш, которому свойственны чрезмерная возбудимость, раздражительность, плохой сон, плаксивость и впечатлительность. Нервозность также предполагает невропатию и невроз, к ней относят и психосоматическое неблагополучие, то есть заболевания внутренних органов, вызванные тягостными переживаниями. Однако не каждый трудный ребенок становится таковым из-за врожденной нервозности.

С психологической точки зрения, нервный очень трудный ребенок скорее таковым рождается, нежели становится из-за неправильного воспитания или сложной жизненной ситуации. Тогда как трудный ребенок, у которого нет проблем с нервозностью, скорее таковым становится из-за ошибок в воспитании, нежели таковым рождается.

Существует множество форм детской нервозности, также как и причин, по которым она возникает. За помощью к невропатологам и психиатрам одинаково обращаются, как родители, у детей которых наблюдается нервоз, так и родители детей со сложным характером. И в том, и в другом случае, воспитание ребенка значительно осложняется, именно поэтому родители не могут с ними справиться самостоятельно и обращаются за помощью к специалистам.

Трудный ребенок: причины

Нередко ребенок уже рождается нервным или трудным. Это происходит, потому как в оплодотворенной яйцеклетке встречаются два генетических кода, включающих, как сложные генетические линии предков, так и информацию о здоровье или болезнях родителей. В самой оплодотворенной яйцеклетке формируются, как способности, возможности, таланты, задатки и норма развития ребенка, так и отклонения от нее и врожденные патологии.

Внутриутробное развитие плода может быть как благополучным, и даже при негативной генетической предрасположенности позитивно повлиять на формирование личности малыша, так и дефектным, из-за которого изначально нормально развивающийся плод в итоге рождается трудным ребенком. Влияние оказывают и роды, ведь они могут быть нормальными, а могут быть и патологическими, то есть протекать с различными осложнениями, которые оставляют свой отпечаток на развитии новорожденного.

Воспитание любого ребенка требует здравого смысла от родителей и индивидуального подхода, а воспитание очень трудного ребенка требует к тому же еще и постоянного решения множества специфических индивидуальных задач, а также специальных знаний.

Перечень потенциальных причин, по которым ребенок может родиться трудным, либо таковым стать, включает:

  • Неполноценность плода или детородных органов женщины;
  • Осложненное протекание беременности или родов;
  • Чрезвычайно высокие требования, предъявляемые родителями к ребенку;
  • Слишком жесткое воспитание, постоянные ограничения или запреты, исходящие от родителей;
  • Эмоциональная неуравновешенность родителей или их склонность к пагубным привычкам (алкоголизм, наркомания);
  • Неблагоприятная атмосфера в семье;
  • Смерть одного или обоих родителей;
  • Затянувшаяся послеродовая депрессия матери.

Трудный ребенок: последствия

Трудный ребенок – это снижение работоспособности, изнуряющая усталость, плохое настроение, бессонные ночи, а также нервоз и депрессии у родителей. Зачастую первенец, оказавшийся трудным ребенком, становится единственным в семье, так как родители попросту боятся появления в семье еще одного такого же малыша. Постоянные проблемы, возникающие в период активного роста и развития такого ребенка, вызывают у родителей либо тревожную любовь, либо полное неприятие, неосознанную агрессию и отверженность по отношению к нему. И первое, и второе усугубляют и без того сложное положение, а малыш со временем превращается в очень трудного ребенка.

Сейчас трудный ребенок является наиболее частой причиной, по которой разрываются даже самые прочные браки. Так происходит, потому что его воспитание становится источником постоянных ссор и раздора в семье, родители зачастую обвиняют друг друга, тем самым делая жизнь в семье невыносимой.

Без квалифицированной помощи и единого подхода в воспитании уже сейчас трудный ребенок попадает в зону потенциального риска, ведь со временем он превращается в трудного подростка, а затем в неуравновешенную личность, склонную к правонарушениям, злоупотреблению алкоголя и наркотиков.

Как повлиять на трудного ребенка?

Итак, появление трудного ребенка в семье требует от родителей немалых усилий и терпения, правильного подхода в воспитании и квалифицированной помощи.

Во-первых, несмотря на строптивость и упрямство малыша, родителям нельзя думать, а тем более произносить вслух, что ребенок не достоин их любви. Проявление явных негативных эмоций или агрессии со стороны родителей навредит и без того трудному ребенку. Очень важно давать малышу понять, что, несмотря на все проступки или дерзкое поведение, родители очень его любят.

Во-вторых, нельзя принижать достоинство и самолюбие ребенка. Постоянная критика со стороны родителей может привести к открытой враждебности, он будет занимать позицию обороны и всячески сопротивляться попыткам мамы или папы договориться.

