Как играть на губной гармошке

Если вы хотите научиться играть на губной гармошке, придется приложить много усилий. Начинать нужно с малого, постепенно переходя на более сложные уровни. Если у вас имеется губная гармошка, может использовать несколько техник, которые позволят вам научится на ней играть.

Учимся играть одиночными нотами

В первую очередь вам нужно научиться играть одиночными нотами. Вы не должны задевать соседние отверстия на гармошке, а дуть губами только в одно из них. Обучиться этому сможет любой новичок. На это может потребоваться около недели. Вы сможете стабильно играть простенькую мелодию от начала и до конца. При этом вы должны научиться не задевать соседних нот. Это будет хорошим результатом. Только для этого нужно постоянно заниматься и не лениться.

Чтобы научиться играть одиночными нотами, можно воспользоваться методом свистка. Для этого нужно:

  1. Сжать губы, но не напрягать их сильно. Сформируйте губами округлое отверстие, как это делается при свисте;
  2. Теперь выберете какое-либо отверстие на гармонике. Для примера возьмите 4-е отверстие. Прежде, чем начнете дуть в него, закройте соседние отверстия указательными пальцами. Это поможет вам дуть только туда, куда вам нужно. Вы сможете получить отдельную ноту. Позже вам уже не нужно будет закрывать отверстия пальцами;
  3. Держите гармошку в губах и направляйте воздух только в одно отверстие. Если вы будет слышать чистый звук, значит делаете все верно и губы расположены в правильном положении.

Для полноценной игры на гармошке вам необходимо научиться выдувать звук поочередно из каждого отверстия. Тренируйтесь, чтобы запомнить положение губ при повторении каждой ноты. Важно, что при игре не нужно двигать головой. Перемещать следует саму гармошку в нужную сторону. После того как научитесь играть по отдельности каждую ноту, можете переходить к изучению мажорных гамм: вверх и вниз.

Когда вы хорошо научитесь обращаться с гармошкой, то станете держать ее достаточно глубоко во рту. Также вы сможете управлять потоком воздуха, когда во рту будет находиться несколько отверстий. Для всего этого нужны тренировки. Постарайтесь не совершать ошибки. К наиболее распространенным из них относятся:

  • Складывание губ не в округлое отверстие, а в продолговатое;
  • Слишком напряженные мышцы лица и губ;
  • Неправильное выдувание и всасывание воздуха.

Что делать, если не получается играть

Вполне возможно, что у вас не все получится с первого раза. Вам нужно быть терпимее. Подойдите к зеркалу и посмотрите как ставите гармошку и губы. Проверьте, чтобы гармошка не была опущена во время игры. Убедитесь также, что губы сложены в округлое отверстие.

Перед зеркалом сделайте губы снова как при свисте и постарайтесь найти снова одну ноту на четвертом отверстии вашей гармоники. Если издать звук все равно не получается, приподнимите гармошку и слегка направьте ее вверх. Так вам может быть удобнее, однако смотрите, чтобы ваша нижняя губа не являлась перекрытием самого отверстия.

Техника U-блокировки

Обучаясь игре на губной гармошке, можно использовать несложную технику под название «U-блокировка». Она основана на том, что для игры необходимо сворачивать язык в букву «U». Благодаря этому правая и левая стороны вашего языка будут закрывать крайние отверстия и тем самым блокировать их, чтобы вы могли извлекать нужный звук из одного из них.

Для освоения этой техники необходимо:

  1. Взять гармошку в губы таким образом, чтобы они покрывали только три отверстия;
  2. Кончик языка следует положить на ту дырочку, из которой вы бы хотели извлечь звук;
  3. Язык необходимо свернуть буквой «U» и тем самым закрыть два крайних отверстия. Центральная дырочка при этом должны быть открытой. Вдохните воздух и выдохните его губами, направив его поток в центральное отверстие.

Многие осваивают эту технику легче, чем метод свиста. Когда вы с легкостью будете воспроизводить звук в одной дырочке, пробуйте перемещаться на другие.

