Как выбрать факультет

Разбираем главные ошибки, даем советы и делимся личным опытом

Каждый год в июле и августе начинается волна поступлений абитуриентов. ELLE girl вместе с онлайн-школой подготовки к ЕГЭ «Вебиум» подготовили советы, как найти вуз мечты и не ошибиться с выбором.

Личным опытом делится Коля Касперский — преподаватель информатики, который прошел через поступление сам и теперь готовит к нему школьников. Если ты сейчас как раз в процессе вступительных, если осенью ты идешь в выпускной класс или пока просто в старших классах — эти советы помогут тебе не ошибиться и точно сделать правильный выбор 😎

❌ Ошибка: Поступать за компанию

Подать документы туда же, куда поступила девушка, парень или большинство друзей — бессмысленно. Может казаться, что близкие знают лучше, но такой выбор не отражает твои собственные желания.

✅ Правильно: Составить список вузов

Накидай вузы, о которых слышала хоть что-нибудь . Если имя на слуху — значит, универ и впрямь влиятельный (за редким исключением).

Добавь вузы из престижных и профильных списков . Например, Forbes составляет рейтинги технических вузов: смотри топ-20, топ-30, топ-100, и не только вузы Москвы и Петербурга. Там же можно узнать какие проходные баллы были в прошлом году.

Отсеивай . Убирай универы, которые по разным причинам не подходят: низкий уровень образования, нет твоей специальности. В идеале ранжировать вузы, используя рейтинги — они обновляются каждый год. Определись с финальными 5-10 вариантами, к которым лежит душа. Однако не обязательно, чтобы место было лучшим из лучших. Может, тебя привлечет новый город или перспективы поехать за границу.

❌ Ошибка: Слушать во всем родителей

Иногда твои потребности идут вразрез с представлениями семьи о том, как ты должна жить. Нормально с ними не соглашаться. Поступив на нелюбимую, пусть и самую престижную специальность, ты будешь страдать. Учиться на юриста, втайне мечтая о подмостках театра, предстоит тебе, а не родственникам-советчикам. Постарайся убедить родителей, что четыре года мучений ничего не дадут.

✅ Правильно: Узнать о вузе из первых уст

Кажется, что если у универа удобный и красивый сайт, то руководству не плевать на приемную комиссию. Но дизайн — показатель работы пиар-отдела, а не уровня образования. Кроме того, вузы часто пишут на сайте формальным языком, в котором невозможно разобраться.

Личный опыт: «Могу сказать, какую ошибку допустил я — повелся на хорошую приемную кампанию. Я подумал, что раз в вузе это круто сделано, значит, весь вуз крутой».

Правдивые отзывы ищи там, где высказываются сами студенты: в группе универа «ВКонтакте», в «Подслушано», на Youtube-каналах. Пиши учащимся, бывшим и нынешним, и уточняй важные для тебя аспекты: есть ли тараканы в общаге, какие цены в столовке, где находится корпус, насколько тяжелая сессия.

👍 Совет

Смотри на отзывы критически. Всегда найдется хоть один недовольный, кто пишет только негатив. Если вуз хейтят все подряд — значит, там действительно не очень. Расставь приоритеты: например, критиковать могут студотряды, но это не так важно, если ты не собираешься в них вступать. А вот если ругают преподавателей, или выплаты стипендий, или [вставь сюда нужный тебе критерий], то поищи вуз с отзывами получше.

❌ Ошибка: Поступать хоть куда-нибудь

Gap year — год, когда ты просто живешь и не учишься — нормальная практика в куче развитых стран. Ничего страшного не произойдет, если ты пропустишь год после школы и потратишь его на работу, путешествие, сидение дома и тупление в TikTok.

Личный опыт: «Я считаю, что жить эту жизнь нужно для себя в первую очередь. Да, здорово заботиться о близких, но если вы счастливы в своей жизни, то делать это значительно проще. А вот жертвенность своим временем ради корочки или чьего-то мнения „надо поступить“ мне не импонирует. Корочка по факту редко что дает, а вот времени, сил и нервов отнимает очень много. Я рекомендую идти в ВУЗ за тем, чтобы набираться сил, энергии, общаться с людьми клевыми, вдохновляться. И корочка тогда будет приятным бонусом, а не целью ради цели».

✅ Правильно: Поступать в крупный непрофильный вуз на профильное направление

Топовые именные вузы готовят студентов по куче специальностей сразу и делают это качественно — взять хотя бы МГУ или СПБГУ. Однако многие универы, которые кажутся узконаправленными, на деле обучают разнообразным профессиям. Не дай одному слову в названии тебя обмануть: Высшая школа экономики — это не только экономика, а в Политехническом университете преподают гуманитарные дисциплины.

Конечно, надо смотреть на каждый факультет и кафедру отдельно. Направления с параллельных институтов могут реализовываться по-разному: например, в вузе может быть отличный факультет дизайна, но отвратительное литературоведение.

