Как играть в гобой

Способ извлечения звука при помощи трости был известен еще в глубокой древности у различных народов. В Европе усовершенствование народных инструментов свирельного типа с двойной тростью и введение их в концертную практику надо отнести к середине XVII века. В конце XVII века гобой становится, наравне с флейтой, постоянным членом оркестра и, развиваясь вместе с ней, перенимает многие усовершенствования флейты в отношении расположения звуковых отверстий и механизма клапанов.
По своему размеру, строю, аппликатуре гобой очень похож на флейту. Так же как у флейты старой конструкции, шесть основных звуковых отверстий гобоя дают звукоряд: d 1 , e 1 , fis 1 , gx 1 , a 1 , h 1 , cis 2 , а три добавочных клапана дают нижние ноты cis 1 , c 1 , h.
Если на гобое закрыты все шесть основных отверстий, то получается нота d 1 .
Если открыто нижнее основное отверстие, то получается нота е 1 .
Если открыты два нижних основных отверстия, то получается нота fis 1 .
Если открыты три нижних основных отверстия, то получается нота g 1 .
Если открыты снизу четыре основных отверстия, то получается нота а 1 .
Если открыты снизу пять основных отверстий, то получается нота h 1 .
Если открыты все шесть основных отверстий, то получается нота cis 2 .
Три нижних добавочных клапана дают самые низкие ноты cis 1 и с 1 (мизинцем правой руки) и h.
При передувании во 2-й обертон у гобоя, так же как и у флейты, сохраняется аппликатура основного тона. Для нескольких высоких нот, начиная с d 3 , пользуются передуванием в 3-й или иногда в 4-й обертоны. Применяя это передувание, хорошие исполнители могут достичь а 3 , правда, с большим трудом.
Верхней границей хорошей звучности гобоя нужно считать f 3 ; ноты же g 3 , gis 3 и а 3 являются отдельными звуками, получение которых сопряжено с трудностями сложных аппликатурных комбинаций, в которых, кроме обычного октавного клапана, используется также открывание верхних звуковых отверстий, играющих роль вспомогательных октавных клапанов. Обычный октавный клапан (речь о котором шла выше) употребляется для пе.-редуваиия во 2-й обертон.
По своему устройству гобой состоит из трех частей (в нем нет отдельной головки, как у флейты). Трость вставляется прямо в специальное отверстие в верхней части инструмента; поэтому гобой нельзя подстраивать (как, например, флейту), а наоборот, по нему строят весь оркестр.
Тембр гобоя очень экспрессивен и богат обертонами. Исполнитель, держа в губах его тонкую трость, может каждое мгновенье влиять на качество звука, добиваясь весьма тонких нюансов.
Возникновение звука на гобое (attacca) ощущается довольно заметно; звук возникает не мгновенно, как на флейте, а на какой-то момент позже, как бы «лениво».
В piano момент возникновения звука всегда несколько громче, чем дальнейшее филирование.

Регистры гобоя

Техника игры на гобое. Некоторая ленивость звукоизвлечения, меньшая непринужденность в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты.
Еще больше гобой уступает флейте в стаккатной технике, потому что на нем неприменимы приемы «двойного» или «тройного» языка. Однако обычное staccato получается на нем очень отчетливо и с достаточной быстротой (почти такой же, как на флейте), но, разумеется, только в среднем регистре. В нижнем и самом верхнем регистрах staccato значительно тяжелее.
На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатные пассажи, перемежающиеся с различными фигурами простого staccato. Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью, то в пассажах можно достичь довольно большой скорости.
Особенно хорош гобой в широких лирических кантиленах.
Разновидности гобоя. Из разновидностей гобоя теперь почти не употребляется Oboe d’amore, звучащий на малую терцию ниже обыкновенного гобоя.
Непременным же членом оркестра является альтовый гобой — английский рожок (ит. — Согпо inglese, фр. — Cor anglais; нем.— Englisches Horn), звучащий на квинту ниже видового инструмента.
Аппликатура и приемы игры на нем в точности соответствуют гобою, но из-за большей величины инструмента звучание получается на квинту ниже. Поэтому английский рожок является инструментом транспонирующим (гобой in F).
Исполнителю на английском рожке иногда поручается исполнение партии 3-го гобоя. Тогда в партитуре (и в партиях) обозначается: Согпо inglese muta in Oboe ИГ и, наоборот, при возвращении к английскому рожку пишут: Oboe 111° muta in Согпо inglese.

В конструктивном отношении английский рожок отличается от гобоя, кроме несколько большего размера, двумя особенностями:
1) трость его вставляется не непосредственно в специальное отверстие инструмента, а предварительно насаживается на короткую металлическую чуть изогнутую трубку (так называемый «эс»);
2) раструб английского рожка имеет грушевидную форму, что изменяет существенным образом его тембр.
Извлечение самых верхних звуков на английском рожке еще более затруднительно, чем на гобое. Поэтому лишь в крайних случаях в forte можно позволить себе написать английскому рожку ноту f 3 , звучащую как b 2 . Как правило же, следует ограничиваться нотой d 3 , звучащей как g 2 .
Регистры английского рожка соответствуют регистрам гобоя, но звук его несколько гуще и имеет гнусавый оттенок. Английский рожок относительно менее подвижен, чем гобой.

