Автор книги «Как читать, запоминать и никогда не забывать» Марк Тигелаар убежден, что для наилучшего усвоения информации важно не перестараться и не перегрузить мозг. Вот как Тигелаар советует составлять конспекты.
Длина конспектов и заметок
Вы делаете заметки на собраниях, которые посещаете, или пишете конспекты текстов, которые читаете? Восьмой принцип работы мозга применим и здесь: не переусердствуйте! Количество слов в вашем конспекте и качество воспроизведения информации взаимозависимы. Интересно, что эта зависимость обратная. Чем больше слов вы запишете, тем больше забудете. Может показаться странным, но этому есть понятное объяснение: когда мы пишем, наш мозг пассивно обрабатывает информацию.
Прежде всего так происходит, потому что вы записываете все подряд, вам некогда вкладывать в материал собственные мысли. Если же вы записываете только ключевые слова, вам приходится отклоняться от оригинального текста и решать, что важно, а что нет.
Полные предложения превосходно подходят для передачи знаний, но не годятся для сохранения, анализа и запоминания информации.
Когда записано много информации, перечитывание становится еще более пассивным. Если ваш конспект состоит из полных предложений, вы легко можете прочитать все содержимое, а это не дает мозгу никакой нагрузки. Если же вы записываете только ключевые слова, то мозгу приходится активно включаться, чтобы их интерпретировать. Так мозговая активность возрастает, что приводит к развитию более сильных связей в памяти. Как вы понимаете, эта концепция связана с пятым принципом работы мозга — «Думайте активно».
Если коротко, чем меньше вы записываете, тем больше запоминаете. Конечно, есть ограничения — вы не можете законспектировать длинный текст, записав одно слово! Возвращаемся к идее нахождения баланса. Если вы записываете слишком много, то упускаете информацию. Но, если вы записываете слишком мало, вы ее тоже не запоминаете.
Реализация этой идеи требует мужества. Вы думаете: «Что если эта техника не сработает и я упущу информацию? Что если я не запомню информацию?» Это понятные опасения. Мой вам совет: не переходите на новую технику сразу, делайте это постепенно.
Простой способ проверить, насколько вам подходит эта техника, — заносить задачи в список дел максимум тремя словами. Вы должны понимать, что помните, что имели в виду, как будто записано полное предложение. Если у вас получилось, переходите к написанию конспектов и заметок в более краткой форме. Начните с записывания информации в формате телеграммы, затем — к заметкам только с помощью ключевых слов.
Поймите меня правильно: иногда действительно нужно записать полное предложение, а короткое предложение будет полезнее, чем отдельные ключевые слова. Но в большинстве случаев постарайтесь писать кратко.
Что писать, а что нет?
Чем меньше вы пишете, тем больше запоминаете, но это не обязательно означает, что вам нужно пропускать информацию. Что же вы можете опустить без ущерба для понимания? По моему мнению, есть два вида информации, которые можно без проблем не включать в заметки: нарицательные имена существительные и имеющиеся знания.
Сосредоточьтесь на именах существительных
Слова можно разделить на несколько частей речи: имена существительные, глаголы и т. д. Каждая часть речи выполняет свою роль, но не все одинаково важны с точки зрения текста. В приведенных ниже фрагментах ярко показана роль союзов, имен прилагательных и нарицательных имен существительных. Вы заметите разницу, если будете использовать только имена существительные.
В каждом фрагменте текста пропущены определенные виды слов. Попробуйте понять, о чем каждый из этих фрагментов. Каждый дефис обозначает пропущенное. Первый фрагмент содержит только служебные слова:
— — — — — — то — — — — -. — — — — — — -. — — — — — — — — -, — — — — — — -. Но— — — — — — — а — — — — — — — — — — -, однако — — — — — — — -. — — — — — — — — — — -. — — потому что — — — — к — — — — -.
Вы понятия не имеете, о чем текст, потому что служебные слова ничего не говорят о его содержании.
Теперь посмотрите на фрагмент текста, от которого остались только имена прилагательные:
коричневый — — — большой — — — — -, — — — впечатляющий — — — высокий, — — — -. — — — — — — — — основной — — — опасный — — — — -. — — — — — — строгий — — — — — — -. — — — — приятный —.
