Как фотографировать панорамы

Всего каких-то 10 лет назад для съемки панорамы требовалось большое мастерство, оборудование (хороший штатив как минимум), а также длительная работа в графическом редакторе. А сами панорамные снимки не были массовым видом фотографии. Сегодня снять качественную панораму может каждый, для этого понадобиться только смартфон или фотоаппарат. Штатив, без которого панорамная съемка раньше была немыслима сегодня можно назвать опциональным аксессуаром. А ручная обработка и склейка панорамных снимков из отдельных кадров остается уделом фанатов ручного труда.

Пример красивой панорамной картинки (с) David Califoux

Съемка панорамы на смартфон

У всех современных смартфонов, и даже устройства трех- и четырехлетней давности, есть специальный режим съемки панорам. Включается он по-разному в зависимости от конкретного производителя, от версии операционной системы или программной оболочки. На iPhone 6 нужно просто включить камеру, а затем горизонтальными свайпами добраться до панорамного режима. В общем случае с Android вам нужно вызвать меню режимов съемки. У Sony для этого есть отдельная кнопка, в последних моделях Huawei нужно сделать свайп вправо.

Панорамный режим на iPhone 6S

Панорамный режим на iPhone 6S и Huawei Honor 8

После этого вам остается только нажать на кнопку съемки и поворачивать смартфон в том направлении, которое указывает стрелка на экрана и стараться не опускать и не поднимать его. На iPhone вы можете изменить направление проводки, можно снимать в направлении справа налево, а можно слева направо. Делается это простым касанием по экрану. В некоторых Android-смартфонах изменить направление съемки нельзя.

Пример панорамы снятой на iPhone

Держать смартфон лучше вертикально, в этом случае разрешение итоговой картинки по высоте будет больше и панорама будет смотреться более пропорционально. И, кстати, совершенно не обязательно снимать до тех пор, вы не пройдете весь «путь» индикатора съемки. Прервать съемку можно в любой момент, а в памяти сохранится ровно то, что вы сняли до нажатия на кнопку «стоп».

Съемка панорамы фотоаппаратом

Многие фотокамеры (компактные, зеркальные и беззеркальные – не важно) тоже позволяют снимать панораму в автоматическом режиме. В фотоаппаратах разных производителей отличается только способ активации панорамного режима. Скажем, в беззеркалках Sony (включая профессиональные фуллфреймы A7/A7R/A7S) достаточно передвинуть селектор режимов съемки (это такая круглая «шайба» на верхней панели камеры) в положение с панорамой.

Панорамный режим в камере Sony

А в камерах Nikon (вроде D3300 и D5500) нужно поставить главный селектор в режим «Effects», а затем выбрать панорамную съемку. Камеру можно держать в руках, но если вы воспользуетесь штативом, результат будет лучше. По крайней мере штатив позволит вам поворачивать камеру, держа ее строго горизонтально. Вручную это сделать сложнее.

Съемка панорамы на Nikon D3300

Готовая панорама будет хранится на карте памяти – там же, где и все остальные ваши фотографии. В дорогих и профессиональных камерах отдельного панорамного режима может и не быть. Предполагается, что профессионал сам знает, как нужно снимать и обрабатывать панораму. Впрочем, в одном из следующих материалов мы расскажем от том, как сделать панораму в полностью ручном режиме и самостоятельно «собрать» ее в фотошопе.

Важные мелочи

В режиме панорамной съемки камера делает серию отдельных картинок, а затем объединяет их в одну. И если вы будете понимать этот принцип, вас не будут удивлять некоторые артефакты. Например, если во время съемки в кадр попадет птица, то на конечной панораме птиц может оказаться несколько. Поэтому старайтесь делать панорамы так, чтобы в кадре не было движущихся объектов – людей, машин, животных и прочего. Еще один немаловажный момент – старайтесь не делать панорамы там, где есть сильные перепады яркости – камера замеряет экспозицию по первому кадру, так что при перепаде уровня освещенности, часть панорамы может оказаться слишком темной (вплоть до чисто черного цвета) или же полностью пересеченной. Исправить это в фоторедакторе в большинстве случаев вы не сможете.

