Иррациональное уравнение – уравнение, содержащее переменную (x) под знаком корня любой степени.
Стандартное иррациональное уравнение:
(blacktriangleright) Если (n) – четное, то данное уравнение имеет решения только при (g(x)geqslant 0) и (f(x)geqslant 0) ввиду определения корня четной степени. Значит:
(условие (f(x)geqslant 0) автоматически выполняется в данной системе)
(blacktriangleright) Если (n) – нечетное, то данное уравнение имеет решения при любых (f(x)) и (g(x)) . Значит:
Найдите корень уравнения (sqrt
ОДЗ: (x geq -12) . Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: (x + 12 = 36) , что равносильно (x = 24) .
Подставим в исходное уравнение: (sqrt <24 + 12>= 6) – верное равенство, таким образом, ответ (x = 24) .
Найдите корень уравнения (sqrt <4x + 5>= 6) .
ОДЗ: (4x + 5 geq 0) , что равносильно (x geq -1,25) . Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: (4x + 5 = 36) , что равносильно (x = 7,75) .
Подставим в исходное уравнение: (sqrt <4 cdot 7,75 + 5>= 6) – верное равенство, таким образом, ответ (x = 7,75) .
Найдите корень уравнения (sqrt <6 - x>= 3) .
ОДЗ: (6 — x geq 0) , что равносильно (x leq 6) . Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: (6 — x = 9) , что равносильно (x = -3) .
Подставим в исходное уравнение: (sqrt <6 - (-3)>= 9) – верное равенство, таким образом, ответ (x = -3) .
Найдите корень уравнения (sqrt
ОДЗ: (dfrac<2x - 9> <5>geq 0) , что равносильно (x geq 4,5) . Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: [dfrac<2x - 9> <5>= dfrac<4><25>qquadLeftrightarrowqquad 2x — 9 = dfrac<4><5>qquadLeftrightarrowqquad x = 4,9.] Подставим в исходное уравнение: [sqrt
Найдите корень уравнения (sqrt
ОДЗ: (dfrac<13 - 2x> <10>geq 0) , что равносильно (x leq 6,5) . Решим на ОДЗ:
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: [dfrac<13 - 2x> <10>= dfrac<16><625>qquadLeftrightarrowqquad 13 — 2x = dfrac<256><1000>qquadLeftrightarrowqquad x = 6,372.] Подставим в исходное уравнение: [sqrt
Найдите корень уравнения [sqrt<2x+31>=9]
ОДЗ уравнения: (2x+31geqslant 0) . Так как правая часть уравнения неотрицательна, то данное уравнение имеет решения и преобразуется в: [2x+31=81quadRightarrowquad x=25] Данный корень подходит под ОДЗ.
ОДЗ: (dfrac
При возведении в квадрат левой и правой части уравнения в общем случае могут приобретаться лишние корни, но не могут теряться корни исходного уравнения.
Возведём в квадрат левую и правую часть, найдём корни получившегося уравнения и проверим подстановкой, все ли они являются корнями исходного уравнения: [dfrac
При подготовке к ЕГЭ по математике у многих выпускников вызывает трудности решение иррациональных уравнений и неравенств. Вывод переменных из-под знака корня и возведение в степени часто сопровождаются ошибками в вычислениях, поэтому стоит обратить внимание на подобные задания. Мы предлагаем школьникам изучить теоретические материалы, рассмотреть типовые примеры с решениями иррациональных уравнений. Также ученики могут попробовать свои силы в выполнении более сложных задач с неизвестными.
Подготовка к ЕГЭ по математике со «Школково» — залог успеха!
Чтобы легко решать иррациональные уравнения со знаком корня, советуем регулярно заниматься на нашем портале. С помощью «Школково» вы сможете получить всю необходимую теоретическую информацию по теме, а также попрактиковаться в решении типовых задач, которые обязательно будут включены в итоговое тестирование.
Наши преподаватели собрали все полезные материалы, систематизировали и изложили их таким образом, чтобы школьникам было проще вспомнить и усвоить информацию даже по сложным темам. База постоянно обновляется и дополняется новыми упражнениями, поэтому выпускники будут получать и решать задания без повторений.
Мы предлагаем начать с легких уравнений и постепенно переходить к более сложным. Так ученикам проще определить свои слабые стороны и сделать упор на те темы, которые даются сложнее всего.