Эти слова тоже не создают представления о содержании текста.
Наконец, посмотрите на текст, в котором есть лишь существительные (и два числительных — даты).
— — речь — Кинг — — — — взнос — — расизм — — — Америка. — — 1964 — — — — премия — — мира -. — — — — — — — —. — — — 1968 — смерть — — — -. — стрельба — — — — балкон — — мотель «Лоррейн».
Из 58 слов оригинального текста вы увидели десять имен существительных, одно имя и одно название. Есть вероятность, что вы уже немного понимаете, о чем текст, вам не хватает лишь нескольких деталей. Имена существительные — лучшие показатели содержания текста, но вам нужны и другие слова, чтобы понять детали. Конспектируя текст, попробуйте сначала записать только имена существительные. Если вы все еще упускаете что-то важное, дополните конспект другими частями речи, в том числе глаголами, служебными словами, именами прилагательными.
Служебные слова, включая союзы, предлоги, не имеют особого значения для понимания. Наоборот, из-за них вы запоминаете меньше.
Используйте ранее полученные знания
Если кто-то хочет донести определенную информацию до группы людей с помощью статьи или презентации, он всегда адаптирует ее, чтобы соответствовать среднему уровню знаний группы. Поэтому вам иногда кажется, что вы что-то уже слышали или читали. В этом случае вам пригождаются предыдущие знания. Если в тексте содержится уже знакомая вам информация, не включайте ее в конспект. Давайте опробуем эту идею на примере отрывка из моей предыдущей книги Gain More from Your Brain.
Заболевания, связанные с речью, сгруппированы под общим названием «афазия». Часто их причина — повреждение мозга. Они могут принимать разные формы в зависимости от поврежденного участка. Так, существует отличие между сенсорной афазией (затруднение понимания речи), моторной афазией (затруднение воспроизводства речи) и затруднением подобрать нужные слова. У большинства праворуких людей речевые центры находятся в левом полушарии мозга.
Предположим, вы знакомы с идеей афазии, потому что раньше об этом читали в научной статье в газете. Вы уже знаете, что она связана с повреждениями мозга и что речевые центры расположены преимущественно в левом полушарии. Поэтому вам не нужно записывать ничего из этого. Вместо оригинального текста из 54 слов вам нужно записать 19.
Афазия: форма зависит от поврежденного участка. Различие — между 1) сенсорной (сложно понимать), 2) моторной (сложно говорить), 3) (сложно подобрать).
Вот еще один пример кратко законспектированного текста. Первая версия состоит из 15 слов. Конспект — из семи.
А. Джона Б. Уотсона многие считают отцом бихевиоризма. Это направление в психологии исследует непосредственно наблюдаемое поведение.
Б. Уотсон — отец бихевиоризма: изучает непосредственно наблюдаемое поведение.
Примерная структура конспекта урока
по истории и обществознанию
1. Тема урока, класс, УМК, по которому ведётся обучение.
4. Задачи урока: образовательные, развивающие, воспитательные.
5. Необходимые средства обучения (технические, наглядные).
6. Исторические источники, визуальные изображения в виде приложений в конце конспекта (если есть) и методики работы с ними.
7. При необходимости для старшего звена (2 концентра) – историографический очерк проблемы.
8. Подробное описание структуры и хода урока с указанием всех методов обучения и форм организации учебной работы школьников в процессе урока. Дидактические задания.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание. Для старших классов могут указываться конкретные вопросы, которые учащиеся должны подготовить к уроку.
Конспект урока
Цель (должна быть основополагающей для всего урока).
1) образовательные – должны быть ориентированы на получение знаний учениками о временных рамках, причинно-следственных связях, геополитическом факторе, роли личности в истории, понятийном аппарате темы.
2) развивающие. Они должны продолжать формировать и способствовать формированию определенных умений и навыков на уроке истории: устной и письменной речи, работы с историческими источниками разных видов (например: картиной, карикатурой), развитие критического мышления и т. д.