Фотография реки Колорадо — результат соединения 33 изображений

Еще во времена пленочных камер создание панорамной фотографии означало либо покупку конкретной дорогой камеры, либо проведенные в темной комнате часы за соединением изображений вместе путем перекрытия на фотобумаге. Панорамные фотографии были сферой исключительно профессионалов, имеющих время и средства для создания великолепных широкоугольных снимков.

Но теперь, в эпоху цифровых технологий, стало достаточно просто создавать панорамные изображения на домашнем компьютере, тем более с учетом достижений в области программного обеспечения. Но все-таки есть некоторые общие рекомендации, которые помогут вам увеличить шансы на съемку отличных панорам, потому что не стоит рассчитывать на то, что вы легко сможете исправить абсолютно все при постобработке.

Если в вашей камере есть режим съемки панорамы, используйте его

У большинства компактных камер за пределами самой базовой модели есть малоиспользуемый режим для создания панорамных изображений. Этот режим выполняет несколько функций.

Во-первых, он использует дисплей камеры, чтобы отобразить ваш последний снимок, а затем просмотреть в режиме реального времени следующий. Это делается для того, чтобы помочь выстроить изображения и наложить их одно на другое. Он также отвечает за то, чтобы сохранять настройки экспозиции между снимками, в отличие от того, как это обычно делается. Кроме всего в этом режиме также регулируется освещение на всех фотографиях, что значительно облегчает работу со склеиванием снимков на компьютере. Изображение, приведенное ниже, было создано при использовании режима панорамы и съемки более 25 изображений со старой моделью: компактным фотоаппаратом Canon SD630.

Фотография BoulderRiver — результат соединения 26 изображений

Наложение

Перекрытие — одна из важных областей создания панорамного изображения. Лишь один промах с недостаточным перекрытием может испортить весь широкоугольный снимок. Никто не хочет видеть фотографии Большого Каньона с белой прорехой посередине. Большинство фотографов утверждают, что достаточно 15% перекрытия. Но вам придется немного поэкспериментировать со своей конкретной камерой, чтобы найти ту самую «золотую середину».

Держите уровень

Удержание горизонтального уровня камеры становится более важным, поскольку вы объединяете несколько изображений. Если вы снимаете четыре или пять изображений, вам не о чем беспокоиться. Но если это снимок-монстр, состоящий из 40 частей — уже совсем другое дело.

Подумайте об этом таким образом; ваш объектив — это изогнутый кусочек стекла. Когда уровень остается неизменным, все части картины перед ним входят внутрь и попадают на датчик под примерно одинаковым углом. Но если вы сдвинетесь, скажем, на 45 градусов, у вас исказится перспектива. Отдаленные объекты, например, горы на заднем плане, отобразятся под гораздо более острым углом, нежели объекты переднего плана. Для одного изображения это не проблема, но для панорамы создается эффект веера, что не так уж легко исправляется в фоторедакторе. Это означает, что при панорамировании камеры слева направо отдаленные объекты будут как бы «раскладываться веером» и достаточного перекрытия не будет. Кроме того, они будут искажены и изогнуты из-за угла, под которым отраженный от них свет попадает в камеру.

Это лучше всего показано в примере ниже, снятом в каньоне Bryce, штат Юта. Фотограф попытался развернуть камеру слишком сильно, чтобы захватить больше каньона в кадре. Но отдаленная линия горизонта естественным образом исказилась, поскольку использовался 16-миллиметровый объектив. Это искажение было слишком велико, чтобы потом исправить его на компьютере, и в результате получилось искривленное изображение, которое вы видите ниже.

Выбирайте значения правильно

Вот еще один полезный урок. Если вы используете зеркальную или другую камеру, у которой нет удобного режима панорамы, вам нужно настроить все значения в ручном режиме. В противном случае вы получите такое изображение, как показано ниже.

Вы видите разницу в экспозиции на горизонте? Компьютер смог достаточно хорошо выровнять каньон на переднем плане, но не смог выровнять все небо. Если бы фотограф настроил камеру вручную, этого не произошло бы. Также важно сканировать всю картину, отмечая диафрагму и скорости затвора, которые предлагает камера, затем выбрать одну пару настроек (примерно посередине или же немного темнее), чтобы убедиться, что все детали неба сохранены. Когда настройки скорости затвора и диафрагмы подобраны, тогда и придет время для съемки.

