Как справиться с ленью подростка

Одним из самых страшных грехов является лень. Когда она становится привычкой, то ее труднее всего перебороть. Среди всего населения земного шара, пожалуй, такого вредного качества нет только у малышей, которые гиперактивны в своем возрасте и, наоборот, хотят узнать все больше и больше. Однако, чем старше ребенок становится, тем менее усердно он старается заниматься, выполнять поручения взрослых.

Как справиться с ленью подростка?

Главной мотивацией для ребенка будет пример его собственных родителей. Именно родители еще с детства должны показывать своему ребенку пример того, что именно труд поможет ему в будущем. С детства ребенок должен уметь за собой убирать, помогать взрослым. Не стоит слишком опекать ребенка, иначе он вырастет неприспособленным к жизни.

Если же ребенок стал лениться только в подростковом возрасте, то стоит поговорить с ним. Узнать, что же такого произошло. Разберитесь в причинах этого недуга.

Причины лени подростков

Почему же именно в подростковом возрасте дети страдают от такой плохой привычки?

  1. У ребенка в этом возрасте появляется понятие собственного Я. Из малыша он превращается в вполне самостоятельную личность. И если раньше ребенок слушался родителей, то теперь делает все наперекор им. Уроки делать лень, убраться в комнате тоже лень.
  2. Если родители сами страдают от лени, то и их чадо, глядя на них, будет считать это нормальным. Например, придя со школы, вместо того чтобы делать уроки, он предпочтет играть в компьютер или смотреть телевизор. Про повышенное внимание ребенка к компьютеру читайте в статье: Профилактика интернет-зависимости у подростков
  3. С самого детства ребенку во всем потакали, все за него делали. А если малыш и стремился что-то сделать, убрать за собой хотя бы, то это пресекалось. Вот ваш отпрыск и вырос, считая, что все за него должны делать. Вы сами его разбаловали. Например, ты делаешь неправильно, лучше сделаю я. Как тогда ребенок научится делать все правильно, если вы не даете ему своей супер-опекой научиться самому делать это.
  4. Подросток может просто уставать от возложенных на него обязанностей и не справляться с нагрузкой. Отсюда у него появляется хроническая усталость и желание ничего не делать.
  5. Многие родители, привыкшие к тому, что их чадо постоянно получает хорошие отметки, везде первый, просто забывают о нем. Все его достижения считают обычным делом. Если поначалу его хвалили, то теперь и вовсе забыли. Вот тут отпрыск, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание, прекращает заниматься, бунтует. Таким образом, он достигает желанной цели, привлекает внимание к себе.
  6. Подросток не видит результата своих трудов. Поэтому считает то, что он делает, бесполезным и перестает заниматься. То есть, в данном случае нет мотивации.

Советы, чтобы подросток не ленился

Возможные причины детской лени рассмотрены.

Теперь стоит поговорить о том, как же искоренить эту привычку у своего ребенка?

Для начала поговорите с ребенком и выясните, почему он стал так резко плохо учиться, перестал посещать дополнительные занятия? Возможно, он устает. Тогда придите к компромиссу, что два часа в день у него будут на свои занятия.

Договоритесь, что если подросток перестанет лениться и будет стараться, то он будет получать какие-то вознаграждения. Возможно, что летом вы вместе поедете за границу или купите давно обещанную игровую приставку. В общем, нужно мотивировать отпрыска.

Взгляните на себя. Может, это вы подаете такой пример, и ребенок считает лень нормальным явлением? Не ленитесь почитать вместе книгу или посмотреть хороший фильм. Приобщайте его к домашним делам, но не криками, а просьбами.

Предложите ребенку стать самостоятельным, но при этом он должен сам за собой ухаживать: убирать свою комнату, помогать вам, учиться. Ведь именно в этом и проявляется самостоятельность, когда человек может о себе позаботиться, и у него есть цели.

Если ничего не помогает, обратитесь к психологу. Может, он поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка.

Как найти общий язык с подростком

По какой бы причине ни была лень и какой способ вы ни выбрали для ее искоренения — все это будет бесполезным делом, если у вас нет контакта с вашим ребенком.

Родители должны стать лучшими друзьями своих детей. Кто как ни родители бескорыстно и искренне любят их?