В-третьих, проявление любви к трудному ребенку ни в коем случае не означает, что такому малышу все дозволено. Родители должны четко разграничить в сознании ребенка, что делать позволено, а какое поведение неукоснительно ведет к наказанию и порицанию. Очень важно сохранять объективность, не наказывать ребенка без причины и не давить на него.

Существует небольшая уловка, которая способна усмирить даже самого строптивого трудного ребенка, возраст которого приходиться на 8-12 лет. Ребенку нужно объяснить, что при непослушании родители будут вынуждены контролировать каждый его шаг и относиться к нему, как к пятилетнему.

Зачастую плохое поведение для ребенка является единственным способом проявить свои волнения и тревоги, либо оно может быть попыткой преодолеть случившуюся стрессовую ситуацию. В особенности это касается детей, оказавшихся в приемных семьях. Приемный трудный ребенок может быть очень жестким и невыносимым, тем самым защищаясь от внешнего мира и проявляя свои переживания. Смерть родителей или длительное проживание в приюте являются сильным стрессом для ребенка. Сироты зачастую «уходят в себя», не подчиняются никаким правилам и сопротивляются любому проявлению заботы. Такому ребенку сложно довериться новым людям и поверить в то, что о нем действительно хотят заботиться. Родителям приемного трудного ребенка очень важно регулярно проявлять чуткость, такт, заботу и нежность, только так постепенно «лед тронется», и ребенок научится доверять окружающему миру.

Быть родителем трудного ребенка – непростая задача, однако зачастую причины ненормального поведения таких детей кроются в самих родителях. Очень важно разобраться, почему ребенок ведет себя так или иначе, не отчаиваться и, прежде всего, видеть в своем чаде союзника, а не противника.

Самооценка, сформированная в детстве, влияет на дальнейшую жизнь. Даже очень талантливый человек может не достичь успеха, если он не уверен в себе, в то время как личность с посредственными способностями, убежденная в своей ценности, в силах добиться многого. И хотя родители не могут «дать» ребенку чувство собственного достоинства, они могут помочь ему самостоятельно обрести «крылья».

AdMe.ru решил разобраться, какие действия родителей губят на корню детское самоуважение. Понаблюдайте со стороны за собой и второй половинкой, а лучше запишите на диктофон: может, и вы, сами того не замечая, делаете что-то из перечисленного ниже.

1. Навешиваете ярлыки

Здоровая самооценка у ребенка — это больше, чем успех в компании сверстников или у противоположного пола. Это основа счастья ребенка. Психолог Натаниэль Бранден в своей книге «Шесть столпов самооценки» пишет, что самооценка — как хорошая, так и плохая — генерирует самосбывающиеся пророчества.

Человек с низкой самооценкой чаще вступает в любовные связи с неподходящими ему партнерами и даже счастливые отношения разрушает своей неуверенностью и сомнениями. Положительная самооценка, наоборот, помогает ему относиться с уважением и к себе, и к избраннику и делает его более стойким перед трудностями.

Если же вы (случайно или нет) навешиваете на ребенка ярлыки «Ты все ломаешь», «Бабушку в гроб вгонишь своим поведением», ребенок будет расти с чувством вины и несостоятельности. Даже такими невинными фразами, как «Катя слишком медлительная», вы можете повлиять на самовосприятие ребенка, лишая его возможности стать лучше.

2. Сравниваете: «Вот я в твоем возрасте. »

Некоторые вещи, которые мы делали в детстве, могут быть неинтересными для современных детей. Поэтому сравнение может вызвать только обиду или раздражение.

Если вы хотите привести поучительный пример, то расскажите историю. Поверьте, ребенок с удовольствием послушает, как вы в 8 лет прошли за день 10 км во время похода или сумели отогнать от себя огромную собаку. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Тогда у него появится стимул развиваться и становиться лучше.

3. Запрещаете выражать негативные эмоции

Эмоции нужно выражать, даже если они негативные. Если ребенок будет стыдиться своих чувств, это вызовет самоотчуждение и неуверенность в себе. Вместо того чтобы ругать ребенка за его чувства, предложите поделиться ими, найти им объяснение. Сделайте вместе пару глубоких вдохов. Так вы научите сына или дочку справляться с чувствами, а не стыдиться их.

4. Льстите своему ребенку и превозносите его способности

Внушая сыну или дочери, что они более талантливы, чем есть на самом деле, вы не сделаете их увереннее в себе. Самооценка должна формироваться в прямой связи с реальностью. Лучше рассказать о его талантах четко, но мягко. Например: «Ты еще недостаточно хорошо играешь на пианино, чтобы поступить в консерваторию, тебе нужно подготовиться, и тогда все получится». Ведь в итоге ребенку все равно придется столкнуться с жестокой реальностью.