Если простые примеры не вызывают трудностей, пропускайте несколько упражнений и переходите к уравнениям профильного уровня. При необходимости повторите правила и вернитесь к заданию.
Обратите внимание, что занятия на нашем портале доступны не только старшеклассникам из Москвы, но и учащимся из других городов России.
Применение уравнений широко распространено в нашей жизни. Они используются во многих расчетах, строительстве сооружений и даже спорте. Уравнения человек использовал еще в древности и с тех пор их применение только возрастает. Довольно часто в уравнениях встречается знак корня и многие ошибочно считают, что такие уравнения сложные в решении. Для таких уравнений в математике существует специальный термин, которым и именуют уравнения с корнем — иррациональные уравнения.
Главным отличием в решении уравнений с корнем от других уравнений, например, квадратных, логарифмических, линейных, является то, что они не имеют стандартного алгоритма решения. Поэтому чтобы решить иррациональное уравнение необходимо проанализировать исходные данные и выбрать более подходящий вариант решения.
В большинстве случаев для решения данного рода уравнений используют метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень
Допустим, дано следующее уравнение:
Возводим обе части уравнения в квадрат:
[sqrt<(5х-16))>^2 =(x-2)^2], откуда последовательно получаем:
Получив квадратное уравнение, находим его корни:
Если выполнить подстановку данных значений в уравнение, то получим верное равенство, что говорит о правильности полученных данных.
Где можно решить уравнение с корнями онлайн решателем?
Решить уравнение вы можете на нашем сайте https://pocketteacher.ru. Бесплатный онлайн решатель позволит решить уравнение онлайн любой сложности за считанные секунды. Все, что вам необходимо сделать — это просто ввести свои данные в решателе. Так же вы можете посмотреть видео инструкцию и узнать, как решить уравнение на нашем сайте. А если у вас остались вопросы, то вы можете задать их в нашей групе Вконтакте http://vk.com/pocketteacher. Вступайте в нашу группу, мы всегда рады помочь вам.
Наш искусственный интеллект решает сложные математические задания за секунды.
Мы решим вам контрольные, домашние задания, олимпиадные задачи с подробными шагами. Останется только переписать в тетрадь!
Таблица основных тождеств для квадратных корней
$$ (sqrt a)^2=a, quad a ge 0 $$
$$ sqrt = |a|, quad a in Bbb R $$
$$ sqrt = |a^k |, quad a in Bbb R, k in Bbb N $$
$$sqrt
$$ sqrt a cdot sqrt b cdot sqrt c … = sqrt
Алгоритм решения уравнений с квадратным корнем
Решаем уравнение вида $ sqrt
Шаг 1. Если $c ge 0$, возвести в квадрат левую и правую части.
Если $c lt 0$, решений нет, $x in varnothing$, перейти на шаг 3.
Шаг 2. $ax+b = c^2 Rightarrow x = frac
Шаг 3. Конец работы.
Примеры
Пример 1. Вычислите:
д)$$ sqrt <250>cdot sqrt <90>= sqrt <25 cdot 10 cdot 9 cdot 10>= sqrt <25>cdot sqrt <9>9 cdot sqrt <10^2>= 5 cdot 3 cdot 10 = 150 $$
е)$$ sqrt <33>cdot sqrt <21>cdot sqrt <77>= sqrt <3 cdot 11 cdot 3 cdot 7 cdot 7 cdot 11>= sqrt <3^2>cdot sqrt <7^2>cdot sqrt <11^2>= 3 cdot 7 cdot 11 = 231 $$
Пример 2. Найдите значение выражения, если x = 1,14:
Пример 3. Решите уравнение:
$ (sqrt
$sqrt <5+x>= -1 lt 0$ – значение квадратного корня не может быть отрицательным $x in varnothing$, решений нет
$ ( sqrt
$ (sqrt
Пример 4*. Сократите дробь:
Пример 5. В Древнем Вавилоне уже умели находить не только квадратные корни в натуральных числах, но и вывели формулу для приблизительных вычислений.