3) воспитательные. Воспитательные задачи на уроках истории должны способствовать формированию у школьников чувства причастности к историческому прошлому нашей Родины, способствовать воспитанию патриотизма, гражданского выбора, вырабатывать умения учиться на уроках истории и извлекать примеры из них.
Тип урока: вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, повторительно-обобщающий, итоговый.
Можно указать вид урока: урок – практическая работа, лабораторный урок, урок-игра, семинар, урок-экскурсия, урок – работа с историческим источником и т. д.
Средства обучения: технические (проектор, компьютер, магнитофон и пр.), наглядные (художественные и учебные картины, карикатуры, портреты, схемы и т. д.).
Исторические источники – необходимый информационный ресурс практически на каждом уроке истории, особенно в старшем звене. Если источники есть в разработке конспекта, то необходимо привести их в форме приложения в конце конспекта. В качестве примера см. приложение 1. Также к конспекту прилагаются дидактические задания.
Визуальные исторические источники также необходимо размещать в конспекте в форме приложений (см. приложение 2).
Для второго концентра возможно указание историографии проблемы (краткий очерк из отечественной или зарубежной историографии).
Структура урока:
1. Организационное начало.
2. Учёт знаний. Вводное слово учителя, целеполагание. Повторение домашнего задания и вид контроля, указать какой (фронтальный или индивидуальный опрос, письменное тестирование и т. д.).
3. Основная часть урока. Содержание теоретического материала, указание всех форм работы с учебником, картой, источниками, взаимодействие учителя и учеников. Урок должен быть разнообразным с точки зрения использования разных методов и методических приёмов.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия учеников, слово учителя, выполнение письменных заданий, составление кластеров (графическая систематизация информации). Вывод о достижении цели урока.
5. Домашнее задание. Задания по параграфу, вопросы, индивидуальные (групповые) задания.
Для второго концентра можно в начале конспекта указать, какое домашнее задание должны были выполнить обучающиеся, каким знаниями они должны обладать перед уроком.
Стоит помнить, что методика преподавания истории в старшем звене ориентирована на более сложные методы обучения, решение более сложных задач, более объёмный фактический материал.
Политическое завещание Ленина (фрагмент о товарище )
«…Сталин слишком груб, и этот недостаток вполне терпимый в общении между нами, коммунистами, стал нетерпим в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека…
Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хвастающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела.
Эти качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно…».
Суриков. «Боярыня Морозова»
1. Докажите, что данная картина относится к теме «Церковный раскол».
2. Что вы знаете о судьбе Морозовой?
3. В чем символичность жеста её руки и выражения лица?
4. Оцените, какую роль в картине играют нищий, сидящий на дороге, и бегущий за телегой мальчик?
Составление конспекта и плана урока должно соответствовать требованиям ФГОС и закладывать основу качества и эффективности обучения предмету.
Конспект и план урока: определения, различия и инструменты составления
Для начала необходимо понять, что же такое конспект, а что такое план урока, чем они отличаются и для каких целей служат. В современных источниках встречаются оба эти определения и зачастую то, что в одних называется конспектом урока, в других именуется планом. Изучив суть и структуру данных методических разработок, определяется их различие.
Итак, план урока — это составляющая часть конспекта, его содержательная часть, по сути, являющаяся пошаговой инструкцией проведения конкретного урока.
Конспект же — это общее описание урока, включающее в себя план. Условно конспект урока можно разделить на две части: описательная часть и практическая часть (план урока).
Составление конспекта урока зачастую видится сложной задачей, требующей сбора и систематизации большого количества информации. На самом деле, эта задача достаточно проста и не столь трудозатратна, как кажется на первый взгляд. Для составления качественного конспекта урока (в том числе и плана урока), отвечающего всем требованиям ФГОС, достаточно иметь:
- Шаблон конспекта урока;
- Шаблон плана урока;
- Учебную программу предмета;
- Педагогический опыт.
В помощь учителям и воспитателям, мы разработали Памятку по составлению конспекта урока (в том числе плана урока), которая содержит шаблон конспекта урока, шаблон плана урока и инструкции по составлению конспекта и плана урока. Шаблоны конспекта и плана урока помогут понять структуру и содержание данных методических разработок.
