Как написать роман о любви

Писать любовный роман, наверно, одно удовольствие, особенно если у вас есть ручка, бумага и немного воображения. И, кроме того, если вы — женщина. Это очень важно. Мужчины любовных романов не пишут. Почему — неизвестно. Если вы попросите какого-нибудь представителя мужского пола прокомментировать этот феномен, он объяснит его несовершенством женского ума, но вы ему не верьте. На самом деле этот жанр не хуже любого другого. Детектива, например.

НАЗВАНИЕ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Всякая книга начинается с названия. Лучше, конечно, его придумать, когда книга уже написана. Во-первых, оно должно соответствовать содержанию, а во-вторых, в нем обязательно должен присутствовать некий элемент романтики. Ну, например, «Страсть и соловей». Или «Любовь в облаках». А можно «Любовь в яблоках», а можно и «Любовь в нашем доме Россия». Место действия романа может быть любое. Желательно — какое-нибудь экзотическое. Гавайи, Австралия, Сингапур. Впрочем, действие любовных романов часто разворачивается и во вполне цивилизованных городах Европы и Соединенных Штатов, но для нас с вами какая-нибудь Флорида ничуть не менее экзотична, чем Гавайи. В общем, место событий не особо важно. Но следует заметить, что герой романа чаще всего в этом месте обитает, а героиня попадает туда случайным либо обдуманным способом, влекомая жестокой судьбой или томимая желанием выполнить там какую-либо важную и неотложную миссию. А иногда она просто приезжает в это место отдыхать. Раз уж мы коснулись героя и героини, следует сказать о них несколько слов.

Начнем с героини. Она может быть любая. Волосы у нее серебряные, как лунный свет, или ярко-рыжие, или светло-каштановые, или черные — словом, какие угодно. Глаза — либо удивительные, либо выразительные. Героиня может быть маленькая, высокая, с пышным бюстом, без бюста вообще, с лицом овальным, треугольным, прямоугольным, круглым, квадратным — в любом случае от чувства неполноценности она обычно не страдает. Она очень трудолюбива и всегда бывает незаменимой или, в крайнем случае, очень важной в какой-либо области науки, искусства или бизнеса. Она секретарша, или художница, или библиотекарь, или актриса. Иногда она живет на ранчо и является специалистом в разведении лошадей. К мужскому полу героиня равнодушна, она очень занята. Она не понимает, что в нем находят, пока не появляется герой и не вызывает у нее противоречивые чувства и ГЕРОЙ.

Что касается героя, то он менее разносторонен, чем героиня. Раскраска его может быть разнообразной, а вот фигура все время одна и та же. Он обязательно высокий, широкоплечий, и у него сильно выражено мужское естество. Что авторы любовных романов имеют в виду под мужским естеством, сказать трудно, точно известно лишь то, что упомянутый предмет бывает чуть ли не больше самого героя. Во всяком случае, авторы усиленно на это намекают. По роду занятий герой в девяноста девяти случаях из ста является бизнесменом и весьма удачливым. Судьба явно покровительствует ему, так как дело его процветает во время длительного выяснения отношений героя с героиней. А героиня, кстати, всегда старается принести максимум вреда предприятию героя. Особенно, если она его секретарша.

Взаимоотношения героя и героини складываются хуже некуда. По крайней мере, так считает героиня, которая героя просто терпеть не может. И есть за что. Он постоянно ей сообщает, что она не так одета, и что у нее неподходящие знакомства. А если у него есть дети от первого брака, то он изо всех сил старается сплавить их героине, которая не имеет к ним ни малейшего отношения. Тем не менее, ей приходиться возиться с ними полкниги, потому что она просто обязана любить детей. Героиня любовного романа, не испытывающая любви к детям, — это было бы что-то невероятное. Такой уж у нее имидж.
Короче, герой как человек вызывает у героини глубокое отвращение, зато в другом плане у нее к нему появляются прямо противоположные чувства. В сущности, на этом все любовные романы и построены. Поэтому в любом произведении подобного рода описана примерно такая сцена.
Она свободно парила во вселенной страсти, и пуговицы на ее платье расстегивались сами собой. Незримая сила опустила ее на чью-то постель, и тогда желание ударило ей в голову, проникая туда из темных глубин тела. Она стала лихорадочно стаскивать с него рубашку и все остальное, что еще более усилило жар, представлявший собой мучительный трепет всего его мужского начала, и тогда их захлестнули волны страсти, полные чувственного восторга, и превратили их в облака боли и желания, летящие в небе всеобъемлющего экстаза. Казалось, все происходящее есть некий ритуал умиротворения жестоких и голодных сил, это был сплав тоски и страха, первобытное, страстное проникновение друг в друга. но тут она поняла, что ведет себя как распутная женщина, для которой секс — чисто физическая потребность, а не то, что идет рука об руку с чувством и разумом обоих, и оттолкнула его! «Все, что сейчас произошло, — сказала она, — это ничего не значащие мелочи. И вообще все это пустая трата времени». После этого инцидента герой почему-то надолго обижается и до конца романа с героиней не разговаривает. А если и разговаривает, то очень невежливо. Тем не менее, любовные романы после двух-трех скандалов заканчиваются полным примирением. В сущности, примирению с самого начала мешает только лишь недоверчивость героини, переходящая все разумные границы.
Несчастный герой романа чего только не делает. Он предлагает ей выйти за него замуж, дарит бриллиантовую брошь размером с яблоко, усыновляет ее парализованного дедушку и знакомит со своей мамой. Мама в восторге, дедушка тоже, одна лишь героиня противостоит всем соблазнам вплоть до произнесения героем длинного монолога страницы на три, в котором он описывает всю глубину своих чувств. Желающие могут ознакомиться с этим монологом в соответствующей литературе. Герой так убедителен, что даже героиня, наконец, ему поверила, хотя для нее самой было куда проще это сделать с самого начала.
Многие считают любовные романы очень большой глупостью, но почему-то все равно их читают. Скорее всего для того, чтобы критиковать их со знанием дела. А любовный роман в действительности никакая не глупость, а очень интересная область для литературных экспериментов. Например, можно поменять местами героя и героиню. Пусть она будет бизнесменом, а он — ее секретарем и покупает ей бюстгальтеры в полосочку. А можно вообще сделать героя наоборот. Пусть он будет маленький, толстенький и с короткими ножками. А героиню при этом сделать негритянкой ростом метр семьдесят пять и перенести место действия в Судан. А почему бы не написать любовный роман на российской почве? Пусть главный герой будет, например, депутатом Думы. В общем, эта область литературы открывает безбрежные просторы воображению. Не критикуйте любовный роман. Может быть, он вам еще понадобится.