Проверьте все изображение на наличие движения

Иногда на панорамах допускается размытие или «раздвоение» людей, автомобилей, самолетов или других движущихся объектов. Но слишком много размытых пятен (которые появляются, когда компьютер находит части перекрывающихся секций, где элементы не выстраиваются в линию) может испортить снимок. Так как вам нужно фотографировать очень быстро, иногда такого движения просто не избежать.

Будьте осторожны с широкоугольными объективами

Снова возвращаясь к изображению в пункте №3. Еще одна ошибка в нем заключалась в том, что съемка велась слишком широким объективом. Если бы фотограф использовал объектив ближе к 50-миллиметровому и сделал несколько проходов, искажение на расстоянии уменьшилось бы и, возможно, это спасло бы снимок. Хороший широкоугольный объектив не всегда производит хорошие панорамные снимки. Иногда лучше делать несколько проходов в одной и той же картине с достаточным перекрытием.

Смотрите наверх, смотрите вниз, смотрите всюду!

С новым программным обеспечением вы не ограничены только одним проходом слева направо, чтобы захватить желаемый кадр, поэтому не бойтесь совершать больше одного прохода. Начните с прохода слева направо (или сверху вниз), а затем переместитесь вверх или вниз, чтобы захватить больше деталей и сделать еще один проход. Помните о правиле перекрытия и о том, что оно теперь относится не только к боковым сторонам кадра, но также к перекрытию сверху и снизу.

Не забывайте про вертикальные панорамы!

Вертикальные снимки часто игнорируются. Все описанные принципы применимы к вертикальным фотографиям ровным счетом так же, как и к горизонтальным. Поэкспериментируйте со зданиями или водопадами, а затем начните искать другие вертикали для съемки.

Вам вовсе не нужны модные и дорогие камеры для создания хороших панорамных изображений, просто немного понимания того, как это делается, и практики.

Видеоканал Фотогора

Панорамная фотосъёмка – это сравнительно новый и очень эффектный режим имеющийся только в компактных цифровых фотокамерах. Однако, даже если в вашем фотоаппарате нет режима панорамной съёмки, вы всё-равно сможете сделать отличный панорамный снимок.

Для того, чтобы снять качественную горизонтальную панораму, прежде всего установите ваш фотоаппарат на штатив, проверьте стоит ли камера строго горизонтально (на хороших штативах обычно есть 2 или 3 водяных уровня – пузырёк воздуха или шарик должны быть точно посередине колбы).

Установив фотоаппарат на штатив, убедитесь, что камера может вращаться
только вдоль горизонта и надежно зафиксирована от вертикального перемещения.

Всё что было сказано о съёмке пейзажа, полностью совпадает при фотосъёмке панорамы, потому, что панорама — это обычно тот же пейзаж, только с другими пропорциями кадра.

Как фотографировать панораму

Итак, настройте свою фотокамеру и снимите первый кадр панорамы. Далее, не выходя из режима панорамной съёмки, поверните головку штатива вдоль линии горизонта не перемещая при этом штатив. Произведите второй снимок панорамы, предварительно убедившись в наличии небольшого перекрытия с первым кадром.

Продолжайте фотографировать кадр за кадром, не забывая о небольшом перекрытии предыдущего и последующего кадра панорамы. Если вы остановитесь развернувшись спиной к исходной точке фотосъёмки панорамы — у вас получится 180° панорама. Если вы продолжите снимать панорамные кадры пока не вернётесь в позицию первого кадра — у вас получится круговая (360°) панорама.

Технология фотосъёмки панорамы

Технология фотосъёмки панорамы

Как сфотографировать панораму если в
фотоаппарате нет режима панорамной фотосъёмки?

Если в вашем фотоаппарате нет режима панорамной съёмки, то вам скорее всего придётся оценивать перекрытие кадров по памяти. Профессиональные фотографы-панаромисты используют для съёмки панорам специальные панорамные головки для штатива, имеющие шкалу для более точного совмещения панорамных кадров во время фотосъёмки

Если в вашем фотоаппарате нет режима фотосъёмки панорамы снимайте панорамные кадры в ручном режиме М или в режиме приоритета диафрагмы A (Av), с отключенной автофокусировкой (AF/MF переключить в MF)

При фотосъёмке панорам в ручном режиме очень удобно использовать такую хитрость: измерьте экспозицию или сделайте несколько пробных снимков разных участков будущей панорамы в режиме приоритета диафрагмы — A или Аv. После этого вам останется в ручном режиме М установить такую же диафрагму и усреднённое значение выдержки

Почему для панорамной фотосъёмки
рекомендуется режим приоритета диафрагмы?

