Как ездить на мотоцикле

Мы часто забываем или даже не знаем о некоторых вещах, которые следует ожидать во время первых поездок на мотоцикле.

О чем пойдет речь?

Поскольку мы живем в эпоху Интернета, в Интернете можно найти много статей и сообщений на форумах, чего ожидать от вашей первой поездки. Есть много хороших советов и много менее ценных, но часто мы не можем найти среди них несколько важных тем. Вот некоторые из них. Вы можете добавить свои замечания в комментариях.

Изучите возможности своего мотоцикла

Это один из самых важных вопросов. Практически каждый мотоцикл, даже модели для начинающих, могут легко оставить большинство машин позади. Дело в том, что 99 процентов мотоциклистов, начинающих свое приключение, хотят изучить эти возможности. Я много раз видел мальчиков, стоящих на светофоре перед спортивной машиной, что заставляло водителя сразу же доказать, что его машина самая быстрая. Водитель должен обогнать мотоциклиста в течение трех секунд после того, как светофор загорится зеленым.

Сегодня, после многих лет езды на двух колесах, когда я сталкиваюсь с таким человеком, я позволяю ему ощутить вкус победы и радости, что его пятнадцатилетний BMW с развевающимся на ветру пластиковым спойлером все еще является демоном скорости. Но я знаю, что в начале это не так легко допустить. Не зная вашего мотоцикла, его скорости, ускорения, а также ограничений, любая такая поездка может закончиться трагически.

Мотоцикл не для идиотов

Каждая модель мотоцикла имеет свою собственную Библию, которая называется руководством пользователя. Чаще всего к ней обращаются при возникновении проблемы или вопроса о замене деталей или расходных жидкостей. Вот мой совет. Прочтите руководство по эксплуатации вашего мотоцикла, и лучше всего сделать это несколько раз. Это настоящая сокровищница знаний, в том числе о потенциальных проблемах и решениях и как их устранять.

Знаете ли вы, как включать и выключать фары на вашем мотоцикле? Вы помните, каким должно быть давление в шинах? Знаете ли вы, что означают значки на часах или дисплее, знаете ли вы функции всех переключателей? Это не секретное знание, и стоит иметь всю информацию не только в руководстве пользователя, но, прежде всего, в своей голове.

Дроссель очень чувствительный

Вы, наверное, видели видео на YouTube, где начинающий мотоциклист цепляется за открученный роллгаз и врезается в какой-то забор, дерево или что-то еще. Как вы думаете, это происходит только с новичками? Ну нет. Маленький двигатель с маленьким маховиком реагирует на управление дроссельной заслонкой гораздо сильнее, чем двигатель большего размера.

Отсутствие опыта означает, что вы, как новичок, часто будете слишком много “заправляться”. В некоторых ситуациях вы можете даже потерять контроль над мотоциклом. На самом деле управление дросселем требует практики, поэтому не сходите с ума и знайте, что это сложное искусство.

Сброшенные шестерни

По тем же причинам эксплуатация передач вначале не очень плавная, а наиболее распространенной проблемой является слишком раннее или слишком позднее сбрасывание. Я даже не говорю о торможении двигателем, а о плавной езде по городу. Также помните, что если вы бросаете сцепление в движении, а у вас уже отвинчена ручка управления, двигатель не остановится, а мотоцикл рванет как сумасшедший, протаранив все и всех на своем пути.

Работа сцепления на спортивных мотоциклах очень различна. Поэтому, если у вас был опыт на мотоцикле с другими характеристиками, обязательно учитывайте его и подходите к сцеплению с особой осторожностью.

Правильная передача для правильной скорости

Это часто упускается из виду, но не случайно производитель указывает диапазоны скоростей для каждой передачи в руководстве. В дороге лучше придерживаться того, что производитель предусмотрел для данной модели. Это нужно практиковать, потому что если вы полагаетесь исключительно на инстинкт, вы можете излишне загружать двигатель. Вы будете наказаны на заправке, заплатив больше за топливо.

Едете быстрее, мотоцикл стабильнее

В течение маршрута вы бесконечно выполняли восьмерки, ехали в гору и парковались. Но вы также должны знать, что более быстрая езда делает двухколесный транспорт более устойчивым.

Дело в том, что мотоцикл не падает, за что отвечает центробежная сила. И очень хорошо, потому что много водителей были спасены благодаря простым законам физики.

Встречный поворот да, но не на низких скоростях

Одним из наиболее важных навыков является техника, которая не работает на скорости парковки. У вас просто нет подходящего импульса для поворота. На практике каждый водитель испытывает это явление, но разница в том, насколько оно сознательно. При управлении мы полагаемся исключительно на работу рулевого колеса, и в начале достаточно знать об этом.