Необходимо помнить, что составляемый конспект урока должен соответствовать Учебной программе предмета. То есть все данные, указанные в конспекте/плане урока не должны противоречить информации, изложенной в Учебной программе. По сути, информация в конспекте/плане урока, дублирует информацию Учебной программы.
Подсказка. Большая часть информации необходимой для составления конспекта/плана урока, изложена в Учебной программе предмета. Именно из Учебной программы необходимо брать данные для составления конспекта/плана урока. |
Таким образом, вооружившись шаблонами конспекта и плана урока, Учебной программой предмета, применив свой педагогический опыт и творческий подход, можно достаточно легко и быстро составить качественный конспект/план урока, отвечающий всем современным требованиям ФГОС.
Методы составления конспекта и плана урока
Процесс написания конспекта урока, как и любую другую интеллектуальную деятельность, можно осуществлять с помощью двух методов: индукция или дедукция.
Полезно знать. Шерлок Холмс в своей работе чаще использовал метод дедукции, собирая и анализируя разрозненные аспекты (частное), приходил к всеобъемлющему (общему) выводу. То есть интеллектуальная работа шла от частного к общему.
Бил Гейтс, реализуя стратегию компании, применил метод индукции – от общего к частному (разработав одну программную оболочку для решения огромного количества частных проблем).
Как показывает практика, при решении интеллектуальной задачи (к которым, несомненно, относится разработка конспекта/плана урока), лучше всего использовать оба эти метода, эффективно чередуя принципы подхода к работе и Шерлока и Гейтса.
То есть составление конспекта урока можно начать с разработки плана, а затем, отталкиваясь от заданного процесса поведения урока, сформулировать его описательную часть. Или наоборот, сначала проработать общую концепцию урока, а после, конкретизировать ее при составлении плана.
Конспект урока
Основные составляющие конспекта урока тесно связаны между собой, их содержание определяется Учебным планом предмета. Например, возможные темы урока, его типы, формы проведения, а также планируемые результаты и используемое оборудование – общим списком указаны в Учебном плане предмета. Из данного списка, необходимо выбрать варианты, подходящие для заданной темы урока.
Особое внимание необходимо обратить на то, что определенному типу урока, соответствует несколько конкретных форм его проведения. Но не каждая из них определяет его цель. Учтя тип, форму и цель урока конкретизируются его задачи. Определившись со всеми базовыми характеристиками урока, можно сформулировать планируемые результаты.
Какие формы проведения урока можно использовать при конкретном типе урока, а также как это все отражается в пункте «планируемые результаты», рассмотрим в следующих наших статьях.
План урока
Составляющие плана урока находятся в тесной взаимосвязи с описательной частью конспекта. В плане урока необходимо указать:
- Этапы урока, которые зависят от типа урока, указанного в описательной части конспекта;
- Деятельность учителя на каждом этапе урока, которая должна способствовать развитию определенных УУД (универсальных учебных действий) учеников;
- Деятельность учащихся на каждом этапе урока: конкретные действия и развиваемые УУД;
- Организация деятельности на каждом этапе урока, ее формы и соответствующие приемы.
О том, какие планы урока, а именно этапы урока должны быть в том или ином типе урока, какая деятельность учителя и учащихся соответствует каждому этапу урока, а также какие приемы организации деятельности можно применять в зависимости от всего этого, рассмотрим в будущих статьях.
Надеемся, предложенная памятка станет надежным ежедневным помощником! Скачивайте справа от статьи и делитесь с коллегами – мы будем только рады!
План — это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом произведении (статье).
Простой план
- Внимательно прочитай изучаемый материал.
- Раздели его основные смысловые части и выдели в каждой главную мысль.
- Озаглавь каждую часть (пункты плана).
Сложный план
- Внимательно прочитай изучаемый материал.
- Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана).
- Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь их (подпункты плана).
- Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них общее содержание изучаемого материала, не нарушена ли последовательность. Графическая форма записи сложного плана выглядит примерно так:
- I
- II
- 1 :
- а) ;
- б) ;
- в)
- 2
- 3 :
- а) ;
- б)
- 1 :
- III
7. Как составить тезисы.
