Как играть в нарды

Неопытным игрокам в нарды игра может показаться сложной. Изучение правил и практика поможет во всем разобраться и полюбить эту игру. Тем более, существует несколько подвидов нард.

Правила игры в нарды для начинающих пошагово

  1. Играют два человека. Игроки расставляют шашки в правом от себя углу по вертикали в ряд. Нужны белые и черные шашки (по пятнадцать штук), два кубика игровых.
  2. Чтобы определить, кто первым ходит, нужно бросить кубики. У кого будет комбинация больше, тот начинает игру.
  3. Далее игрок бросает два кубика, цифры на каждом суммируются, сумма будет равна количеству шагов. Один шаг равен одной ячейке. Либо можно ходить двумя шашками по количеству выпавшей комбинации на каждом кубике. Например, выпало 4 и 1. Можно сделать пять шагов одной шашкой, или одной четыре, второй – один.
  4. Первая шашка снимается с верха вертикального ряда.
  5. Ходить нужно против стрелки часов.
  6. Остановиться можно или на пустой ячейке, или на ячейке со своим цветом. Можно остановиться на своей шашке, поставив новую сверху.
  7. С верха вертикального ряда шашку снять разрешается только раз за шаг. Например, если выпало 2 и 5, в сумме получается семь шагов по полю. В иных случаях можно сделать 2 шага шашкой, снятой с вертикального ряда и 5 шагов уже находящейся на доске шашкой.
  8. Если кубики распорядились так, что ход выпал на ячейку противника, игрок ход пропускает.
  9. Если выпадает дубль (одинаковые цифры на обоих кубиках, например, 3:3), игрок может передвинуть шашки четыре раза на выпавшее количество цифр. Например, выпало 2:2. Можно сделать четыре хода по два шага или один ход в четыре шага.
  10. Цель игры – переместить в дом все шашки.

Нарды правила игры в картинках:

в длинные нарды

  1. Правильная расстановка шашек.
  2. Передвижение шашек.
  3. Когда нельзя сделать ход.
  4. Удаление шашек с доски.

В короткие нарды

  1. Расстановка шашек в коротких нардах.
  2. Цель – свои шашки перевести в «дом», а потом снять с доски.
  3. Игроки бросают кубики и передвигают шашки поочередно.
  4. Шашки движутся по убыванию номеров на пунктах, от больших к меньшим.
  5. Шашку можно передвинуть на пункт, на котором нет двух и более шашек другого цвета. Числа на двух костях означают два разных хода.
  6. Если пункт занимает только одна шашка, ее можно «побить», то есть убрать на центр доски. Шашка с центра может вступать в игру и перемещаться, как и обычные.
  7. Шашки выбрасываются, если на костях выпадают соответствующие значения, в случае, когда они находятся в «доме».

Правила игры в классические нарды

  1. В начале игры нужно свои шашки выстроить на «голове» — в одной ячейке друг перед другом. Затем на игральных костях разыгрывается первый ход.
  2. За один ход с «головы» разрешается снять только одну шашку. Первый ход является исключением, если выпадает дубль. В таком случае с головы можно снять пару шашек. Второй игрок в своем первом ходе, если выпадет дубль, также может использовать две шашки, если сумма на кубиках не позволяет одной шашкой пройти весь ход.
  3. Шашки передвигаются против стрелки часов.
  4. Нельзя ставить свою шашку в ячейку с шашкой оппонента.
  5. На одном пункте может стоять различное число шашек.
  6. Суммировать на двух костях очки нельзя.
  7. Шашки с доски можно удалить, если они отвечают количеству очков на костях. При отсутствии таковых шашки перемещаются, начиная со старших позиций. Не обязательно снимать, можно просто перемещать в «доме» шашки.

Правила игры в бешеные нарды

  1. Первоначально шашки расположены, как и в длинных нардах. Суть игры такая же, с некоторыми отличиями, которые описаны в следующих пунктах.
  2. При выпадении дубля играется от дубля, который выпал, до шести. Например, выпадает 3:3. Нужно ходить четыре раза по три, четыре раза по четыре, четыре раза по пять, четыре раза по шесть.
  3. Запрещено передвигать те шашки, которые пришли в «дом». Сбросить можно, только если на кубиках выпадает число, которое будет соответствовать номеру пункта. При выпадении 3:2, шашки, которые расположены на этих пунктах идут в сброс.
  4. Если во время сброса выпадет дубль, можно сбросить четыре шашки с пункта, соответствующего цифре на костях.
  5. Если из-за нехватки шашек не удается завершить ход, за вас доигрывает соперник.