Учимся останавливаться

В машине вы просто нажимаете на тормоз и затем останавливаетесь. В мотоцикле у вас есть два колеса и две независимые системы. Кроме того, когда процесс остановки завершен, вы должны вытянуть ногу и поставить ее на землю, чтобы мотоцикл не опрокинулся. В курсе категории А мы учимся использовать передние и задние тормоза наравне с работой сцепления и газа, но требуется время, чтобы освоить все четыре вещи плавно. Дозирование тормозного усилия до передних и задних тормозов и аварийные остановки – другая проблема.

Используйте всю полосу движения

Тема весьма противоречивая. Должен ли мотоциклист, путешествующий относительно медленно, ехать по краю дороги?

По моему нет. Вежливость – отличная особенность, но на практике меня много раз обгоняли водители автомобилей, а колесо от грузовика может не только повредить зеркало, но и убить меня.

Лучше ехать в середине полосы движения. Разумеется, речь не идет о ситуации, когда вы путешествуете по скоростной автомагистрали, а скорость вашего скутера 45 км/ч.

Привыкайте к более высоким скоростям двигателя

Мотоциклы с красным полем при 14 000 об/мин не являются особенными в сегменте двухколесных транспортных средств, но многие новички боятся ездить на более высоких скоростях. Стоит помнить, что мотоциклетные двигатели сконструированы таким образом, что они могут легко выдерживать большие нагрузки в течение длительного времени.

Проще говоря, если вы не экономите топливо, вам не нужно бояться высокой скорости на шоссе или скоростной автомагистрали. Вы также должны привыкнуть к этому и проехать несколько километров, чтобы убедиться, что все в порядке.

Люди по разным причинам мечтают научить управлять мотоциклетной техникой. Для одних поклонников мотоциклов это возможность окунуться в мир свободной жизни. Для других это возможность легко передвигаться по городу. Ведь мотоцикл является достаточно маневренным транспортным средством, которое позволит объезжать все препятствия на дороге. Многие поклонники мотоциклетной техники стараются научиться ездить на ней именно потому, что она дает возможность показаться себя с другой стороны. Многим представителям современного человечества знакомого чувство желания самовыражения.

Мотоцикл может стать частью жизни любого человека. Для того чтобы не просто восхищаться его внешними данными, а ощутить все его технические достоинства можно научиться управлять им.

Причины для того, чтобы освоить технику управления мототехникой

Не многие современные люди знают о том, как научиться ездить на мотоцикле. Однако все они желают освоить технику езды на данном транспортном средстве по ряду причин.

Они заключаются в:

Получении большого количества приятных впечатлений

Мотоциклы дают возможность абстрагироваться от повседневной суеты. Они наполняют жизнь каждого человека новыми эмоциями. Это необходимо каждому жителю мегаполиса. работая с утра до вечера в офисе, не остается времени на себя. Жизнь становится рутинной. За счет того, что мотоциклетная техника является достаточно мобильной ею можно воспользоваться для езды по любым городским улицам. Многие мотоциклисты стараются хотя бы в вечернее время выгуливать своего «железного коня», чтобы получить заряд положительных эмоций.

Избавлении от стресса

Практически каждый житель современного города сталкивается с тем, что у него в жизни появляются, стрессовые ситуации, которые выбивают его из колеи. Мотоциклы дают возможность с ними справиться. Многие психологи для борьбы со стрессом предлагают своим пациентам занятия экстремальными видами спорта. К ним же относится и мотоциклетная езда.

Появлении новых друзей

Каждому человеку хочется, чтобы у него было большое количество друзей. Жизнь мотоциклиста предусматривает появление множества новых знакомств. Неизбежно, что после того, как Вы научитесь управлять байком, Ваша жизнь пополнится новыми друзьями.

Путешествиях

Для многих обычное провождение отпуска становится скучным. Поездки за границу, на море уже не вызывают никакого восторга. Именно поэтому можно научиться освоить технику езды на мотоцикле, чтобы совершать увлекательные путешествия в разные уголки нашей страны.

Основополагающие принципы того, как научиться ездить на байке

В мире имеется большое количество начинающих мотоциклистов, которые только осваивают технику управления мотоциклетной техникой.

Для них разработаны следующие принципы того, как научиться ездить на байке:

  • Езда должна быть аккуратной. Не нудно в самом начале своего обучения управления мотоциклом стараться набирать большие скорости.

Важно: необходимо адекватно оценивать свои способности и выбирать тот способ езды, который соответствует Вашему уровню вождения.