Учимся играть на гаммах

Когда вы освоите принцип игры на губной гармошке, можете переходить к разучиванию игры на гаммах «до мажор». Название нот вы наверняка знаете, ведь их учат еще в школе. На губной гармошке гаммы играются и считаются таким образом: +4-4+5-5+6-6-7+7. При этом большое значение имеет дыхание. Там, где идет обозначение «+» нужно делать выдох, а там, где стоит «-» делайте вдох.

С помощью такой тональности можно отрабатывать одиночные ноты. Делать это нужно с четвертого отверстия, постепенно добавляя по одной дырочке. Не нужно спешить, старайтесь отрабатывать такой навык постепенно и медленно. Ноты должны получаться протяжными, а не короткими. У вас должна оставаться возможность исправиться в случае, если вы случайно зацепите соседнее отверстие.

У вас получится сыграть полностью «до мажор» на гармонике, если вы будете внимательны и напористы. Постарайтесь добиться более чистого, а также точного звучания. При это не забывайте про правильное дыхание.

Губная гармошка – прекрасный инструмент для начинающего музыканта, чтобы порадовать любимыми мелодиями родных, друзей и знакомых.

В предлагаемом материале рассказывается, как научиться играть на губной гармошке, их разновидности, правила выбора, основы базовой техники и применяемая табулатура.

Виды губных гармошек

Существует несколько разновидностей этих инструментов.

Они приведены в таблице:

Виды Характеристика
Тремоло Со слегка расстроенными двумя звуковыми язычками по отношению друг к другу для каждой ноты. Здесь имеются только правильные ноты, без полутонов. Инструмент примитивен, но доступен в обучении для начинающих
Хроматические Обладают полным звукорядом, позволяющим исполнять мелодии в разнообразных стилях и любой тональности
Диатонические Самые распространенные инструменты, особенно подходящие для блюза. Их характеризует насыщенное и густое звучание
Октавные Разновидность предыдущих, с двумя звуковыми пластинами, установленными на октавный интервал
Басовые Состоят из двух инструментов, шарнирно соединенных по вертикали. Звук извлекается только выдохом
Аккордовые Напоминают предыдущие, но способны работать и на вдохе

Как выбрать?

При выборе гармошки, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Приобретать ее только в специализированном магазине.
  • Проверить, с использованием специальных мехов, продувая в обе стороны, чтобы убедиться в отсутствии западания язычков и беспрепятственном извлечении звука.
  • Удостовериться в чистом звучании, отсутствии дребезжания и совпадении звуков с нотами.
  • Обращайте внимание, кем изготовлен инструмент. Лучшее изделие обеспечит только проверенная компания.
  • Выбирать разновидность гармошки, соответствующую вашим музыкальным предпочтениям и жанру музыки, который собираетесь играть.

Базовая техника для начинающих

Осваивая технику игры самостоятельно, особенно важно обращать внимание на такие моменты:

    Расположение инструмента. На качество звучания большое влияние оказывает кладка рук.

Гармонь удерживается левой рукой, правой корректируется направление звукового потока.

Формированием ладонью воздушной прослойки достигается создание резонанса, усиливающего звучание.

  • Дыхание. Сильный и ровный воздушный поток достигается вертикальным положением головы, расслабленностью лица и языка. Всасывая или выдувая воздух работать не губами и ртом, а диафрагмой.
  • Извлечение аккордов. В гармошке для неопытных музыкантов одновременное извлечение звуков из трех последовательно расположенных отверстий получается гармоничным, что облегчает подбор мелодии. Чтобы перекрывать ненужные отверстия, используется язык.

    После изучения и отработки отдельных аккордов приступают к подбору мотива. Простое решение на начальном этапе – аккомпанировать звучащей мелодии.

    Для поддержания ритма применяется метроном. Аккорды на гармошке извлекать проще, чем одиночные звуки, поэтому вначале отрабатывается такая методика.

    В базовой технике используются следующие приемы:

    • Трель – мелизм, с чередованием двух соседних нот.
    • Глиссандо – три ноты и более постепенно переводятся в созвучие.
    • Тремоло – создание эффекта дрожания звука, сжимая или расслабляя ладони и губы.
    • Бэнд – тон нот корректируется силой и направлением воздушного потока.