👍 Совет

Государство дает бесплатное право на получение одного диплома. Но ты не обязана получать его с первой попытки. Можно отучиться четыре года, не получить диплом, пойти на 1 курс в другой вуз, повторить хоть 50 раз — и это будет все еще бесплатно.

Вопрос о поступлении терзает как выпускников школ, так и их родителей. Ведь от правильности выбора специальности и университета зависит, насколько успешным будет старт карьеры и весь жизненный путь. Многие будущие студенты еще не определились, в какой профессиональной сфере хотели бы работать, поэтому ориентируются на мнение друзей и за компанию поступают в институт, что впоследствии приводит к снижению интереса к процессу обучения.

Для того, чтобы не совершить ошибку, необходимо заблаговременно заняться изучением информации об учебном заведении и востребованности профессий. Полученные теоретические знания и практические навыки в ВУЗе в обязательном порядке помогут выстроить фундамент для становления настоящего специалиста и самореализации.

Как выбрать специальность

Будущая профессия должна приносить удовольствие, финансовое благополучие, пользу окружающим, а также быть по душе. Если у школьника отсутствует четкое понимание, кем он хочет стать, то следует обратить внимание на ряд факторов:

  • Как именно проводиться свободное время;
  • Какие условия считаются комфортными (на свежем воздухе, в помещении перед компьютером);
  • Есть ли увлечения, хобби;
  • Каким видом деятельности занимаются родные и близкие;
  • Какие школьные предметы вызывали интерес и легко давались.

Разобравшись с внутренними желаниями, необходимо переходить к анализу востребованности специальности. Для этого необходимо:

  • Изучать данные по актуальности выбранной специальности, будет ли она популярна в будущем;
  • Обратить внимание на особенности трудового процесса, сложности и препятствия, с которыми можно столкнуться в профессиональной деятельности;
  • Выявить как насколько работа оплачиваемая, можно ли продвигаться по карьерной лестнице;
  • Обращаться к профессиональным консультантам, психологам, применявшим специальные методики и различные тестирования для определения предпочтений по роду занятий;
  • Попробовать свои силы на практике (в свободное время можно подрабатывать, выполнять несложную работу);
  • Прислушиваться к собственному мнению.

Как выбрать университет по предметам

Определившись со специальностью, каждому школьнику приходиться выбирать предметы, по которым необходимо будет сдавать экзамены. В идеале он должен отлично разбираться в этих дисциплинах, чтобы получить наивысшие баллы. Различные ВУЗы выдвигают свои минимумы и максимумы, поэтому будущему студенту следует определиться с профильным предметом и хорошо подготовиться по нему.

При выборе дополнительных дисциплин следует ориентироваться на сдачу самых распространённых вариантов. Получение проходных баллов по ним даст абитуриенту возможность выбирать на свое усмотрение не из одного, а из нескольких учебных заведений.

Как правильно выбрать университет

Помимо выбора специальности перед будущим студентом становиться вопрос, в какое образовательное учреждение поступать. Ведь получение проходных баллов позволяет абитуриенту выбирать образовательное учреждение, в котором ему будет лучше учиться. Кроме того, одно и то же направление подготовки может быть в разных ВУЗах. Поэтом к этому вопросу необходимо также подходить тщательно и обдуманно.

Основные критерии, используемые для определения университета:

  • Предоставление образовательных услуг на высоком уровне (можно ориентироваться достижения успехов в учебе, количество отличников, число научных публикаций, проведение конференций);
  • Трудоустройство (насколько учебное заведение способствует трудоустройству своих выпускников, сколько из них работают по профессии);
  • Профессионализм преподавателей – о уровне квалификации и наборе профессиональных компетенций преподавательского состава можно узнать как при личном общении со студентами образовательного учреждения (например, при посещении «Дня открытых дверей»), так и при изучении научных трудов и других публикаций педагогов;
  • Материально-техническая база – речь идет не только об оснащении и удобстве учебных помещений, но и о библиотеке, спортивном/тренажерном зале, медицинском пункте, столовой, компьютерном парке и доступе к высокоскоростному интернету;
  • Расположение образовательного учреждения, корпусов, какая удаленность от дома;
  • Наличие свободных мест в общежитии;
  • Стоимость обучения;
  • Баллы, полученные по государственным экзаменам.

«Правильным» выбором учебного заведения можно считать тот, который предоставляет возможность абитуриентам наиболее продуктивно погрузиться в процесс обучения и приобрести широкий спектр знаний и умений, соответствующий как личным, так и социальным ожиданиям, направленный на развитие потенциала выпускников.

Говорят, «образование — это сокровище, которое будет повсюду следовать за его владельцем». Автор крылатой фразы не известен, но несомненно прав. Образование — это то, что формирует человека, становится его неотъемлемой частью. Багаж знаний, навыков, знакомств, приобретенный в университете, пригождается на протяжении всей жизни. Куда бы ты ни шел — везде чувствуешь причастность к своему родному вузу, в стенах которого провел не один год, идеи которого вбирал в себя по мере взросления.