Любые комплименты должны быть искренними и по возможности конкретными. Фраза «Ты удачно подобрал краски для этой картины» научит его понимать свои сильные стороны и заставит прилагать больше усилий. Чрезмерная же похвала может вызвать в нем недоверие к вашим словам или развить потребность в получении одобрения у других.

5. Не даете проявлять инициативу

Не пытайтесь уберечь ребенка от всех ошибок. Давая ему возможность проявлять самостоятельность и инициативу, допустимые для его возраста, вы делаете его более уверенным в себе. Пусть он сам выберет себе одежду, в которой будет гулять, завяжет себе шнурки или спустится с высокой горки. Приучайте его выполнять работу по дому и самому выбирать себе внешкольные занятия.

Полезно и ввести некоторые правила вроде «играть на компьютере после выполнения домашнего задания», «умываться по утрам». Это повышает у детей уверенность в себе. Они смогут решать некоторые задачи без вашей помощи, а значит, научатся быть самостоятельными.

Если какие-то действия могут быть действительно опасными для малыша, введите на них строгие запреты и неукоснительно их соблюдайте. Дети, которые совсем не знают ограничений, более беспокойны, чем их сверстники.

6. Любите, но не уважаете

Одной любви недостаточно для формирования здоровой самооценки. Вы должны относиться к ребенку как к равному, внимательно выслушивать и не перебивать. Тогда он будет ожидать и требовать того же и от других людей. Ничто так не расстраивает детей, как то, что взрослые не воспринимают их всерьез, не разделяют их чувства или отвлекаются на посторонние дела, когда разговаривают с ними. В этом случае ребенок чувствует себя невидимкой.

Старайтесь не просто принимать его эмоции (позитивные и негативные), но и называть их. Если сын плачет из-за потерянной игрушки, не отмахивайтесь фразой «Ничего страшного», а скажите: «Я понимаю, как ты расстроен, что твой любимый трансформер потерялся».

7. Бросаете самоуничижительные фразы и проявляете неуверенность в себе

Ребенок — зеркало родителей. Поэтому когда вы постоянно извиняетесь перед окружающими за малейшие неудобства и демонстрируете свою незначительность, ребенок перенимает вашу манеру поведения. Хотите, чтобы ваш сын или ваша дочь были увереннее и смелее по жизни — начните с себя. Относитесь к себе с уважением.

8. Бросаете пустые угрозы и ведете себя непоследовательно

«Вот придем домой, и папа тебе задаст!» Часто подобными фразами грешат даже не родители, а бабушки или дедушки. Они больше разрешают, а потом не знают, как угомонить расшалившееся ребенок. Но если часто грозить детям наказанием и при этом не наказывать, то они перестают воспринимать угрозы всерьез. А когда кара их все-таки настигает, не испытывают ничего, кроме обиды.

Если шалость не так уж велика, то зачем вообще пугать ребенка? Если же проступок серьезный, то не откладывайте наказание. Бросая пустые обещания, вы только укрепляете в детях недоверие к вашим словам или чувство страха, а также подрываете уверенность ребенка в себе.

Избегайте также привычки часто менять планы без видимой причины или ругать ребенка в пылу эмоций. Такая непоследовательность создает у него ощущение зыбкости и непостоянства окружающего мира. Уже во взрослом возрасте человек, воспитанный по таким принципам, будет считать, что лучше не высовываться из своей раковины, ведь инициатива, как подсказывает ему опыт, наказуема.

Есть ли у вас свои методы воспитания в ребенке уверенности в себе или развития в нем лидерских качеств? Как вы наказываете своего ребенка за провинности? Поделитесь своим жизненным опытом в комментариях.

«Я в твои годы сама стирала, прибиралась, делала уроки, да еще и за младшим братом присматривала, а ты. » — с укором сообщаем мы детям, когда за час после пробуждения не сделали ничего, кроме скроллинга соцсетей.

Часто мы требуем слишком многого. Удивляемся, что сын не умеет завязывать бантик, хотя видим, что все его кофты на молниях, а обувь — с системой быстрой шнуровки. Возмущаемся, что дочь не умеет ничего готовить, при этом сами постоянно заказываем домой готовую еду.

Перед тем, как чего-то требовать от детей, было бы здорово задуматься над двумя вопросами:

  • Был ли у них шанс этому научиться? Создали ли мы условия, чтобы дочь готовила еду, а сын — легко завязывал бантик. И объяснили ли, зачем это нужно и при каких обстоятельствах может пригодиться.
  • Эта задача соответствует способностям ребенка? Пятилетнему ребенку трудно заснуть самостоятельно, а десятилетний еще не владеет тайм-менеджментом и не знает, как планировать свой день. И это нормально.