Гобой, удивительный инструмент с удивительной и долгой историей, обладающий нежнейшим и ласкающим слух звуком. Этот инструмент по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения великих классиков таких как Бах, Гайдн, Моцарта, Шумана и других.

Предки гобоя уходят корнями в глубокую древность. Со временем у человека возникла мысль создания источника звука-«трости», изготовленной из камыша и соединённой впоследствии с продольной или поперечной дудочкой. Разновидностью примитивных инструментов были дудочки типа флейты, гобоя, а также рога животных-предшественники медных духовых инструментов.
Гобой происходит от того же предка, что и кларнет. Однако развитие исходного инструмента (древней свирели) до возможности использования в профессиональной музыке шло в дальнейшем различными путями как в части поисков конфигурации сечения звукового канала, так в особенности в отношении принципа строения трости, чем обусловливалось различие в тембре шалмея и шалюмо — прямых предшественников современных гобоя и кларнета.

На фото «Аволс»

Технология язычковых инструментов использовалась еще в древние времена, уже тогда существовали первые инструменты, в строении которых использовалась одинарная или двойная трость. В Древнем Египте музыканты использовали язычковые инструменты называвшиеся «мемет».
В Древней Греции в роли предка гобоя выступал инструмент называвшийся «авлос», там он получил в свое время очень большое распространенность.

Аналогом древнегреческого инструмента являлся так называемый «тибия» , использовался он в Древнем Риме и у этрусков. Так же существовали инструменты по тем временам очень похожие на современные по устройству и типу звучания волынки, называются они «бурдон». Устройство их было следующее, состояли они из двух трубок, в которые одновременно подавался воздух, и следовательно одновременно появлялся звук, при чем одна из трубок при подаче в неё воздуха давала одинаковое звучание другой трубке, только это звучание выполняло роль сопровождения и было в басовом регистре. Но основная эволюция гобоя происходила в Европе, уже начиная в двенадцатого века инструмент начали все больше и больше рисовать и изображать на картинах и гобеленах, что очень облегчает процесс слежения за историей эволюции и совершенствования инструмента. Гобой, называемый шалмеем, был изобретен в эпоху Ренессанса, делали его из одного сплошного куска дерева, имевшего довольно большую, продолговатую длину.

На фото «Шалмей»

Шалмеи в то время делали и изобретали в нескольких разновидностях, как и человеческие голоса, от высокого до низкого, то есть от сопранового до басового. Именно столь большая классификация позволяла создавать так называемые «консорты» из шалмеев, консортами тогда назывались ансамбли. Время шло дальше и инструмент совершенствовался и изменялся в хорошую сторону, сейчас мы перенесемся во Францию, родственники гобоя, шалмей и круммхорн звучали практически везде, от торжественных и величественных придворных празднеств до обычного деревенского, сельского праздника. Это широкое распространение инструмента не прошло мимо известных французских мастеров. Филидор и Оттетер — люди взявшиеся за совершенствование инструмента, введение в его строение разделение на части, теперь было три части, изменено расположение клапанов и дырочек для них, так же было улучшено интонирование инструмента, что намного облегчало игру на нем. Так же конструкторы добавили несколько клапанов, но самое главное это было то, что трость была улучшена, теперь музыкант мог свободно управлять ею своим губным аппаратом, мог делать спокойно вибрато, да и вообще звук стал намного прозрачнее, чище, красивее. Все эти усовершенствования сделали гобой еще более известным инструментом, особенно после того как гобои вошли в состав военных оркестров, за счет которых получили быстрое распространение по Европе.

Так же гобои брали в оркестры оперных театров, балетных постановок, а так же стал использоваться как ансамблевый и солирующий инструмент. Все эти шаги в конструкции и изобретениях сделали гобой главным инструментом восемнадцатого века, даже говорят что этот век «золотой век гобоя». Ну и самые последние модификации гобоя связаны с тем, что конструкция всех деревянных инструментов претерпела существенные изменения. Теобальд Бём сконструировал и предложил очень эффективную систему клапанов, облегчающую значительно игру на инструменте и позволяющую намного улучшить звучание, и что очень важно, увеличить значительно диапазон, в котором инструмент мог бы играть. Но гобой это все же отдельный инструмент из всей семьи деревянных духовых инструментов и он требовал отдельного подхода к своей технической стороне. Двое изобретателей Люсьен и Франсуа Лоре изменили и модифицировали систему механики для гобоя, тем самым облегчив игру на нем, так же эту систему используют и по сей день, и она очень нравится исполнителям музыки на гобое. Как вы убедились история у этого необычного инструмента весьма и весьма интересная.