    Как играть одиночные ноты?

    Освоение игры одиночными нотами проводится тремя этапами:

    • Добиваются верного звучания.
    • Вырабатывают правильную форму губ (округлую).
    • Получают сформированную и расслабленную воздушную струю (как при произношении буквы «О»).

    В такой технике важно:

    • Не задействовать расположенные рядом отверстия.
    • Не торопиться, чтобы мелодия получалась отчетливо и верно.
    • Поднося гармонь ко рту, следите за правильным положением губ, проверяя его, отодвигая инструмент.
    • Сперва научитесь безошибочно попадать на четвертое отверстие, затем переходите к пятому и далее, обеспечьте правильность и четкость перехода.

    Не переходите к следующему этапу, пока не освоили предыдущий. Допускаемые ошибки испортят общее впечатление от игры.

    Но от того, насколько правильно освоены азы, во многом зависит общий уровень мастерства. Досконально разобраться в этой премудрости поможет самоучитель и уроки мастеров, представленные в интернете.

    Табулатура для гармошки

    Обычная гармоника располагает 10 отверстиями, каждое из которых соответствует определенной ноте. Исходя из этого, разработана табулатура для инструмента.

    Чтобы освоить гармошку, необходимо уметь читать табулатуру, позволяющую записывать на бумаге ту или иную мелодию.

    Песня Августин или любая другая гораздо легче разучится, если использовать правильную запись мотива, а не подбирать его самостоятельно.

    В записи табов для этого инструмента музыка записывается следующим образом:

    • Направление дыхания указывают стрелки. Вверх – выдох, вниз – вдох.
    • Ноты обозначаются буквами латинского алфавита, по аналогии с табулатурой гитары.
    • Цифра означает номер отверстия, ноты возрастают по тону слева направо. 10 указывает на самую высокую ноту.
    • Сложные элементы определяются дополнительными обозначениями: косая стрелка указывает на кривизну ноты, шеврон или косая черта – удерживается ли кнопка при использовании хроматической табулатуры.

    Приложив старание и придерживаясь приведенных советов, не составит большого труда быстро освоить начальные навыки игры на инструменте.

    Это позволит доставить много приятных минут, музицируя в кругу семьи или друзей.

    Полезное видео

    iframe width=»800″ height=»360″ src=»https://www.youtube.com/embed/2UO0bzI0dUs»>
    iframe width=»800″ height=»360″ src=»https://www.youtube.com/embed/MIjLTNKHnTE»>
    iframe width=»800″ height=»360″ src=»https://www.youtube.com/embed/5luMjRRrIKk»>

    мы рады представить вам наши очередные видеоуроки! На этот раз Вы узнаете все, что только можно знать о губной гармонике: техника игры, различные приемы звукоизвлечения, такие как стаккато и легато, работа с мышцами живота и дыханием, отработка моторики губ, ну и конечно же, речь пойдет о бендах — крайне популярных приемах исполнителей на губной гармошке.

    Компания ДИНАТОН подготовила видеоуроки совместно с выдающимся музыкантом и прекрасным педагогом по губной гармошке — Александром Братецким. Видеоуроки составлены в соответствии с программой обучения Александра в его школе. Каждое видео представляет собой пособие по определенным этапам обучения, начиная с работы мышц живота и заканчивая сложными приемами игры на гармошке. Также, вы познакомитесь с таким экзотическим инструментом, как варган и с техникой игры на нем.

    Александр Братецкий использует губные гармошки Hohner, которые вы можете приобрести в магазинах сети ДИНАТОН или заказать с доставкой по всей России в интернет-магазине на нашем сайте.

    Важную роль в процессе обучения имеет последовательность освоения навыков. За 12 лет преподавательской деятельности удалось обнаружить практический факт: расслабление мимических мышц и горла (глотки и гортани) происходит значительно успешнее после детальной отстройки дыхания низом живота. Расположение нот на инструменте можно знать очень хорошо, но если передвижение по нему происходит с «мышечными зажимами», блоками, то страдает дыхание и, как следствие, ритм и окраска звука.