Если число можно представить в виде $k = a^2 pm b$, где $a^2$ – ближайший к a по значению квадрат натурального числа, b — «остаток», то
$$ sqrt
$ sqrt <65>= sqrt <8^2+1>approx 8+ frac<1> <2 cdot 8>approx 8,06 $
$ sqrt <65>= sqrt <8^2-1>approx 8 — frac<1> <2 cdot 8>approx 7,94 $
Найдите с точностью до сотых квадратные корни из следующих чисел:
$ sqrt <125>= sqrt <121+4>= sqrt <11^2+4>approx 11+ frac<4> <2 cdot 11>approx 11,18 $
$ sqrt <138>= sqrt <144-6>= sqrt <12^2-6>approx 12 — frac<6> <2 cdot 12>approx 11,75 $
$ sqrt <83>= sqrt <81+2>= sqrt <9^2+2>approx 9 + frac<2> <2 cdot 9>approx 9,11 $
$ sqrt <175>= sqrt <169+6>= sqrt <13^2+6>approx 13 + frac<6> <2 cdot 13>approx 13,23 $
Как решить уравнение, где есть корни поэтапно?
Какой принцип решения уравнений с корнями?
Для наглядности вот такие уравнения
Главное при решении уравнений с корнями следить за ОДЗ, а также не забывать, что из подкоренного выражения извлекается только арифметический корень,
т.е. √(любое выражение)>=0. (Для краткости вместо откуда или из чего следует, буду применять символ ==>. Не путайте со знаком равно или больше =>).
№ 475.
Первым делом нужно отследить, чтобы под корнями были неотрицательные выражения. Поскольку есть выражение √(х-3), то должно быть х-3>=0, ==> х>=3.
Далее, должно быть 7-√(х-3)>=0, ==> 7>=√(х-3), ==> х-3 х =0; ==> 1>=3х; х =0 ==> х>=-3. Итак, ОДЗ -3 =0; ==> 2х>=7 ==> х>=3,5;
х-21>=0; ==> х>=21; Итак, ОДЗ х>=21.
Решаем. Возводим в квадрат:
x(1)=16, x(2)=28. В ОДЗ входит только х=28.
№ 478.
ОДЗ 4-х>=0 ==> x =0 ==> x>=-5; Итак ОДЗ: -5 ))+(5+х)=9;
Сразу получаем: х(1)=4, х(2)=-5. Оба корня входят в ОДЗ и являются решениями уравнения.
№ 479.
Для ОДЗ сразу 3 условия: (2x+1)>=0 ==> x>=-1/2, x>=0, (x-3)>=0 ==> x>=3. Итак ОДЗ x>=3.
Возводим в квадрат:
Ещё раз возводим в квадрат:
D=24^2+4*7*16*=576+4 48=1024, x(1)=(24-32)/14=-8/1 4=-4/7, x(2)=(24+32)/14=4.
В ОДЗ входит только х=4.
№ 480.
ОДЗ: Вычисление ОДЗ здесь достаточно сложно, оставим это на потом (если потребуется).
Решаем: возводим в квадрат
Один корень х=0. Непосредственной подстановкой убеждаемся, что он подходит. Проверим, есть ли ещё корни.
x=5. Непосредственной подстановкой убеждаемся, что он подходит.
№ 481.
Возводим в квадрат:
Чтобы проще было писать, обозначим свободный член буквой a.
Возводим в квадрат:
Ещё раз возводим в квадрат:
Подставляя обратно вместо а его значение (2-√10), получим, что х=7. Это единственный корень, и непосредственной подстановкой убеждаемся, что он подходит.
Иррациональными называются уравнения, содержащие знак корня – квадратного, кубического или n-ной степени.
Мы помним из школьной программы: как только в уравнении или неравенстве встретились корни, дроби или логарифмы – пора вспомнить про область допустимых значений (ОДЗ) уравнения или неравенства.
По определению, ОДЗ уравнения (или неравенства) – это пересечение областей определения всех функций, входящих в уравнение или неравенство,
Например, в уравнении присутствует арифметический квадратный корень . Он определен
при .
В 2018-2019 году среди учителей появилось такое мнение, что писать слова «область допустимых значений» уже не модно. И что за это даже могут снизить оценку на экзамене.
Нет, оценку не снизят. И основных понятий школьной математики никто не отменял. Однако есть еще лучший способ оформления решения – в виде цепочки равносильных переходов. Смотрите, как решать и оформлять иррациональные уравнения:
1.Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
Выражение под корнем должно быть неотрицательно. И сам корень – величина неотрицательная. Значит, и правая часть должна быть больше или равна нуля. Следовательно, уравнение равносильно системе:
Повторим, что решение таких уравнений лучше всего записывать в виде цепочки равносильных переходов. Если вы не очень хорошо понимаете, что такое система уравнений и совокупность уравнений, — повторите эту тему.