Послушайте как звучит гобой

Аллесандро Марчелло — 1. Andante (oboe concert)

Аллесандро Марчелло — 2. Adagio (oboe concert)

Аллесандро Марчелло — 3. Presto (oboe concert)

А теперь нужно рассказать о семействе гобоя, именно того гобоя, который мы привыкли видеть и его ближайших родственниках. У него очень большое семейство: гобой — пикколо(мюзетт), звучит выше чем обычный гобой; дальше идет обыкновенный гобой, который привыкли наблюдать в симфонических оркестрах; гобой д’амур, играет ниже чем обычный гобой, так как находится в другом строе; после идет альтовый гобой или как все привыкли слышать его обычное название английский рожок, звучит он ниже чем обычный гобой, так же по причине другого строя; ну и самый низко звучащий из семейства, баритоновый гобой, звучит он ровно на октаву ниже обычного гобоя, используется не так часто как остальные представители семейства.

Многие люди даже не подозревают о существовании гобоя — инструмента превосходного звучания. Несмотря на технические недостатки, он сильно превосходит остальные духовные инструменты своей звуковой выразительностью. По эстетике и глубине тональности он занимает лидирующую позицию.

Что такое гобой

Слово «гобой» переводится с французского языка, как «высокое дерево». Он представляет собой деревянный духовой музыкальный инструмент с непревзойдённым мелодичным, тёплым, слегка «гнусоватым» тембром.

Устройство

Инструмент состоит из полой трубки размером 65 см, имеет три части: нижнее и верхнее колено, раструб. Из-за такой сборной конструкции проблем с транспортировкой инструмента нет. Боковые отверстия позволяют изменять высоту звука, а система клапанов предоставляет возможность это улучшить. Обе трости, похожие на две скреплённые тонкие пластины, изготовленные из тростника, придают тембру некоторую характерную гнусоватость. Благодаря непревзойденной значимости он оправдывает сложность своего производства.

Механика гобоя является сложнейшей среди собратьев, так как требует изготовления 22-23 мельхиоровых клапанов. Обычно они изготовляются из африканского чёрного дерева, реже — фиолетового.

История происхождения

Впервые инструмент упоминается в 3000 году до н.э., но самым ранним его “собратом” считается серебряная свирель, найденная в гробнице шумерского царя примерно 4600 лет назад. Позже наши предки пользовались простейшими инструментами из тростника (волынка, зурна) — их обнаружили в Месопотамии, Древней Греции, Египте и Риме. Они уже имели две трубки для непосредственного исполнения мелодии и аккомпанемента. С XII века гобой приобрёл более совершенный вид и стал использоваться на балах, в оркестрах музыкантами Людовика XIV — короля Франции.

Разновидности

Существует несколько видов данного духового инструмента.

Английский рожок

Данный термин произошёл в XVII веке благодаря случайному искажению французского слова angle (угол). Английский рожок размерами превосходит гобой. В его состав входит: раструб, изогнутая трубка из металла. Аппликатура полностью совпадает, но техническое оснащение у него хуже своих собратьев, поэтому заметна некая грубоватость звука при мягкости звучания.

Гобой д’амур

По устройству он напоминает английский рожок, но уступает ему размерами и возможностями. Д’амур звучит нежнее, не имеет ярко выраженного тембра, гнусоватости, из-за чего чаще используется композиторами в лирических произведениях. Впервые он появился в Германии в середине XVIII века.

Геккельфон

Этот инструмент появился в Германии в начале 1900 года. Технически он напоминает гобой, хотя есть и отличия: большая ширина мензуры, раструба; трость надевается на прямую трубку; имеется более низкое звучание на восемь нот. По сравнению с аналогами геккельфон обладает более певучим, выразительным звуком, но при этом редко используется оркестрами. И всё же ему довелось участвовать в таких операх, как «Саломей» и «Электра».

Геккельфон

Барочное семейство

Эта эпоха принесла инструменту колоссальные изменения. Первые улучшения начались в XVII веке во Франции, когда инструмент разделили на три части. Далее была усовершенствована трость (звук стал чище), появились новые клапаны, пересчитана локация отверстий. Эти нововведения сделали придворные музыканты Оттетер и Филидор, а Жан Багист продолжил их дело, создав марш для оркестра при дворе, что вытеснило виолы, блокфлейты.

Гобой стал пользоваться популярностью у военных, а также получил известность у знатной публики Европы на балах, операх, в ансамблях. Многие ведущие композиторы, например, Бах, стали включать в свои постановки некоторые разновидности этого музыкального инструмента. С этого момента началось время его расцвета, или «золотой век гобоя». В 1600 году пользовались популярностью:

  • барочный гобой;
  • классический гобой;
  • барочный гобой д’амур;
  • мюзетт;
  • дакачча;
  • контрабас гобой.