Для описания эротической сцены в любовном романе можно использовать следующую таблицу. Делается это так. Пишете имя героя или героини в именительном падеже или же соответствующее местоимение «он», «она», «они». Далее берете любое слово из первого столбца, затем любое слово из второго столбца, из третьего и т.д. Вам остается только ставить глаголы в нужном роде и числе и вставлять подходящие по смыслу предлоги.
Таблица позволяет получить ровно 161051 (сто шестьдесят одну тысячу пятьдесят одно) предложение, чего с избытком хватит на 2403 (две тысячи четыреста три) любовных романа.

Если вы хотите написать книгу о любви, стоит воспользоваться советами Ольги Соломатиной. Она делится своим писательским опытом, рассказывает об особенностях создания литературного произведения, о том, как побороть страх и довести начатое до конца. Из книги вы узнаете, как относиться к своим текстам и героям с уважением и нежностью. Научитесь выдерживать разное отношение к себе и своей работе. Независимо от того, сколько вам лет и какой у вас жизненный опыт, под руководством автора этой книги вы сможете реализовать свой творческий проект. Осторожно! Курс и книга обладают побочным эффектом – одинокие слушатели стремительно и счастливо влюбляются после того, как, следуя инструкциям из книги, допишут собственную историю любви.

Оглавление

  • Вместо предисловия
  • Право писать

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как писать о любви? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Руководители проекта М. Султанова, М. Пикалова

Арт-директор Л. Беншуша

Дизайн М. Грошева

Корректор И. Астапкина

Компьютерная верстка Б. Руссо

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

© Ольга Соломатина, 2019.

© Оформление. ООО «Интеллектуальная Литература», 2019.

Однажды в марте я вернулась в Москву из Мадрида. В столице Испании цвела вишня, лопались почки, а в воздухе носилась пыльца мимозы. В Москве шел снег. Организм успел перестроиться на испанское время, и я долго не спала. Читала ленту Facebook, пила красное вино и так остро почувствовала, что хочу весну, тепла и легкомысленно влюбиться.

Драмы надоели. Хотелось легкости, кокетства и удовольствий. И я вдруг придумала короткий курс — «Пишем легкомысленную новеллу о любви», я ведь учу писать книги, это моя профессия. Я в секунду нашла в сети подходящие свадебные фотографии для иллюстраций моего настроения, не стала даже перечитывать свой пост — описание курса и, зевая, побрела спать.

Утром, когда я проснулась, первая группа курса «Пишем легкомысленную новеллу о любви» уже собралась. Я была поражена. И увидела в желании участниц писать о любви знак судьбы — значит, и им хочется палитру чувств, счастья и легкомысленности.

К вечеру я написала и свою первую короткую и самую откровенную из моих личных историй любви. Вы найдете ее среди других, а если угадаете, какая из них — моя личная, пишите, вам полагается от меня подарок. Какой? Как его получить? Я расскажу в заключительных главах книги.

Признаться, утром, когда сама собой собралась группа, а я стремительно записала свою историю, я думала, что никогда и никому не покажу откровенный текст. Настолько он вышел личный. Но вот видите, прошло два года — и я решилась.

А с курсом и дальше стали происходить настоящие чудеса. Он пошел, задышал своей жизнью. Приходили такие разные женщины и писали про свои потаенные желания, запрятанные тайны, признания легким шепотом. Я читала их новеллы о любви и ходила иногда такая счастливая от их радости, иногда будто пьяная от их дерзости, временами грустила вместе с героями.