Тезисы — это сжато сформулированные основные положения источника (или части его). Тезисы включают не только перечень основных вопросов, но и краткое изложение основного содержания.
- Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения: эта «подсказка» поможет тебе в работе.
- Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).
- Определи главную мысль каждой части (можно ее подчеркнуть).
- Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте (цитату).
- Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений.
- При записи отделяй строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.
8. Как составлять конспект первоисточника.
Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений. Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
I. Основные требования к написанию конспекта:
- последовательность и логичность изложения материала;
- краткость, лаконичность;
- убедительность, доказательность.
II. Этапы конспектирования:
- Приступая к конспектированию, узнай, когда, где, в связи с чем было написано произведение (первоисточник), к какой исторической обстановке.
- Прочитай весь текст, составь целостное представление о прочитанном, определи круг освещаемых в нем вопросов.
- Отметь в тексте непонятные слова, выражения, мысли, неизвестные тебе имена, даты. Уточни непонятное в словарях, справочниках; наведи справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудь вынести справочные данные на «поля».
- После первого чтения составь план. При повторном чтении постарайся кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.
- Затем, перечитывая ранее отмеченные места в тексте, делай краткие последовательные записи.
При конспектировании надо стараться выражать мысли своими словами, цитировать авторский текст лишь при необходимости; обязательна ссылка на источник цитаты.
III. Как составить план-конспект
План-конспект — это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
- Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
- Разъясни кратко, но доказательно каждый пункт плана; выбери оптимальную форму записи.
- Сформулируй и запиши вывод.
IV. Как составить текстуальный (цитатный) конспект.
Текстуальный конспект — это конспект созданный из отрывков (цитат) первоисточника.
- Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
- В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
- 1-й вариант:
- (цитата);
- (цитата);
- (цитата).
- 2-й вариант
- Основные вопросы.
- Доказательства (цитаты).
- Вывод.
- 1-й вариант:
- Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.
- Сделай общий вывод.
V. Как составить свободный конспект
Свободный конспект — это сочетание тезисов, выписок, цитат.
- Используй имеющиеся источники, выбери материал по интересующей тебя теме, изучи его и глубоко осмысли. Сделай выписки .
- Сформулируй основные положения в логической последовательности.
VI. Как составить тематический конспект
Тематический конспект — это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
- Изучи несколько источников и сделай из них выбор материала па определенной теме.
- Мысленно оформи прочитанной материал в виде плана.
- Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложи отобранный из разных источников и осмысленный тобой материал по данной теме.
На сайте представлены различные конспекты: военные план-конспекты, конспекты МВД, МЧС и других силовых структур
Что такое план-конспект, виды конспектов
Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования…
Как правильно составить план-конспект?
Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения. Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами. Практическая польза…
Требования для поступления в военный ВУЗ
Окончание военного вуза предполагает поступление на военную службу, предусматривающую ряд бонусов от государства: военная пенсия, льготные условия приобретения жилья и прочие. Студенты военных вузов автоматически освобождаются от призыва в армию. Все военные учебные заведения страны находятся под контролем Министерства обороны. Программы и материалы для обучения в военных вузах также разрабатываются не Министерством образования, а Министерством…
Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 2)
Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 1) Упражнения 44 — 53 Баллы Упражнение N 44 челночный бег 4 х 100 м Упражнение N 45 бег на 1 км Упражнение N 46 бег на 3 км Упражнение N 47 бег на 5 км Упражнение N 48 марш-бросок на 5 км Упражнение…
Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 1)
Упражнения 1 — 24 Баллы Упражнение N 1 сгибание и разгибание рук в упоре лежа Упражнение N 2 наклоны туловища вперед Упражнение N 4 подтягивание на перекладине Упражнение N 5 поднимание ног к перекладине Упражнение N 6 подъем переворотом на перекладине Упражнение N 7 подъем силой на перекладине Упражнение N 8 жим штанги лежа, вес…
Действия в боевом разведывательном дозоре
Боевой разведывательный дозор высылается для ведения разведки противника и местности в ходе наступления (обороны, встречного боя) перед фронтом или на одном из флангов батальона (роты), а также для установления тактического и огневого контакта с противником в случае его потери. Он обычно действует на удалении, обеспечивающем наблюдение за его действиями и поддержку его огнем, а при…
Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Определение расстояния до ориентиров и характерных местных предметов
Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Для удобства наблюдения сектор (полоса) наблюдения делится на зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю и обозначается условными линиями по местным предметам (ориентирам). Ближняя зона включает участок местности в пределах видимости мелких предметов, объектов, целей (до 400 м). Средняя зона намечается в пределах видимости выделяющихся местных предметов (обычно…