Видео правила игры в нарды

Запомните основные правила и подберите необходимый инвентарь. Начните играть с того подвида игры, в котором для вас проще правила, постепенно осваивая остальные. Подберите честного соперника и получайте удовольствие от игры.

Игра в нарды известна издавна и пользуется заслуженной популярностью.

В отличие от шахмат и других подобных игр, здесь победа зависит не только от правильного расчета, но и удачи, поскольку ходы производятся согласно выпавшей комбинации на кубиках (костях).

В предлагаемом материале рассказывается, как играть в нарды, указываются разновидности партий, приводятся основные правила и понятия.

Элементы тактики и стратегии для начинающих с нуля, чтобы освоить азы игры.

Как научиться играть в классические нарды: основные понятия

Обучение основам не займет много времени.

Прежде чем перейти к рассмотрению правил игры в нарды, несколько основных понятий, принятых среди игроков:

Понятие Что означает Дом Крайняя четверть игрового поля, куда передвигаются шашки, чтобы снять с доски Блот Ячейка, занятая одной фишкой Снятие шашек Перемещение из собственной домашней четверти за границы игрового поля Куб Даве Предложение игрока об удвоении ставки. Выполняется до броска зар, но не раньше, чем сделан первый ход.

Длинные и короткие правила для начинающих

Проводится игра на доске, включающей четыре четверти, по шесть пунктов в каждой. Общее их количество – двадцать четыре.

Четверти называют:

  • Своим домом.
  • Своим двором.
  • Домом соперника.
  • Двором соперника.

В обозначении пунктов используется цветовая разметка и цифра, означающая номер ячейки.

Известно множество разновидностей игры, с различными особенностями в правилах. Но в классических нардах существует две: длинная и короткая партии.

При коротких нардах порядок начальной расстановки фишек следующий:

  • Две – в двадцать четвертую ячейку.
  • По пять – в шестую и тринадцатую.
  • Три – в восьмую.

Чтобы выиграть, необходимо раньше соперника доставить свои шашки в собственный дом и убрать с доски.

Перемещаются они в соответствии с цифровой комбинацией, выпавшей на зарах. Право начального хода разыгрывается броском кубика, по большему значению.

В процессе игры цифры, выпавшие на кубиках, означают допускаемое количество шагов для отдельно взятой шашки.

Нельзя разделять цифру кубика на несколько ходов. В случае выпадения дубля значения удваиваются.

При передвижении фишек в коротких нардах руководствуются следующими условиями:

  1. Разрешается передвигать только в свободную ячейку или занятую не более чем одной шашкой соперника.
  2. Шашки перемещаются партнерами во встречном направлении.
  3. Цифры на костях – число ходов для двух шашек по отдельности. Разрешается перемещать на общее значение одну фишку.
  4. При выпадении дубля, разрешается передвигать до четырех фишек за ход.
  5. Обязательно выполнять все возможные ходы, выпавшие в соответствии с правилами.
  6. Если фишка соперника попадает в чужой блот, находящаяся там выкладывается на бар. Игрок обязан первым делом ввести ее в игру, согласно значениям на зарах, и только затем выполняются другие действия.
  7. В ситуации, когда ячейки для выхода заняты, ход пропускается.

Когда все фишки оказываются в своем доме, они выставляются с игрового поля, в соответствии с цифрами, выпавшими на костях.

Разрешается передвигать шашки в доме. Если при выбросе соперником выбивается шашка, для продолжения необходимо вернуть ее на поле и снова перевести в дом.

Правила длинных нардов несколько отличаются от коротких:

  • При первоначальной расстановке фишки выстраиваются соперниками соответственно в первой и третьей четвертях на крайних слева ячейках.
  • Перемещение фишек обоими игроками производится против часовой стрелки.
  • Не разрешается становиться в ячейку, занятую противником.
  • С головы снимают за бросок не более одной фишки, исключение – выпадение дубля на начальном ходу.