Проводите со своим ребенком больше времени. Найдите общее увлечение. Разговаривайте с ним. Никогда не срывайте плохое настроение. А если подросток грубит, вспомните себя в его возрасте.

К сожалению, переходный период — самое сложное время для родителей и детей.

Автор: Вероника1201,
11 декабря 2019 в Все о детях

Рекомендованные сообщения

Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас просматривают 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Популярные темы

Автор: ДетиНашеВсё
Создана 22 часа назад

Автор: ЛюБоВь230
Создана 22 часа назад

Автор: Юлё юлё
Создана 21 час назад

Автор: Tatstata
Создана 11 часов назад

Автор: Маришка123456
Создана 22 часа назад

Автор: Екатерина A
Создана 13 часов назад

Автор: Verarm
Создана 4 часа назад

Автор: ЛюБоВь230
Создана 2 часа назад

Автор: Bunny//
Создана 1 час назад

Автор: dekdasha
Создана 6 часов назад

Отзывы о клиниках

О сайте

Быстрые ссылки

  • О сайте
  • Наши авторы
  • Помощь по сайту
  • Правила сайта
  • Публичная оферта
  • Реклама

Популярные разделы

  • Форум о планировании беременности
  • Графики базальной температуры
  • Библиотека о репродуктивном здоровье
  • Отзывы о клиниках о врачах
  • Общение в клубах по ПДР

Материалы, размещенные на нашем сайте, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Пожалуйста не используйте их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

  • Причины и характер лени и апатии
  • Как бороться с ленью и апатией в подростковые годы

Значение слов лень и апатия знакомы всем на бытовом уровне. Тем не менее, оба они требуют индивидуального подхода для их искоренения. Важно понимать, что лень может быть симптомом, а причины могут быть разными. Апатия же входит в перечень симптомов психических расстройств, депрессий, шизофрении или нарушений работы мозга.

Причины и характер лени и апатии

В подростковые годы эмоции детей неустойчивы, ввиду переходного возраста, гормональных изменений. Необходимо своевременно распознать тревожную симптоматику и посоветоваться со специалистами. В ситуации с ленью может помочь психолог, проблема апатии решается детскими психотерапевтами (психиатрами).

Возможные причины лени/апатии:

  1. Обычная усталость. Взрослые люди иногда думают, что в молодости силы никогда не кончаются, это не так. Психологические, интеллектуальные нагрузки в подростковые годы очень трудно переносятся.
  2. Слабая мотивация. Отсутствие целей на будущее, заниженная самооценка могут вызвать апатию и нежелание делать, двигаться, учиться и так далее.
  3. Отсутствие силы воли. В переходном возрасте, при определенных семейных обстоятельствах у детей не развивается сила воли и навыки приложения волевых усилий для достижения чего-либо.
  4. Перенасыщение. В ситуации, когда у подростка все есть, и он может получить, что желает без особых усилий, это вызывает потерю интереса к процессу добычи или получению желаемого, как должного, из-за этого появляется лень и скука. К хорошему быстро привыкаешь, в этих случаях пробудить интерес к жизни помогут сильные раздражители.
  5. Лень, как конфликт. В ситуации, когда ребенок понимает, что не в силах повлиять на родителей, добиться или получить то, чего желает у него опускаются руки и появляется обида на себя, или на родителей. У подростка изменяется поведение: малообщительность, пассивная агрессия и лень.
  6. Лень, как пример. Дети с самых малых лет начинают копировать своих мам, пап, бабушек, братьев и так далее. Если им показывают, разрешают ничего не делать, то эта тенденция становиться доминирующей и в будущем от нее уже трудно избавиться.

Как бороться с ленью и апатией в подростковые годы

В первую очередь нужно достаточно времени наблюдать за поведением и состоянием ребенка. Вспомните, когда это началось, пойдите на контакт. В общении необходимо: интересоваться наличием проблем (эмоциональных, жизненных), нужна ли помощь (от родителей или специалиста), рассказывать истории из своей жизни, проблемы и то, как вы с ними справились, пережили. Характер общения должен быть искренним, открытым и на равных (как взрослый с взрослым). Разбавить обстановку помогают шутки и юмор.