  • для обучения или тренировки езды на мотоцикле необходимо выбирать трассы, на которых дорожное движение не является оживленным.
  • наблюдать за тем, что происходит во время езды сзади.
  • Выбрать для себя небольшую скорость.
  • освоить навыки предвидения появления на дорогах экстремальных ситуаций, в которых главное не растеряться, а действовать по всем правилам.
  • Во время езды необходимо передвигаться только по определенной стороне проезжей части. Стараться не допускать езду по таким участкам, где после поворота осуществляется выезд на дрогу со сплошной линией.
  • Стараться двигаться на определенном расстоянии от других участников дорожного движения. Необходимо соблюдать расстояние между мотоциклом и транспортом впереди него.
  • Избегать обгонов и других видов изменения движения.

Правила езды на мотоцикле для новичков

Существуют некоторые правила того, как осуществлять езду на мотоцикле:

Запуск двигателя

Перед началом управления мотоциклом необходимо научиться его заводить. Сделать это не очень сложно. Для начала необходимо убедиться, что в бензобаке имеется достаточное количество топлива. Пред тем, как запустить двигатель важно проверить коробку передач. Она должна находиться в нейтральном положении. После этого без резких движений нужно нажать на педаль кикстартера. Сделать это нужно несколько раз при необходимости. Ключ вставить в замок зажигания и повернуть его. После этого повернуть ручку газа не до конца и резким движением надавить на педаль кикстартера один раз.

Тронуться с места

Для того чтобы мотоцикл тронулся с места необходимо выключить сцепление и включить первую передачу. Начинающему мотоциклисту необходимо прислушиваться к тому, как работает во время этого его мототехника. Если она подалась вперед, то все идет нормально. После этого без резких движений необходимо медленно отпустить сцепление и включить нейтральную скорость.

Езда и торможение

После того, как начинающий мотоциклист почувствует момент сцепления, ему необходимо прибавить газу. Можно поставить ноги на подножки и начать двигаться на мотоцикле вперед. Ехать нужно на нейтралке. Для остановки мототехники необходимо выключить сцепление и привести коробку передач в нейтральное положение. После этого нужно уменьшить обороты двигателя и включить тормоз. Движение мотоцикла прекратится.

Из данных правил следует, что научиться управлять мотоциклом может каждый желающий. Сегодня это можно сделать и в специализированных учреждениях и самостоятельно. Во время обучения езде на мотоцикле следует учитывать, что у всей мототехники технические параметры отличаются. Поэтому при наборе скорости важно это учитывать, чтобы за короткое время не разогнаться на начальном этапе езды до большой скорости.

Чтобы научиться кататься на мотоцикле, для начала необходимо изучить этот «инструмент». В случае с устройством, которое предназначено для правостороннего движения, следует встать слева и рассмотреть все эго детали. После изучения всех органов транспорта нужно научиться убирать и ставить его на специальную поставку. Для этого опять же необходимо встать с левой стороны мотоцикла. При помощи левой руки следует взяться за руль, правая же рука ставится на ручку, установленную на седле. После этого мотоцикл необходимо толкнуть вперед таким образом, чтобы он спустился с этой подставки, встав на колеса.

Этот процесс требует особого внимания и осторожности. Ведь как только мотоцикл окажется на колесах, он станет наклоняться в одну сторону. Поэтому, после сталкивания его с этой защитной детали рекомендуется его немного наклонить в свою сторону. Так будет проще удержать транспорт. Если же он начнет наклоняться вправо, удержать его уже не получится. Теперь необходимо научиться поднимать его на ту же подставку. Редко получается с одного раза это сделать, поэтому придется проделать несколько таких манипуляций.

Правила вождение мотоцикла

Итак, далее следует научиться водить транспортное средство, не ездить на нем, а именно водить, то есть научиться управлять его рулем. После того, как мотоцикл снят со своей подставки, нужно убедиться, что коробка передач установлена на нейтральную позицию. Затем необходимо наклонить его к себе, толкнуть вперед и, держась за руль двумя руками, начать водить по участку, выбранному для таких тренировок.

При этом сначала следует научиться делать круговые движения таким образом, чтобы мотоцикл оставался с внешней стороны образного круга. Такое упражнение проще, так как байк наклонен при этом в сторону ученика. После этого необходимо разучить такие же движения, только уже по часовой стрелке, то есть «инструмент» остается внутри круга.

Также при этом нужно сразу учиться тормозить у какого-нибудь определенного предмета, используя рукоятку системы тормозов. Выполнять такие действия рекомендуется до тех пор, пока транспорт полностью будет контролироваться.

Следующим этапом является скатывание под небольшим уклоном. Проводить такие занятия необходимо на участке, где имеется уклон. Теперь уже можно садиться на кресло и, с помощью ног оттолкнуться от земли, начать двигаться под этот уклон. Если мотоцикл станет наклоняться, его нужно будет выравнивать, используя для этого руль, то есть его нужно будет поворачивать в нужное положение.