    Именно по этим причинам преобладающему числу начинающих можно предложить следующий порядок обучения:

    • на первых этапах заниматься только отработкой диафрагмального дыхания. Базовые методы его постановки(активно участвует низ живота) представлены на видео:
    • несколько позже можно подключить методы, расслабляющие мышцы лица, шеи и горла

    После этого естественным резонатором становится не только голова и шея, но и грудная клетка. Звучание из плоского превращается в объёмное;

    • детальный разбор и отработка «блокировки языком». Этот этап является важной ступенью на пути обучения бендам и передуваниям. Язык учится совершать тонкие движения. Подключаются те группы мышц, которые не участвуют активно в повседневной артикуляции
    • обучение бендам и передуваниям
    • изучение и практика разных типов вибрато и прочих эффектов. Сюда можно отнести также предыхания
    • визуализация аппликатуры (позиций).

    Рассмотренная последовательность не является абсолютной формулой, однако именно она помогла освоить базовые навыки десяткам студентов, обучавшихся у меня.

    Успехов в музыкальной практике.

    Официальный сайт: harmonicas.ru

    Базовые дыхательные техники

    iframe width=»800″ height=»360″ src=»https://www.youtube.com/embed/InOfmiZJm1U»>

    Блог Владимира Моденова

    • Получить ссылку
    • Facebook
    • Твиттер
    • Pinterest
    • Электронная почта
    • Другие приложения
    • Губная гармоника
    • Губная гармошка
    • Музыка
    • Проекты
    • Проекты Алаборн
    • Проекты Алаборна
    • Самоучители

    Как научиться играть на губной гармошке новичку?

    Привет! Многие любители гитары и гитарной музыки, а также просто люди, которым интересны музыкальные инструменты, часто хотели бы научиться играть на таком замечательном и доступном музыкальном инструменте, как губная гармоника, или попросту губная гармошка.

    Что ж, сейчас расскажу и дам наводки.

    Губная гармоника

    Губная гармоника (разг. губная гармошка) — язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Внутри губной гармоники находятся металлические пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом.
    Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп.

    Гармошки бывают диатоническими и хроматическими . Хроматические – более сложные инструменты с большим количеством дырочек и с кнопочкой на боку. Нас, как начинающих, интересует более простое решение, поэтому нашим выбором станет диатоническая губная гармошка с 10 дырочками и обязательно в ключе “До” (С). Почему? Потому что логично начинать обучение с самого распространенного инструмента, который является основой для любых самоучителей и видеуроков в интернете.
    Сам я играю на губной гармошке чуть больше недели. То есть я, практически, такой же, как вы – в самом начале своего пути. Тем не менее, я возьму на себя ответственность и посмею дать несколько советов по выбору.

    • Выбираем губные гармошки из пластика: дерево разбухнет от наших неумелых губ и слюней;
    • Выбираем гармошки только фирмы Hohner;
    • Выбираем гармошки в ключе “С”;
    • Выбираем модели Blues Band, Big River Harp, Golden Melody, Marine BandSpecial 20;
    • Радуемся как дети.

    Как учиться

    Дабы избавить вас от муторного хождения по различным сайтам, я хочу представить вам две книжки-самоучителя: на выбор. Они написаны простым и понятным языком, рассчитаны на самого начинающего музыканта и весьма качественно подводят вас к уровню, при котором вы сыграете любую мелодию, какую только захотите.

    Это книга “Губная гармоника. Самоучитель” издателя Смолина К.О. 2000 года, и книга “Самоучитель игры на губной гармошке” автора Белецкой М. 2008 года. Второй вариант своим аудио-приложением с мелодиями, сыгранными на губной гармонике.

    Скачать обе книги можно с нашего Яндекс.Диска:

    Аппликатура губной гармошки

    Сохраните, распечатайте и повесьте на стену аппликатуру губной гармоники. Она поможет вам быстрее сориентироваться и начать играть:

    Внимательный читатель, мало-мальски знакомый с нотной грамотой, заметит, что диатоническая губная гармошка именно поэтому и называется диатонической, что в ней нет полутоновых звуков – бемолей и диезов – а только простой диатонический ряд: До, Ре, Ми, Фа… Мы играем на ней, как на белых клавишах пианино. Черных здесь нет.
    (Ну, кстати, их тоже можно извлечь, но это уже всё познается нами потом, после получения определенных навыков).