К выбору вуза нужно подходить осознанно, серьезно, размеренно. Важно изучать ориентации и идеологии вузов, знакомиться с профессорско-преподавательскими составами, читать отзывы выпускников. Взвешивать все за и против. Специалисты говорят, что нужно начинать изучать «рынок» вузов как минимум за один год до поступления. Искать то, что вам ближе — идейно, духовно, материально. Сегодня рассказываем, как грамотно выбрать выбрать вуз для поступления и не пожалеть об этом выборе.

1. Кем стать?

2. Пятнадцать вариантов

По закону, вы можете подавать документы в пять вузов. А в каждом из них — на несколько направлений — от двух до десяти. Такой расклад повышает ваши шансы на поступление. Обнаружив в конце июля себя в списках на зачисление сразу в несколько университетов или на несколько программ, у вас будет возможность еще раз всё обдумать, взвесить «за» и «против» и выбрать из них самый подходящий. Правила удачливого абитуриента таковы: выбираете два-три крутых вуза, в которые у вас есть шанс поступить. Ориентируйтесь на проходные баллы прошлого года — вузы обязаны вывесить их на сайте. И один-два вуза средних, для подстраховки.

Есть, правда, такие, для кого вуз мечты может быть только один. Хорошо. Вы сделали свой выбор. Но если вы в него не проходите, какой смысл терять год? Лучше поступить в вуз не такой крутой на похожее направление подготовки и постараться очень хорошо в нем учиться. И тогда у вас есть шанс после первого или второго курса перевестись в «свой» университет.

3. Атмосфера

4. Не бойтесь ошибиться

Бывает и такое, что поступая на первый курс, вы уверены: вот та специальность, которой я посвящу всю жизнь. Однако к 2-3 курсу желание потихоньку угасает, и вы понимаете, что это совсем не то, что радует и чему хочется учиться.

Не беда. Очень многие абитуриенты поступают в вуз, еще до конца не определившись в выборе жизненной траектории. Причин несколько, в их числе слабая профориентация в школах: ребята просто не представляют, чем нужно будет заниматься, получив диплом историка или химика. И еще то, что сейчас время бежит быстро, и популярная еще пять лет назад специальность сегодня просто-напросто не востребована.

5. Университетское образование — наше все

Сейчас становится модным вместо вуза поступать на курсы или даже просто слушать лекции онлайн. Зачем университетское образование, если можно через полгода получить востребованную специальность и выйти на работу? Такая стратегия во многом оправдана. Студенты не понимают, зачем им четыре с лишним года просиживать в университете, когда им необходимы лишь практические навыки.

Вот только через несколько лет придет понимание, что ты упустил, отказавшись от учебы в университете. Ни одни онлайн-курсы не дадут человеку той базы фундаментальных знаний, какую даёт вуз. Это и философия, и социология, и психология, и многие другие дисциплины. Они не менее важны, чем практические навыки, потому что именно они помогут стать глубокой, образованной и разносторонней личностью.

Мнения экспертов

Анита Соболева, кандидат филологических наук, магистр права по международному праву прав человека (LLM), доцент Департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин НИУ ВШЭ, член Совета по правам человека при Президенте РФ:

— В первую очередь, родителям стоит учитывать интересы школьника. Выявить их поможет психолог: с помощью специальных тестов он может определить профессиональную предрасположенность абитуриента. Если ребенок хорошо рисует и любит живопись, ему не стоит поступать в медицинский. Не думайте о престиже специальности или о будущей заработной плате: самый успешный выбор основывается на предрасположенностях, талантах, желаниях и интересах человека.

Также родители должны оценить реальный потенциал ребенка, честно ответить себе на вопрос: «Поступит ли он на бюджетное место в ведущий вуз?» В такие университеты, как МГУ, НИУ ВШЭ, РУДН поступают либо победители олимпиад, либо выпускники, набравшие по 100 баллов за каждый предмет на ЕГЭ. Поступить тяжело, конкуренция немалая. Оплата тоже высокая. Если ребенок не отличник и не олимпиадник и если денег на оплату обучение в топовых университетах нет, лучше выбрать вуз поскромнее. Например, иностранные языки можно выучить в педагогическом. Также можно поступать в университеты, расположенные в близлежащих городах. Если вы из Москвы, рассмотрите вузы Владимира.

Если деньги есть и ребенок делает успехи в учебе — выбирайте лучшее. Чтобы сделать правильный выбор, беседуйте с выпускниками вузов, смотрите отзывы, знакомьтесь с преподавательским составом. Может сыграть роль и то, что выпускник уже знаком с научными воззрениями какого-либо профессора: читал его учебники, слушал лекции. Если они ему близки, то нужно поступать туда, где этот профессор развивает свою научную школу.

Выбирать вуз можно по наличию в нем смежных специальностей — такие в последнее время появляются во многих университетах страны. Не обязательно, чтобы в дипломе было написано «Режиссер» — название специальности может быть близким к нему. Освоив смежное направление, выпускник успешно реализуется как профессионал и продолжит развивать навыки на практике. Если будет желание и потребность, впоследствии можно пройти дополнительные курсы, добрать знания на других образовательных площадках.