При скатывании следует использовать ручной тормоз. Это делается для того, чтобы транспорт не разгонялся. Повторять такое упражнение необходимо до тех пор, пока не будет уверенно держаться равновесие.

Другим важным моментом обучения станет процесс вскакивания на мотоцикл в то время, как он уже поехал. Это поможет в том случае, если неожиданно разрядился аккумулятор или же произошла какая-либо поломка.

После изучения всех этих упражнений можно смело запускать двигатель.

Перед этим опять же нужно убедиться в том, что коробка передач находится на нейтральной точке. Далее плавно несколько раз следует нажать на педаль так называемого кикстартера. После этого в замок вставляется ключ и поворачивается в необходимую сторону – «Вкл.». Должна включиться лампочка, поворачивается затем ручка, управляющая «газом» и резко нажимается эта же педаль. После запуска двигателя нужно подождать, пока он прогреется до 60 градусов.

Как ездить на байке?

Теперь можно научиться трогаться с места и останавливаться по необходимости. Чтобы трогаться, сцепление и 1 передача должны быть выключены. Это станет заметно, когда средство передвижения немного дернется вперед. После этого следует медленно отпустить сцепление и прислушаться к двигателю.

Обороты при этом спадут и мотоцикл покатится. В этот момент нужно выключить рычаг сцепления и установить нейтральное положение рычага коробки передач. Такое упражнение должно быть хорошо проработано, поэтому его рекомендуется провести несколько раз. Далее можно приступать к следующему этапу.

Когда уже будет хорошо получаться «ловить» момент для выключения сцепления, рычаг нужно держать в этом же положении и несколько дать газа. Мотоцикл поедет. Теперь нужно поставить ноги на специальные установки и медленно отпустить до конца сцепление.

Чтобы остановиться, необходимо выключить этот рычаг вовсе, сбавить обороты и приступить к торможению. Опять же после этого важно не забыть установить коробку передач на нейтральную точку.

Ошибки при трогании с места

Часто в процессе обучения вождению возникают некоторые ошибки. Так, если длительное время держать в определенной позиции сцепление, транспортное средство покатится вперед, при этом сцепление начнет буксировать. Это приведет к тому, что он выйдет из строя довольно быстро.

Также важно помнить, что если скорость будет очень маленькая, практически не получится удержать мотоцикл, он просто будет заваливаться то в одну, то в другую сторону.

Если после того, как транспорт поехал дать много резких оборотов, переднее колесо может подняться вверх, что приведет к неприятным последствиям.

Еще одной типичной ошибкой является тот момент, когда после торможения водитель забывает отключить передачу и отпускает сцепление. При этом данное транспортное средство подпрыгнет вперед довольно резко. И повезет, если перед ним ничего, и никто не окажется в эту минуту.

Чтобы не повторять этих и многих других ошибок, нужно каждое упражнение повторять столько раз, чтобы все запомнилось надолго. Не следует сразу переходить на вторую передачу. Для начала нужно запомнить последовательность всех действий с первой передачей.

Берегите себя и будьте внимательными при езде на мотоцикле!

Эта статья не совсем в формате Хабра, но, наблюдая какими темпами растет количество двухколесных на улицах столицы, в том числе и среди ИТ-шников, я всё же рискну — может это спасёт несколько жизней, что не так уж и плохо.

Когда лет 10 назад я купил себе первый мотоцикл, любая встреча двухколесных на дороге была целым событием. Последние же несколько лет ситуация изменилась кардинально — пробка из мототехники в междурядье уже каждодневная обыденность. Размышлять на тему, почему это происходит я не буду, а постараюсь просто поделиться опытом «выживания в большом городе» с теми, кто только купил или пока просто задумывается. Вполне возможно, что некоторые вещи будут полезны и любителям электротранспорта.

Выбор мотошколы

Казалось бы, при чем тут школа? На самом деле очень даже причем. Для получения прав категории А в России необходимо всего лишь сдать теорию ПДД и откатать площадку. С теорией все понятно, а вот практика, в подавляющем числе мотошкол, заключается исключительно в натаскивании на прохождение площадки, причем самым эффективным образом. Все бы ничего, но беда в том, что навыки маневрирования и посадка, наиболее подходящие для ее прохождения, не просто бесполезны в городе — они вредны. Все это приводит к тому, что только что получившие права первосезонники переучиваются самостоятельно, по «бразильской системе», хорошо если без потерь в здоровье.

Так что тем, кто еще не выбрал школу, настоятельно рекомендую первоочередное внимание обращать не на стоимость и обещания «сдать с первого раза», а на наличие программы обучения вождению в городе и на отзывы в тематических пабликах/форумах.