Методики борьбы с ленью:

  1. Лень, вызванная усталостью, решается нормализацией графика сна, работы, учебы. Тут необходимо проявить родительский авторитет.
  2. Решить проблему в зародыше помогут постоянные инициации к играм, действиям, мотивация к учебе хорошему будущему. Нужно, чтобы ребенку нравилось чувствовать себя умным, сильным и умелым и он будет стараться не терять это состояние.
  3. Добившись хорошего результата, успеха в учебе, спорте, индивидуальных начинаниях подростка требуется хвалить и поддерживать, нарабатывать настойчивость, учить идти к цели до конца.
  4. При длительной апатии, потери интересов к жизни психиатров рекомендуют обратиться к специалисту.

Самое главное для родителя – это быть примером поведения. Его отношение к миру и другим должны быть оптимистичными, а поступки правильными, смотря на родителей, дети развивают любовь к жизни и устойчивую реакцию на происходящее.

Сталкивались ли Вы с подростковой ленью?

04 августа 2018 . Раздел Подросток

Что такое лень? По сути – это отсутствие мотивации, нежелание делать что-либо, так как человек просто не видит в этом смысла. Из определения становится понятно, что подростковая лень обуславливается тем, что чадо просто не видит мотива что-либо делать. Подросший ребенок не осознает в полной мере к чему ему нужна эта школа, сто тысяч дополнительных занятий, домашние дела. Задачей родителей является не просто заставить детку выполнить то, что надо, а придумать мотивацию. Важно вызвать у ребенка собственное желание делать то, что необходимо для его же блага.

1) Взаимная выгода.

Первый путь «замотивировать» ребенка – договориться с ним, что за выполнение определенного рода действий, обязанностей, вы претворяете в жизнь некоторое обещание. Естественно, что за ежедневную уборку в комнате или ежедневную помощь по дому будет одна награда, а за отличные успехи в учебе – сын или дочь могут рассчитывать на что-то более крупное и значимое. Здесь важен один момент, договариваясь – не стоит обещать ребенку то, что вы сделать не сможете. Надо в любом случае выполнить обещанное, иначе вы можете раз и на всегда потерять детское доверие.

2) Ты можешь все!

Попробуйте передать ребенку в руки ответственность за выполнение его обязанностей целиком и полностью. Торжественно пообещайте ему, что впредь за порядок в его комнате или сбор рюкзака в школу ответственность будет лежать только на нем.

Самое главное здесь, набраться побольше терпения. Так как ребенок наверняка на первых порах будет лениться, забывать и откладывать все на потом. Но, в то же время чадо научится извлекать уроки из собственных ошибок и упущений. Забыл принести в школу тетрадь с домашней работой? Получил замечание. Не положил на любимую тренировку кроссовки? Ушел домой без тренировки. Не убрал комнату? Не смог пригласить туда друзей.

Таким образом, ребенок научится делать выводы к чему его приводит собственная лень. Постарается тщательно выполнять те дела, за какие он отвечает.

3) Финансовая мотивация.

Некоторым детям хочется иметь больше карманных денег, что вполне можно обыграть в вашу пользу. Составьте некий прейскурант с описание дел, за которые ребенок сможет получать деньги. Этот метод действительно хорошо мотивирует подростков, но тут важно чувствовать тонкую грань, чтобы не допустить ситуации, когда чадо не захочет помогать и делать что-либо бесплатно.

4) Впечатления в обмен на лень.

Придумайте поощрения для ребенка в виде положительных эмоций и новых впечатлений. Это может быть интересная поездка, поход в кино, кафе, театр, на каток. Обсудите систему поощрений, узнайте, где бы ваш ребенок хотел побывать. Предложите чаду за выполнение ряда рутинный, каждодневных дел — отправиться туда, куда он хочет.

5) Личный пример.

Прежде чем начинать ругать ребенка за его лень и нежелание вообще чем-либо заниматься обдумайте, а какой пример подаете вы? Если родители придерживаются активной жизненной позиции, стараются делать все легко, непринужденно, с улыбкой на лице, тогда и дети станут придерживаться подобной линии поведения.

Проводите профилактику лени до ее появления. Поддерживайте детские желания, считайтесь с его увлечениями. Спрашивайте чадо, что ему интересно, о чем он мечтает, где бы он хотел побывать! Если родители с детства показывают своим детям, как интересно жить на свете, то вряд такой ребенок станет переживать приступы лени в подростковом периоде, ведь вокруг столько всего интересного!