    Надеюсь, этот маленький пост помог вам в выборе инструмента, а если вы уже купили его, то помог в выборе обучающего материала:)

    Кстати: заниматься нужно под метроном!

    Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только губной гармоники, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

    И еще: если этого материала вам оказалось недостаточно, то есть неплохой сайт “Всё о губной гармонике”. Вот ссылка:

    До скорых встреч!

    Этот пост был частью проекта Алаборна – музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в нашем блоге и дальше будет только лучше.

    Дорогие друзья, если Вам понравилась или была полезна эта статья — поддержите наш некоммерческий творческий проект. Любая сумма, будь-то 10 или 100 рублей, поможет нам развиваться дальше и писать новые статьи, которые будут полезны многим людям. Если у вас нет возможности поддержать проект материально, просто отключите свой блокировщик рекламы — ненавязчивые баннеры помогают нам держаться на плаву. Благодарим!

    По любым вопросам пишите и добавляйтесь в друзья к Моденову во ВКонтакте.

    Губная гармошка является довольно необычным музыкальным инструментом. Он относится к классу язычковых духовых инструментов, имеет миниатюрные размеры, но при этом отличается глубоким, полифоническим звучанием. В музыкальных произведениях можно услышать сочетание губной гармоники с гитарой или клавишными. Нестандартные возможности, которые предоставляет губная гармошка, нередко используются в джазовых композициях и музыке в стиле “рок”. Однако с полным основанием гармонику можно назвать “королевой блюза”, поскольку именно в этом музыкальном направлении ей почти нет равных по проникновенности. Хотя этот инструмент не имеет внушительного внешнего вида, не следует относится к нему легкомысленно и считать, что обучение игре на губной гармошке возможно легко и без усилий. Чтобы помочь всем желающим достичь высокого уровня игры на губной гармошке, для начинающих музыкантов распахнула свои двери школа “Виртуозы”, в которой можно получить уроки исполнительского мастерства на этом инструменте.

    Как научиться играть на губной гармошке, если вы — начинающий музыкант?

    Прежде всего, записаться к нам на занятия. Опытные и доброжелательные педагоги помогут вам научиться играть на губной гармошке с нуля, проявляя максимум терпения. Уроки игры на губной гармошке начинаются с подробного знакомства с этим инструментом. Гармоника является единственным духовым инструментом, издающим звук как при вдохе, так и на выдохе. Кроме того, ее звуковой ряд устроен таким образом, что аккорды извлекаются проще, чем одиночные ноты, что требуется учитывать во время обучения игре на губной гармошке. Эти и другие особенности строения инструмента необходимо изучить, чтобы точно знать, как играть на губной гармошке правильно и наиболее выразительно.

    На первом же уроке вы узнаете главное правило, которое заключается в том, что при игре на гармошке двигать требуется головой, а не самим инструментом.

    На уроках мы расскажем:

    • об истории этого музыкального инструмента
    • о строении губной гармошки
    • о разновидностях инструмента — хроматических, блюзовых, басовых, октавных и других
    • о правильной постановке рук
    • об упражнениях без использования инструмента, которые помогают научиться играть на губной гармошке «с нуля»
    • как играть на губной гармошке, грамотно управляя дыханием
    • о базовых исполнительских техниках (трели, глиссандо, бэнд, дроп-офф, тремоло и других)

    В нашей школе игра на губной гармошке преподается максимально результативно. Уже на первом занятии вы сможете сыграть простую мелодию, а через полгода уроков игры на губной гармошке уверенно выступить с сольным номером. Наши опытные педагоги научат вас контролировать дыхание, чтобы добиваться идеального звукоизвлечения, объяснят технику переключения между одиночными нотами и аккордами, и еще многое, многое другое.