Венский гобой

Эта модель появилась в начале ХХ века. Её создал Герман Цулегер, и с тех пор она почти не изменилась. Сейчас венский гобой традиционно используется в Венском оркестре. Его изготовлением занимаются всего две фирмы: Гунтрам Вольф и Yamaha.

Современное семейство

XIX век стал революционным для духовых инструментов, ведь уже были созданы кольцевые клапаны, которые позволяли закрыть одновременно пару отверстий и приспособить их к разной длине пальцев. Впервые это новшество применил Теобальд Бём на флейте. Спустя несколько десятилетий Гийом Трибер адаптировал нововведение для гобоя, усовершенствовав механизм и улучшив конструкцию. Новаторство расширило звуковой диапазон и очистила тональность инструмента.

Сейчас всё чаще слышится звучание гобоя в камерном зале. Его часто используют в сольном исполнении и иногда в оркестровом. Наиболее популярными, помимо перечисленных выше видов, являются: мюзетт, классический гобой с коническим раструбом.

Мюзетт

Родственные инструменты

Родственными инструментами гобоя считаются духовые трубкообразные инструменты. Это произошло из-за схожести их механизма и звучания. К ним относятся как академические, так и народные образцы. Наибольшей популярностью у музыкантов пользуется флейта и кларнет.

Использование

Чтобы сыграть что-либо на инструменте нужно проделать ряд операций:

  1. Смочить трость в воде для удаления слюны, нельзя передерживать.
  2. Просушить её от остатков воды, достаточно будет подуть несколько раз. Вставить трость в главную секцию инструмента.
  3. Поставить кончик инструмента на центр нижней губы, не забыв встать в правильную, устойчивую позицию.
  4. Приставить язык к отверстию кончика, после чего дунуть. Если услышите высокий звук, значит всё сделано верно.
  5. Разместить трость в верхней секции, где расположена левая рука. Указательным и средним пальцем зажать первые клапаны в то время, как первый должен обхватывать трубку сзади.
  6. После игры следует разобрать, почистить всю конструкцию, а затем убрать в футляр.

Современный гобой ещё не достиг пика своей славы из-за сложности использования. Но развитие этого музыкального инструмента продолжается. Есть надежда, что вскоре он сможет затмить своим звучанием всех остальных своих собратьев.

Автор: Кожина Олеся Дмитриевна
Должность: педагог по гобою
Учебное заведение: МБУ ДМШ №1
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: учебная программа
Тема: основы постановки дыхания и амбушюра на гобое
Раздел: дополнительное образование

Основы постановки дыхания и амбушюра на гобое.

1.отбор и начальный период обучения игре на гобое

Гобой в наше время остается достаточно редким инструментом. Среди

флейта,меньше кларнет. Конечно,это связано с технологической сложностью

инструмента. И тем не менее, детей,обучающихся игре на гобое становится

больше. Стали доступны ученические модели гобоя, что позволяет начать

обучение с 7 и даже 6 летнего возраста. Для сравнения: лет 15 назад начинали

обучение не раньше 10-11 летнего возраста. При отборе педагог должен

провести беседу с родителями, узнать о состоянии здоровья ребенка, наличия у

поступающего хронических заболеваний. Определяющим фактором при отборе

на духовой инструмент является сохранение здоровья ребенка. Если ребенок по

здоровью не может заниматься на гобое в раннем возрасте,но имеет большое

желание,ему может быть рекомендовано 3-4 летнее обучение на блок флейте.

Вместе с хорошим состоянием здоровья,ученик должен иметь правильное

строение челюстей и зубов. Губы не должны быть излишне полными. Короткая

верхняя губа может служить серьезным препятствием для обучения: чтобы

изолировать трость от соприкосновения с верхними зубами требуется излишнее

усилие круговой мышцы рта,в результате чего звук будет зажатым. Язык должен

быть подвижным. Наличие широкого,толстого языка сильно затруднит работу

над стаккато. Так же следует обратить внимание на строение рук и пальцев.

Руки должны быть ровные, пальцы не очень короткие и подвижные.

Прежде чем приступить к извлечению звука, следует познакомить ученика

с гобоем в собранном и разобранном виде, научить самостоятельно собирать и

разбирать инструмент. Необходимо следить, чтобы при этом не погнулся тот

или иной клапан.

Правильная постановка губ , так называемый амбушюр — одна из основ

развития технических возможностей ученика. До того как он впервые возьмет

гобой в руки, необходимо одно или два занятия посвятить извлечению звука на

трости, без инструмента. Дело в том,что одновременно осваивать положение

губ на трости, прием дыхания, постановку пальцев, рук

начинающему очень трудно. Работа же с тростью концентрирует внимание на

принципе дыхания и ударе языка. Занимаясь на одной трости( желательно перед

Музыкальный инструмент гобой в переводе с французского означает «высокое дерево». Это один из ярких представителей группы духовых инструментов, обладающий уникальным «поющим», теплым и немного «гнусавым» тембром, а музыкант играющий на гобое носит гордое название «гобоист» или «гобоистка». Именно благодаря таким особенностям звучания, данный инструмент и приобрел высокую популярность, заняв одно из первоочередных мест в мировой классике.