А потом вдруг в мой электронный почтовый ящик полетели строчки:

— Я не знаю, как Вы это делаете, но я сегодня переехала к любимому. Мы решили пожениться…

— Оляяяяяя! Я снова влюблена и совершенно счастлива! И все именно так, как я описала в новелле. Чудеса!

— Ольга, огромное спасибо. Невероятно полезный курс. Очень грамотно, лаконично и интересно!

— Я легко начинаю, но никогда не заканчиваю свои литературные эксперименты. Но так было раньше! Дописываю шестую новеллу. Влюбилась. Спасибо!

Я замерла от неожиданности. Я-то думала, мы пишем литературу о любви, а оказалось, мы меняем наши судьбы. Получается, готовность придумать историю про знакомство, случайную встречу, которая перерастает в счастливый союз, — это знак или магнит, который притягивает в вашу жизнь встречу и любовь настоящую? Я даже притихла и с трепетом почувствовала себя рукой судьбы. У литературного курса оказался неожиданный побочный эффект.

А когда фея издательства Ridero Алена Кунилова предложила мне записать учебный видеокурс для авторов, я без запинки выбрала тему — рассказать, как писать короткую новеллу о любви. Разве у меня был выбор? О том, как писать волшебные детские сказки? Как найти тысячи читателей и превратить книгу в бестселлер? О том, почему книга — лучшее, что вы можете сделать для создания личного бренда? Я напишу, но точно в другой раз.

Книга, которую вы держите в руках или читаете на экране, выросла из учебного видеокурса, но она в разы больше и глубже курса. Я дополнила ее историями любви, которые передают из поколения в поколение, а еще — сюжетами удивительных книг о мужчинах и женщинах, которые нашли друг друга, советами состоявшихся писателей и своими текстами-примерами.

Но главное в этой книге — та история, которую придумаете и запишете вы, пока будете читать, искать вдохновение и знакомиться с вашими героями. Это история вашей любви. Верно?

Мир женских романов многообразен и может развиваться в самых разных направлениях – от эротики до детектива и даже фантастики с мистикой. Их отличие от других видов литературных произведений – присутствие двух главных составляющих – интриги и чувственности. Материал knigastudio.ru подскажет вам принципы создания книги в этом популярнейшем коммерческом жанре.

Поджанры женского романа

Герои женских романов большей частью живут эмоциями, даже если по жизни они деловые леди, главбухи или укладчицы шпал. Основой сюжета почти всегда является любовь, хотя бывают и исключения. При выборе поджанра, ориентируйтесь на свою интуицию, но главное – не усложняйте. Любовный роман в духе авангардизма вряд ли найдет своего читателя.

Вот несколько литературных форм, в рамках которых успешно создаются женские любовные романы:

• Гламур
Герои живут и влюбляются на фоне роскошных интерьеров и модных подиумов. Чаще всего к гламурным относятся короткие женские романы, в основе которых – сказка о современной Золушке.

• Эротика
Тот случай, когда читать любовные романы нравится даже отдельным мужчинам. Обязательное условие – детальное описание плотских утех. Основная сложность для автора – не скатиться до пошлости.

• Триллер
Любовь непременно связана со страшной тайной, а главные герои сливаются в экстазе, преодолев ряд смертельных опасностей.

• Детектив
Женский роман — детектив – тот особенный случай, когда в рамках жанра женская проза не обязательно означает любовную.

• Фэнтези
Фэнтези на тему любви переживает бум. Необходимые ингредиенты – парадоксальная натура героини, владеющей магией, много романтики и сантиментов, блистательный хэппи-энд.

• Мистика
Женские романы о любви с участием потусторонних сил, вампиров, ведьм и прочих демонов.

• Современный роман
Неземная любовь в реалиях повседневности. Как вариант – офисный роман с коварными интригами, запретной любовью и океаном страстей, возникающим из бури в стакане.

• Исторический роман
Нужный градус романтики достигается при помощи пышных убранств, драгоценностей, с привлечением вельможных особ и, конечно, Принца на белом коне либо верного рыцаря.

• Сага
Главное действующее лицо – Вечная Любовь, не иссякающая десятками лет. Большое внимание уделяется мельчайшим подробностям насыщенной жизни героини – от нежной юности до первых седых волос.

• Романтика для школьниц
Отдельный жанровый пласт – книги для девочек-подростков о первой любви, исполненные сентиментальности.

Секреты женской прозы

Тщательно выстроенный сюжет и яркие образы героев – лишь часть писательского успеха. Не менее важный момент – повышенное внимание автора к тонкостям и оттенкам.

— Согласно статистике, хитами продаж в жанре женской прозы становятся книги, в которых читатель узнает окружающую обстановку. Место действия может быть любым – даже другая планета, но узнаваемые детали реального мира непременно должны присутствовать.

— Конфликт – краеугольный камель любого женского романа. Географические и ментальные препоны, вечно неудовлетворенное желание героев, происки врагов и завистников придадут повествованию необходимый темп и остроту.