Неодинаковая глубина резкости на кадрах панорамы может привести к неточному сшиванию финальной панорамной фотографии, а используя режим приоритета диафрагмы мы можем выдержать глубину резкости для всех кадров панорамы одинаковой. При этом, снимать нужно с фокусировкой в ручном режиме, настроив нужную резкость только при съёмке первого кадра панорамы — на остальных кадрах фокусировку уже не трогать!

Почему при фотосъёмке панорамы иногда
приходиться использовать ручной режим экспозиции М?

Если вы будете фотографировать панорамные кадры в полуавтоматическом или автоматическом режиме ваш фотоаппарат будет сам подбирать разную экспозицию для каждого кадра панорамы и в результате, при большом перепаде яркостей снимаемой панорамы вы получите кадры различающиеся по цветовой гамме и яркости и вам будет сложно выровнять экспозицию на готовой панорамной фотографии — будут заметны стыки исходных фотографий.

Как правильно сфотографировать панораму
если в фотоаппарате нет ручного режима М?

В таком случае можно попробовать экспобрекетинг. Для этого снимите каждый кадр панорамы по три раза, корректируя экспозицию на 1/2 вниз и 1/2 вверх. Как это сделать? Найдите на вашей камере кнопочку с таким вот символом [+/-]. Позже, когда вы будете «сшивать» панораму, вы сможете вручную выбрать кадры подходящие по экспозиции.

Чем и как сшить панораму?

Когда придёте домой, поищите компакт диск из комплекта вашего фотоаппарата, там наверняка есть программка которая называется как-то вроде panorama stitcher (сшиватель панорам). Это может быть не отдельная программа, а функция в более сложной программе, например Adobe Photoshop начиная с 10 версии (CS3) умеет очень качественно сшивать панорамные снимки. Какой программой вы будете сшивать панораму особой разницы нет — главное здесь хорошо отснять исходные кадры панорамы. Зато результат может быть потрясающим!

Такую панорамную съёмку уже не исправить!

Панорамы бывают не только горизонтальные — таким же образом можно снять и очень высокое здание, которое не вмещается в один кадр. Это будет вертикальная панорама. А можно сделать снимок с супер разрешением, объединяя несколько рядов панорамных снимков в одной большой фотографии.

3. Для панорамы необходимо сделать фотографии с перекрытием примерно на четверть, т.е. не нужно пытаться соединить кадры “на глаз”, это за вас будет делать потом программка. На данном этапе нужно дать программке простор для стыковки кадров, поэтому лучше сделать больше перекрывающих друг друга кадров, нежели потом оказаться перед фактом пропущенного или нестыкуемого объекта на панораме.

4. Используйте одинаковое фокусное расстояние для всех снимков одной серии панорамы. Причем желательно, по возможности маленького, чтобы дать больший охват сцены.

6. Фотографируйте в ручном режиме фокусировки. Авто фокус на разных кадрах будет фокусироваться на разных объектах, что приведет к тому, что в окончательной версии в одной части панорамы будет в фокусе близлежащий куст, например, а в другой – дальний холмик. Человеческий глаз бессознательно это сразу засечет Поэтому при фотографировании панорамы делаем так: в режиме автофокуса фокусируемся на каком-нибудь объекте, учитывая, что фокусная плоскость сохранится на всех остальных снимках, переводим объектив в режим ручного фокуса и фотографируем дальше.

7. Еще один полезный совет, некогда вычитанный из книги Скотта Келби “Цифровая фотография”, сфотографируйте палец перед началом съемки панорамы и два пальца после последнего кадра. Хотя я просто закрываю объектив рукой, чтобы получить черный кадр, который поможет во всем ряду более или менее одинаковых кадров быстро найти именно эту серию для панорамы

Панорамными принято называть фотографии особого формата, когда соотношение сторон составляет 1:3 и более. В таких пропорциях очень выигрышно и гармонично смотрятся красочные природные пейзажи, архитектурные сооружения, не вмещающиеся в стандартный формат. Такие снимки – прекрасный исходный материал, чтобы в дальнейшем изготовить различные фотоподарки для родных, друзей и коллег: замечательные фото на холсте, удобные и полезные настенные и настольные фотокалендари.