14 лет. Ничего не хотим. Вернее, хотим — лежать на диване с планшетом/телефоном. В школу ходим, потому что надо. Хорошист по всем предметам, мог бы по некоторым учиться на отлично, но ЛЕНЬ. На занятия в два кружка — тоже по инерции.

Лень вывести собаку. Лень убраться в комнате (вечный бардак). Лень сходить погулять. Лень в душ сходить. Все — ЛЕНЬ!

Порой приходится в приказном тоне заставлять даже участвовать в семейных мероприятиях: погулять вместе, съездить на каток, в кино сходить. Но я уже устала преодолевать постоянное сопротивление

Это когда-нибудь закончится? Оставить в покое или продолжать пинать дальше?

Комментарии

Моему тоже 13. Я всегда говорю сначала родилась твоя лень, потом ты. Если не пинать она его совсем заборит. Заставляю ходить в кружки, участвовать в мероприятиях. Он потом довольный, говорит спасибо мама что отправила. Иногда завалится на пол, 182см «дядя» и говорит» как же трудно с ней бороться». Вот так и живем, что бы жизнь потом поджопника не дала для скорости приходится «пинать» самой. А гаджеты разрешаем только телефон. Загружать стараюсь, объясняю что это ему нужно в художку ходить, развивать свои данные. Это ему нужно в бассейн т.к. из за роста спина и шея постоянно болят. Это ему нужно на детской железной дороге работать летом, что бы потом в институт было проще поступить.

Изъять гаджеты, не включать телетехнику. Он сам побежит все делать. Проверено, работает

Выдаю планшет только для учебы, в Эл. Дневник сама смотрю

Моему 11 и вот уже проявляется то же самое, я конечно в растерянности немного. Но пинаю постоянно, даже не представляю как по другому. Не могу смотреть, как он часами валяется с этими гаджетами. Но хоть гулять с удовольствием ходит. Поэтому думаю, без пинков ну ни как не !

Все индивидуально. Одному подростку нужно дать полениться, обозначив его зону ответственности и ограничив то что по здоровью вредно. Другого нужно пинать до свадьбы, а потом сдать под пинки супруги… увы. Бывают, говорят и уникумы, которых не нужно пинать. Я таких еще не видела, но очень надеюсь, что это будут мои младшие)))))

Оставить в покое

мой муж до сих пор такой. И я с ним такая же стала

Я свою и в 4 года приучаю, что игрушки убираем, за собой посуду она тоже может убрать (раковина высокая, но рядом поставить может), грязное белье кинуть в машинку не проблема, вопросы личной гигиены тоже важные: подмываться, умываться, чистить зубки. Но это всё без тычков-пинков: «досмотришь мультик, убери, пожалуйста, игрушки», «скоро будем спать, ещё можешь поиграть, потом мыться и в кровать». Всё идет через пожалуйста и спасибо. «Мама, налей, пожалуйста, чаю». Проблема в том, что когда приезжает прабабушка, то она за дочкой носится: хочешь это? А это? А я унесу, а я принесу, ой играй, смотри мультик, я сама сделаю. Мне это категорически не нравится. Она так и мужа (внука) избаловала, теперь дочку портит.

Обзор

У каждого ребенка есть десяток способов увильнуть от школьных обязанностей: устал, не выспался, живот болит, голова кружится, во время урока вдруг просыпается аппетит, мучает жажда или срочно нужно в туалет. Ребенок подчас сам не понимает, чего хочет, чем выводит из себя родителей и учителей. Любая критика сопровождается слезами, хорошее настроение сменяется агрессией или унынием.

В большинстве случаев всему виной трудная адаптация к школе после каникул, реже — дефекты воспитания или переходный возраст. Но кроме этого, неподобающее поведение школьника бывает вызвано серьезной болезнью, хотя первые её симптомы больше напоминают обычные капризы, чем физический недуг.

Анемия (малокровие)

У школьников анемия чаще всего бывает связана с недостатком железа, отчего в крови снижается количество гемоглобина. В результате все ткани организма страдают от нехватки кислорода, что мешает ребенку полноценно расти и учиться.