— Не стремитесь свести отношения персонажей исключительно к вздохам под луной, иначе читатель начнет зевать. Пламя страсти должно поддерживаться духовным и интеллектуальным общением главных героев, а также многогранностью их характеров.

— Если в сюжете присутствует злая разлучница, не стоит рисовать ее образ полностью отвратительным. Нехорошая женщина должна обладать долей запретного притяжения, чтобы путь к Настоящей любви не казался герою малиной.

— Идеальная концовка коммерческого любовного романа – хэппи-энд. Но если вы хотите зажечь интерес читателей к своим будущим произведениям, оставьте финал открытым.

Роль женских образов в романе

Популярные персонажи любовных романов оттачивались веками писательского мастерства. Дабы не изобретать велосипед, вы можете выбрать наиболее приглянувшийся из представленных вариантов образов своей героини.

  • Серая мышка, Синий чулок, зубрила с прыщами и прочие неудачницы. В красивом любовном романе неприметная девушка должна превратиться в Принцессу благодаря любви. Процесс метаморфозы долгий и увлекательный, полный сложных препятствий на пути к идеалу.
  • Обеспеченная, ухоженная бинес-вумэн, пользуется уважением окружающих, но полный профан в вопросах личного счастья. Стержень романа – преображение карьеристки в Настоящую Женщину.
  • Красавица без изъянов. Шикарная блондинка или смуглая красотка с раскосыми зелеными глазами. Поначалу производит впечатление вздорной пустышки, но испытав высокой чувство, вырастает нравственно и интеллектуально.
  • Женщина средних лет и посредственной внешности – обладает незаурядным умом, богатым жизненным опытом и безупречным талантом в какой-либо области. Открыв в себе способность любить, расцветает, как орхидея.
  • Искательница приключений. Молодая безбашенная особа, живущая на полную катушку. Не стесняется в выражениях и владеет «чисто мужской» профессией. Влюбившись, чудесным образом превращается из пацанки в леди, не теряя при этом личного шарма.

Лучшие женские романы: Топ-5

  1. Элизабет Гилберт, «Есть, молиться, любить»
    Жизнь героини олицетворяет выход из депрессии посредством ярких эмоций, которые стали отличным лекарством от кризиса среднего возраста и семейных невзгод.
  2. Сесилия Ахерн, «П. С. Я люблю тебя»
    Сентиментальная и очень слезливая книга, рекомендуемая к прочтению тем, кто считает, что в его жизни все беспросветно и выхода нет. Поверьте, бывает хуже.
  3. Фэнни Флэг, «Жареные зеленые помидоры»
    Уютная семейная сага, отлично читается хмурыми осенними вечерами, когда хочется света, тепла и радости.
  4. Анна Гавальда, «Просто вместе»
    Книга о любви и одиночестве, в которой жизненная мудрость сложена из окружающей рутины и отношений обычных людей.
  5. Анна Матвеева, «Завидное чувство Веры Стениной»
    Яркий пример интеллектуальной женской прозы о непростых отношениях и разных судьбах двух подруг. Книга отличается блестящим литературным стилем, которым русские женские романы не так уж часто могут похвастаться.

И напоследок предлагаем посмотреть два полезных видео на эту тему:

Наша Александра Строкина: — Назовусь-ка я Джоанной Гринстоун. Пусть думают — американка!

Покетбуки — дешевые романчики в мягком переплете с названиями типа «Предчувствие любви» или «Таинственный незнакомец» — можно найти в книжных супермаркетах, на уличных развалах или в привокзальных киосках. Их аудитория — женщины. Их время — пока не объявят вашу остановку в автобусе, метро, электричке. Авторы этого чтива — сплошь Джоанны, Глории, Джулии. Но мало кто знает, что за этим звучным иностранным именем вполне может скрываться Марьванна, школьная учительница литературы из Брянска, или прыщавый студент-филолог из ближнего Подмосковья. Или я — корреспондент «КП» Александра Строкина (фамилия и имя автора изменены, дабы не обвинили в продвижении своих романов).

Вопрос о подработке встал передо мной, когда я во Владимире сидела в отпуске по уходу за ребенком. Совет дала подруга — переводчик в одном столичном издательстве:

— Попробуй написать женский любовный роман! Я дам телефон одного редактора.

Писать заметки для газеты — одно дело. А вот роман, пусть даже в легком жанре. Это же книжку написать! Но в издательство я все-таки позвонила.

— А вы в себе не сомневайтесь! — обнадежил женский голос по телефону. — У нас и библиотекари пишут, и учителя. Для начала пришлите краткое содержание будущего романа и пару глав.

Потом редактор сообщила мне, что издательству нужны не просто романы, а зарубежные.

— Наша действительность довольно неприглядна, — давал дальше установку голос в трубке, — а читательницам хочется окунуться в мир дорогих авто и меховых манто. Поэтому лучше, если эти авто-манто будут где-нибудь во Франции, Англии, Америке.

В трубке зазвучали гудки. Вот черт, про деньги забыла спросить!