2. Очертить сферу деятельности

Чем больше в нашей жизни «умных» помощников с искусственным интеллектом, тем менее ценны обычные бытовые навыки: помыть за собой кружку, а не поставить в посудомойку, протереть пол тряпкой, а не роботом-пылесосом.

Но такие задачи как-раз могут быть полезны: через них ребенок ощущает свою значимость и причастность к порядку и уюту в доме. Обсудите, какую миссию ребенок хочет взять на себя: поливать цветы, кормить кошку или следить за наполнением мусорной корзины.

Чтобы узнать больше о том, как не испортить будущее ребенка, помочь полюбить учебу, воспитать самостоятельность и перестать волноваться за него в интернете, смотрите бесплатные записи интерактивного фестиваля Skysmart и ВКонтакте. Психологи, медийные родители и их успешных дети делятся опытом и лайфхаками.

3. Освободить от контроля — позволить делать выбор

Суперспособность каждого родителя — многозадачность. Они помнят почти все и постоянно перепроверяют себя и других: выучил ли ребенок стих по английскому, купил ли контурную карту, высохли ли кроссовки для физкультуры.

На самом деле у тотального контроля больше минусов чем плюсов. Вот, например, в исследовании про мотивацию выделили три принципа, которые ее развивают:

  • Автономия: ощущение, что я сам решил сделать домашку
  • Компетентность: чувство, что я мастер по мытью посуды
  • Потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Петей на одной волне, он мне отправляет классный мемчик, и я ему в ответ — свою реакцию

Кроме того, уже доказали, что чем больше контроля вокруг человека, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.

Самоощущение ребенка играет важную роль: есть ли у него то самое чувство «я могу» и свобода действовать без проверки. Взрослые могут этому способствовать: «Я вижу твой рисунок. Ух ты, такие приятные цвета! Да, попробуй еще смешать другие краски. Покажешь свои работы на моем дне рождении? Все гости удивятся, а мне будет приятно. »

4. Дать время на свободную игру

Кажется, что для полноценного развития детей нужно составить плотное расписание занятий: школа, кружки, секции. Психологи считают по-другому: они уверены, что такие качества, как независимость и стойкость перед неудачей формируются в обычной игре во дворе. Проще говоря, гоняясь за мячом с соседскими ребятами, ребенок не деградирует, а совсем наоборот — учится работать в команде и укрепляет психику.

Именно в игре дети могут почувствовать свою силу и управлять ходом событий: принимать решения и идти на риск.

5. Позволить ошибаться и поддерживать

Переживать за ребенка — естественно. Не каждый родитель сможет молча наблюдать, как сын изучает карбюратор, а дочь переливает кипяток. Однако, если постоянно показывать свои тревоги, мы рискуем переборщить и дать ребенку ложное послание — что не доверяем и считаем, что он не справится.

Больше уверенности! Можно не только доверять ребенку, но и поощрять его за порыв сделать что-то сложное самостоятельно. Если ребенок вызвался помочь собрать кухонный гарнитур — дайте ему право на ошибку, особенно, если он делает это впервые.

Нашу личность формируют наши действия, а фразы вроде «Ну что ты же натворил!» или «Руки не оттуда растут!» точно не помогут стать увереннее и повзрослеть. Наоборот, ключ к успеху — в поддержке: «Я вижу, как ты стараешься. Попробуй перевернуть инструкцию» или «Что-то уже получается. Хочешь продолжим вместе?».

6. Научить решать проблемы

Проблемы — это ситуации, которые вызывают негативные эмоции и вынуждают что-то предпринять, чтобы их решить. Кажется, если в твоей жизни совсем нет проблем — ты счастливчик. На самом деле, секрет успеха — в нашем отношении к жизненным неурядицам. И это как раз то, чему следует научить ребенка — относиться к проблемам, как к части жизни, которая дает новый опыт, а иногда даже помогает стать лучше.

Отключили горячую воду

Нагреть холодную воду в чайнике, проверить объявления в подъезде, позвонить в ЖЭК

Быть внимательнее с объявлениями, общаться с соседями, поставить водонагреватель

Подружка распустила неприятный слух, и теперь в классе с ребенком никто не разговаривает

Поговорить с подругой (ребенку): поделиться своими чувствами и спросить, что случилось

Можно устроить войну и тоже наговорить всяких гадостей. А можно сразу поговорить: выяснить причину и помириться

В школе преподаватели используют специальную технику, чтобы научить детей грамотно подходить к проблемам. Родители тоже могут ее использовать. Например, помочь ребенку определиться с целями на учебную четверть, найти препятствия, которые могут помешать и обсудить, как их избежать.

