Мы гарантируем, что пассажир совершит поездку по электронному билету, если:
- При посадке в автобус у пассажира есть оригинал удостоверения личности;
- При посадке в автобус у пассажира есть распечатка маршрутной квитанции;
- Персональные данные в двух этих документах совпадают.
Именно эти условия обозначены в нашем договоре с автовокзалом и именно при таких условиях посадка произойдёт без проблем.
Если указанные условия пассажиром не соблюдаются, то решение о том, допускать ли пассажира к посадке, будет приниматься сотрудником автовокзала (контролёром) или, реже, сотрудником АТП (водителем). Поскольку указанные лица не являются нашими сотрудниками, то предсказать или повлиять на их решение мы не в состоянии.
Причина инертности автовокзалов в вопросе посадки пассажиров без распечаток заключается как в нежелании менять техологии обслуживания пассажиров, так и в слабой законодательной базе по вопросу использования электронных билетов на автотранспорте. К примеру в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» написано, что «безбилетным является лицо, обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета или предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным». Таким образом любой пассажир без распечатки маршрутной квитанции с точки зрения этого постановления является «зайцем».
Известно, что на некоторых автовокзалах допускается посадка пассажира просто по паспорту, без распечатки маршрутной квитанции. Контролёру достаточно наличия записи о пассажире в посадочной ведомости. На других же автовокзалах удостоверение личности не спросят при наличии на руках распечатки. Но если вы не уверены в наличии таких послаблений на Вашем автовокзале, нарушать условия мы категорически не рекомендуем.
На многих автовокзалах действуют службы по работе с электронными билетами, где по просьбе пассажира и при предъявлении паспорта могут распечатать его маршрутную квитанцию. О наличии такой службы можно узнать у нас на сайте на странице автовокзала. Следует учесть, что некоторые автовокзалы оказывают услугу распечатки билета бесплатно, другие же берут за эту услугу деньги. Если услуга на автовокзале не оказывается, то о распечатке маршрутной квитанции покупатель должен позаботиться самостоятельно: файл маршрутной квитанции можно скачать, записать на флэшку и унести туда, где есть принтер.
С 7 марта 2021 года изменились правила перевозки пассажиров в автобусах. Теперь нельзя высаживать детей, которые не оплатили проезд. А контролер может потребовать паспорт, чтобы составить протокол.
Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.
Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.
Получить билет и багажную квитанцию
Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.
В Московской области женщина оплатила проезд, но водитель не выдал ей билет. Или выдал, но другие пассажиры его не передали. Когда контролер стал проверять билеты, у женщины его не было. Оштрафовали и водителя, и пассажирку. Штраф для женщины составил 1000 Р .
Подробно тонкости с билетами регулируют региональные и муниципальные акты. Где-то есть электронные проездные, где-то нет. Где-то можно оплачивать поездки картой, где-то еще нельзя. Система с бумажными проездными тоже везде своя. Поэтому билет может выглядеть по-разному . Например, как талон с номером или чек с данными об оплате. А может вообще быть электронным — тогда его отправляют на электронную почту или телефон.
Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.
Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.
Использовать льготы на проезд
Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.
На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:
- В городском транспорте.
- В пригородном транспорте.
- В сельской местности — во внутрирайонном транспорте.
- Один раз в год — в междугородном транспорте до дома и обратно.
Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:
- В пригородном железнодорожном транспорте.
- В междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Набор социальных услуг можно получать в натуральной форме или в виде денег. Если отказаться от права на бесплатный проезд, можно получать каждый месяц примерно 134 Р . Денежный эквивалент всего набора социальных услуг с 1 февраля 2021 года составляет 1211 Р в месяц, каждый год его немного повышают. Как оформить эти услуги или отказаться от них, можно подробно узнать в ПФР.
Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.
Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:
- Документ, подтверждающий право на льготу.
- Если там нет фотографии, то еще и документ, подтверждающий личность.
То есть паспорт для подтверждения льготы может попросить не только представитель органа власти — транспортного управления, но и сотрудник компании-перевозчика — кондуктор или контролер. И всем льготникам, у которых нет фотографии в социальном проездном, паспорт нужно возить с собой.
Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.
В сегменте пассажирских перевозок автобус — один из самых популярных видов общественного транспорта.
Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:
— Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
— Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;
— Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Междугородние перевозки людей должны полностью соответствовать нормативам и правилам перевозки автобусами и должны быть безопасные и комфортные.
Регламентированные нормы, установленные законодательством, должны исполняться всеми предприятиями, оказывающими услуги междугородних перевозок:
— наличие лицензии для этого вида деятельности;
— соблюдение движения автобуса установленному расписанию, согласованному с органами местной исполнительной власти;
— требования к автобусам для перевозки пассажиров;
— соответствие маршрутам следования, расписанию следования, порядок продажи билетов и пр.;
— установленный порядок при транспортировке багажа, ручной клади;
— основные требования ответственности перевозчиков и пассажиров;
— предоставление услуг гражданам льготных категорий.