«Он был простым миллионером. »

Сюжет первой книжки я родила за час с небольшим. Главная героиня 23 лет от роду (похожая на меня) сбегает от мужа-деспота в Нью-Йорк, где при странных обстоятельствах знакомится с миллионером (похожим на Джорджа Клуни). Тут вам и личный самолет, и яхта, и золото-бриллианты, и прочие радости жизни. Все вроде бы прекрасно, но счастью двух влюбленных сердец мешают коварные завистники (типа моей соседки-стервы), которые уже плетут сети интриг. Так что героине придется страдать (но не слишком сильно). Героям удастся преодолеть преграды, стоящие на пути к счастью. В конце книги раскроется одна из главных интриг — лучшая подруга окажется соперницей и змеей подколодной. (Как вообще эта сволочь узнала про моего миллионера? Ладно, разберемся!) Главное — влюбленные наконец вместе, хеппи-энд, всем спасибо, аплодисменты. Уф!

Фабула, согласна, не слишком оригинальна. Но ведь не для критиков пишем! (Пускай они Коэльо читают!) Первые главы своего будущего романа я отправила через пару дней по электронной почте в издательство. Выждала еще пару дней и набрала номер редактора.

— Все отлично, — слышу в телефонной трубке. — Вам удалось ухватить нужную тональность, ее и придерживайтесь. Продолжайте писать, а как будет время, приезжайте, заключим договор. Псевдоним придумайте себе звучный.

Выдумывать было лень, поэтому я просто выбрала наобум. Так появилась на свет американская писательница Джоанна Гринстоун.

Как доехать до Мичигана?

Работа над первым романом шла полным ходом. Страсти кипели нешуточные — персонажи будущей книги ссорились, мирились, снова ссорились. Я трудилась с понедельника по пятницу по нескольку часов в день. Естественно, ребенок вносил коррективы — приходилось отрываться от описания страстной сцены и, окунувшись в реальность, менять памперсы.

Понятно, что ляпов при таком конвейере избежать не удается. Например, как-то мои герои-американцы пошли в лес за грибами. Представляете себе ньюйоркцев с корзинками, полными подосиновиков? Американцы, как позже выяснилось, вообще лесных грибов не едят, так что редактор эпизод с плетеными корзинками уб- рала.

Чтобы подобных ошибок не допускать, я стала подстраховываться в Интернете. Был у меня в романе эпизод, где героиня уезжает на автобусе из родного штата Мичиган в Нью-Йорк. А возможно ли это? Я нашла форум русских эмигрантов в Мичигане и попросила бывших соотечественников проконсультировать меня. Ответ пришел довольно быстро: «Автобусы в Нью-Йорк ходят, но удобнее все-таки самолетом. »

Дойдя примерно до половины своего романа, я отправилась заключать контракт. В издательстве меня встретили приветливо, усадили в кресло и вручили распечатанную болванку договора. В нем значилось, что я обязуюсь на несколько лет передать издательству исключительное право на издание и переиздание своего романа. За это мне полагается гонорар — 500 долларов и. все! (Это за месяц работы над книжкой в 200 листов?!) Никакого процента с тиража, никакой славы под псевдонимом.

Конечно, если в издательство приходит знаменитый писатель, он вправе диктовать свои условия. Но у начинающих авторов ставки примерно одинаковые. Зато работы много. Так, в одном из издательств мне предложили обрабатывать сценарии популярных сериалов. В другом — сотрудничество с известным именем. «Литературный негр» — это человек, который пишет книгу, но вместо его имени на обложке указывается чужое, раскрученное. На вопрос о качестве редактор только хмыкнула:

— У нас работают не писатели, а «написатели».

Москвичей среди авторов не так уж и много — смущают размеры гонораров. Поэтому строчат псевдозарубежные романы уроженцы Брянска, Рязани, Владимира, Ярославля, для которых 500 долларов — тоже деньги.

В «написателях» толкутся, как правило, женщины. Но однажды я столкнулась в дверях издательства с молодым человеком.

— Тоже наш автор, — объяснила мне чуть позже редактор. — Скрывается под женским псевдонимом, естественно.

Сейчас на моей книжной полке стоит несколько книжек, автором которых значится Джоанна Гринстоун. Что привлекает россиянок в подобном чтиве? Главное, мне кажется, — уверенность, что «все будет хорошо». Именно это заставляет женщин покупать любовные романы. И мы, неизвестные авторы, готовы подставить вам, бабоньки, свое надежное бумажное плечо.

Чего еще требуют в сюжетах редакторы?

1. Финансового благополучия. Счастье в женских любовных романах плотно связано с деньгами. Один из героев непременно должен быть богат. Или по ходу сюжета становится богатым, например, благодаря свалившемуся наследству.

2. Обязательно хеппи-энд. Не важно, с какими трудностями столкнутся влюбленные сердца, главное, что в конце концов они будут счастливы и вместе.

3. Любовь-морковь. Собственно, ради этих сантиментов и пишется чтиво. Сюжетов, грубо говоря, не так уж и много: он любит ее, но она не любит его; она любит его, но он не любит ее; оба пылают страстью, но обстоятельства против; о чувствах между ними не могло идти и речи, если бы не обстоятельства.