Как не попасть в аварию

У меня нет ни одного знакомого мотоциклиста, откатавшего хотя бы 3-4 сезона, кто хоть раз не побывал в ДТП. Нет, возможно такие люди есть, но я их не знаю. Так что ставшая в свое время локальным мемом фраза из заголовка имеет мало общего с реальностью. Просто когда садитесь на мотоцикл держите в уме, что вполне можете и не доехать.

Как уменьшить вероятность попасть в аварию

Эту тему никак не получится уложить в одну статью — ей посвящены целые книги. Я ограничусь несколькими советами по наиболее частым ошибкам первосезонников. Не стандартными «не превышай скорость», «не пей за рулем» и т.д., а, скажем так, неписанными правилами.

    Тренируйте экстренное торможение. Вот прям вечерком на пустую площадку и разгон-торможение-разгон-торможение-разгон-… Вы должны задницей (это не фигура речи) чувствовать момент срыва заднего колеса. Правая рука и правая нога должны самостоятельно уметь эффективно тормозить, на уровне рефлексов. Вы еще не осознали трагизм ситуации, а задний уже прижат, а через мнгновение пошел передний.

Наугад открыл пятерых из проекта «Помним» — это такой проект, который про ушедших в страну вечного сезона. Три из пяти.

  1. Мотоцикл двигался левее общего потока, автомобиль Volkswagen двигавшийся в попутном направлении начал разворот в нарушение требований дорожного знака, разрешающего только движения прямо или направо.
  2. Водитель автомобиля Mazda 3 при повороте налево не пропустила мотоцикл. Водитель и пассажирка мотоцикла погибли на месте ДТП.
  3. Водитель автомобиля ВАЗ-2109 при развороте не уступил дорогу мотоциклу. Мотоциклист при торможении опрокинул мотоцикл и при столкновении оказался между автомобилем и мотоциклом.

Как увеличить вероятность остаться живым после аварии (желательно одним куском)

Перефразируя Балмера — «Экипировка! Экипировка! Экипировка! Экипировка!»

По ПДД мотоциклист обязан ездить в шлеме. К сожалению многие этим и ограничиваются. Максимум докупают крутую куртку и моднявые перчатки. Первосезонник обыкновенный: шлем, куртка, перчатки… джинсики и кеды. Бессердечная же сволочь статистика говорит нам, что большая часть всех тяжелых травм приходится именно на ноги (по довольно дырявой статистике Motocitizen — около 45%). А все из-за того, что в большинстве случаев именно они принимают на себя первый удар. Ну вот посадка потому что такая и разность высот мотоцикла и авто. После первого удара, частенько еще приходится поскользить по рашпилю под названием асфальт.

Причем скользить приходится мягкими местами тех же ног. Есть даже такой термин — асфальтовая болезнь, это когда половина задницы размазана тонким слоем по дороге, а вторая содержит вкрапления расплавленных брюк. И да, единственное от чего вас может спасти китайский шлем за тысячу рублей — это от штрафа за его отсутствие.

Два моих первых выезда в качестве волонтера пришлись как раз на травматические ампутации стопы… В кроссовках.

А асфальтовую болезнь прочувствовал лично — очень неприятно должен заметить.

К слову, ваш позвоночник тоже будет очень рад, если удар придется не на него, а на специальную защитную «спину».

Да, экипировка штука довольно дорогая. Полный и хороший комплект может стоить в половину стоимости мотоцикла, но оно того действительно стоит.

Важное замечание — все вышесказанное также относится и к вашему пассажиру. Даже самая красивая девчонка становится очень некрасивым куском мяса если ездит с вами в миниюбке на голую голову. Уж поверьте — видел.

Что делать если вы попали в ДТП и остались живы

Особенность аварий с участием мотоцикла в том, что сразу после ДТП и в течении получаса после в пилоте содержится лошадиная доза адреналина. Бывали случаи, когда человек вскакивал на переломанные ноги и бросался поднимать мотоцикл на одних мышцах, без каркаса. А минут через 10 зеленел и отключался.

Все чаще горожане отдают предпочтение мотоциклам, порядком устав от пробок. Впрочем, одноколейный транспорт более требователен к водителю и не терпит ошибок. О том, как прокачать навыки городской езды на мотоцикле, рассказал Антон Еремин, мотогонщик, выступающий в Чемпионате Motoring по шоссейно-кольцевым мотогонкам за команду Motorrika. Антон — обладатель титулов чемпиона Motoring International Cup, чемпиона России в классе STK 600 и бронзового призера чемпионата России в классе Supersport.