Конструкция

Его корпус представляет собой полую трубку конической формы, длинной 65 см, который для удобства транспортировки в 17 веке был разделен на три части: раструб, верхнее и нижнее колено. Как и в большинстве деревянных духовых инструментов, высота звука изменяется с помощью боковых отверстий, покрываемых системой клапанов. Благодаря этой системе улучшается качество звука, технические возможности и темперация современного гобоя, в отличие от его народных аналогов.

Инструмент имеет две трости в своей конструкции что и отличает гобой от кларнета. У кларнета «мягкий, теплый» звук, а у гобоя чуть гнусавый, но не менее приятный!

Механика — считается одной из самых сложных среди духовых инструментов, состоит из 22-23-х мельхиоровых клапанов, покрытых серебром, никелем или позолотой.

Большинство гобоев изготавливаются из гренадила – африканского черного дерева, но иногда материалом для создания инструмента служит кокобало -фиолетовое дерево, спрессованный древесный порошок с углепластиком – такие модели меньше поддаются воздействию температурных изменений, к тому же они легче по весу и дешевле.

Особую значимость в звуковоспроизведении инструмента имеет трость – две очень тонкие соединенные между собой пластинки, сделанные из тростника. Процесс изготовления таких тростей очень долгий, требующий высокого уровня профессионализма мастера.

История происхождения

Возникновение гобоя датируется приблизительно 3-м тысячелетием до нашей эры. К его древнейшим «родственникам» относятся различные тростниковые инструменты, такие как зурна, дудук, волынка, хитирики и другие.

Первые иллюстрированные свидетельства существования подобных инструментов найденные археологами, относятся к Месопотамии, Вавилону, древней Греции (античный предок древнегреческого гобоя назывался «авлосом»), Риму («тибия») и Египту («мизмар»). Примечательно то, что это были не просто деревянные дудки, а инструменты с двойной тростью. Некоторые из них состояли из двух трубок, звук на которых воспроизводился одновременно — на одной играли мелодию, а вторая воссоздавала один «аккомпанирующий» или «бурдонный» звук. Впоследствии такой же принцип игры был применен в волынке.

Примеры использования инструмента в русской и зарубежной классической музыке

С начала 18-го в. гобой приобрел большую популярность как в сольной, так и в ансамблевой и оркестровой музыке. С той поры партии он активно фигурируют в партитурах композиторов различных стран и эпох. Исключение же составляет только эпоха романтизма, где предпочтение отдается фортепиано и скрипке. К гобою обращаются в основном для изображения пасторальных образов, этому способствует его тембр, схожий по звучанию со свирелью пастуха.

Огромное количество композиторов писали для данного инструмента: Моцарт, Бах, Вивальди, Гендель, Марчелло, Гайдн, Бетховен, Беллини, Пуленк, Телеман, Сен-Санс, Штраус, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский и др. Позднее его иногда начали использовать в джазе и даже – роке, но из-за несоответствия тембральных качеств, он не получил широкого распространения в данных стилях.

Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох

Шалмей – гобой Ренессанса. Отличался большой длиной, и способом изготовления – из цельного куска дерева. Он является предшественником таких инструментов как кроммхорн, чиарамеллы, дульсаины, бомбарды и т.д.

В 17 в, известные французские мастера решили усовершенствовать инструмент, в следствии чего корпус был разделен на три части. Расположение отверстий сделали более точным и правильным , а так же были добавлены несколько дополнительных клапанов. Таким образом, возник «барочный гобой», который создали Филидор и Оттетер. Эпоха барокко считается «золотым веком» инструмента, так как все ведущие композиторы данного времени писали для гобоя сольные и ансамблевые партитуры.

Конец 18-го начало 19 века – период классического гобоя. В это время его диапазон расширился до нот третей октавы, немного увеличилось количество клапанов, но общая конструкция осталась неизменной.

Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем усовершенствовал механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, при которых возможно закрывать одновременно несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лоре подогнали данную систему специально под гобой.

Инструменты, относящиеся к семейству гобоя:

  • Мюзетт (пикколо);
  • Гобой Д’амур;
  • Альт (английский рожок);
  • Гобой-баритон.

Интересным является тот факт, что благодаря своей конструкции, этот инструмент всегда правильно настроен, поэтому во время отсутствия камертона, оркестр настраивают «под гобой», а конкретнее – под его «ля» первой октавы.