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПОСТ
Требование к месту расположения наблюдательного поста и его выбор на местности. Состав наблюдательного поста. Средства наблюдения разведки. Наблюдение позволяет получать наиболее достоверные сведения о противнике и местности. В боевых порядках войск во всех видах боя оно ведется непрерывно специально назначенными наблюдателями и наблюдательными постами. Их количество зависит от характера боя, условий обстановки и местности. В…
Организация, вооружение и тактика действий пехотных (мотопехотных, разведывательных) отделений, взводов армий основных иностранных государств
Состав подразделений мотопехотного взвода, их предназначение и вооружение. Составной частью любой дивизии, её основной боевой единицей является батальон. Пехотный (мотопехотный), танковый батальоны считаются отдельной частью, способной вести бой самостоятельно в течение определённого времени. Пехотный (мотопехотный) батальоны имеют одинаковую организационную структуру, но различаются по численности личного состава, количеству боевой техники и средств связи, а танковые батальоны…
Военная присяга – клятва воина на верность Родине
История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации (Статья: История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации) С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим…
Порядок приведения к присяге в Вооружённых Силах нашем страны: история и современность. Значение Военной присяги в жизни воина
В Российской империи ритуал принятия Военной присяги обставлялся как торжественный обет, даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при…
История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации
С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим актом, характерным для обеспечения военной службы в интересах конкретных государств. При этом Военная присяга, принятая в порядке,…
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.
Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.
В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.
Конспектирование может осуществляться тремя способами:
— цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
— передача основных мыслей текста «своими словами»;
Все варианты предполагают использование сокращений.
При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:
1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
Разделяют четыре вида конспектов:
— текстуальный
— тематический.
Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.
Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.
Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.
Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Как составлять конспект:
- Определите цель составления конспекта.
- Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
- Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
- Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
- Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
- Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
- Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
- Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
- Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. «, «раскрывает. «).
- Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Оформление конспекта:
- Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
- Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
- Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
- Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым — делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
Основные ошибки при составлении конспекта:
- Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
- Конспект не связан с планом.
- Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.
- При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.
Процесс обучения в школах, вузах, техникумах и прочих образовательных учреждения основывается на конспектировании материала. Преподаватель начитывает материал, а студент/ученик должен максимально точно и кратко зафиксировать его мысль. При этом нужно сделать это так, чтобы потом по этим записям можно было легко воссоздать всю лекцию.
Однако у большинства учащихся конспект представляет собой набор несвязных предложений, которые трудно собрать воедино. Эта неприятность обычно обнаруживается в конце семестра или учебного года, когда нужно сдавать зачет или экзамен. Именно тогда и приходится расшифровывать несвязные словосочетания и сокращения, разбираться в хитросплетениях собственного почерка и обращаться к более старательному сокурснику/однокласснику с целью завладеть его конспектом на пару-тройку дней… А ведь и свой конспект можно вести так, чтобы ни у кого потом ничего не просить!
Секрет прост: нужно освоить правила ведения конспекта. Если вы освоите правила конспектирования, вы сможете не только писать хорошие конспекты на лекциях или уроках, но и будете грамотно составлять план для своей речи к семинару или публичному выступлению, а также напишите отличный реферат, курсовую или сочинение.
Такие разные конспекты…
Конспекты бывают разными. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Как правильно составить конспект при работе с книгами и учебниками
- Просмотрите имеющийся материал, проанализируйте особенности текста, поймите, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины. После этого вы сможете определить, какой вид конспекта вам подойдет.
- Снова перечитайте и осмыслите текст. Так вы сможете отделить главное от второстепенного, разделить информацию на части и расположить эти части в нужном порядке.