Глаза на правильном месте

Самое важное, чему необходимо научиться, — правильный взгляд. Куда смотришь — туда и едешь! Далеко не все владеют этим навыком, часто совершая критические ошибки. Например, подъезжая к перекрестку, вы видите мигающую стрелку светофора, успеваете «проскочить» и. казалось бы, что может пойти не так? Однако при повороте направо вы направляете взгляд вниз, прямо под колесо, а не правее и вперед, где тем временем перебегает дорогу пешеход или еле крадется зависший в телефоне таксист. Это препятствие вы замечаете в последний момент: большая удача, если скорости реакции хватит на то, чтобы избежать неприятностей. А ведь если сразу смотреть туда, куда едет ваш мотоцикл, резких переставок и экстренного торможения легко избежать.

Вторая ошибка новичка — увидев внезапное препятствие, гипнотизировать его взглядом, столбенеть, лишив себя тем самым шанса на маневр. Так что то, куда направлен ваш взгляд, очень важно в управлении мотоциклом.

Как это лечится?

Тут нет волшебных лайфхаков: для отработки этого навыка я рекомендую каждый свой выезд отслеживать и контролировать, куда смотрят ваши глаза. Если анализировать этот момент регулярно, довольно быстро выработается отличный навык, вы будете смотреть правильно и перестанете задумываться об этом.

А если скользко?

Если вдруг вы оказались на непредсказуемом покрытии — рельсах, разметке, песке на дороге, — не совершайте резких маневров, аккуратно пользуйтесь ручкой газа и тормозом (если это необходимо). Попробуйте максимально распрямить мотоцикл и проехать участок на «ровном» газу или вовсе на закрытом. После чего, выехав на нормальное покрытие, продолжайте поездку в нужном темпе.

А если асфальт вообще закончился?

В России такой сюрприз не редкость, а главная боль мотоциклиста — съезд с асфальта на ремонтируемый участок и выезд с него. Конечно, идеально, если вы заранее увидели ремонт, сбросили скорость, перестроились в другой ряд. Если все пошло не по плану — снижайте скорость аккуратно (ведь вы находитесь в потоке), прикрыв газ и пользуясь обоими тормозами. Оцените участок трассы впереди: если он достаточно ровный, выберите приемлемое место для перестроения в другой ряд. Если покрытие очень неровное, для большей устойчивости можете сжать ногами мотоцикл, при этом не впиваясь мертвой хваткой в руль. В некоторых случаях стоит даже немного привстать на ноги, чтобы не так сильно подкидывало в седле, демпфируя неровности коленями.

«Утиная походка», резкие старты и падения – не самые впечатляющие техники езды, которые могут быть еще и опасными. При езде в городе нужно быть уверенным, что вы сможете выполнять остановки, старты и маневры на медленной скорости.

Есть множество водителей, молодых и старых, которые ездят по улицам городов и парковкам, волоча ноги по асфальту, потому что недостаточно уверенны или тренированны. Сразу после того как мотоцикл начал двигаться, ваши ноги должны быть на подножках или педалях не только из соображений безопасности, но и контроля. Правильно используя сцепление, газ и тормоз, вы можете делать это без проблем.

Ключ – плавность и гармоничность движений и действий. Это целый процесс – езда на мотоцикле с малой скоростью.

Очень важен контроль сцепления. Резкое отпускание сцепления заставляет мотоцикл подпрыгивать, как необъезженного жеребца. Чтобы получить прирученного «коня» – используйте полувыжатое сцепление. Отпускайте рычаг до того момента, как мотоцикл начнет двигаться. При езде на полувыжатом сцеплении вы сможете гораздо лучше контролировать тягу, чем если полностью отпустите рычаг.

При езде с полувыжатым сцеплением даже не думайте касаться рычага переднего тормоза на скорости до 25 км/ч. При задействовании переднего тормоза загрузится переднее колесо и сожмутся вилки – удерживать равновесие станет труднее. Вместо этого используйте легкие касания ногой педали заднего тормоза. Так вы сможете плавно регулировать мощность двигателя ручкой газа. И «утиная походка» устранится сама собой, так как для этой техники вам нужно использовать ногу.

Управление ручкой газа должно быть плавным. Вам нужно проявлять сдержанность. Не выкручивайте ручку каждый раз, когда стартуете, только чтобы быстро нажать на тормоза на следующем светофоре. Обращаясь с газом деликатно, вы сможете поддерживать мотоцикл в движении.

Также большое влияние оказывает положение вашего тела. Будьте готовы сместиться, чтобы поддерживать равновесие, особенно когда нагибаетесь. При наклоне мотоцикла вам следует переместить тело в противоположную сторону, чтобы сохранить на месте центр тяжести. Этим движение на малой скорости отличается от быстрого прохождения поворотов. Вам нужно уравновешивать мотоцикл, чтобы наклонить его, так как центробежная сила, которая обычно поддерживает вас в поворотах на высокой скорости, при медленной езде отсутствует.