Гобой не совсем подходит для исполнения джаза, рока и других современных стилей, но зато классика – его стихия. И если нужно в звуках музыки изобразить идиллические портреты природы, то гобой — идеально справляется с такой задачей, пленяя мягкостью, простотой и особым шармом своего звучания.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Гобой пришёл из древности, его прародительницей является простая пастушья дудочка. Тёплое выразительное звучание этого удивительного деревянного духового инструмента проникает в душу человека, заставляя её трепетать в унисон с природой.

Только чудные звуки гобоя
Тихо-тихо из дальней дали,
Донеслись и позвали с собою,
Как зовут нас на юг журавли…

Юджин Гебер

Как-то, слушая одну из замечательных лекций-концертов искусствоведа и музыканта Михаила Казиника, я узнала о том, что многие музыканты называют гобой сердцем музыкальных инструментов. Фраза не отпускала моё внимание, и тогда я прослушала несколько сольных исполнений на гобое.

Слушала, а перед глазами мелькали луга и поля, полевые цветы. Их простота и величие увлекают и не отпускают — словно соединяешься с мирозданием и растворяешься в нём. Фото: KIMDAEJEUNG, pixabay.com

Любимый цветок Петра Ильича Чайковского — простой лесной ландыш. Композитор написал в его честь такие строки:

…О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей…

Любимый цветок Жана Жака Руссо — барвинок, Жорж Санд — вереск.

Перед царицей цветов, розой, мы, затаив дыхание, преклоняем взоры и восхищаемся ею. Но нет в ней той притягательной силы, той всепоглощающей простоты, которая порождена гармонией вселенского хаоса.

Так и скрипка в мире музыки — королева музыкальных инструментов, фортепиано — король музыкальных инструментов. Слушаем и преклоняемся… А гобой, потомок дудочки, притягивает и покоряет своей всеобъемлющей простотой наши сердца. Фото: Depositphotos

Чем же необычен гобой? Его технические возможности уступают флейте, но при этом он признан самым сложным инструментом, что отражено в 1989 году в книге рекордов Гиннесса.

Гобой не считается виртуозным инструментом, но проникновенность и красота его звучания поразительны.

И плачет гобой серебристым фальцетом…

За несколько сладких секунд до рассвета
Я видел, как солнце встаёт,
Как плакала тучка, лучами согрета,
Как шмель полусонный с душицы букета
Вкушает спеша первый мёд…
За десять минут до скончания лета
Я чуял, как осень идёт,
В наряды пурпурно-златые одета,
Качая надменно витым эполетом,
И лету готовит расчёт…
За несколько па до финала балета
Я слышу, как соло поёт
И плачет гобой серебристым фальцетом,
И песня его до конца не допета,
И зритель восторженный ждёт…
Вадим Марков

Доцент Московской государственной консерватории им. Филипп Нодель в одном из интервью сказал, что гобой никогда не был любительским инструментом. И чтобы извлечь из него красивый тембр, нужно немало усилий.

Однако именно своим звучанием он и был всегда привлекателен для композиторов. Уже в самом конце XVII века в одной из первых школ игры на гобое появилось устойчивое выражение: «при искусной игре он становится таким же нежным, как флейта, и таким же ярким, как труба».

Примечательно то, что в симфоническом оркестре все инструменты настраиваются по ноте «ля» первой октавы, исполняемой гобоем. Считается, что звучание гобоя меньше всего подвержено расстраиванию.

Название инструмента произошло от французского слова hautbois, что в буквальном переводе означает «высокое дерево». Гобой является язычковым деревянным духовым инструментом и представляет собой коническую трубку, имеющую систему клапанов и двойную трость, называемую язычком.

Предшественники гобоя до наших дней сохранились в неизменном виде в различных культурах как народные инструменты. Они претерпели множество усовершенствований, пока в первой половине XVIII века не появился современный гобой. Музыкант, играющий на тибии. Этрусская фреска (фрагмент)
Фото: ru.wikipedia.org

С этого времени он занял прочные позиции в камерной музыке и симфонических оркестрах. Гобой ценится музыкантами и слушателями как сольный инструмент.

Первые гобои мастера изготавливали из тростника или бамбука. Зачастую музыкант сам изготавливал себе инструмент. Со временем появилась необходимость в более долговечных инструментах. Мастера использовали древесину груши, самшита, бука, дикой вишни, а когда в XIX веке количество клапанов было увеличено, потребовалось ещё более прочное дерево.

Тогда и стали использовать древесину чёрного дерева, которая и по сей день остаётся самым подходящим материалом для изготовления этого инструмента. Клапаны изготавливаются из мельхиора, затем полируются и покрываются тонким слоем никеля или серебра.