Игра с картинками: расстановка фишек и обучение тактики

Различия в правилах обусловливают особенности тактики для короткой и длинной партии.

При коротких нардах в расстановке необходимо придерживаться следующей стратегии:

  • Занимать как можно больше ячеек в своем доме, одновременно выводя свои фишки из чужого.
  • Не оставлять в зоне досягаемости соперника одиночные блоты, чтобы исключить выброс фишек с доски.
  • Постараться как можно быстрее закрыть ячейки возле бара, чтобы затруднить вывод сбитых шашек противнику.
  • Большое количество выбитого у противника, укрепит собственную позицию.

В классических длинных нардах шашки не сбиваются, поэтому первоочередная задача – максимально быстро распределиться по доске.

Главное внимание уделяется:

  • Занятию ячеек в первой четверти и начальном пункте второй, чтобы обеспечить беспрепятственный вывод с головы.
  • Получению опорных пунктов в третьей и затем четвертой четвертях поля.

Неопытным игрокам рекомендуется придерживаться тактики попроще, не рискуя с ранним занятием отдаленных изолированных позиций.

Построение забора из нескольких рядом расположенных фишек затруднит задачу противнику, особенно если заняты ячейки, куда выполняется снятие с головы.

Наиболее эффективно занимать пункты с четвертого по шестой, что вынудит соперника терять ходы, ослаблять позицию, и поспособствует быстрому выигрышу.

В интернете выложены видео с картинками построений и приемов игры.

Любой, желающий научиться, просмотрев или скачав предлагаемые видеоуроки, без труда разберется в нюансах тактики и стратегии.

Отдельные пошаговые инструкции с рисунками лучше распечатать для детального изучения.

Как видно из представленного материала, правила игры в нарды просты, но успех зависит не только от везения, но и правильно выбранной тактики. Играйте и выигрывайте.

Полезное видео


В нашей статье «Правила игры в длинные нарды» мы Вам расскажем о восточных (оригинальных) правилах игры в нарды, расскажем про моменты, на которые стоит обратить внимание.

Игра в длинные нарды проводится на специальной доске прямоугольной формы с 24-мя лунками.

Длинные нарды

В длинные нарды играет 2-а игрока, у которых в голове находится по 15 камней (фишек). Голова – это специальное выделенное поле, на котором располагаются все 15-ть фишек игрока.

Цель игры в длинные нарды заключается в том, чтоб как можно быстрей свои фишки перевести в дом, а затем выбросить их с игрового поля.

Дом – это конечный маршрут фишек перед выбросом с игрового поля и он располагается в зеркальном положении от той части доски, в которой располагается голова.

Стаканчик для игры в нарды

Первый ход в игре разыгрывается жребием. Каждый игрок бросает по одной кости (заре). У кого выпало большее количество очков на кости, тот и имеет право первого хода.

Бывают случаи, когда у игроков выпадает одинаковое количество очков. В этом случае производится повторный жребий.

Игрок, выигравший жребий, бросает кости с помощью специального стаканчика. Специальный стаканчик предназначен в игре с целью сокращений мошеннических действий при выбросе костей руками.

Выпавшие очки определяют ход, который должен совершить игрок. Игрок имеет право снять с головы только одну фишку и ей походить по игровому полю. Существуют исключения, при которых с головы снимается сразу 2-е фишки. Это выпавший дубль очков: 3*3, 4*4, 6*6.

Правила игры в длинные нарды (часть 1)

Дубль очков позволяет ходить фишками (камнями) в два раза больше, чем при стандартном ходе. Например, в стандартном ходе при выпавших цифрах на костях 2 и 3, игрок может походить два раза, переместив свою фишку на 2 и 3 лунки. Очередность перемещения фишки среди лунок не имеет значения, т.е. игрок по своему усмотрению может перемещать фишки либо сначала на 2 лунки, а потом на 3, либо наоборот. Так же можно выполнить двойной ход одной фишкой. Таким образом, при выпадении дубля, игрок ходит 4-и хода.