После такого доверительного разговора ребенку будет проще делиться своими переживаниями и все чаще справляться со сложностями самостоятельно.

Многие родители считают, что основа воспитания детей — это строгость. Однако исследования неизменно показывают, что авторитарное воспитание на самом деле приводит к появлению у детей более низкой самооценки. Такой ребёнок, как правило, ведёт себя хуже, чем другие дети.

Рассказываем 7 причин, по которым строгость — не лучший метод воспитания и объясняем, что поможет правильно и гармонично растить ребёнка.

Почему чрезмерная строгость в воспитании делает только хуже?

№ 1. Строгое воспитание лишает детей возможности усвоить самодисциплину и ответственность

Жёсткие ограничения могут временно контролировать поведение, но они не помогают ребёнку научиться саморегулированию. Нет внутреннего инструмента более ценного для детей, чем самодисциплина. Никто не любит, когда их контролируют, поэтому неудивительно, что дети отвергают ограничения, которые идут извне. Куда проще им научиться дисциплине, если они сами этого захотят.

№ 2. Строгое воспитание основано на страхе

Если в результате воспитания дети делают то, что вы хотите, потому что боятся вас, чем это отличается от издевательств? Страх перед родителями не улучшит ваши отношения с ребёнком, а только испортит их — он не будет вам доверять, станет скрытным и нелюдимым. Не исключено, что и в школе ребёнок постоянно испытывает стрессовые ситуации из-за буллинга со стороны одноклассников или учителей, так что для него очень важно, чтобы дома он мог почувствовать себя любимым.

№ 3. Дети, воспитанные в условиях карательной дисциплины, имеют склонность к депрессии

Чаще всего при строгом воспитании детей родители не помогают им научиться справляться с трудными чувствами, а вынуждают замыкаться в себе и прятать эмоции глубоко внутри. Ребёнок начинает чувствовать, что часть его неправильная, от чего портится самооценка, а в будущем такое может привести к развитию депрессии или других ментальных особенностей.

№ 4. Дети, воспитанные в строгости, учатся тому, что правда в силе

Они учатся подчиняться, но не учатся думать самостоятельно. Позже они не будут подвергать сомнению авторитеты, потому что сами будут бояться брать ответственность за свою жизнь. Чрезмерно строгое воспитание — лучший способ сделать ребёнка ведомым и несамостоятельным, так что следует избегать его.

№ 5. Дети, воспитанные в условиях суровой дисциплины, обычно более мятежны

Если вам кажется, что строгое воспитание сделает ребёнка более послушным и податливым, то это неправда — дети, выросшие в ежовых рукавицах, как правило, более злы и чаще бунтуют в подростковом и юношеском возрасте. Вспомните себя — практически все мы были воспитаны в строгости, и теперь, будучи взрослыми, раздражаемся на любую попытку контроля наших жизней — даже тогда, когда мы сами себе его навязываем.

Строгое воспитание в детстве вызывает проблемы с саморегулированием во взрослом возрасте — вырастая, такие дети будут чаще раздражаться и не смогут контролировать свой гнев. Им понадобится профессиональная психологическая помощь. Иногда это проявляется в бунте против ограничений, которые взрослые налагают на себя, например, в виде срывов при строгой диете.

№ 6. Дети становятся отличными лжецами

Скорее всего, спокойно сидящий над домашним заданием ребёнок при строгом воспитании скрывает что-то другое. Со временем он становится настолько искусным лжецом, что во взрослом возрасте ложь станет естественной частью его жизни.

№ 7. Авторитарное воспитание подрывает отношения между родителями и детьми

Строгим родителям становится намного труднее воспитывать ребёнка, потому что их дети теряют интерес к тому, чтобы доставить им удовольствие. Любое занятие для детей становится чем-то обременительным, и у них пропадает любое желание к тому, чтобы обучаться новому и гордиться этим, если в результате их ждут одни нотации.

Строгое воспитание может сделать и родителей, и детей несчастными. Вырастая, ребёнок начнёт искать любовь не там, где следует. Он будет считать, что родители не любили его, даже если мама с папой уверены, что строгость — лучшая форма выражения любви. Да и самим взрослым наверняка не будут доставлять удовольствие постоянные ссоры со своими детьми.

Получается, нужно разрешать детям всё?

Точно так же, как и в случае с чрезмерной строгостью, важно не ударяться в крайности. В воспитании важна золотая середина. Исследования показывают, что дети развиваются оптимально и гармонично, когда родители устанавливают ограничения по мере необходимости, но делают это с определённой долей сочувствия. Сочувствие позволяет ограничениям стать более приемлемыми для вашего ребёнка, поэтому он не так сильно им сопротивляется.