В ответ запишем меньший из корней: — 9.
Теперь уравнение, в котором есть ловушка.
2.Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
Что получилось у вас? Правильный ответ: . Если у вас получилось – это был посторонний корень. Запишите решение в виде цепочки равносильных переходов, как в задаче 1, и вы поймете, что
не может быть корнем этого уравнения.
3.Решите уравнение:
Запишем решение как цепочку равносильных преобразований. Учитесь читать такую запись и применять ее.
Произведение двух (или нескольких) множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из них равен нулю, а другие при этом не теряют смысла.
4.Решите уравнение:
А теперь сложное уравнение. Как это часто бывает, нас выручит замена переменной.
Причем новая переменная будет не одна, а целых две.
5.Решите уравнение
Мы можем, как в задаче 10, возвести обе части уравнения в квадрат. Но после этого придется еще раз возводить в квадрат, а это долгий способ.
Есть короткий путь!
Выразим через и :
и . Это выражения можно приравнять друг к другу.
Решим одно из уравнений. Все равно, какое, — ведь нам надо найти .
Ответ: . Заметим, что является также и корнем уравнения
КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН III
§ 66. Примеры решения иррациональных уравнений
Обычный способ решения иррациональных уравнений состоит в освобождении их от радикалов и сведении к уже изученным нами типам алгебраических уравнений (например, к линейным или квадратным). Добиться этого иногда удается путем почленного возведения иррационального уравнения в степень. Поясним это на ряде частных примеров.
Пример 1. Решить уравнение
x = √ 2 — x .
Множество допустимых значений величины х определяется неравенством х 2 = 2 — х,
x 2 + х — 2 = 0,
x1 = — 2, x2 = 1.
Каждое из двух полученных чисел попадает в множество допустимых значений величины х. Но это еще не означает, что — 2 и 1 — корни данного уравнения. Ведь к уравнению x 2 = 2 — х мы пришли путем почленного возведения в квадрат исходного уравнения
x = √ 2 — x
Но к такому же результату мы пришли бы, если бы почленно возвели в квадрат не это, а другое уравнение
x = —√ 2 — x
отличное от данного. Следовательно, в результате выполненных преобразований мы можем получить новые, посторонние корни — корни уравнения x = —√ 2 — x , которые нас в данном случае не интересуют. Вот почему, прежде чем дать ответ к данной задаче, необходимо сделать проверку полученных корней.
При х = — 2 левая часть данного уравнения принимает значение —2, а правая √ 4 = 2. Поскольку —2 =/= 2, число —2 не есть корень данного уравнения. При х = 1 обе части нашего уравнения принимают значения, равные 1. Поэтому 1 — корень этого уравнения.
Итак, данное уравнение имеет один корень х = 1. Чтo же касается числа —2, полученного нами выше, то оно, как и следовало ожидать, является корнем уравнения
x = —√ 2 — x .
Пример 2. Решить уравнение
х = 1 + √ x + 5 .
Множество допустимых значений неизвестной величины в данном случае определяется неравенством х > — 5.
Перенося 1 из правой части в левую и возводя обе части полученного уравнения в квадрат, мы приходим к уравнению
( x — 1 ) 2 = ( √ x + 5 ) 2 ,
x 2 — 2x + 1 = x + 5, x 2 — 3x — 4 = 0,
x1 = 4, x2 = —1.
Проверка показывает, что из этих двух чисел корнем данного уравнения является лишь число 4. Число —1 является посторонним корнем.
Ответ. Данное уравнение имеет единственный корень х = 4.
Пример 3. Решить уравнение
√ x — 5 + √ 10 — x = 3.
Множество допустимых значений х определяется, очевидно, неравенством
5 (x — 5) (10 — х) + 10 — х = 9,
2√ (x — 5) (10 — х) = 4, √ (x — 5) (10 — х) = 2.
С последним уравнением мы поступим так же, как и с исходным: возведем его почленно в квадрат. В результате получим:
(х — 5) (10 — х) = 4, —x 2 + 15x — 50 = 4, x 2 — 15x + 54 = 0.