ЗВОНОК В ИЗДАТЕЛЬСТВО

Мария МАРКОВА, директор по общественным и корпоративным отношениям издательства «Эксмо»:

— Мы своих авторов и их творческий почерк знаем лично и даем это знание читателям. Поэтому с «литературными неграми» не сталкивались. Вот, к примеру, псевдоним Генри Лайон Олди, под которым работают два автора, имена которых вполне известны их почитателям: Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, члены жюри многих популярных премий. Можно ли считать этих уважаемых фантастов «неграми»? На этот вопрос каждый должен дать себе ответ сам. Почему российские авторы иногда берут иностранные псевдонимы? Да примерно потому же, почему творческие люди вообще берут себе псевдоним: более благозвучно, эффектно.

Александра ждет ваших откликов на сайте

Пусть этот гайд поможет всем нам войти в историю.

Здесь и далее фото pexels.com

Написание полноценного произведения — задача амбициозная и требует особой степени усидчивости и методичности. Очень многие хотят стать великими литераторами-современниками, но большинство даже не понимает, как начать писать книгу, не говоря уже о том, как ее раскручивать.

В связи с тем, что сами мы тоже не хотим ограничиваться статьями (пусть и лонгридами), к нам пришла идея составить полноценное руководство для начинающего литератора.

Оно обязательно будет полезно тем, кто хочет понять, как научиться писать книги и преуспеть в этом непростом деле. Если у тебя серьезные намерения, все обязательно получится. Главное — ознакомиться с базовой теорией и применить ее на практике.

Как правильно писать книгу: советы начинающим писателям

Как и в любом начинании, у каждого потенциального Хемингуэя бесконечное количество энтузиазма, энергии и веры в свои силы. Однако по мере написания произведения у части писателей пропадает желание доводить свое дело до конца. Они сталкиваются с реальностью, где все не так гладко: не получается выстроить сюжетную линию, стилистика хромает, а иногда и вовсе нет мыслей и идей.

Чтобы такого не было, надо с самого начала понять, что написание собственной книги — это колоссальная работа, требующая систематики и максимальной вовлеченности. Не стоит опираться на романтизированные образы Чарльза Буковски или Хантера Томпсона, которые могли тусоваться, напиваться и выдавать шедевры.

В реальности они усердно работали и часами сидели над своими черновиками. Только так можно прийти к нормальному результату.

Хорошо, понял, с чего мне начать?

Не обязательно начинать свою карьеру в литературе с многостраничного романа, в котором фигурируют десятки лиц, а события растянуты на несколько лет. Первое время можно пробовать себя в коротких рассказах, которые очень хорошо дисциплинируют и дают понять, как выглядит весь процесс от задумки до ее реализации.

Неплохо, а о чем мне писать?

Если ты решил освоить писательское ремесло, но до сих пор не понял, о чем будешь рассказывать читателю, советуем как следует в этом разобраться. Всех писателей условно можно разделить на две категории.

Первая

Это те, кто пишет ради литературной славы, подпитки своего эго, признания общественности и прочих приятных вещей. Таких людей нередко называют графоманами, и велики шансы, что их труды могут оказаться пустым местом: без логики, интересной истории и глубоких выводов.

Вторая

В эту категорию можно отнести авторов с конкретными замыслами, идеями и реальными историями, которыми они не могут не поделиться. Писательское ремесло для них является органичной формой общения с миром и реализацией своих творческих идей. Они знают, о чем им писать, зачем им писать, и для кого это будет написано.

Буду стараться, а как мне выстраивать сюжет?

Хороший сюжет — это захватывающая история, которую интересно читать не только ради развязки, но и ради самого повествования. Основой твоего сюжета может стать последовательная история с четко выстроенными логическими связями, неожиданными поворотами и приятной манерой повествования.

Порой лучшим сюжетом становится реальная история из жизни, для фиксации которой не нужно ничего выдумывать. Если это захватывающий случай, его точно будет любопытно узнать.

Как бы то ни было, некоторые писатели пишут фантастику, почти не имеющую ничего общего с реальностью. Однако даже здесь они проводят параллели со своей жизнью, откуда черпают вдохновение и идеи для повествования.

Естественно, лучше всего, если твоя история будет уникальной. Тогда при определенной совокупности обстоятельств у нее будут все шансы стать бестселлером. Но для этого надо очень хорошо постараться.

10 дружеских советов тем, кто хочет написать свой первый роман, от писателя Марины Степновой

1. Не пишите о себе. Причем неважно — ненавидите ли вы себя (сочувствую) или любите (бесконечно сострадаю). Читатель хочет живого, интересного героя, а не сотни страниц тягомотных размышлений о том, почему автор так великолепен и сложен, но никто этого почему-то не понимает. Вариант: автор так длиннонос, жалок и кривобок, но внутри все равно, ясное дело, великолепен и сложен, но никто этого почему-то не понимает. Если длинный нос или желание выпасать народы действительно не дают вам покоя, наградите этими качествами вымышленного персонажа, но избавьте его от своей собственной судьбы во всех ее мрачных и извилистых подробностях. Лучшие книги пишут не о себе, а из себя. Разница — колоссальная.
PS Хотите поговорить про Лимонова, Хэмингуэя и прочих мастеров автобиографической прозы? Я тоже хочу. Потому что эти писатели не пишут о себе. Они создают художественных персонажей на основе собственной биографии. Научитесь делать так же — и займете достойное место в пантеоне.