Задумывались ли Вы, в чём секрет магической привлекательности панорамы? Отчего взгляд непроизвольно выхватывает из множества фотографий панорамный снимок, выделяя среди прочих? Отчего обычный, казалось бы, кадр, растянутый до соотношения сторон 1:3, так активно стимулирует наше сознание? Ответ прост. И основывается он не на особой магической силе панорамного снимка, а на специфике нашего зрения и законах оптики.
Дело в том, что панорамное фото по углу обзора в наибольшей степени приближено к естественному для человека изображению при взгляде двумя глазами.

Как снимать

Панорамные снимки подразделяют на несколько видов:

  • Обычные линейные. Характеризуются соотношением сторон 1: 3 и более;
  • Вертикальные. Панорама развёрнута не вдоль горизонта, а перпендикулярно ему;
  • Мозаичные. Панорама имеет ломаную конфигурацию и состоит из отдельных горизонтальных и вертикальных участков;
  • Круговая панорама. Кадры для неё снимают с одной точки, последовательно перемещая камеру по кругу на полный оборот. Съёмка завершается там же, где и начиналась.

Как осуществляется панорамная съёмка?

  • Для начала определитесь с сюжетом будущего шедевра.
  • Выберите удобную для съёмки точку и установите штатив.
  • Вращая камеру на штативе, внимательно просмотрите через видоискатель будущую панораму по отдельным кадрам и сосчитайте их количество. Не забывайте, что каждый следующий кадр должен перекрывать предыдущий примерно на треть.
  • Приступайте к съёмке.

Многие опытные фотографы, специализирующиеся на панораме, производят покадровую съёмку камерой в вертикальном положении. Они считают, что таким образом расширяют пространственное восприятие изображения. К тому же, из таких кадров проще скомпоновать панораму. Лишнее всегда можно отрезать. Попробуйте такой приём, правда количество кадров придётся сделать заведомо больше.

Сколько кадров следует делать

Количество кадров для «склеивания» панорамы не должно быть менее 3-х. А лучше 4-х, если учитывать необходимый «перехлёст» соседних кадров на 30-50%.

Если Вы планируете сделать круговую панораму, то кадров потребуется больше — от 6 до 9, смотря на какую величину «перехлёста» кадров Вы ориентировались. И это при стандартном, горизонтальном положении фотокамеры. Если же Вы предпочли её вертикальную ориентацию, то снимков понадобится ещё больше – не менее 12.
Многие считают лучшим для панорамной съёмки 50-ти миллиметровый объектив. С таким объективом для полноценной панорамы Вам придётся выполнить не менее 16 горизонтальных или 24 вертикальных снимков.

Несколько общих рекомендаций

  • Штатив с поворотным механизмом в значительной степени облегчит Вам жизнь при съемке панорамы;
  • Все кадры, составляющие панораму, должны быть одинаково экспонированы и сняты с постоянной фокусировкой;
  • Движущиеся объекты в кадре могут сильно испортить качество изображения, избегайте их;
  • Контролируйте горизонт. Не допускайте, чтобы камера «заваливалась» во время съёмки;
  • При построении кадра не размещайте важных для сюжета объектов поблизости от его верхней и нижней границ. Просто они могут быть потеряны или некрасиво обрезаны при компоновке панорамы.
  • Освещённость. Практически все источники информации сходятся в одном: лучшее время для съёмки панорам (городских и природных пейзажей, объектов архитектуры) – это утренние или вечерние часы, когда солнечный свет не такой резкий и контрастный, как днём. Серию снимков для панорамы следует снимать достаточно быстро, чтобы освещённость составных фрагментов будущей панорамы была одинаковой.
  • Доверяйте электронике. Некоторые операции вполне можно доверить автоматике. Чтобы избежать случайных толчков камеры при нажатии на спуск, стоит использовать такое простое устройство, как спусковой тросик. Или довериться автоматической съёмке в режиме автоспуска.
  • «Склейте» панорамный снимок в Фотошопе из отдельных отснятых кадров. Для тех, кто не имеет Фотошопа или не владеет им, в Интернете существует множество простейших программ по созданию панорам.