  1. Начните с прочной, поддерживающей связи с вашим ребёнком, чтобы он знал, что вы на его стороне;
  2. Посмотрите на ситуацию с его точки зрения и проявите искреннее сочувствие, устанавливая при этом ограничения;
  3. Не поддавайтесь искушению наказать любым способом;
  4. Посмотрите на жизнь ребёнка с его точки зрения и установите только те ограничения, которые действительно необходимы. Так его жизнь будет больше связана с общением и открытиями, чем с ограничениями и разочарованием.
  5. Помните, что ребёнок никогда не будет уважать вас, если вы не уважаете его.

Хороших вам отношений с детьми!

Чтобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. А ещё мы завели Telegram — присоединяйтесь, если вам удобнее этот формат.

Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос целостной личностью, научился отличать добро от зла и смог стать счастливым? Как сделать, чтоб ребенок получал искреннее удовольствие от процесса обучения и радостно бежал бы каждое утро в школу? Что нужно, чтобы школьник в итоге нашел свое призвание? Наконец, каким должен быть учитель, воспитатель, родитель? Ко Дню Учителя мы подготовили для вас подборку секретов классиков педагогики, а также полезные наблюдения некоторых современных преподавателей.

У моего ребенка большие проблемы с успеваемостью и поведением. Как его увлечь и развить лучшие качества?

Это одна из главных проблем с детьми. Мы часто не знаем, что для них лучше. Держать в строгости или все разрешать? Приучать к труду или подольше продлить беззаботное детство? Уже с пеленок принято взращивать индивидуализм – но правда ли счастлив тот, кто «сам по себе»? Читайте наш материал о главных правилах величайшего классика педагогики Антона Семеновича Макаренко, который помог тысячам трудных подростков обрести себя и дело жизни:

Что важнее – хорошее воспитание или хорошее образование? Можно ли это как-то сочетать в учебном процессе?

Не просто можно, а обязательно! Ребенок с правильными ориентирами сам потянется к знаниям и не надо будет его насильно сажать за уроки! Кажется чем-то невероятным? На самом деле, все просто. О том, какие мы «художники» своих детей, при чем здесь учение святителя Феофана Затворника и кто является истинным «действующим лицом педагогики» — выдержки из трудов педагога и философа Симона Львовича Соловейчика:

У нас очень хорошая, престижная школа, интеллигентные дети, но ребенок там скучает. Вроде все идеально, тогда в чем дело?

Присмотритесь к учителям. Готовы ли они уделить детям свое внимание вне уроков? Водят ли в парки или музеи? Репетируют ли вместе увлеченно поздравление ветеранам? Очень часто все дело в личности педагога и его отношении к своему делу. Недаром говорят «ищите не школу, а учителя»! Читайте наш материал о Василии Александровиче Сухомлинском и о том, почему его ученики были счастливыми и никогда не скучали:

Много занимаюсь с детьми, хочу, чтобы они учились только на «отлично»! Но у них только хуже с успеваемостью. Что я делаю не так?

Всем родителям хочется видеть своих чад успешными, устроенными в жизни. К сожалению, и родители, и учителя часто повторяют одну и ту же ошибку. Какую именно? И что же делать, чтобы не получить прямо противоположный результат? Своим опытом делится педагог со стажем Дмитрий Ермаков:

Мой 5-летний ребенок до сих пор плохо говорит и читает, хотя прекрасно освоил iPad и ориентируется в интернете. В чем причина?

Ничего удивительного здесь нет, если у ребенка больше «общения» с виртуальным миром, а не с людьми. Каким образом это происходит? Как этого избежать? А если уже начались тревожные симптомы, то как это исправить? Отвечает заслуженный учитель России Римма Исаковна Зандман, преподаватель московской гимназии № 1512:

Я начинающий педагог. Как помочь ученику стать не только образованным, но и найти свое место в жизни?

Зачастую педагог ограничивается тем, что дает ученикам необходимые знания. Но его роль гораздо глубже и значительнее. Недаром ее сравнивают со служением врача и священника. Что здесь общего? И какое главное качество должно быть присуще истинному учителю? Размышляет главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО Владимир Романович Легойда:

До того, как родители, в большинстве случаев, сами не столкнутся с проблемами воспитания ребенка, с проблемами в его поведении они не будут озабочены получением новых данных по детской психологии. По принципу: пока гром не грянет. Но то, что при этом уже может быть поздно, мало кто думает заранее.