Говоря о строении гобоя, нельзя обойти вниманием трость — звукопроизводящий элемент. Трость — это пара упругих тонких тростниковых пластин, которые плотно соединены друг с другом и под действием вдуваемого воздуха вибрируют, то есть создают звук. Гобой
Фото: benzahodnar, pixabay.com

А звук говорящего тростника наверняка каждый слышал, это о нём написал Михаил Юрьевич Лермонтов:

Сидел рыбак веселый
На берегу реки;
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул;
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
И будто оживленный,
Тростник заговорил;
То голос человека
И голос ветра был.
И пел тростник печально…

Недаром про звучание гобоя говорят, что оно созвучно с голосом человека. Начиная с эпохи барокко, именно это качество гобоя привлекло к нему внимание многих композиторов, а именно: А. Вивальди, А. Марчелло, Г. Генделя, , . Для гобоя писали Моцарт, Гайдн, Бетховен, Сен-Санс и другие.

Послушайте гобой, и вы услышите музыку ветра, которая воплотилась в говоре тростника, которая объединяет всех нас, живущих на одной планете. Для единения слов не надо, ведь музыка природы проникает в наши сердца и доступна всем.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Гобой – удивительный музыкальный инструмент. Концерты для гобоя с оркестром

Гобой – удивительный музыкальный инструмент, выделяющийся среди других деревянных духовых выразительностью и проникновенностью звука. Именно поэтому его считают скорее «поющим», нежели виртуозным инструментом. По техническим возможностям он во многом уступает флейте, однако по красоте и глубине звучания ему нет равных.

Тембр гобоя обладает особой и легко узнаваемой индивидуальностью за счет теплого и насыщенного звучания и необычного «гнусавого» оттенка, напоминающего звук пастушьей дудочки. Именно за эти тембровые особенности композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических, пасторальных сцен или картин природы.
Диапазон инструмента от си бемоль малой октавы, до ля 3-й октавы.

Интересные факты:

Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов, поскольку игра на нем требует особого мастерства. А все дело в наличии маленькой двухлепестковой трости (двойного язычка), благодаря которой на инструменте и извлекается звук. От качества трости очень сильно зависит звук и удобство игры на инструменте. Большинство профессиональных гобоистов изготавливают трости себе сами, и подчас это занимает больше времени, чем музицирование. Трость для гобоя изготавливается из тростника, и этот процесс имеет множество тонкостей и хитростей.
От качества трости очень сильно зависит звук и удобство игры на инструменте.
В 1989 году гобой попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый сложный инструмент.
Джек Козен Хэрель играл "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" за 26.1 секунду, и попал в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый гобоист.

Применение и репертуар:

С эпохи барокко гобой стал довольно популярным сольным инструментом у композиторов, которые ценили его за выразительный звук, достаточно сильно похожий на человеческий голос. А. Вивальди, А.Марчелло, Г. Гендель, И.С.Бах посвятили множество произведений инструменту. Но особый вклад в репертуар внес Г.Ф. Телеман в 18-м веке, сочинив 9 концертов для гобоя с оркестром и 4 для гобоя д'амур.
Сольные произведения для гобоя писали и композиторы более поздних эпох. Только от Моцарта инструмент получил великолепный концерт и квартет для гобоя со струнным трио. Также известны произведения Гайдна, Штрауса, Бетховена, Беллини, Сен-Санса, Пуленка и других композиторов.
Лишь в период романтизма композиторы уделяли мало внимания сольному гобою, из-за популярности виртуозных возможностей скрипки и фортепиано. Тем не менее, в оркестровых партитурах гобой во все времена занимал одно из центральных мест.
Гобой часто используют и в современной музыке. Французский гобоист Жан-Люк Фийон является известным исполнителем импровизаций в джазе и открывает новые горизонты звука инструмента. Юсеф Латиф и Пол Маккандлесс также представляют гобой в джазе.
В рок — музыке, поп и металле гобой встречается у Питера Гэбриелла и др. В кинофильмах наиболее известная музыка в лентах «Миссия» и «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов»

Авторы этих концертов может не так известны, как например, Бах, Бетховен, но музыка прекрасная.

Ernst Eichner — Oboe Concerto No.3 in C-major

Bernhard Molique — Oboe Concertino in G-minor

Julius Rietz — Konzertstück in F-minor for oboe, Op.33

Гобоист Алексей Уткин: о себе, о гобое, о музыке, о своем оркестре "Эрмитаж"

Здесь берёт своё традиция. Инструменты настраиваются как в былые времена, когда ещё не было электроники и приходилось полагаться исключительно на слух. Оркестр выходит на сцену, все занимают свои места. Спустя некоторое время концертмейстер встаёт, поднятым смычком требует тишины и просит первого гобоиста взять камертон A. Потом поднимает свою скрипку, сравнивает тон струны A с тоном A гобоя, что-то подстраивает, задаёт тон своим коллегам и вновь садится, после чего в оркестре раздаются хаотические звуки настраиваемых инструментов.

То, что гобой в этой процедуре играет особую роль, имеет давнюю традицию. Она связана с тем, что высота тона гобоя относительно неизменна, а его звонкий и чистый тембр хорошо слышен всему оркестру.