Начинайте выстраивать стратегию поступления минимум за один год до подачи документов в университеты. Этого времени хватит на то, чтобы разносторонне оценить шансы абитуриента и выбрать то, что ему действительно близко.

Андрей Вершинин, директор Открытой правовой школы НИУ ВШЭ, аспирант:

— Наверное, лучший способ заранее выбрать хороший вуз — это начать знакомиться с возможным местом учебы со школьной скамьи. Здесь могут помочь различные профильные школы и курсы довузовской подготовки. Особенно здорово, если в рамках таких занятий удается познакомиться и подружиться с действующими студентами, которые уже изнутри расскажут про все плюсы и минусы конкретного вуза.

Также стоит посмотреть на выдающихся выпускников и рейтинг вуза среди работодателей. Ситуация в сфере высшего образования сейчас довольно сильно меняется и популярность выпускников вуза для работодателей может меняется вслед за ней.

Как правильно выбрать вуз и получить хорошее высшее образование

Пришла пора подавать документы в вуз, у вас «в кармане» баллы ЕГЭ, как потратить их с умом? Как правильно выбрать вуз и получить хорошее высшее образование?

Вы уже решили, что будете поступать в высшее учебное заведение. Вуз – это ваш путь к будущей профессии. Вы можете услышать мнение, что в России сегодня не важно, какого цвета у тебя «корочка», где ты учился, лишь бы было высшее образование. Но это далеко не так. Как среднее профессиональное, так и высшее образование не стоит выбирать «для галочки». Хороший вуз – это трамплин для будущей профессиональной деятельности. Некоторые выпускники вузов долго не могут найти работу, а другим еще во время учебы предлагают трудоустройство в крупных компаниях.

Чтобы поступить в вуз своей мечты, необходимо тщательно подходить к выбору места обучения. Вот несколько практических советов, чтобы подойти к построению своей образовательной траектории с умом.

1. Выбирайте сначала профессию
Этот совет можно назвать одним из золотых правил профориентации: если вы отправились в путь, то нужно знать, куда вы идете, и видеть цель. Выберите подходящую профессию, а потом начинайте составлять список вузов, которые дадут наилучшие знания и условия для получения желаемой профессии. Если вы подойдете к решению вопроса с другой стороны – «Сначала получу образование, а потом решу, где работать» – то рискуете попасть в число тех нетрудоустроенных выпускников вуза, которые не знают, что делать с полученным дипломом.

2. Составьте свой собственный рейтинг вузов
В интернете вы сможете найти российские и международные рейтинги вузов, где всегда будут лидировать МГУ, «Бауманка», «Вышка». Конечно, эти рейтинги соединяют много важных для образования показателей, и, закончив МГУ им. М.В. Ломоносова, вы получите дополнительные преимущества относительно выпускников менее рейтинговых вузов. Но ваша личная пирамида вузов не обязательно должна совпадать с официальными рейтингами.

При построении собственной иерархии вузов выделите те показатели , которые важны лично для вас.

Уровень образования. Сколько часов в день вы будете заниматься, насколько тяжело освоить программу, каков будет ваш багаж знаний и умений к выпускным экзаменам? Если вы выбираете более сложную программу, то, скорее всего, ваш выбор принесет плоды в будущем. Вам будет тяжело в учении, зато легко в бою. Но важно не только поступить в университет, но и достойно учиться в нем. Поэтому не забывайте про пословицу: «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».
Государственный или коммерческий вуз. Сейчас бюджетные места есть и в государственных и в частных вузах, но в частных – их значительно меньше. При выборе вуза важно, чтобы у него была государственная аккредитация. Только при ее наличии вы сможете получить официальный государственный диплом и (для юношей) отсрочку от армии. Обычно вузы, которым не выдали аккредитацию, не набирают 1 курс. Обязательно следите, чтобы отобранные вами вузы не попали в черный список, как неаккредитованные или неэффективные (близкие к лишению аккредитации). Проверить вуз можно на сайте Рособрнадзора.
Сложность поступления и проходной балл по ЕГЭ. При выборе вуза вы вынуждены будете учесть итоги государственного экзамена. Более высокий балл или недостаточно высокий, по вашему мнению, балл на сдаче ЕГЭ – будьте готовы к любому результату. Включите в свою пирамиду вузы, в которые вы пойдете при самой благоприятной сдаче экзаменов, и предусмотрите «запасной аэродром» в случае недостаточного балла по ЕГЭ.
Есть ли возможность попасть на бюджет? Если вашими инвесторами готовы выступить родители, то, возможно, не так важно поступить на бюджетное место. С другой стороны, обучение на бюджете повышает самооценку и развивает самостоятельность студентов, а эти качества очень важны для достижения профессионального успеха. Мы бы рекомендовали ориентироваться на бюджетные места или держать в голове возможность перехода на бюджетную основу при отличном обучении. Самостоятельность – это безмерно ценный жизненный навык.
Наличие договоров с зарубежными вузами. Программы двойного диплома расширяют возможности обучения и дальнейшего трудоустройства. Эти программы предполагают при выпуске из учебного заведения получение диплома одновременно и российского, и зарубежного вуза-партнера. Подобные партнерские отношения с европейскими и азиатскими вузами уже налажены в МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РГГУ и некоторых других. Более подробную информацию о двойном дипломе нужно узнавать на сайте университета и конкретного факультета, потому что налаживают отношения с иностранными вузами отдельные факультеты, а не весь вуз в целом.
Учебная деятельность. Хорошая библиотека, сильный преподавательский состав, приглашенные лекторы, оснащенность лингафонных кабинетов, администрация, которая быстро реагирует на просьбы студентов, стажировки, экспедиции и другие признаки того, что руководство вуза заботится об эффективности образовательного процесса. В институте должно быть интересно учиться. Почерпнуть подобную информацию можно на официальном сайте и из отзывов студентов.
Студенческая жизнь и внеучебная деятельность. Капустники, КВН, спортивные достижения, — если вам в институте важно не только образование, но и веселая атмосфера, изучайте группы в социальных сетях и пообщайтесь со студентами выбранных вузов и факультетов. Лучше всего не доверять на 100% информации из официальных источников — на дне открытых дверей или на сайте могут рассказывать о фантастически интересных студенческих активностях, а на деле это окажется только заманиванием на платное отделение.
Общежития и столовые. Если вы планируете учиться в другом городе, не забудьте узнать, насколько комфортные условия в общежитиях, ведь общежитие станет на ближайшие годы вашим вторым домом. Есть надежда, что времена, когда студент мог спать где попало, и питаться чем попало, уходят в прошлое.