Зачем тратить время, если в родительском арсенале привычные методы воспитания под лозунгом «не мытьем, так катаньем»?
И уж когда силы совсем оставляют, родители взывают к общественности: «Прошу помощи или совета в воспитании дочери. Сил моих больше нет, и дня не проходит, чтобы ее не ругали. Ребенок все время "на своей волне". Отец ругает ее постоянно говоря "что у тебя в голове творится — не понятно". В школе учится хорошо, на этом ум и заканчивается. В житейском плане ничего нельзя доверить, какая то безалаберность; все нужно повторять раз по десять; то плаксивость на ровном месте и по пустякам, то пофигизм при серьезных ситуациях. Чем дальше — тем менее управляемой и послушной она становится…» (взято отсюда: chengbazi.mybb.ru/viewtopic.php?id=21).

Налицо главная проблема воспитания у родителей – они не понимают своего ребенка. И не поможет тут изучение гороскопа, составление карты дочери с помощью калькулятора бацзы (до чего, собственно, и дошла ее мать). Настоящее системное понимание внутреннего устройства психического человека приходит лишь с изучением психологической науки.

Проблемы воспитания детей. Расставляем все по своим местам

Восприятие другого человека, в том числе и своего ребенка, зачастую происходит сквозь призму представлений родителей о должном, о правильном. Они смотрят на ребенка через себя. При этом не видят очевидного – все люди рождаются изначально разными.

Дети не являются слепками своих родителей, а значит, обладают иными качествами, способностями, внутренними особенностями. Согласно системно-векторной психологии – вектора, то есть особые свойства психики, не передаются по наследству. Кроме того, то, что нам дала природа от рождения находится, можно сказать, в зачаточном состоянии. Развитие и реализация заданного потенциала зависит от окружения ребенка, его родителей, от него самого.

Человек может развить на полную мощность заложенные в нем способности, а может остаться развитым в своих способностях только на базовом уровне. И это не карма, не судьба – это, по сути, последствия выбора методов воспитания ребенка родителями, педагогами.

Стоит отметить, что развитые и реализованные люди – это счастливые люди, получающие настоящее удовольствие от жизни. Те же кто остался недоразвитыми, нереализованными недовольны своим существованием, не испытывают счастья в полной мере, как могли бы. Они чувствуют, что могли бы достичь гораздо большего, чем достигли, что могли бы жить лучше, чем живут. И здесь не столько пресловутое «бы» мешает, сколько безграмотные действия взрослых по отношению к воспитанию детей.

Проблемы воспитания. Кривое зеркало

«На тебя я словно в зеркало смотрю» — это идеальная картинка взаимоотношений родителя и ребенка при полном совпадении векторального набора. Такое бывает, но, скорее как исключение, чем правило.

Более того, современные дети рождаются не похожими на своих родителей по силе темперамента и потому даже при совпадении векторов им уже недостаточно того, чем родители в прошлом наполняли свои желания. К примеру, современные звуковики не остановятся в постижении высшего смысла жизни на уровне изучения философии, поэзии, биологии, физики, музыки, религии, а когда-то звуковикам этого было вполне достаточно.

Что же говорить, если векторальный набор ребенка и его родителей противоположный? Если в своем психическом мама это «кошечка», а ребенок «собачка»? Как вы понимаете, проблем воспитания, трудностей в понимании родителями ребенка и создании условий для его правильного развития в таком случае более чем предостаточно.

Например, свойства анального вектора – основательность, дотошность, нацеленность на качество, а не на количество и быстроту выполнения работы у кожных родителей, обладающих противоположными качествами, вызывает, по меньшей мере, раздражение. «Сколько можно убираться в комнате? Как долго ты будешь собираться?».

В худшем случае, анальный ребенок получает от родителей массу ярлыков: «тетеха», «тормоз», «дебил», «серая посредственность» и пр. На душе анального карапуза, которого не понимают, не развивают его лучшие стороны, накапливаются обиды и другие деструктивные чувства. В такой ситуации дома анальному ребенку уже не до развития, ему бы просто выжить, сохранить свою психологическую целостность.

Проблемы воспитания. Заблуждения родителей

Слишком шустрый ребенок, слишком болтливый ребенок, слишком нелюдимый ребенок, слишком истеричный ребенок – что скрывается на самом деле за этими общеизвестными штампами, неправильной родительской оценкой? При изучении системно-векторной психология Юрия Бурлана становится понятно, в чем мы заблуждались, принимая врожденные особенности детей за патологию в их поведении.

Воспитывать своего ребенка не так уж сложно и нет проблем в воспитании, если говорить с ним на его языке и понимать его внутренний мир. Попробуйте и убедитесь в этом сами.

«Ваш отец мне всю жизнь сломал!»‎: как одинокой матери избежать ошибок в воспитании

Как правильно воспитать ребенкой одной? Вырастить его счастливым, уверенным в себе, успешным? Дать ему любовь, заботу, качественную еду, одежду и хорошее образование? Чтоб не хуже других. Но при этом не избаловать, не перегнуть палку да и, вообще, найти время на само воспитание?