Хотя звуки настройки не очень приятны, без них не обойтись, это своего рода прелюдия, последние приготовления к старту.

Когда сижу среди публики, во время настройки я обычно вспоминаю о гениальной идее Альфреда Шнитке. Когда он сочинял свою первую симфонию, кстати, впервые исполненную в год моего рождения, в 1974-м в Горьком, то использовал этот хаос резких звуков в качестве пролога. Первая фраза начинается с того, что музыканты выходят на сцену и настраивают инструменты, прежде чем отреагировать на сигнал дирижёра и начать исполнять симфонию. Поразительная драматургическая находка, противопоставляющая хаос музыкальной дисциплине. Благодаря Шнитке я воспринимаю теперь настройку несколько иначе, хотя функция этой процедуры, собственно, остаётся прежней: прежде чем вступать в игру, все инструменты должны некоторым образом настроиться на одну и ту же длину волны.

Читайте также

Почему именно повесть, и почему эта повесть?

Почему именно повесть, и почему эта повесть? Самый трудный, и в каком-то смысле самый важный вопрос, — это ПОЧЕМУ? Хотя может быть ты и не сможешь толком на него ответить, стоит его себе задать, потому что в нем кроются другие, не менее важные, например: какая форма для моей

Первое «Почему?»: почему об этом нужно писать?

Первое «Почему?»: почему об этом нужно писать? Давайте начнем с основного вопроса: почему я хочу писать именно эту книгу? Если у вас есть одновременно несколько проектов, то, применяя технику «Почему?» к каждому из них, вы сможете решить, с какого начать.Все очень просто:

28. Что такое коды? Почему мигает лампочка “OD OFF”, “Hold”, “S” или “Check AT”? Почему отсутствуют переключения передач?

28. Что такое коды? Почему мигает лампочка “OD OFF”, “Hold”, “S” или “Check AT”? Почему отсутствуют переключения передач? Здесь речь пойдет об автоматических коробках с электронной системой управления. Работой “электронных” АКПП управляет бортовой трансмиссионный компьютер,

Почему?

Почему? Многое в поведении рыб непонятно рыболовам. Почему практически при одной и той же погоде сегодня клева нет, а вчера клев был интенсивный? Почему бывает так, что два рядом сидящих рыболова ведут ловлю одинаковыми снастями, на одну и ту же насадку, но у одного клюет

Гобой и аулос — что общего и какая разница между ними?

Гобой и аулос — что общего и какая разница между ними? Что такое гобой — вам наверняка в общих чертах известно. Это деревянный духовой инструмент, похожий на флейту, но имеющий звук более теплый и густой. Его прототип — простая свирель, которая у древних греков называлась

Почему пал Рим?

Почему пал Рим? Почти 400 лет Римская Империя правила землями в Средиземноморье и большей части Европы. Территории, на которых сейчас располагаются Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Испания, Португалия, Швейцария, Австрия, Венгрия, Германя, Румыния, Болгария, Греция,

Почему они не понимают её

Почему они не понимают её У меня на работе недавно был разговор, который, я думаю, иллюстрирует, почему общественность не понимает Сингулярности. У нас есть сотрудник по имени Доминик – это его настоящее имя. Не стоит над ним подшучивать, он бывший морской пехотинец.

Почему мы мигаем?

Почему мы мигаем? Когда мы управляем транспортным средством в плохую погоду, очень важно, чтобы щетки стеклоочистителя работали эффективно. Но даже самые лучшие автомобильные стеклоочистители не могут сравниться с «дворниками», данными природой нашим глазам! Веки наших

Почему мы устаем?

Почему мы устаем? Утомление можно считать одним из видов отравления! Когда мышцы нашего организма совершают какую-то работу, они вырабатывают молочную кислоту. Если удалить из усталой мышцы молочную кислоту, то мы опять можем сразу же приступать к работе! Во время

Почему пал Рим?

Почему пал Рим? Почти 400 лет Римская Империя правила землями в Средиземноморье и большей части Европы. То, что сейчас является Англией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Испанией, Португалией, Швейцарией, Австрией, Венгрией, частью Германии, Румынией, Болгарией, Грецией,

Почему два?

Почему два? На нашей планете обитает несколько миллионов видов животных. Одни живут в воде, другие на суше, одни любят холод, другие предпочитают тепло, некоторым необходимо высокое давление, есть и такие, что могут жить почти в вакууме. Но как ни различны между собою

[17] Почему?

[17] Почему? LoFiОткуда вы все-таки берете свои звуки?ВИНСЕНТ (группа DAT Politics): «Откуда хочешь. Если не лень, возьми микрофон, выйди на улицу, запиши что-нибудь».Ну а вам, конечно, лень.«Точно. Поэтому мы используем готовые семплированные звук: с бесплатных компакт-дисков или