Чтобы предусмотреть все эти показатели, можно даже ввести собственную систему оценок: каждому вузу в своей таблице ставьте «+» за важные для вас параметры. Например, МИФИ может получить высокий балл за уровень образования, а в РУДН — за сильные команды КВН, а добираться от общежития до учебного корпуса может быть лучше в РУТе (МИИТ).

3. Изучайте всю доступную информацию о вузе
Ищите, анализируйте и систематизируйте. Соберите самую разную информацию о тех вузах, которые вы рассматриваете.
Где можно почерпнуть сведения:
✎ На официальном сайте
✎ В группах вуза и факультетов в социальных сетях
✎ На образовательной выставке
✎ На дне открытых дверей
✎ На сайтах отзывов о вузах, например, Вузотека или Типичный абитуриент, где нынешние и бывшие студенты, не стесняясь, публикуют свои мнения об университете.

Не доверяйте полностью ни одному источнику, все они субъективны: официальный сайт, день открытых дверей и образовательная выставка покажут вам «глянцевую» сторону обучения в вузе. Отзывы на сайтах, наоборот, принесут много негативного. Но именно с помощью этой разноголосицы вы сможете построить объективную картину и поймете, как устроено обучение и жизнь в конкретном высшем учебном заведении.
Желаем найти вуз мечты и поступить в него, чтобы дорога к вашему профессиональному призванию была гладкой и прямой.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о выборе вуза или СПО, получении образования, подпишитесь на нашу рассылку.

Наверное, каждый абитуриент хоть раз слышал или видел на сайте вуза два очень похожих слова «специальность» и «специализация», но мало кто задумывался чем они отличаются. Сегодня разберемся в основных терминах и понятиях университетской структуры, а также расскажем о всех тонкостях понятий «факультет», «специальность» и «специализация».

Начнем с того, что каждый университет Республики Беларусь заинтересован в выпуске специалистов определенного направления. Именно поэтому на начальном этапе выбора вуза нужно опираться на основные направления подготовки университета.

Однако главный вопрос:как выбрать факультет?

Факультет – подразделение вуза, ведущее подготовку студентов по нескольким родственным специальностям. В Белорусском национальном техническом университете 16 факультетов, около 140 специальностей и специализаций. Глаза разбегаются, не правда ли? Для того чтобы облегчить вам выбор, мы подготовили материал с описанием каждого из факультетов. (Более подробную информацию о факультетах и порядке приема можно узнать на наших сайтах: i.bntu.by или priem.bntu.by .)

Для того чтобы узнать, какой факультет подходит именно вам, нужно прежде всего прислушаться к себе: какое направление вам нравится больше – строительство, архитектура, программирование, машиностроение, энергетика или какое-то другие? Чтобы помочь ребятам узнать себя лучше и определиться с будущей профессией, в Белорусском национальном техническом университете уже 14 лет функционирует Институт интегрированных форм обучения и мониторинга образования , представители которого ежегодно посещают школы, лицеи и гимназии по всей стране. Цель их визитов – рассказать о преимуществах нашего вуза, программах обучения, факультетах и, если у ребенка есть склонность к техническим наукам, пригласить получать высшее образование в БНТУ.