Итак, в результате двукратного почленного возведения данного уравнения в квадрат в сочетании с другими элементарными преобразованиями мы пришли к простому квадратному уравнению, корни которого равны:
x1 = 6, x2 = 9.
Проверка показывает, что оба эти числа являются корнями данного уравнения.
Ответ. x1 = 6, x2 = 9.
Пример 4. Решить уравнение
√ x + 7 + √ x — 1 = 4 .
Множество допустимых значений неизвестной величины х определяется в данном случае неравенством х > 1. Это уравнение можно было бы решить тем же способом, которым мы решали предыдущее уравнение. Для этого нам пришлось бы дважды применять метод почленного возведения в квадрат.
В данном случае можно предложить и другой прием. Умножим почленно данное уравнение на выражение √ x + 7 — √ x — 1 , сопряженное* выражению √ x + 7 + √ x — 1 :
(√ x + 7 + √ x — 1 )(√ x + 7 — √ x — 1 ) = 4 (√ x + 7 — √ x — 1 ).
В результате, используя формулу для произведения суммы двух чисел на их разность, получим:
(х + 7) — (х — 1) = 4 (√ x + 7 — √ x — 1 ).
4 (√ x + 7 — √ x — 1 ) = 8, √ x + 7 — √ x — 1 = 2.
Теперь мы имеем:
√ x + 7 + √ x — 1 = 4,
√ x + 7 — √ x — 1 = 2.
Складывая почленно эти уравнения, получаем:
2 √ x + 7 = 6,
√ x + 7 = 3, х + 7 = 9, х = 2.
В процессе решения данного уравнения нам пришлось обе его части умножить на √ x + 7 — √ x — 1 . Но в результате такого преобразования могли получиться посторонние корни. Вот почему теперь необходимо проверить, является ли полученное число 2 корнем исходного уравнения.
При х = 2 левая часть данного уравнения принимает значение
Следовательно, х = 2 — корень данного уравнения.
Ответ. Данное уравнение имеет единственный корень х = 2.
* Одно выражение, содержащее знак радикала, называется сопряженным другому выражению, содержащему знак радикала, если произведение втих выражений можно записать уже без знака радикала. Так, выражение √ x + 7 — √ x — 1 является сопряженным выражению √ x + 7 + √ x — 1 , поскольку
(√ x + 7 + √ x — 1 )(√ x + 7 — √ x — 1 ) = (х + 7) — (х — 1) = 8;
выражение √ a + 1 будет сопряженным выражению √ a — 1, так как
(√ a — 1) (√ a + 1) = а — 1, и т. д.
Рассмотренные методы решения иррациональных уравнений таковы, что, используя их, мы не можем потерять никаких корней. Зато, как показывают примеры 1 и 2, мы можем получить посторонние корни. Поэтому еще раз подчеркнем, что проверка полученных корней путем их подстановки в исходные уравнения является важной составной частью решения иррациональных уравнений.
КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН III
§ 66. Примеры решения иррациональных уравнений
Обычный способ решения иррациональных уравнений состоит в освобождении их от радикалов и сведении к уже изученным нами типам алгебраических уравнений (например, к линейным или квадратным). Добиться этого иногда удается путем почленного возведения иррационального уравнения в степень. Поясним это на ряде частных примеров.
Пример 1. Решить уравнение
x = √ 2 — x .
Множество допустимых значений величины х определяется неравенством х 2 = 2 — х,
x 2 + х — 2 = 0,
x1 = — 2, x2 = 1.
Каждое из двух полученных чисел попадает в множество допустимых значений величины х. Но это еще не означает, что — 2 и 1 — корни данного уравнения. Ведь к уравнению x 2 = 2 — х мы пришли путем почленного возведения в квадрат исходного уравнения
x = √ 2 — x
Но к такому же результату мы пришли бы, если бы почленно возвели в квадрат не это, а другое уравнение
x = —√ 2 — x
отличное от данного. Следовательно, в результате выполненных преобразований мы можем получить новые, посторонние корни — корни уравнения x = —√ 2 — x , которые нас в данном случае не интересуют. Вот почему, прежде чем дать ответ к данной задаче, необходимо сделать проверку полученных корней.
При х = — 2 левая часть данного уравнения принимает значение —2, а правая √ 4 = 2. Поскольку —2 =/= 2, число —2 не есть корень данного уравнения. При х = 1 обе части нашего уравнения принимают значения, равные 1. Поэтому 1 — корень этого уравнения.