Главное – не сдерживайте фантазию, дайте ей волю.
Нарабатывайте приёмы, накапливайте опыт.
Не бойтесь эксперимента – и мир вокруг станет интересней и красочнее!

Панорама — это снимок, который отображает большое пространство по горизонтали или по вертикали. Обычно такие снимки делают склейкой нескольких фотографий. Панорамная фотография считается отдельным жанром в фотографии.

1. Выбираем место съемки

Для того, чтобы панорама получилась привлекательной, следует выбрать хорошее, красивое место для съемки. Множество удивительных мест есть вокруг каждого из нас. Нужно только присмотреться. Очень распространена панорамная съемка городского вида и пейзажа, но не стоит забывать об интерьерной панорамной съемке.

2. Настройки фотоаппарата

Многие камеры имеют панорамный режим съемки. Этот режим сильно упрощает съемку. Дело в том, что каждый следующий снимок должен перекрывать предыдущий не менее чем на 30%. Специальный режим отображает часть предыдущего снимка, что позволяет правильно выбирать кадрирование. Настройки выдержки, диафрагмы и баланса белого должны быть одинаковы для всех снимков. Если говорить проще, экспозиция всех фотографий должна оставаться неизменной.

3. Как снимать панорамы?

Делая кадры один за другим, каждый последующий должен перекрывать около 30% предыдущего кадра. Это нужно для того, чтобы между снимками не было зазоров и для того, чтобы программа сборки панорамы определила общие точки и на обеих снимках и сопоставила их. Очень важно при съемке панорамы сохранить перспективу. Это значит, что делать все кадры нужно находясь на одном месте. Для этого отлично подойдет штатив. Желательно не снимать с рук. Такая съемка в некоторых случаях может привести к смазыванию кадра. Фокусное расстояние также должно быть неизменным для всех снимков.

4. Сборка панорамы

Вернувшись домой можно приступить к сборке панорамы. Существует множество специализированных программ, которые отлично справляются со сборкой. Можно воспользоваться Canon PhotoStitch, AutoStitch, Panoweaver или прибегнуть к помощи более мощных продуктов, таких как Photoshop или AutoPanoGiga. Последнее является специализированным ПО для сборки панорам.

5. Практика фотографии

Разобравшись с принципами фотографирования и обзаведясь программными и материальными инструментами, можно идти заниматься практикой.

Фото для затравки 🙂

На этом уроке я расскажу как сделать снимки для панорамы и покажу как их склеивать.
Казалось бы, все просто. Нащелкал подряд несколько кадров и склеил их в графическом редакторе. С этим даже мыльницы и смартфоны давно справляются. Однако, есть несколько рекомендаций, игнорирование которых может сильно затруднить дальнейшую работу. Качественно и правильно отснятый материал — залог легкой склейки и здоровой нервной системы 🙂