Специальность стоит третьей в цепочке «университет – факультет – специальность – специализация». Специальность – знания, получаемые студентами в период обучения, направление подготовки, входящее в одно из укрупненных направлений и имеющее уникальный код; понятие также включает в себя квалификацию.

Квалификация – уровень профессиональной подготовки, опыт и умения, присвоенные по результатам оценки навыков специалиста и подтвержденный документально. Другими словами, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень их развития.

К примеру, вы хотите стать первоклассным строителем и выбираете строительный факультет, далее открываете описание и видите четыре специальности:

  • «Экономика и организация производства (строительство)»: 1-27 01 01-17;
  • «Производство строительных изделий и конструкций»: 1-70 01 01;
  • «Промышленное и гражданское строительство»: 1-70 02 01;
  • «Экспертиза и управление недвижимостью»: 1-70 02 02.

Каждая из них отличается между собой не только набором предметов, которые вы будете изучать, но и тем, кем вы будете после окончания обучения: инженер-экономист, инженер-строитель-технолог, инженер-строитель или инженер-специалист по недвижимости. К вопросу выбора специальности нужно подходить основательно: обязательно узнайте кем и где вы сможете работать после окончания университета, какую квалификацию получите. Только после этого выбирайте из предложенных вариантов тот, что подходит вам больше всего.

Напоминание для абитуриентов! Обязательно проверьте, какие предметы заявлены на ту или иную специальность: они должны совпадать с вашими сертификатами централизованного тестирования, иначе никак. Опять же для вашего удобства на сайтах i.bntu.by или priem.bntu.by есть описание каждой специальности, а также необходимые вступительные испытания.

Разберемся с уникальным кодом, что присваивается специальности, на примере той, которая есть практически на всех факультетах БНТУ: «Экономика и организация производства». Код для этих специальностей примерно одинаковый: начинается с комбинации 1-27 01 (указывает на то, что это не просто экономическое направление, а именно экономика и организация производства, т. е. специальность имеет техническую направленность), затем добавляется еще одна комбинация цифр – 01 (указывает на то, что у этой группы специальностей есть направления). Далее, через тире, указываются непосредственно направления: 01 – машиностроение, 02 – автомобильный транспорт, 03 – автодорожное хозяйство и т. д. Таким образом формируется уникальный код, по которому можно узнать вашу специальность: 1-27 01 01-17 «Экономика и организация производства (строительство)».

Итак, последнее звено – специализация . Это понятие более «тонко» характеризует вас как работника какой-либо сферы и означает углубленное изучение относительно узкого поля деятельности и знаний.

В идеале именно специализация должна наиболее тесно перекликаться с вашей будущей профессией и должностными обязанностями, которые предстоит исполнять. Например, на механико-технологическом факультете есть специальность 1-42 01 01 «Металлургическое производство и материалообработка» и три основных направления, одно из которых делится на специализации: «Литейное производство черных и цветных металлов», «Электрометаллургия черных и цветных металлов» и т. д. Другими словами, у вас есть узкое направление обучения, специалистом которого вы и будете после выпуска.

Теперь закрепим полученную информацию: «Витя отучился в вузе по специальности “ Промышленная теплоэнергетика ” на энергетическом факультете, пройдя специализацию “ Теплоэнергетические установки и системы теплоснабжения ”, получил квалификацию “инженер-энергетик”, устроился на должность главного энергетика». Бинго!

Так, впереди самое волнительные событие для абитуриентов всей страны – вступительная кампания. Желаем вам удачи!

Вас привлекает новое? Новый факультет — вовсе не то же самое, что и новая кафедра. Новыми в вузах также бывают специальности, специализации и квалификации, направления научной работы, отделения и учебные центры, бакалаврские и магистерские программы, предметы и спецкурсы, аспирантские специальности. И всё это совершенно разные нововведения. Как в них разобраться?

Факультеты

Выбирая вуз, прежде всего вы выясняете элементарную вещь — какие там есть факультеты (и только потом узнаёте подробности — на какую кафедру обратить внимание, какая возможна специализация и т. д.). Это логично: подразумевается, что вам прежде всего нужно просто учиться, а основная учеба студента протекает именно в рамках факультета.

Если факультет, на который вы собрались поступать, новый (или относительно новый), нужно внимательно отнестись к вопросу лицензирования и аккредитации тех программ, по которым вас собираются учить.

Лицензия быть должна, иначе преподавать курс просто нельзя — однако программа может оказаться не аккредитованной, поскольку еще не состоялся первый выпуск. Так что, возможно, у вас не будет диплома государственного образца. В чем же тогда преимущества такого новаторства? Например, на новых факультетах выше вероятность получить первые дипломы по той или иной специальности среди российских профессионалов вообще.

Впрочем, с открытием нового факультета специальности могут переходить на него с других факультетов, и осваивать их вы будете в лучших условиях, по сравнению с вашими предшественниками.