2. Не эксплуатируйте окружающих. Еще один великий соблазн для начинающего автора — чада, домочадцы, соседи и коллеги по работе. У всех у них есть истории, а так же собственные соседи, коллеги, чада и домочадцы. Заведи себе молескин побездоннее и никогда не будешь знать недостатка в сюжетах. Все верно. Люди любят сплетни (особенно смешные) и готовы платить за них лайками и даже репостами. Но если вы действительно хотите написать книгу, а не сборник сетевых баек, придется научиться пользоваться воображением. Хорошая книга — не отражение действительности и не искажение ее. Она просто делает мир лучше.

3. Не сводите счеты. Да, очень хочется. Мне тоже. Потому что вечно кто-нибудь нахамит, наступит на ногу, уволит или получит нобелевскую премию. А вывести мерзавца (или мерзавицу) в отрицательные персонажи — значит, сэкономить на психиатре и вообще, на душе сразу светлее. Сдержите этот благородный порыв ради жизни на земле. Во-первых, узнав себя, самые нервные прототипы могут вас побить (возможно, ногами). Во-вторых, конечные злодеи хороши только в детских сказках и фильмах определенной категории. Если уж очень хочется свести счеты с тем, кто наплевал вам в суп, возьмите самую мерзкую его черту (одну) и подарите ее самому любимому своему герою. Да-да, тому самому, который сложен и великолепен, как вы. Возможно, это не станет началом новой прекрасной дружбы, но совершенно точно подарит читателям любопытного и необычного героя.

4. Пишите только о том, что чешется. Хорошие писатели пишут только о том, что волнует их по-настоящему. Что беспокоит лично вас? Мировое зло? Неразделенная любовь? Статистика абортов и разводов? Трудно ли быть богом? Вот об этом и пишите. Настоящую, искреннюю, важную книгу невозможно написать с холодным носом. Если же вас не волнует ничего, кроме собственной персоны — поздравляю, вы счастливый человек. Выдохните и не пишите вообще. Мир будет полон благодарности.

5. Избегайте подробностей. Черт, как известно, сидит в деталях и частенько выпрыгивает оттуда, чтобы сыграть с начинающими авторами злую шутку. Стоит чуть зазеваться и здравствуйте многостраничные описания чего угодно, напоминающие помесь между руководством по эксплуатации парогенератора (вольный Google-перевод с китайского) и списком того, что непременно надо взять с собой на дачу. Она приоткрыла пухлые малиновые губки и персиковая кожа на ее щеках заалела, как маков цвет. Левой рукой с округлой косточкой на изящном запястье она взялась за блестящую ручку правой задней дверцы моей новой машины (объем 2,3 л, топливо АИ-92, мощность 113 л.с., привод задний). Я почувствовал, как упругая волна поднялась. Ну и так далее. Читатель заснет (или умрет со смеху) еще на стадии персиково-малинового компота. На самом деле ваша задача — подключить воображение читателя, а не завалить его ненужными подробностями. Каждый сам представляет себе и красивую девушку, и лучшую в мире машину, и великую любовь. Ваша задача выбрать одну-две детали — и с их помощью создать полноценный образ, который каждый читатель узнает (и дополнит) сам.

6. Воюйте со штампами. Да, я знаю, что мы все говорим конструкциями и штампами. Это действительно очень удобно и, собственно, позволяет нам понимать и быть понятыми. Но вот литературные штампы — великое зло, с которым вам придется сражаться всю жизнь. Косые лучи заходящего солнца, уже упомянутые пухлые малиновые губки, скупые мужские слезы, загадочная русская душа — список, поверьте, очень длинный. Не пишите так никогда, ладно? Это не просто плохо. Это чудовищно!

7. Не говорите красиво. Иногда, борясь со штампами, начинающий автор уходит так далеко, что заходит с другой стороны и начинает выражаться, как герои Платонова, инфицированные персонажами Хармса. Неистово кудрявить каждую фразу так же смешно (и жалко), как и хватать первые подвернувшиеся под руку слова.

8. Забудьте про читателя. Не пытайтесь понравиться целевой аудитории. Тем более, не пытайтесь ее вообразить. Не бросайтесь писать про зомби или вампиров, потому что они в моде — вы все равно не успеете. Секрета бестселлера не знает никто. Пишите книгу для себя, исключительно для себя. И ни для кого больше. И неважно — издадут ее или нет, прочитают, поймут ли. Все неважно. Главное — вы расскажете эту историю. Возможно, тогда вы действительно напишете неплохую книгу. А, возможно, и нет.

9. И про премии тоже забудьте! Хотите постоять на сцене с статуэткой в руках? Запишитесь в самодеятельность. И рано или поздно статуэтка (или хотя бы грамота) вас настигнет. Невозможно написать хорошую книгу, подгоняя ее под требования той или иной премии. А вы ведь, кажется, собирались написать именно хорошую?