Это не жесткие правила, а общие рекомендации, облегчающие дальнейшую работу.
1. Горизонтальные панорамы снимаются вертикальными кадрами. Вертикальными панорамы (да, такие тоже есть) снимаются горизонтальными кадрами. Такая съемка позволяет захватить больше пространства.
2. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем легче склеивать отдельные кадры. Меньше искажения перспективы — программе легче найти и соединить ключевые точки соседних кадров. Желательное фокусное — это от 35 мм. Никто не запрещает сделать исходники на 24 или 16 мм., но будьте готовы дорисовывать не стыкующиеся линии, обрезать края панорамы, стягивать соседние кадры в ручную и так далее.
3. Соседние кадры должны быть сняты с перекрытием. Желательно 30-50 процентов. Тут все должно быть понятно, программа анализирует изображения и находит общие ключевые точки, по которым соединяет кадры. Делайте больше снимков, особенно, в угловых областях. Будет обидно, если при склейке панорамы обнаружится недостача углов и ее придется обрезать.
4. Все кадры, из которых планируется собирать панораму должны быть сняты с одинаковой экспозицией. Это очень важно! Положившись на автоматику, может случиться так, что разные участки панорамы будут иметь разную яркость. Если в кадр попадает очень яркий источник света, разница в яркости может быть катастрофической. В пасмурную погоду это не сильно критично. Так что, никакой автоматики, если только вы не владеете искусством блокировки экспозиции.
Выберите значение ISO. Сделайте замер по самой яркой значимой области и самой темной в режиме «Приоритета диафрагмы». Прикиньте среднее значение и установите эти значения в режиме «М».
5. Фокусировка должна быть на одном расстоянии. Представляете, как будет выглядеть конечное изображение, когда на одних кадрах фокус настроен на бесконечность, а на других возле ног?
Сфокусируйтесь на 1/3 глубины сцены и переключите фокусировку объектива в ручной режим. Постарайтесь не прикасаться кольцу фокусировки.
6. Съемка со штатива. Крайне желательна, но не обязательна. Если вы, при съемке с рук, научились не заваливать горизонт, то можно обойтись без него. Главное, стараться поворачивать камеру вокруг ее нодальной точки (находится, если говорить упрощенно, на оптической оси объектива в месте пересечения лучей), а не вокруг себя. Иначе, эффекта параллакса (смещение объектов ближнего и дальнего планов)не избежать, что приведет к проблемам при склейке.
Слышал когда-то интересное сравнение: «Представьте, что камера стоит на столбике и поворачивая камеру вокруг ее оси, вы этот столбик обходите (или топчитесь вокруг него, если угодно).» Проще объяснить не могу, поснимаете — поймете.
То же про панорамную головку. Штука дорогая, от ее использования качество только выиграет. Желательна, но не обязательна.

Склейка панорамы.

После съемки и первичной цветокоррекции настало время заняться склейкой. В качестве примера я бы мог предложить набор из фотографий, снятых на объектив с фокусным расстоянием 85 мм. Искажения перспективы, на таких снимках, минимальны и сборка не вызовет никаких затруднений. Это скучно, я предложу хардкорный вариант — двухрядная панорама, состоящая из 28 горизонтальных кадров, снятых с рук на 24 мм.
Архив с исходниками.
Программ для создания панорам можно найти предостаточно. Даже последние версии Lightroom научились объединять фотографии. Я пользуюсь двумя: Photoshop и специализированной PTGui. Последняя обладает большими возможностями. Ей я пользуюсь, когда Photoshop не может справиться с задачей.
Открываем в Photoshop фотографии с фрагментами панорамы.
Файл — Автоматизация — Photomerge.

Нажимаем на кнопку «Добавить открытые файлы», проставляем галочки во всех чекбоксах, убеждаемся, что параметр «Макет» отмечен, как «Авто». Нажимаем «ОК» и ждем завершения операции.

Если результат не удовлетворителен, то можно попробовать изменить параметры «Макет». У каждого пункта есть свои особенности.
Самый нижний чекбокс «Заливать прозрачные области с учетом содержимого» не обязателен, заливка происходит на отдельном слое. При неудовлетворительном результате его можно просто удалить.
Как видно, в нашем случае эта функция сработала не идеально. Видны явные клонированные области. Снимаем выделение и удаляем этот слой.

Мда, это явно не то, что планировалось получить.

Мы расскажем, как делать красивые панорамы и фотографии с охватом 360 градусов, и поделимся лучшими лайфхаками для съемки идеальных фото.

Идеальные панорамы и объемные снимки с охватом 360 градусов можно сделать даже на обычный смартфон. Достаточно установить специальное приложение и следовать нашим советам.

Google Street View: приложение для объемных фото

С помощью приложения Google Street View, которое бесплатно доступно для Android и iOS, можно создавать настоящие 360-градусные фотопанорамы.

Секреты Android и iOS: на что способно приложение «Камера»

Если вы не хотите устанавливать приложение Google Street View, используйте стандартное приложение «Камера», которое есть на любом смартфоне с ОС Android или IOS. Стандартное приложение не позволит сделать настоящий 360-градусный снимок, так как такая съемка не включает в кадр области земли и неба, но результат все равно может получиться вполне достойным:

  • Откройте приложение «Камера» и выберите режим «Панорама». После начала съемки на экране смартфона появится линия, вдоль которой необходимо перемещать устройство.
  • Чтобы сделать снимок с незаметными переходами, медленно поворачивайтесь вокруг своей оси.