    Хотите убедиться, что сможете освоить губную гармошку? Приходите на пробное занятие!

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕКТОР. МОСКВА 1929

    Краткая музыкальная грамота

    Какие бывают губные гармоники.

    Губные гармоники имеют 10, 12, 14, 16, 18, 20 или 24 пары отверстий. Одни отверстия издают звук при выдыхании в них воздуха губами, другие при вдыхании через них воздуха. Для первоначального обучения удобнее всех (по простоте) гармоники в 10 пар отверстий.

    Как держать губную гармонику.

    Возьми гармонику большим и указательным пальцами левой руки и прижми ее к губам, таким образом, чтобы отверстия с высокими звуками находились около правого угла губ, а отверстия с низкими звуками находились около левого угла губ. (Высокими звуками называются такие, которые, постепенно повышаясь, становятся все более и более пискливыми; низкими же звуками называются такие, которые, постепенно понижаясь становятся все более и более гудящими).

    Как играть на губной гармонике.

    При извлечении звука на гармонике складывай губы так, чтобы можно было вдувать и выдувать воздух только через одну пару отверстий (верхнее и нижнее). Во время игры не держи гармонику глубоко в губах * , чтобы в нее не попадала слюна, и чаще выколачивай ее о ладонь.

    ———————
    * Это не совсем правильно. Современная школа игры как раз рекомендует держать гармошку глубоко, тем самым обеспечивая плотный контакт губ с гармошкой. (Blacky)

    Нотная и цифровая система.

    Как слова состоят из букв, так и в музыке каждая пьеса состоит из отдельных звуков, которые записываются особыми значками. Для этого существует нотоносец, состоящий из пяти линеек (считая снизу вверх).
    Вначале пишется значок , который называется музыкальным ключом. На нотоносце ноты располагаются на линейках и между линейками. Для звуков, не умещающихся на нотоносце, имеются короткие добавочные линейки ниже первой линейки нотоносца и выше пятой. Цифровая система имеет одну линейку и отличается от нотной тем, что для начинающего она проще. Мы помещаем все примеры и пьесы одновременно в той и другой системе.

    Обозначение звуков губной гармоники по нотной и цифровой системе.

    Звуки гармоники записываются так:

    Значок » v » означает выдох, значок » ^ » вдох * .
    Каждая пара отверстий (верхнее и нижнее) обозначается одной и той же цифрой, хотя одно отверстие издает звук при выдохе, а другое при вдохе ** .
    Самые употребительные пары отверстий — 4, 5, 6 и 7.

    ———————
    * Учитывая, что книжка 1929 года выпуска, обратите внимание, что в современной записи табулатур вдох обычно обозначается стрелкой вниз, а выдох стрелкой вверх. А здесь наоборот.
    Я не стал переделывать все табы и оставил как было в книжке. Не запутайтесь при разучивании мелодий.

    ** Cледует понимать, что современные (десятидырочные) диатонические гармошки имеют один ряд отверстий, в которых звуки, извлекаемые на вдохе и на выдохе, попарно совмещены в одно отверстие. (Blacky)

    Длительность нот.