Если вуз — университет, то факультеты внутри него со временем могут группироваться в институты, как, например, в МГСУ. Эти «новые» институты на самом деле продолжают старые добрые факультетские традиции.

Новый факультет дает вам учебную и будущую карьерную среду. Хотите стать профессионалом с широким кругом общения по специальности — делайте упор на факультет. Желаете реализовать индивидуальную образовательную траекторию, возможно, стать уникальным ученым, — смотрите, к какой кафедре есть шанс прибиться.

Кафедры

Заведующие кафедрами часто имеют больший вес в науке, чем деканы факультетов. Факультеты ведут учебную работу, кафедры — научную. Кафедры работают с аспирантами, соискателями и докторантами. Если какой-либо коллектив авторов из вуза пишет учебное пособие, то, скорее всего, это коллектив преподавателей кафедры, а не факультета. Готовя монографию (научную книгу, у которой один автор), ученый также представляет себя как единицу научного коллектива кафедры.

Радостная весть об открытии новой кафедры означает для преподавателей, что их излюбленному научному направлению теперь можно развиваться более свободно и самостоятельно, чем раньше.

А для студентов настоящая радость заключается в том, что новая кафедра будет выпускающей — то есть даст возможность не только углубленно заниматься той или иной научной проблемой, но и писать по ней квалификационную работу — и, защитив ее, стать магистром. Иногда новые выпускающие кафедры возникают как ответ на новые специализации. В любом случае, не являются выпускающими кафедры, не профильные по отношению к основному спектру предлагаемых вузом специальностей.

Еще есть так называемые базовые кафедры. Они сотрудничают с НИИ и предприятиями, причем такое сотрудничество напрямую подчеркивается.

Базовые кафедры выделяются даже своими названиями: в ряду кафедр разнообразных физик и химий словосочетание «базовая кафедра компании Икс» звучит весьма необычно. Появление таких кафедр зависит от желания конкретного предприятия поддерживать контакт с вузом. Впрочем, любые кафедры вуза могут располагать лабораториями, а также филиалами на предприятиях, где студенты проходят практику. Ожидать от совершенно новой кафедры, не позиционирующей себя как базовая, что она моментально наладит подобное сотрудничество, было бы преждевременно.

Кафедры бывают общеуниверситетскими (кафедра иностранных языков в неязыковом вузе, кафедра высшей математики в техническом вузе), межфакультетскими и факультетскими. Новые — скорее, факультетские. Если вы узнали, что в вузе открылась новая кафедра, уточните, какого факультета это касается.

Да и узнать об открытии новой кафедры труднее, чем услышать об открытии факультета. Факультет непременно объявит набор на очередной учебный год — а на кафедру вряд ли будет кто-то кого-то зазывать. Разве только профессор, увидев в потоке студентов нескольких «звездочек», предложит им писать у него курсовые или поступать в аспирантуру под его крыло. Штучная работа! А если вы действительно глубоко интересуетесь проблематикой деятельности той или иной кафедры, постучитесь в ее дверь сами — возможно, вам будут рады.

Возникают также кафедры со вполне традиционными названиями — этих кафедр только по недоразумению до сих пор не было в том или ином вузе. Они открываются, чтобы вуз стал более полноценен как университет.

Специальности и специализации

В вузе, в который вы поступаете, открылась новая специальность? Посмотрите, модная ли она. И в каком смысле она модная — в сверхсерьезном «нанотехнологическом» или в «экономико-юридическом». Если она принадлежит к ряду распространенных престижных специальностей, то задайте себе вопрос: соответствует ли она профилю вуза, вписывается ли в его логику? (А может быть, вы всё перепутали, и речь идет не о специальности для студентов, а о новой аспирантской специальности?)

Проверьте, что именно открылось по интересующей вас новой специальности, бакалавриат или магистратура. Если только бакалавриат, то в какой магистратуре можно продолжить образование? Если только магистратура, то какой бакалавриат, предлагаемый тем же вузом, позволит наилучшим образом подготовиться к поступлению в эту магистратуру?

В отличие от специальности, новая специализация означает меньший комплекс более узкоспециальных предметов, которые предстоит изучить студенту.

Как возникает новое

Наблюдая за возникновением новых кафедр, факультетов, специальностей и специализаций, преподаватели-естественники, возможно, вспоминают эволюцию звезд, дрейф континентов и причудливый рост растений в джунглях, а преподаватели-гуманитарии — великое переселение и сюжеты «Метаморфоз» Публия Овидия Назона. Новые отделения возникают на базе как факультетов, так и кафедр. Одна кафедра может выделиться из другой и получить самостоятельный статус. Или прежняя кафедра может разделиться на две новые — во всех подобных случаях велика роль чисто организационных перестановок. А еще кафедры могут объединиться; такой вариант возможен в любых условиях, особенно — в условиях объединения вузов. Новая специальность может породить соответствующую ей кафедру. Возможны случаи, когда отделение преобразуется в кафедру. В целях расширения существующего направления на кафедрах могут открываться специализации. Наконец, и кафедры, и факультеты могут быть просто переименованы.