И не бойтесь наклонять мотоцикл на малой скорости. Наклон позволит вам проходить повороты быстрее, чем если вы будете использовать только руль. При плавной работе органами управления вы сможете достаточно наклонить мотоцикл без каких-либо проблем. Если вы чувствуете, что падаете, – слегка поддайте газа и мотоцикл вытянет вас (только не выкручивайте ручку газа полностью).

В отличие от езды на высокой скорости, когда вы при прохождении поворота используете контрруление, двигаясь медленно, вам нужно направлять переднее колесо туда, куда вы хотите ехать, сразу, как только вы инициируете наклон с помощью контрруления.

Как и на шоссе или гоночном треке, вам нужно смотреть, куда вы едете. Мотоцикл поедет туда, куда направлен ваш взгляд, так что при повороте на медленной скорости не стоит проверять показания приборов или смотреть на людей, если не хотите упасть или наехать на них. Используйте легкие движения головой и периферическое зрение, чтобы наблюдать за ситуацией вокруг вас.

Все это может показаться сложным особенно потому, что большинство действий нужно выполнять одновременно. Но здесь вам помогут тренировки на пустой парковке. Начните с движения по прямой на как можно меньшей скорости. Закрепив навык, начните выполнять легкие повороты. Поворачивайте круче, когда освоитесь с наклоном мотоцикла на медленной скорости.

Весна и осень — самые опасные времена года для мотоциклиста. В начале сезона мы, отвыкнув от мотоцикла, учимся ездить заново. По новой привыкают к нам и автолюбители, отвыкшие смотреть в зеркала за зиму. В сочетании с холодным асфальтом, еще не очистившимся от реагентов, риск «разложиться» неимоверно высок. И все же, сводки с мест ДТП и подсчет переломанных мотоциклистов в новостях, расслабляться не дают.

«Катастрофа наступает не тогда, когда мы знаем, что чего-то не знаем, а тогда, когда мы этого не знаем» — афоризм, который отлично характеризует опасность осеннего сезона. Весной мы трезво оцениваем опасность и свои навыки, а к осени расслабляемся.

Намотав несколько тысяч километров на двух колесах вновь кажется, что ничего невозможного нет. Габариты мотоцикла чувствуются как свои собственные, а рукоятка газа то и дело открывается до упора, ведь все под контролем! Не все. С наступлением осени автолюбители возвращаются с дач и из отпусков, вырастает число такси и каршеринга, а люди вновь привыкают вставать ни свет ни заря, чтобы отвезти свое чадо в школу. Никому из них нет дела до мотоциклистов.

Ухудшение трафика автомобилей, помноженное на самоуверенность мотоциклиста, само по себе повышает опасность. А дополнительным фактором риска становится погода. Мотоциклисты знают, как меняются сцепные свойства резины при падении температуры. А в дождь «держак» вообще пропадает, особенно, если колесо попадает на столь любимую урбанистами разметку. Хорошо, если мотоцикл оснащен системой ABS, а если нет — на упавшей листве, трамвайных путях и канализационных люках нужно быть втрое осторожнее обычного.

Особенно остро проблема «держака» стоит у мотоциклистов, ездящих на изношенной или старой резине. Если нет возможности ее поменять, стоит попробовать еле заметно, на 0,1‑0,2 атмосферы стравить давление — это позволит увеличить пятно контакта и ускорить прогрев. И никаких резких движений, чем аккуратней пилот работает газом и тормозами — тем лучше. На замедлениях не стоит забывать о торможении двигателем, а перед поворотами имеет смысл сбрасывать скорость больше, чем обычно.

Мотоцикл поворачивает в наклоне, а следом за ростом угла наклона уменьшается и пятно контакта покрышки. Поэтому на скользкой и холодной дороге старайтесь держать его чуть вертикальней, сильнее свешивая внутрь поворота собственное тело.

Отдельное внимание стоит уделить экипировке. В холодную погоду она особенно актуальна, и чем ее больше, тем лучше. Шлем, куртка с защитой локтей и спины, мотобрюки или отдельные наколенники и твердые сапоги — прожиточный минимум. Дополнить его стоит хорошим дождевиком, с которым поездки станут в разы комфортнее. А вот теплые перчатки не спасут — за редкими исключениями они быстро промокают, да и управляться с мотоциклом в них не удобно.

Куда лучше работают плотные летние перчатки в паре с обогревом рукояток — удовольствие не дорогое, но очень полезное. Установить его можно в любой мотомастерской так же, как и высокое ветровое стекло, которое лучше защитит от ветра и дождя.