Поскольку безопасность — основной критерий при перевозке людей на междугороднем транспорте, перевозки должны осуществлять профессиональные водители, обладающие опытом работы.
Безопасность транспортных услуг по перевозке пассажиров также зависят от исправности транспортных средств. Уважающая себя транспортная компания не допустит на маршрут автобус, техническое состояние которого вызывает сомнения. Правила перевозки автобусами четко определяют, что транспортное средство, допущенное на маршрут, должно полностью соответствовать всем нормам безопасности.
Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах:
— количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);
— места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (э категорически запрещена);
— наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;
— багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;
— на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;
— запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;
— запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;
— посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;
— начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.
В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:
— указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;
— свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.
Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас.
Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.
Помните, что пассажиру автобуса запрещено:
— провозить огнестрельные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и едкие вещества;
— провозить предметы и вещи габаритом более 100Х50Х30 см.;
— провозить длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);
— провозить огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;
— провозить предметы и вещи, загрязняющие одежду пассажиров и салон автобуса;
— провозить животных, птиц (кроме в клетках и корзинах);
-находиться в салоне автобуса в пачкающей одежде;
— препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобус;
— открывать окно без разрешения водителя, высовываться в окна,
— распивать спиртные напитки и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;
— ставить детей и помещать на сиденья вещи;
— приводить в действие сигналы тормоза, механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);
— отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
Нарушение правил поведения при движении транспорта и правил перевозки опасных грузов может быть небезопасно как для самого нарушителя, так и для его попутчиков.
Не допускайте нарушения правил сами и способствуйте предупреждению нарушений другими пассажирами.
Дальние путешествия в автобусе связаны с многими неудобствами. Заранее требуется распланировать поездку, упаковать багаж и забронировать хорошее место. Чтобы долгая дорога не оказалась пыткой, важно позаботиться о своем комфорте и безопасности, учитывая все тонкости расположения кресел в транспорте.
Правила выбора
Б ольшинство пассажиров приобретают билеты через интернет. Такой способ обладает множеством плюсов – отсутствие очереди, возможность самостоятельно выбрать подходящее место, поменять дату или маршрут при необходимости. Критерии выбора мест в автобусе:
- Дальность маршрута;
- Расстояние до точки назначения;
- Собственный комфорт;
- Безопасность поездки.
При длительных путешествиях водителя на середине пути заменит сменщик, что повышает риск аварий. В таком случае рекомендуется выбрать наиболее безопасную зону.
Если человек не планирует ехать до конечной остановки, то не нужно садиться в задних рядах. Тогда не придется доставлять неудобства другим пассажирам при спешном покидании салона (это же правило применяется при погрузке багажа).
С обственный комфорт зависит от индивидуальных особенности гражданина. Высоким людям удобнее сесть у прохода, чтобы можно было вытянуть ноги при их затекании. При путешествии с детьми следует сесть рядом с ними и не усаживать ребенка возле окошка на постоянной основе, так как это небезопасная зона.
Наиболее опасные ряды располагаются спереди, поэтому лучше их избегать. Если у человека проблемы с вестибулярным аппаратом, можно принять таблетку от укачивания (продается в каждом аптеке) и сесть в середине салона.
Особенности нумерации мест в автобусе
Каждый трансфер отличается индивидуальной нумерацией кресел. Она может не совпадать даже в автобусах одинаковой марки, так как этот параметр зависит от вместительности и года выпуска транспортного средства. Уточните схему посадки заранее у перевозчика, чтобы потом не возникло неприятных разочарований.
Самые опасные и безопасные варианты
Автокатастрофы – это не редкость во время дальних поездок. Чтобы минимизировать риск пострадать в случае аварии, требуется избегать опасных зон в автобусе. Наиболее ненадежные варианты посадки:
- Первый ряд (в особенности правая сторона от прохода). Сюда приходится первый удар при лобовом столкновении.
- Последний ряд. Пассажиры пострадают при заднем столкновении.
- У окна с левой стороны салона. Эта часть всегда повернута к потоку машин при правостороннем движении.
Самая безопасная зона находится в середине салона у прохода. Также можно смело садиться сразу за водителем, так как считается, что он интуитивно отведет удар от себя, подставляя под столкновение правую сторону автобуса.
Характеристика зоны рядом с дверью
Если разместиться в этой зоне в холодное время года, то пассажир будет ощущать холод при каждом открывании двери. Но в жаркую погоду этот недостаток становится преимуществом. Также к плюсам относится доступность к туалету, буфету и выходу.