Итак, данное уравнение имеет один корень х = 1. Чтo же касается числа —2, полученного нами выше, то оно, как и следовало ожидать, является корнем уравнения
x = —√ 2 — x .
Пример 2. Решить уравнение
х = 1 + √ x + 5 .
Множество допустимых значений неизвестной величины в данном случае определяется неравенством х > — 5.
Перенося 1 из правой части в левую и возводя обе части полученного уравнения в квадрат, мы приходим к уравнению
( x — 1 ) 2 = ( √ x + 5 ) 2 ,
x 2 — 2x + 1 = x + 5, x 2 — 3x — 4 = 0,
x1 = 4, x2 = —1.
Проверка показывает, что из этих двух чисел корнем данного уравнения является лишь число 4. Число —1 является посторонним корнем.
Ответ. Данное уравнение имеет единственный корень х = 4.
Пример 3. Решить уравнение
√ x — 5 + √ 10 — x = 3.
Множество допустимых значений х определяется, очевидно, неравенством
5 (x — 5) (10 — х) + 10 — х = 9,
2√ (x — 5) (10 — х) = 4, √ (x — 5) (10 — х) = 2.
С последним уравнением мы поступим так же, как и с исходным: возведем его почленно в квадрат. В результате получим:
(х — 5) (10 — х) = 4, —x 2 + 15x — 50 = 4, x 2 — 15x + 54 = 0.
Итак, в результате двукратного почленного возведения данного уравнения в квадрат в сочетании с другими элементарными преобразованиями мы пришли к простому квадратному уравнению, корни которого равны:
x1 = 6, x2 = 9.
Проверка показывает, что оба эти числа являются корнями данного уравнения.
Ответ. x1 = 6, x2 = 9.
Пример 4. Решить уравнение
√ x + 7 + √ x — 1 = 4 .
Множество допустимых значений неизвестной величины х определяется в данном случае неравенством х > 1. Это уравнение можно было бы решить тем же способом, которым мы решали предыдущее уравнение. Для этого нам пришлось бы дважды применять метод почленного возведения в квадрат.
В данном случае можно предложить и другой прием. Умножим почленно данное уравнение на выражение √ x + 7 — √ x — 1 , сопряженное* выражению √ x + 7 + √ x — 1 :
(√ x + 7 + √ x — 1 )(√ x + 7 — √ x — 1 ) = 4 (√ x + 7 — √ x — 1 ).
В результате, используя формулу для произведения суммы двух чисел на их разность, получим:
(х + 7) — (х — 1) = 4 (√ x + 7 — √ x — 1 ).
4 (√ x + 7 — √ x — 1 ) = 8, √ x + 7 — √ x — 1 = 2.
Теперь мы имеем:
√ x + 7 + √ x — 1 = 4,
√ x + 7 — √ x — 1 = 2.
Складывая почленно эти уравнения, получаем:
2 √ x + 7 = 6,
√ x + 7 = 3, х + 7 = 9, х = 2.
В процессе решения данного уравнения нам пришлось обе его части умножить на √ x + 7 — √ x — 1 . Но в результате такого преобразования могли получиться посторонние корни. Вот почему теперь необходимо проверить, является ли полученное число 2 корнем исходного уравнения.
При х = 2 левая часть данного уравнения принимает значение
Следовательно, х = 2 — корень данного уравнения.
Ответ. Данное уравнение имеет единственный корень х = 2.
* Одно выражение, содержащее знак радикала, называется сопряженным другому выражению, содержащему знак радикала, если произведение втих выражений можно записать уже без знака радикала. Так, выражение √ x + 7 — √ x — 1 является сопряженным выражению √ x + 7 + √ x — 1 , поскольку
(√ x + 7 + √ x — 1 )(√ x + 7 — √ x — 1 ) = (х + 7) — (х — 1) = 8;
выражение √ a + 1 будет сопряженным выражению √ a — 1, так как
(√ a — 1) (√ a + 1) = а — 1, и т. д.
Рассмотренные методы решения иррациональных уравнений таковы, что, используя их, мы не можем потерять никаких корней. Зато, как показывают примеры 1 и 2, мы можем получить посторонние корни. Поэтому еще раз подчеркнем, что проверка полученных корней путем их подстановки в исходные уравнения является важной составной частью решения иррациональных уравнений.