    Каждая мелодия состоит из звуков различной продолжительности. Длительностей существует несколько. Мы изучим самые основные. Легче всего их изучить таким образом: приложи гармонику к губам так, чтобы можно было выдыхать и вдыхать в себя воздух через одну какую-нибудь пару отверстий, но извлекать звуки пока подожди. Прислушайся к скорости своего вдыхания (чередование выдоха и вдоха) и затем начинай равномерно, не торопясь, выдыхать и вдыхать воздух через эту пару отверстий, одновременно при выдохе ударяя носком ноги и мысленно произнося «раз», а при вдохе — поднимая носок для нового удара и произнося мысленно «и».
    Длительности, которые получаются на каждый выдох (на «раз») или на каждый вдох (на «и»), назовем восьмыми (одна восьмая, как часть целой).
    В нотах эти длительности обозначаются черной ноткой с хвостом и одним флажком , a в цифровой системе — цифрой с хвостом и одним флажком . Если восьмых несколько, то их хвосты соединяются одной общей чертой или .
    Усвоив восьмые, попробуй идти дальше: начинай на «раз», при опускании носка вниз делать один выдох и один вдох, и затем на «и», при поднятии носка вверх повтори снова один выдох и один вдох.
    Такие длительности, представляющие половину восьмой, называются шестнадцатыми. В нотах 16-я обозначается черной ноткой с хвостом и двумя флажками , а в цифровой системе — цифрой с хвостом и двумя флажками . Если шестнадцатых несколько, то их хвосты соединяются двумя общими чертами ( или ).
    Поняв шестнадцатые, познакомимся с другими длительностями.
    Начинай выдыхать с таким расчетом, чтобы звук тянулся на «раз—и», после чего начинай вдыхать, чтобы звук тянулся на «два—и». Длительности, которые получаются на «раз—и» или на «два—и», называются четвертными. В нотах они обозначаются черной ноткой с хвостом без флажка , а в цифровой системе — цифрой с хвостом .
    Усвоив четвертные, иди дальше: выдыхай на «раз—и, два—и», затем начинай вдыхать на «раз—и, два—и».
    Длительности, которые получаются на «раз—и, два—и», на зываются половинными. В нотах они обозначаются кружком хвостом, а в цифровой системе — кружком с хвостом и с цифрой в середине .
    Усвоив половинные, иди дальше: выдыхай на «раз—и, два—и, три—и, четыре—и» и затем вдыхай на «раз—и, два—и, три—и, четыре—и». Длительности, которые получаются на «1—и, 2—и, 3—и, 4—и», называются целыми нотами. Они в нотах обозначаются кружком без хвоста , а в цифровой системе — кружком с цифрой в середине .

    Музыка для праздника

    Поделиться в соц. сетях

    Мои знакомые музыканты, как начинающие, так и играющие давно, нередко спрашивают меня о замечательном инструменте, имя которому — губная гармошка . Точнее, спрашивают они не о самой гармошке, а о том, как научиться на ней играть. Действительно, инструмент маленький, на вид всё должно быть просто. Но почему-то получается сыграть только «Милого Августина», а хочется чего-то блюзового… Такие же вопросы мучали и меня, когда я приобрёл свою первую гармошку. Давайте разберёмся, что нужно сделать, чтобы начать играть.

    Губная гармошка. Первые шаги к освоению.

    Какая гармошка нужна.

    Представьте себе: в музыкальный магазин приходит человек, мечтающий научиться играть на губной гармошке. Перед ним предстаёт большое количество самых разнообразных гармошек: узкие продолговатые с китайскими иероглифами, большие и толстые с многочисленными отверстиями, гармошки с рычажками сбоку… А на некоторых ещё буквы разные написаны: С, А, D, G, F… Да и цены у всех разные. И что выбирать?

    В нашем случае подойдёт диатоническая губная гармошка с десятью отверстиями, которая изображена на фотографии выше. Конечно, на ней не будет написано «Губная гармоника. Реактивный взлёт с нуля», а будет название фирмы и модель. Например, немецкая «Hohner MS 20» или бразильская «Hering Free Blues». Последнюю настоятельно рекомендую: недорогая, звукоизвлечение очень лёгкое и звук хороший. Для новичка — то, что нужно.

    Конечно, выбор модели — дело сугубо субъективное. Кому-то нравится «Hohner»; для новичков вполне подойдут «Hohner Big River Harp» или «Hohner Alabama Blues». В них, правда, дуть тяжелее, чем в «Hering Free Blues».

    Кто-то (например, я) любит японскую «Thombo Lee Oskar» за большой выбор тональностей (включаяя минорные гармошки) и хорошее звукоизвлечение. Кого-то привлекает японская «Suzuki» (не путать с автомобилем). Не стоит обращать внимание на гармошки китайского производства и дешёвые гармошки неизвестных брендов — это всегда кот в мешке. Лучше всего выбрать из того, что я перечислил.

    В последнее время я отдаю предпочтение гармошкам фирмы Seydel (у меня модель Blues Session ). Пожалуй, это лучший из инструментов, на которых мне доводилось играть.