Кресла, которые располагаются справа непосредственно перед дверью, не откидываются, чтобы не мешать другим пассажирам. Обычно на такие места предоставляются скидки, но многие люди не понимают причину такого бонуса.
Нюансы заднего ряда
При болезнях спины или коленей, во время путешествия с детьми от заднего ряда придется отказаться. Сзади располагается 5 мест, но там усаживают обычно 2 человека, так как кресла не откидываются и у пассажиров должна быть хоть какая-то возможность прилечь. Сзади сильнее укачивает, поэтому люди со слабым вестибулярным аппаратом стремятся разместиться в передней части трансфера. Недостатки заднего ряда:
- Сильнее трясет;
- Кресла не откидываются;
- Сильно дует кондиционер (при отсутствии системы климат контроль);
- Не видно и не слышно телевизор, рассказов гида.
Достоинства и недостатки двухэтажного транспорта
Двухэтажный автобус имеет особую схему посадки, которая отличается от стандартного транспорта. Каждый этап обладает положительными и отрицательными сторонами.
Снизу пассажиры получают просторный салон, удобные столики, близкий доступ к туалету и другим удобствам. Главный недостаток – низкое расположение по отношению к дороге, поэтому не получится полюбоваться красивыми пейзажами. Ночью, чтобы не уснуть, водитель включает музыку или фильмы, которые слышно в салон.
Со второго этажа открываются потрясающие виды и не слышно никакого шума. Но здесь очень тесно, а для похода в туалет или на кухню придется спускаться на низ, что не очень удобно в дороге. Второй этаж не предназначен для людей с ограниченными возможностями и лишним весом.
Заключение
При выборе места учитывайте собственный комфорт и безопасность. Заранее уточните схему посадки у перевозчика. Лучше избегать зоны спереди, сзади и возле дверей. Идеальный вариант с учетом комфорта и безопасности – середина салона ближе к проходу.
Прочитал пост: https://pikabu.ru/story/oplachivaesh_dva_mesta_i_edesh_odinn. и решил оставить свое видение подобной ситуации. Там в комментах написал, но подумал, что длинные портянки в комментах — зло. Итак, вот мои мысли.
В посте идет речь про одно свободное место в маршрутке, а в моем случае это полупустой пригородный ПАЗик.
Есть у меня очень хорошие и любимые люди, которые живут в деревне в 100 км от моего любимого Новосибирска. И время от времени я езжу их навестить. В основном, езжу сам на машине, но иногда хочется просто прокатиться, в качестве пассажира. Путь к деревне пролегает через поселок М. До поселка можно доехать как автобусом, так и электричкой. А вот от поселка уже надо ехать автобусом. При посадке покупаешь обычный билетик, как в городском автобусе, только билеты разные. Дают определенный, в зависимости докуда едешь. Я еду до конечной точки, билет стоит 67 руб. Т.е., места ты занимаешь в зависимости от занятости оных. Ну или стоишь всю дорогу, если не повезет на сидячее место. Автобус с города до поселка ходит каждый час, автобус в деревню — 3 раза в день.
В очередной раз я, после того, как доехал на электричке до поселка, и полтора часа прождал до времени отправления, зашел в наполовину полный/пустой (для кого как) автобус. Купил билет у кондуктора и поспешил сесть на пустое место. Но тут завопили две бабки, сказав, что это место занято. При этом на улице не было народу, кто еще ждал наш автобус. Шла посадка и на другие автобусы. На мой резонный вопрос, мол, какого хера я должен стоять при наполовину пустом автобусе, и почему ваши многоуважаемые знакомые не приходят вовремя на посадку, был облит дерьмом с ног до головы в традиционных бабко-провинциальных традициях. Послал бабок на хер, сел на сиденье и ехал так всю дорогу. При этом в автобус никто больше не садился, все только выходили.
В следующий раз повторилась подобная херня, только на свободное место одна бабка положила перчатки и сказала, что место занято, а на пять свободных сзади мест в ПАЗике вторая полоумная взгромоздила корыто с рассадой. Если с корытом вопрос мог решить водитель, то с перчатками пришлось брать инициативу в свои руки. Бабка начала возмущаться, я ей сказал, что места и билеты не именные, о чем так и было написано в автобусе, и садится на свободное место любой желающий. Я в принципе с почтением отношусь к пожилым людям, но эта бабка меня реально выбесила. Тогда я взял в охапку перчатки, выкинул их в дверь и сказал бабке — здесь общественный транспорт, а место занимать ты будешь на кладбище. Сел и спокойно доехал. Естественно, как и в первом случае, никто в автобус больше не садился.
Вывод из ситуации какой? Если в автобусе есть свободные места, то садись и не раздумывай. Если есть кому уступить — уступи. А всяким занимальщикам нужно заранее приходить, чтоб не было таких ситуаций.