10. Не пишите за деньги. И для денег — тоже не пишите. Нет, я не призываю вас раздаривать рукописи издателям, брататься с пиратами и раздавать книги у метро. Просто не ставьте своей целью стать богатым и знаменитым писателем. Во-первых, их мало. Во-вторых, большинство из них стали богатыми и знаменитыми не потому, что стремились к этому. А потому что просто хотели написать самую важную для себя книгу. И написали ее. Ну а вы-то чем хуже?

Вдохновение, конечно, важный элемент для писателя, но если не знать принципы построения хорошей истории, то никакое вдохновение не поможет автору написать отличный рассказ, повесть или роман.

Представляем список книг, который поможет начинающим (и не только) писателям освоить писательское мастерство:

Перед вами сборник лекций и практических заданий для тех, кто хочет научиться писать легко. Автор помогает справиться с разнообразными сложностями писательского труда, рассказывая о несложных правилах сочинения текстов. Соблюдая их, можно убедиться в правоте Ольги Соломатиной, которая утверждает, что писать может каждый!

Ольга Соломатина — журналист и медиатренер. Она училась на факультете журналистики МГУ и уже почти 20 лет работает в издательском доме «Коммерсант», из них шесть лет — редактором спецпроектов.

Она автор книг «101 совет по работе со СМИ», «Женщины-легенды: сильный слабый пол», «101 совет по работе в социальных сетях». Кроме того, Ольга ведет собственные учебные программы по работе со СМИ и курс «Писать легко», по материалам которого составлена эта книга.

Если вы собираетесь написать книгу, знайте: ваш безупречный стиль, красивые метафоры, яркие персонажи, достоверность событий могут и не сработать, если сама история будет неинтересной. История должна интриговать и держать внимание читателя до последней фразы, потому что наш мозг воспринимает такие истории как жизненный опыт, необходимый для выживания. По такому принципу построены все шедевры мировой литературы. Зная о реакциях мозга на тот или иной сюжетный ход — например, о его способности проецировать проблемы героев на своего обладателя и подсознательно искать лучший выход из сложной ситуации или о стремлении разбираться в чужих ошибках, чтобы совершать поменьше своих, — можно сконструировать бестселлер.

Лиза Крон, базируясь на последних достижениях неврологии и когнитивной психологии, дает писателям очень важные советы и подсказки. В книге «С первой фразы», написанной с тонким юмором и глубоким знанием темы, вы также найдете примеры из романов, сценариев и рассказов. В каждой главе рассматривается один из аспектов работы мозга и даются советы по применению этого знания на практике.

Прочитав сто детективов, сто первый ты легко можешь написать сама. Из всего разнообразия жанров девушкам хорошо удаются любовные, детективные и мистические романы. Эти жанры лучше всего соответствуют нашей тонкой душевной организации, богатому воображению и эмоциональной щедрости.
Любовный роман
Целевая аудитория
Трепетные женщины с еще не устроенной личной жизнью, надеждами на лучшее будущее и большим количеством свободного времени.
Писать любовный роман лучше всего под англосаксонским псевдонимом, этим ты вызовешь большее доверия, чем Наташа или даже Маргарита. Преимущества любовного романа перед прочими жанрами в том, что эго приятно перечитывать.
Героиня
Она может не быть красавицей, но в ней обязательно должна присутствовать некая изюминка. Удачно получится, если героиня будет уверена в том, что она просто уродина, в то время как окружающим очевидно, как она хороша. В ее биографии обязательно должна быть драма, заставляющая ее бежать от семейного счастья. Развод родителей, а еще лучше полное их отсутствие.
Герой

Для героя главное – понимать загадочную женскую душу во всем ее богатстве и разнообразии. Неплохо, если к этому качеству прибавляется еще и высокий рост, могучий торс и проницательный взгляд. А вообще-то, обаятельные некрасавцы в качестве героя всегда лучше. Подозрительная женская аудитория никогда не поверит в добрые намерения персонажа, если он будет хорош собой.

Интрига
Все события должны строиться вокруг невозможности героев быть вместе. Причиной может быть строгая жизненная позиция героини, злые происки врагов, родители, а еще лучше – все вместе. Чем больше преград преодолеют персонажи на пути к счастью, тем лучше будет читаться роман.
Стиль и художественные приемы
Героев время от времени полезно помещать в смешные, нелепые или глупые ситуации, где они могут доказать, что все человеческое им не чуждо. Героиня, например, может перебрать коктейлей на вечеринке у посла, и после выложить Герою все свои секреты. Герой же может смешно запутаться в застежках корсета любимой. Несомненное преимущество жанра – возможность увеличить количество авторских листов за счет диалогов о любви. Также не стоит сдерживать себя при описании нарядов персонажей. Особенно советуют выражения «кипенно-белые кружева», «дымчатый шелк», «горностаевый подбой»…
Лирические пейзажи, которые все, как правило, пропускают в школьной хрестоматии, будут уместны и даже необходимы в этом жанре. Например, «влажные шорохи ночного сда».