В группе риска все подростки во время активного роста, дети-спортсмены, школьники, которые плохо питаются, испытывают на себе различные диеты, в том числе — вегетарианство. Чаще всего болеют девочки 12-13 лет. Существенно увеличивают риск анемии гастрит и глистные инвазии.

Заболевание развивается постепенно, в течение многих месяцев, поэтому заподозрить симптомы бывает очень нелегко:

  • Медленно нарастающую бледность кожи и голубоватый оттенок склер родители обычно не замечают. Зато на это обращают внимание родственники, которые давно не видели подростка или учительница после летних каникул.
  • Плохое самочувствие на уроках физкультуры. Школьник может жаловаться на головокружение, тошноту, мушки перед глазами, сердцебиение и одышку, а однажды — упасть в обморок.
  • Извращение вкусовых и обонятельных предпочтений. Если ребенок получает удовольствие от запаха краски, его тянет погрызть мел, засунуть в рот кусочек глины или целиком съесть лимон — это характерный признак анемии. Однако дети чувствуют, что подобные странности лучше скрывать от взрослых и редко об этом рассказывают.

Дети с анемией часто болеют ОРЗ, страдают от синдрома беспокойных ног, начинают хуже учиться, плохо запоминают. Угрюмое настроение, частые слезы, истерики и капризы, порой, опережают другие симптомы анемии, но родители их неправильно трактуют.

Подтвердить или исключить анемию можно по анализу крови на гемоглобин. В поликлинике кровь чаще берут из пальца, это бесплатно по направлению педиатра. Платно, но без очередей можно проверить гемоглобин в частных лабораториях. Там кровь придется сдать из вены.

Ложная близорукость

Это состояние, когда нормальное от природы зрение ухудшается из-за перенапряжения внутренних мышц глаза. Периодически ребенку становится трудно сфокусироваться при переводе взгляда с тетрадки на доску и обратно. Многие дети просто не понимают, что с ними происходит или не способны адекватно объяснить родителям. Со временем зрительные мышцы могут потерять эластичность, и здоровье глазам уже не вернется.

Чаще всего ложная близорукость встречается у школьников, в связи с большими зрительными нагрузками на близком расстоянии. Дополнительным фактором риска является половое созревание и астеническое (ослабленное) состояние из-за психоэмоционального стресса. Если у ребенка к началу учебного года уже есть какие-то проблемы со зрением, то ложная близорукость их значительно усугубляет.

Проявление ложной близорукости усиливается к концу дня. Больше всего замечаний ребенок получает на последних уроках. Хотя единственными жалобами от самого школьника могут стать головная боль и тошнота. На что еще нужно обратить внимание:

  • Ребенок трет глаза, часто моргает, щурится и наклоняет голову, чтобы что-то рассмотреть. Не любит читать и слишком сильно наклоняется над книгой.
  • Кажется очень невнимательным как в школе — неправильно записывает домашнее задание с доски, почерк стал размашистым и небрежным, так и на улице — не здоровается со знакомыми прохожими, путает вывески и пр.
  • Очень быстро устает от уроков, становится раздражительным и плаксивым, что приводит к снижению успеваемости.

У трети детей с ложной близорукостью вообще не бывает никаких заметных симптомов, поэтому хотя бы один раз в год школьника нужно показывать окулисту. Если вовремя начать лечение — все поправимо.

Сахарный диабет

Это состояние, когда клетки тела не усваивают глюкозу. Органы и ткани испытывают энергетический голод, а неиспользуемый сахар из пищи накапливается в крови в таком количестве, что начинает отравлять организм. По сравнению с анемией и близорукостью — диабет очень редкое заболевание, однако он попал в нашу подборку из-за своей опасности, а также коварства симптомов. 40% детей узнают о своем диагнозе, оказавшись в больнице в критическом состоянии, хотя от начала болезни до развития тяжелых проявлений у подростков проходит, порой, несколько месяцев.