Зная это сезон можно растянуть до первого снега. Однако, как бы не хотелось избежать необходимости нырять в общественный транспорт или вставать в пробку на общих четырехколесных основаниях, чем раньше будет закрыт сезон — тем лучше.

Многие думают, что ездить вторым номером на байке или мотоцикле легко: сел и поехал, но немногие знают, что пассажир так же влияет на безопасность поездки, как и водитель.

Сегодня поговорим о том, как правильно ездить на байке на пассажирском месте.

Начнем с нескольких самых главных правил, которые относятся к водителю:

  • Если вы впервые управляете байком, только учитесь и еще малоопытный, не возите пассажира! От слова “совсем”. Начинать ездить вдвоем, можно только тогда, когда вы уже достаточно уверены в своем вождении и чувствуете себя на дороге спокойнее. Прочитайте нашу статью «Учимся ездить на байке: первые упражнения, площадка».
  • Грамотный водитель обязан доходчиво и понятно донести все моменты правильного поведения на байке второму номеру — ведь от этого может зависеть жизнь и самого пассажира, и водителя.

Третье правило важно как для водителя, так и для пассажира — обязательно ездите в шлеме! Не важно: пятиминутная поездка до магазина или на пляж — шлем должен быть надет и застегнут всегда!
Настоятельно рекомендуем водителям байков вообще не брать к себе пассажиров без шлема: ведь вы несете ответственность за их жизнь!

Как должен вести себя хороший пассажир на байке?

  • Очень важный пункт — психология. У пассажира должно быть полное доверие к водителю, умение чувствовать язык тела и действовать в унисон. Если у вас нет доверия и положительных эмоций, лучше вообще не садиться на байк.
  • Как пассажир, вы должны запомнить одно из основных правил: все действия с байком делаются по команде водителя. Он — главный. Водитель говорит, когда садиться на байк и когда слезать. В эти моменты он будет готов к вашим действиям, и они не станут для него неожиданностью.
  • Садиться на байк тоже нужно правильно.
    Во-первых, вам нужно сесть так, чтобы чувствовать тело водителя. Это важно для того, чтобы вы понимали что происходит, когда водитель смещает свой центр тяжести, например, заходя в повороты, и тоже смещались.
    Как пассажир, вы должны стать продолжением водителя.
    Во-вторых, сядьте так, чтобы вам было комфортно, чтобы не пришлось пересаживаться и ерзать уже во время поездки.
    Ну и в-третьих: равномерно распределите массу тела: не заваливайтесь на левый или правый бок.
    Ноги ставьте на подножки.
  • Во время езды также, обязательно удерживайте равновесие и не смещайте центр тяжести.
    Когда вы переваливаетесь с бока на бок на байке, вы меняете центр тяжести всего байка и водителю бывает очень сложно удержать его, особенно если вы примерно в равной весовой категории. Пассажир должен понимать, что частично и он управляет байком, меняя развесовку.
    Также во время движения ваше тело должно быть слегка наклонено вперед, ни в коем случае не отклоняйтесь назад, потому что при резком старте или определенном маневре, если вы будете отклонены назад, вы можете просто слететь с байка.
  • Не пытайтесь «помогать» управлять байком. Некоторые пассажиры «подруливают», перемещая свой вес в противоложную сторону от водителя — такие действия могут привести к аварии.

Как держаться на байке? Тут тоже существует ряд правил. Пройдемся по ним:

  • Во время движения пассажиру лучше всего держаться за байк, а не за водителя, чтобы не мешать и не сковывать его действий.
  • Еще до начала поездки проверьте, как вам будет удобнее держаться: руками за бока байка или руками назад. При этом старайтесь еще плотно обхватить бедрами водителя, чтобы у вас была дополнительная фиксация.
  • Если вы держитесь за водителя, самое главное правило — не сковывать его движений и не мешать. Не обхватывайте его крепко и полностью руками! Плотно обхватите коленями, а руками держитесь за талию.

Во время поездки вы должны как минимум не мешать, а как максимум помогать водителю. Что это значит?

  • Не делайте ничего неожиданного, не вскрикивайте, не вздрагивайте и не хватайтесь за водителя, помните, что какие-то ваши внезапные движения могут привести к аварии!
  • Не отвлекайте водителя. Особенно если водитель еще недостаточно опытен, не лезьте с разговорами или какими-то комментариями относительно движения.
  • Если вы подсказываете маршрут, сообщайте о поворотах и перестроениях заранее.

Самое главное, что пассажиру следует запомнить из этой статьи, что он как и водитель влияет и отвечает за безопасность поездки, поэтому, пожалуйста, если вы садитесь к кому-то на байк вторым номером, будьте серьезны и ответственны.