- Обозначьте тезисы (основные мысли) текста. Их можно оформлять как цитаты. Однако помните, большое количество цитат может присутствовать только в текстуальных конспектах. Не забывайте оформлять цитаты согласно требованиям (кавычки, ссылка на автора, в конце список использованных источников).
Как правильно составить конспект на лекции, уроке
- Не нужно браться за ручку с самых первых слов преподавателя. Лучше сначала выслушайте все предложение, осознайте его смысл, а потом кратко запишите основную мысль.
- Начинать запись лучше тогда, когда преподаватель закончил изложение мысли и начал ее комментировать.
- Отдельные части конспекта нужно обязательно выделять. Одна тема визуально отделяется от другой. Тоже самое нужно сделать с заголовками, подзаголовками и терминами (можно подчеркнуть слово, тему, название термина). Также рекомендуется делать отступы для обозначения нового пункта плана, абзаца. Формулы, правила, законы обводят в рамку.
- Используйте свои условные обозначения. К примеру, стрелка вверх может заменить слово «повышение», «увеличение», «взлет», а стрелка вниз заменит «спад», «падение», «сокращение», «уменьшение». Выработайте свои собственные условные обозначения, только не забудьте, что они обозначают.
- Сокращайте слова так, чтобы вы потом могли нормально воссоздать слово. Излишние сокращения могут привести к тому, что потом вы будете тратить драгоценное время на расшифровку вашего конспекта. Например, сокращения «знак-во», «числ-ть», «кол-во» легко расшифровать: «знакомство», «численность», «количество». А вот «д-ть» можно интерпретировать как «думать» или «делать», а «дей-ть» вы вполне можете расшифровать как «действительность» или «действовать». Согласитесь, смысл разный. Конечно, в большинстве случаев вам поможет контекст, однако это не универсальное средство, и иногда оно не срабатывает. Разработайте свою систему сокращений, и тогда проблем с дешифровкой у вас не возникнет. Вы должны знать, что сокращение «д-ть» означает именно «думать», а не «действовать».
- Использование аббревиатур и коротких английских слов также приветствуется. Например, слово «ок» поистине универсально.
- Конспект должен состоять из повествовательных предложений. Вопросы уместны только на полях.
- Не стремитесь записать каждое слово преподавателя. Избавляйтесь от предложений, которые не несут особой информации, некоторых прилагательных и вводных слов.
Быстрый конспект
Некоторые преподаватели диктуют настолько быстро, что угнаться за ними просто невозможно. Нужная информация теряется, и в связи с этим растет недовольство собой. В итоге этот предмет заносится в разряд нелюбимых, а посещение лекции превращается в настоящую каторгу.
Чтобы этого не произошло, освойте принцип быстрого конспектирования. Для этого сокращайте слова как в смс-сообщениях. Однако, как мы говорили раньше, при такой записи вы должны будете долго расшифровывать полученный текст. Чтобы этого не произошло, выработайте свою систему сокращений, а также воспользуйтесь следующими методами:
- удалите некоторые гласные из слов: клавтура, препдвль, диссиднт и т.д.
- активно применяйте диаграммы, стрелочки, таблицы, и ваш конспект станет более наглядным, следовательно, более простым и запоминающимся.
Что такое «конспект», как его составлять?
Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Виды конспектов:
1. План-конспект. При создании такого плана сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.2. Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.3. Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.4. Свободный конспект. Данный конспект включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.
Как составлять конспект:
1. Определите цель составления конспекта.2. Читая текст в первый раз, подразделите его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.4. Наиболее существенные положения изучаемого материала последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращённо, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.7. Чтобы форма конспекта наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам плана, применяйте разнообразные способы подчёркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.8. Используйте реферативный способ изложения, например: «Автор считает…», «раскрывает…»9. Собственные комментарии, замечания, вопросы располагайте на полях.
Правила конспектирования:
1. Записать название конспектируемого произведения или его части и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план – основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имён, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определённую систему подчёркивания, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть одно, заранее предусмотренное значение.
10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам, для распределения пользоваться цифрами.