  • Характерный признак диабета — жажда. Но потребность школьника пить чаще, чем обычно, не всегда настораживает родителей. В школе душно, редко проветривают, на дворе бабье лето, а после беготни на переменах одежду хоть отжимай. Никого не удивляет, что ребенок носит с собой воду и часто пьет.
  • Учащенное и обильное мочеиспускание. Редко кому приходит в голову контролировать этот процесс у подростка. А жалобы учителя на то, что ребенок часто отпрашивается с урока в туалет, родители скорее поймут как повод провести воспитательную беседу, чем обратиться к врачу.
  • Быстрая утомляемость как физическая, так и психическая. Известно, что здоровый ребенок не устает, ему просто становится скучно, поэтому жалобы на слабость и усталость, тем более в начале учебного года, мы принимаем за лень и блажь. А частые слезы или агрессию списываем на результат больших нагрузок в современной школе, первую любовь или переходный возраст.

Развитие диабета у детей часто сопровождается повышенным аппетитом, тягой к сладостям. При этом ребенок вместо того, чтобы расти, худеет. Учащаются ночные пробуждения в туалет. Может беспокоить зуд, особенно в области промежности. Иногда наблюдаются признаки гипогликемии, особенно в утренние часы или после урока физкультуры.

Если заподозрили диабет, не теряя времени, отведите ребенка сдать кровь на сахар, а также соберите для анализа мочу. Эти исследования делают бесплатно в поликлинике. Направление даст любой педиатр в день обращения, к эндокринологу для этого записываться не нужно.

Чтобы не упустить болезнь, понаблюдайте за ребенком более внимательно. Порой нам кажется, что ребенок ленится, еще не готов к школе или уже потерял интерес к учебе, а на самом деле — он болен и нуждается в медицинской помощи. Не все капризы школьника надо перевоспитывать, некоторые из них необходимо лечить у детского врача, причем чем быстрее, тем лучше!

Другие статьи по темам:

  • диабет
  • близорукость
  • зрение
  • анемия
  • подростки
  • школа

Все материалы сайта были проверены врачами. Однако, даже самая достоверная статья не позволяет учесть все особенности заболевания у конкретного человека. Поэтому информация, размещенная на нашем сайте, не может заменить визита к врачу, а лишь дополняет его. Статьи подготовлены для ознакомительных целей и носят рекомендательный характер. При появлении симптомов, пожалуйста, обратитесь к врачу.

Родители школьников знают: к концу учебного года дети уже выжаты как лимон и едва могут дотянуть последние дни до каникул. А некоторым ещё предстоит сдавать экзамены. Как помочь им справиться с накопленной усталостью?

Прежде всего нужно понять: снижение успеваемости, желание увильнуть от домашних заданий в конце года – это не лень и капризы, а следствие усталости. У детей рабочий день (вместе с выполнением «домашки») длится порой больше 8–10 часов. Они недосыпают по 1,5–2 часа, зачастую остаются без прогулок. В итоге силы ребёнка истощаются настолько, что он уже не может не только сделать уроки, но и убрать за собой грязную чашку.

С тех пор нагрузки в школе увеличились в разы. Помимо уроков и домашних заданий появились проекты, репетиторы, всевозможные проверочные и ЕГЭ… А родители к концу учебного года вместо того, чтобы позволить ребёнку «полениться» и расслабиться, только усиливают давление – надо исправить тройки, подтянуть оценки.

«Школа – это огромная нагрузка. И 80% наших детей могут выдержать только её, – считает психолог-консультант, специалист по детской психологии Катерина Дёмина. – Они до 8 часов в день сидят за партами в совершенно нефизиологичной позе, а потом ещё уроки делают. Это чудовищно разрушает их позвоночник. А годам к 12 у особо ответственных начинаются головные боли. Никто не связывает это с учебными нагрузками. А ведь это последствия адской гиподинамии».

Не зря великие психологи и педагоги выделили специальное время для каникул.

«Это связано с психофизиологическим состоянием ребёнка – учёба забирает очень много моральных и физических сил, – объясняет директор московской школы № 91, педагог с 30-летним стажем Наталия Красавина. – Дети, как и взрослые, устают. У них должно быть время на отдых. Но активный. Часто ребёнок на уроке не хочет слушать, потому что физически устал. А физически он устаёт, потому что мало двигается – вот парадокс. Чем больше мы двигаемся, тем лучше и активнее себя чувствуем. А чем больше сидим, тем больше устаём. Ребёнок в течение года больше сидит. Но в этом возрасте он должен очень много двигаться. Тогда у него мозговая активность появляется. Отсюда первый совет родителям – отдых и предстоящие летние каникулы должны быть активными».