    Для обучения надо выбрать гармошку в тональности до-мажор, на ней будет указана буква С. Впоследствии, когда Вы немного научитесь играть, Вам придётся покупать гармошки и в других тональностях, т.е. с другими буквами.

    iframe width=»800″ height=»360″ src=»https://www.youtube.com/embed/NLD0bSQ4UPc»>

    Покупка гармошки.

    Гармошки лучше всего приобретать самоостоятельно или со знакомым экспертом в музыкальном магазине. Перед тем, как купить, надо послушать, как она звучит, легко ли извлекаются звуки и все ли ноты звучат. Это можно сделать в хорошем музыкальном магазине на втором этаже торгового центра «Александр Лэнд» (Москва, ул. Пришвина, д.22, метро «Бибирево»). Только там продают «Hering Free Blues» и «Thombo Lee Oskar». «Hohner», кстати, там тоже имеется.

    При покупке гармошки продавцы крайне редко разрешают дуть в неё до момента оплаты. Объясняют они это требованиями гигиены и проверяют инструменты при покупателе специальными мехами. Но увы — меха не дают представления о лёгкости звукоизвлечения и о том, как звучит каждая нота.

    Можно договориться с продавцом, что он заменит гармошку, если сразу после оплаты Вы её попробуете и Вам что-то не понравится. Или принести с собой салфетки, смоченные спиртом, и договориться с продавцом, что Вы протрёте гармошку после того, как на ней поиграете.

    К сожалению, далеко не в каждом музыкальном магазине найдется тот инструмент, который нужен именно Вам. Я очень долго искал в магазинах Москвы гармошки в тональностях Am и Е m (натуральный минор). Пришлось заказывать их по интернету, у знакомого из Болгарии. Это и были те самые Seydel Blues Session, которые перевернули мои представления о хороших гармошках.

    Как учиться играть.

    Учиться играть по книжкам — занятие бесполезное. Текст, ноты и картинки не заменят того, что нужно просто показать. Поэтому учиться следует по видеошколе. На мой взгляд, видеошкола Джона Гиндика «Jon Gindick Country and Blues Harmonica» лучше всего подходит для новичков. Найти и скачать её несложно, по крайней мере, «В Контакте» она точно выложена. Также перед обучением желательно посмотреть фильм Уолтера Хилла «Перекрёсток» («Crossroads», 1986 г.). Найти можно тоже «В Контакте».

    Для достижения хороших результатов каждое упражнение по звукоизвлечению из этой школы нужно выполнять два дня не менее 40 минут в день (больше — нежелательно, устают губы и лицевые мышцы). Разумеется, необходимы регулярные, ежедневные занятия.

    После того, как видеошкола освоена, у начинающих гармонистов возникает законный вопрос: «А что дальше?» Действительно: новичок знает несколько риффов, а где и как опыта набраться? А опыт набирается в прослушивании и копировании («съёме») мастеров, а также во время собственной концертной практики.

    Идеальный вариант, когда Вы играете в группе, музыкальный материал которой позволяет Вам практиковаться. Если группы нет — играйте с записями мастеров . И ищите группу.

    Чтобы найти правильные записи, «В Контакте» вступите в открытую группу «Губная гармоника». В ней кроме записей очень много полезной информации. Также проводятся конкурсы гармонистов, в которых и Вы сможете принять участие.

    Очень важно понимать, для чего Вам нужно играть на гармошке. Легче учиться, если понимаешь, зачем это. Может быть, вы хотите профессионально играть в группе. Может быть, вы просто хотите играть дома для себя. Или иногда блеснуть на корпоративе своей организации.

    Итак, для того, чтобы губная гармошка была вами освоена:

    • определяем цели занятий;
    • покупаем гармошку;
    • смотрим фильм «Перекрёсток»;
    • находим видеошколу Джона Гиндика и осваиваем её;
    • вступаем «В Контакте» в группу «Губная гармоника»;
    • подбираем записи;
    • повышаем уровень мастерства;
    • ищем группу, в которой будем реализовывать свои идеи.
  • Опубликовано
    В рубрике IT