Безусловно, и в рамках старых факультетов и кафедр можно получить настоящее современное образование. Однако задаваться вопросом, что возникает в вузах нового, конечно же, целесообразно.

Окончание школы для выпускника означает не только прощание с детством и погружение во взрослую жизнь. Возникает также сложная задача выбора дальнейшего жизненного пути. Выбор большинства учащихся – поступление в вуз, который может открыть им дверь в успешную жизнь и обеспечить хорошей профессией. Кто-то с первого класса знает, что станет врачом или программистом, и не меняет своего мнения на протяжении всего обучения в школе. Но немало и таких случаев, когда на носу выпускные экзамены, а ученик не только не определился с будущей профессией, но и не представляет, в какой сфере он хочет работать. Как не ошибиться с выбором и поступить именно туда, куда душа лежит?

1. Посоветуйтесь с родителями. Мнение родителей, как правило, авторитетно, и если они не навязывают свою точку зрения, а доходчиво объясняют, чем хорош тот или иной факультет, к ним стоит прислушаться.

2. Сходите на занятия по профориентации. Иногда такие курсы проводятся в школе непосредственно перед тем, как ученикам предстоит выбрать экзамены, которые они будут сдавать. Занятия проводятся опытными педагогами, разбирающимися в психологии выпускников, и нередко они находят в ученике скрытое желание обучаться тому или иному ремеслу.

3. Пройдите тест на определение «вашей профессии». Однозначного ответа такие тесты, конечно, не дают, но они способны подтолкнуть выпускника к мысли о том, в какой сфере ему хотелось бы развиваться.

Необходимо помнить о том, что выбирать будущую специальность нужно, опираясь в первую очередь на личные предпочтения, а не на престиж и востребованность профессии на рынке труда. Обучение тому, к чему не лежит душа, не принесёт ничего, кроме разочарования, а запросы рынка за несколько лет могут измениться.

Ряд российских вузов объявили о дополнительном наборе абитуриентов после того, как не смогли набрать нужное количество студентов, сообщает 26 августа издание «Коммерсантъ».

Так, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова несколько факультетов объявили о дополнительном наборе абитуриентов на платные места. К примеру, на сайте факультете журналистики, указывается, что с 23 по 28 августа проходит допнабор абитуриентов на контрактные места.

«Если вы не успели подать документы в основном потоке, не выбрали нужную форму обучения или направление подготовки, получили двойку и хотите пересдать экзамен, у вас есть шанс попробовать еще раз», — говорится в сообщении.

Аналогичные сообщения о дополнительном наборе обучающихся опубликованы на факультете психологии, философии.

Также Иркутский и Севастопольский государственные университеты объявили о приеме абитуриентов на бюджетные места, которые остались после зачисления на бакалавриат. В Воронежском государственном техническом университете, где также объявили дополнительный набор, сообщили о росте спроса на дополнительные бюджетные места. Так, на одной из специальностей конкурс составляет 27 человек на место.

Ряд столичных вузов прибегли к дополнительному зачислению, когда поступивший абитуриент по какой-либо причине отзывает свои документы и тогда на освободившиеся места зачисляют тех, кто не мог пройти по баллам в период основного конкурса.

Допзачисление объявили Московский физико-технический институт (МФТИ), Московский государственный строительный университет (МГСУ), Московский институт электронной техники (МИЭТ), Национальный исследовательский университет Московского энергетического института (НИУ МЭИ) и Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Некоторые из них заявили о готовности взять абитуриентов и на бюджетные места.

По словам ректора Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александра Безбородова, вузы недобрали абитуриентов в текущем году из-за несоответствия целевых цифр приема и конкурса. Он указал, что такое происходит, если количество бюджетных мест большое, а конкурс падает на протяжении нескольких лет.

В РГГУ, рассказал Безбородов «Известиям», удалось закрыть все бюджетные места в одну волну, некоторые вузы тем не менее высказывали недовольство, что не было второй волны.

Как отметил ректор НИУ МЭИ Николай Рогалев, особенности приемной кампании 2021 года привели к ситуации, когда часть абитуриентов в нарушение действующего порядка приема подали согласие и были зачислены сразу в несколько вузов. Сейчас эта ситуация исправляется, абитуриенты остаются зачисленными только в одном вузе, отчисляясь из других. В результате появляются вакантные бюджетные места, на которые и объявляется дополнительное зачисление, передает «Газета.ру».

Зачисление в вуз «во вторую волну» означает зачисление во второй этап, когда абитуриенты, не прошедшие на бюджетное отделение выбранного вуза на первом этапе, могли подать документы в другой университет, где шансов на поступление больше. В этом году такой способ поступления, «во вторую волну», был отменен.

Взамен Минобрнауки увеличило количество доступных направлений подготовки: выпускники школ могли попробовать свои силы на десяти факультетах в одном вузе, а раньше максимум на трех. Однако непосредственно перед зачислением они должны были сделать окончательный выбор и подать согласие только на один факультет в один вуз.