Но необязательно начинать это с первого же дня. Психологи советуют сначала разрешить ребёнку пуститься «во все тяжкие» – наиграться досыта в компьютер, насмотреться мультиков или видео. Да хоть просто поваляться на диване, ничего не делая. А когда первая жажда будет удовлетворена, подумать о полезном и активном времяпрепровождении.

Кстати

Чем кормить?

Неправильное питание тоже способствует накоплению усталости, не позволяет восстановить силы и энергию. Как организовать питание правильное?

«Главное – соблюдать разнообразие в еде, – советует завотделением педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетологии Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи Татьяна Строкова. – Понятно, что в летнее время больше присутствует овощей и фруктов, но в рационе ребёнка ежедневно обязательно должны быть белки животного происхождения (молочные продукты, мясо, яйца, рыба) и жиры (сливочное и растительное масло). А вот сладкие фрукты в рационе не должны преобладать, чтобы не превысить норму углеводов, которые приводят к избыточному весу. Не забывайте про достаточное количество питья. Недостаток жидкости тоже приводит к усталости».

Мнение эксперта

Как не допустить нервного срыва у ребёнка при подготовке к ГИА и ЕГЭ?

Советует профессор Наталья Авдеева:

– Поддержите ребёнка эмоцио­нально. Дайте положительную установку: «Ты готов, у тебя всё будет хорошо, я тебя жду с победой». Установка на то, что всё будет хорошо, гораздо лучше маминых вздохов, печальных взглядов со словами: «Ну иди, моё горе, не знаю, что из тебя получится». Или: «Иди уж, наш «отличник». » Вот это надо исключать и действовать только в положительном ключе, настраивать ребёнка на позитивное мышление.

Не увеличивайте тревогу по поводу экзамена. Не стоит говорить: «Ой, месяц остался до экзамена, не знаю, что ты будешь делать, учебник в руки не брал, всё гуляешь…» Таких установок формировать не надо. Они, с одной стороны, не помогают ему взяться за дело, а с другой – усиливают тревогу, которая может зашкаливать.

Помогите распределить нагрузку и составить план подготовки. Современные подростки очень любят делать это в виде проекта. «Давай подготовим проект или бизнес-план, как ты будешь готовиться к экзаменам. » Подробно распишите, сколько заданий по каким предметам в день нужно сделать, какие часы будут свободными. Когда у ребёнка появится чувство, что он контролирует себя, что он может поставить цель и достичь результата, он перестанет волноваться.

Оставляйте перспективы на улучшения и изменения. Не стоит возлагать очень большие надежды на результаты экзаменов. Родители не должны думать и внушать ребёнку, что решается его судьба. Экзамен – это проба, испытание, не первое и не последнее в жизни. Ещё будет много других. Ребёнок должен быть уверен: какие бы он двойки ни получал, родители его любят, он им нужен. Объясните, что даже неудачный экзамен даёт положительный результат: ребёнок будет понимать свои слабые стороны, где надо подтянуться. Вот это оптимальная установка, она даёт импульс к сотрудничеству с родителями. И опору на себя: я знаю, что мне делать, чтобы получилось. Это очень позитивные факторы для взрослеющего ребёнка. Не ужесточайте режим. Контроля ребёнку и так хватает. А больше нужны помощь и поддержка. Это очень хорошее время, чтобы наладить личностный контакт с ребёнком, чтобы он почувствовал в родителях друзей и партнёров, а не контролирующую инстанцию. Другого человека, который тоже что-то переживал и готов поделиться своим опытом – а как вы сдавали экзамены? Это создаст близкие отношения, и потом у ребёнка выработается привычка в трудной ситуации делиться с родителями, что в наше время очень важно. Лучше посочувствуйте, лишний раз обнимите и проявите свою любовь.

«Он вообще ничего не хочет. Понимаете? Если не заставлю поесть, он про это и не подумает! Он у меня хороший мальчик: и в школу ходит, и к экзаменам готовится, и спортом занимается. Больше всего, конечно, стремится за компьютером сидеть, хотя выключает без истерик. Но ничего не хочет!». Психолог Анна Серебряная — о том, почему подростки хотят меньше, чем ждут от них родители.