Как создать идеальную панораму?

Чтобы у вас всегда получались идеальные панорамный фото, не забывайте о двух важных факторах:

  • Фотографируйте в спокойном окружении: лучше всего, если в кадр не попадут движущиеся люди или машины.
  • Создавайте панорамные снимки в условиях равномерного освещения, чтобы избежать резких переходов на готовой фотографии.

Всякий фотолюбитель наверняка когда-нибудь задавался вопросом: как из нескольких снимков сделать одно панорамное фото? Что для этого нужно? Сложно ли это? Читайте пошаговую инструкцию, с которой вы сможете сделать панорамное фото (панораму) без штатива и без особого труда.

Сегодня я расскажу вам о том, как это сделать легко и просто.

Сделать панораму не просто, а очень просто! Пошаговая инструкция. Современные программы позволяет сделать панораму из снимков, снятых любой камерой, лишь бы кадры накладывались друг на друга. Чтобы у вас не было никаких сомнений относительно способностей вашей камеры делать снимки, подходящие для изготовления панорамы, для этого урока фотографии я сделал камерой телефона.

Приглашаю вас повторить все шаги этой инструкции вместе со мной, используя эти фотографии, которые вы можете

  • скачать по ссылке в архиве с моего Dropbox,
  • или отдельно каждую фотографию с фликра.

Если же вы будете использовать свои собственные снимки, при съемке проследите чтобы между снимками было не меньше четверти общего пространства, и лучше чтобы горизонт не «убегал» между кадрами. На деле может хватить и меньшего наложения, но лучшее, как известно, враг хорошего, потому с перекрытием лучше не перебарщивать.

Для сборки панорамы мы будем использовать Hugin последней версии. На момент подготовки этого урока последней была версия 2011.4.0. Hugin есть в версиях для Windows, Mac OS X и Linux. Все инструкции ниже годятся для версии под любую ОС.

Установка Hugin не представляет сложностей, достаточно скачать установочный пакет и следовать инструкциям установщика.

При открытии Hugin автоматически создает новый проект. Выберем фотографии для панорамы, нажав соответствующую кнопку.

Можно добавить сразу все фотографии одним махом.

Hugin сам определяет свойства объектива.

Жмем «Объединить. » и идем пить чай, особенно если у вас не самый современный компьютер или много снимков большого разрешения.

Как только Hugin объединит снимки, нам откроется окно предпросмотра панорамы.

Для лучшего просмотра результата отключим сетку, убрав галочку в верхней части окна.

У предпросмотра панорамы есть несколько вкладок с настройками, часть из которых нам вообще не интересна в силу того, что основную работу по объединению снимков Hugin уже сделал, а другая часть вкладок нам всё ещё может пригодиться.

На вкладке «Проекция» у нас есть возможность менять способ проецирования снимков и некоторые другие настройки. Например, можно посмотреть как будет выглядеть панорама, если бы снимали её объективом «рыбий глаз»:

Впрочем, сегодня наша цель не спецэффекты, а готовая панорама, потому выберем эквидистантный режим проекции.

На вкладке «Перемещение на плоскости проекции» у нас есть возможность выравнять горизонт на всех кадрах, если вдруг он не выравнялся автоматически. Также мы можем выгнуть горизонт для пущей эффектности:

Чтобы вернуть горизонт в исходное, ровное, состояние нажмем кнопку «Выровнять»:

На следующей вкладке «Кадрирование» жмем кнопку «Автокадрирование» для того, чтобы автоматически обрезать черные края панорамы.

Если результат автоматического кадрирования вас не устроил, можно потянуть за внутренний край рамки и кадрировать так, как нам нужно, например, если мы планируем дорисовать небо и черные поля нас не смущают.

Закрываем окно предпросмотра и жмем «Создать панораму. «

Сначала Hugin предложит нам сохранить проект панорамы:

А потом предложит придумать имя файла для готовой панорамы:

Запасаемся терпением, чаем, кофе, вареньем, печеньем, т.п., минут на 5 🙂

Находим файл получившейся панорамы:

Смотрим любым подходящим просмотрщиком.

Для публикации панораму лучше всего преобразовать в JPEG. Этот можно сделать в любом графическом редакторе или в популярных просмотрщиках.