Одинокие матери часто задаются этими вопросами. Ведь женщине приходится разрываться между работой и ребенком. На нее наваливаются новые проблемы, давит усталость, преследует раздражительность. Давайте поговорим о том, как матерям-одиночкам справиться с непростой миссией воспитания человека, что стоит делать, а что точно нет.

Какие сложности ожидают одинокую маму

Трудно ли растить ребенка одной. Как считаете, девушки? Ведь такая ситуация далеко не редкость. Делитесь своим мнением в комментариях, я все читаю. Да, матерью-одиночкой может стать любая женщина. Никто не застрахован от разводов, незапланированных беременностей, жизненных трагедий на все 100%. Только давайте не будем всегда называть женщину с ребенком просто одиночкой.

Скорее это самостоятельная мать-героиня. Ведь растить детей без отца и посторонней помощи действительно трудно. Даже если этим уже никого не удивить. Равномерно распределять ресурсы на себя, работу и ребенка — та еще задача. Тем более когда у вас не одно единственное чадо, а несколько малышей и помочь, правда, некому. Особенно сложно растить без отца и воспитывать правильно сыновей. Поэтому многими женщинами в этом плане можно гордиться.

Однако не стоит забывать, что матери, которые воспитывают детей в одиночку, находятся в зоне риска с точки зрения психологического выгорания:

  • они часто загоняют себя в угол;
  • забывают просить о помощи;
  • истощают свои ресурсы очень быстро, но не восполняют их.

Так делать не надо. Отлично, если у одинокой мамы есть помощники. Если папа жив, здоров и готов принимать участие в воспитании собственного отпрыска. В таком случае женщине намного легче. Но все равно ответственность за, пусть даже неполную, семью всегда так или иначе давлеет над матерью. Поэтому привлекайте нянь, родителей, подруг, помните, что ваши силы не безграничны.

Если вы пока только раздумываете о детях, хотите родить для себя, отнеситесь серьезно к планированию беременности. Помните, что изначально природой заложено рождение детей в полноценной семье, с мамой и папой, которые любят друг друга и показывают положительный пример в партнерских отношениях. Это, конечно, идеальный вариант и в жизни бывает всякое. Но в любом случае отсутствие одного из родителей скажется на психике ребенка, хотя, возможно, и не сразу. Поэтому планируйте беременность правильно , с любимым человеком, не рожайте только для себя. Дети не смысл жизни или средство манипуляции. Это самостоятельные личности.

А если вы уже растите сына или дочь без отца, то уделите теме воспитания особое внимание. Смотрите советы ниже и не отчаивайтесь. Будьте уверены, что одинокая мама может дать своему ребенку абсолютно все для счастливого будущего. Главное — не забывать о себе.я

9 ценных советов по воспитанию для мам-одиночек

В обществе до сих пор живет стереотип, что одинокая мать какая-то неполноценная. За спиной ее могут осуждать, вешать ярлыки на детей. ля,итесь в комментариях своими историями. На самом деле справиться с ролью ответственного родителя, совладать с чувствами и не наделать роковых ошибок вполне возможно. Важно остановиться, проанализировать ситуацию и найти в себе силы быть выше стереотипов. Что еще имеет значение?

    Для начала поставьте на первое место себя. Не живите лишь ради детей. Они будут счастливы, только если счастлива и спокойна их мама. Зайдите в раздел «Женское предназначение» , здесь вы найдете рекомендации, как женщине жить в гармонии с собой в любой ситуации и оставаться в ресурсе.‎

  1. Обязательно привлекайте к воспитанию мальчика мужчин из числа родственников и близких друзей: дядю, дедушку, друга семьи. Проанализируйте ваше окружение. Если рядом нет представителей сильного пола и мальчику не с кого брать пример, то такое воспитание сына матерью-одиночкой с большой долей вероятности закончится крахом. Вырастет неженка, лентяй или неудачник, который не знает элементарных вещей. Как решать мужские задачи, зарабатывать деньги, правильно обращаться с женщинами и т. д.

Девушки, остаться одной с детьми на руках всегда тяжело. Но я призываю всех одиноких мам не отчаиваться и верить в себя. Вы точно справитесь! Еще больше советов о том, как воспитывать ребенка вы найдете в рубрике «Дети и родители» .

А если вы хотите избавиться от комплексов, стереотипов и стать по-настоящему счастливой женщиной и мамой независимо от внешних обстоятельств — приходите ко мне на онлайн-курс «Секреты женского счастья» ‎. Зарегистрироваться можно прямо здесь, на моем официальном сайте ТЦ Павла Ракова. Пишите в чат поддержки.

Расскажите, а как вы считаете, успех и счастье человека зависят от того, кто и как его воспитывал в детстве? И почему?