Всё чаще родители с подобными жалобами приводят на приём подростков. Это не «трудные» подростки в общепринятом смысле: они не вызывают тревогу за собственную безопасность и в целом послушны. Но родители чувствуют — что-то не так. Подросток должен искать себя в этой жизни, пробовать новое, к чему-то стремиться. А их ребёнок этого не делает.

Если подробнее расспросить его и родителей о том, как устроена жизнь, быстро вырисовывается такая схема: родители «убиваются» на работе, чтобы дать ребёнку образование (в широком смысле). Это и репетиторы, и кружки, и увлечения. Родители боятся компьютера и руководствуются правилом: всё что угодно, только не свободное время, когда ребёнок может «подсесть на игры». Родители перекапывают весь интернет и искренне стараются быть хорошими: удовлетворять нужды ребёнка, заботиться, не бросать, разговаривать с ним.

В итоге ребёнок с раннего возраста постоянно занят чем-то: развивающими занятиями до школы, кружками в начальных классах, репетиторами в средней и старшей школе. Всё это здорово, но мотивация приходит снаружи: это родители решили, что ребёнку нужно образование. От ребёнка требуется только донести себя до очередного репетитора или кружка. Всё остальное — поиск специалиста, организацию встреч, оплату, поиск материала и его систематизацию — берут на себя другие люди.

Откуда в таких условиях должны взяться желания? И у взрослых их не возникло бы.

Как формируются потребности

В середине XX века Абрахам Маслоу описал пирамиду потребностей. На первом месте стоит удовлетворение физиологических потребностей, таких как голод и сон. И лишь на пятом месте — интеллектуальные потребности. Очевидно, что без базовых потребностей невозможно удовлетворять остальные.

В случае с подростком все потребности удовлетворяются другими. Хочешь есть? Вот еда. Нужна крыша над головой? Вот твоя комната. Нужно быть любимым? Вот социальные сети. Нужно, чтобы тебя уважали? Родители постоянно хвалят, как советуют психологи. Нужно получить знания? Вот репетитор.

Какой вывод делает ребёнок? Что все потребности удовлетворяются:

  • другими людьми,
  • ещё до их полного формирования.

До того, как я захотел. До того, как мне стало невмоготу. Конечно, в такой ситуации в принципе чего-то хотеть — лишняя трата времени.

Почему важно бездельничать

Единственный способ разорвать этот порочный круг — дать желаниям сформироваться. Дать ребёнку возможность лениться и бездельничать. Звучит контрпродуктивно. Но есть исследования, которые обнаружили полезные функции лени и безделья (Mann& Cadman 2013, книга Эндрю Смарт «О пользе лени»).

Наш мозг не создан для того, чтобы постоянно получать и перерабатывать тот объём информации, который он получает сейчас. В какой-то момент он входит в состояние автопилота, где уже нет места ни желаниям, ни потребностям — ничему, кроме роботообразного существования. Мозгу нужна передышка, и лучшая передышка — отдых, но не организованный, а ленивый.

Там, где все потребности удовлетворены, новые не формируются. Для формирования новых потребностей нужна пустота, вакуум.

Представьте себе, что ваш ребёнок попал на необитаемый остров. Что он станет делать, будет ли вести себя так же, как сейчас? Скорее всего, нет. Первое время уйдёт на осознание ситуации, но затем он проголодается. Поймёт, что нужно где-то ночевать. И захочет что-то сделать по этому поводу, и займётся этим. Затем ему захочется развлечений и интеллектуальной нагрузки. И он придумает способ удовлетворить эти потребности. В обычной жизни всё работает по такому же принципу.

Не готовьте еду (а может, даже и не покупайте). Дайте уже подростку проголодаться и научиться готовить.

Поговорите о том, какие кружки ему нравятся на самом деле. И оставьте только их. Если никакие не нравятся — откажитесь от всех. Через какое-то время появятся потребности в познании, уважении сверстников и в какой-то деятельности. И ребёнок захочет и пойдёт сам.

Оставьте ребёнку свободные выходные. Свободные — значит никаких планов. Вообще, никаких. Быть может, первый раз он их просто проспит (что тоже неплохо), вторые проиграет в компьютерные игры, а третьи… кто знает, какие потребности у него появятся.

Фото: iStockphoto (Victority, dolgachov)