При перемещении фишек в длинных нардах всегда используется правило большего количества очков. Например, в ситуации, когда вы можете походить только один раз, допустим 3 или 6, то Вы должны совершить ход с перемещением фишки на большее количество лунок, т.е. 6. Данное правило распространяется и на выпавшие дубли, даже если Вам ход не выгоден.

Игрок имеет право начать выбрасывать кости (фишки) из игрового поля только тогда, когда его фишки все были заведены в дом.

В течение игры, соперник не имеет право перекрывать Вам поле для хода в том случае, если Вы еще не завели ни одной фишки в дом. Т.е. соперник не может закрыть Вам поле для хода на 6 лунок. Если у Вас в доме располагается хотя бы одна фишка, то соперник имеет право в тактических целях перекрыть поле на любое количество лунок.

Правила игры в длинные нарды (часть 2)

За выигрыш в игре начисляется один балл при условии, что Вы первый выбросили свои фишки из игрового поля, при условии, что соперник так же выбросил хотя бы одну фишку. Эта победа называется «простой победой» или «оином».

За выигрыш в игре начисляется два балла при условии, что Вы первый выбросили свои фишки из игрового поля, а соперник не вывел ни одной. Эта победа называется «двойная победа» или «марс».

Правила игры в длинные нарды (часть 3)

Ничьи в классической игре нет, но есть понятие ничейного результата на международных турнирах. В турнирах белые фишки всегда ходят первыми, и допускается для «черных» совершить окончательный ход, после хода белых. Если возникает ситуация, при которой два игрока выбросили фишки за одинаковое количество совершенных ходов, то объявляется ничья.

Куб удвоения в нардах

Так же в международных турнирах принято правило «Куб удвоения». Смысл его применения в том, что игрок, считающий свою позицию выигрышной, предлагает противнику либо сдаться, либо удвоить ставку. Так как в большинстве случаев в нарды играют на деньги, то это правило позволяет увеличить первоначальную ставку в 64-раза.

Последовательность удвоений ставок выглядит следующий образом: 2, 4, 8, 16, 32, 64. Игроку, которому предложили удвоить ставку, может ответить взаимным удвоением, т.е. поднять ставки не в 2-а, а в 4-и раза и т.д.

Если Вы удвоили ставку от удвоения соперника, то соперник уже следующее удвоение совершить не может, это право принадлежит Вам, т.е. исключается возможность блефа или давления.

Правила игры в нарды не сложные, и их может освоить каждый человек. Главное в игре – это тактика перекрытия полей, которая не позволит сопернику совершать удобные ходы. Т.е. максимально «размазывать» свои фишки по лункам всего игрового поля, оставляя при этом свободные места в 1 фишку, если соперник еще не завел ни одной кости в дом.

Правила игры в длинные нарды (часть 4)

Начальная позиция

Двое игроков расставляют по 15 шашек (белые и черные) на своей части доски вдоль правой стороны.

Начальное расположение шашек на доске (позиция 12 и 24) называется “голова”. Ход из этого положения называется “ход с головы”. За один ход с головы можно взять только одну шашку (см. Исключение). Последняя четверть игрового поля для каждого игрока называется “домом” — “дом белых” (1-6) и “дом черных” (13-18).

Исключение

Если в свой первый ход, игрок выбросил дубли шесть-шесть (6-6); четыре-четыре (4-4); три-три (3-3), он может снять с головы две шашки. Потому что в этой ситуации нет возможности сыграть одной шашкой полный ход, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если совершить полный ход мешают шашки соперника находящиеся на поле, игрок снимает с головы только 1 шашку.

Розыгрыш первого хода

Каждый игрок кидает по одному игральному кубику (зару). Право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве очков бросок повторяется.

Цель игры

Цель игры — пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в “дом” и вывести (“выбросить”) их раньше, чем это сделает противник.

Белые шашки двигаются из пунктов 19-24 в 1-6, а черные из пунктов 7-12 в 13-18 .

Вывести шашку можно только после того, как все шашки “пришли в дом”.

Правила и ограничения:

  • Каждый игрок имеет право передвигать шашки только своего цвета.
  • Когда игрок бросает кубики (зары), он обязан передвинуть свои шашки в соответствии с выпавшими очками. Если место занято шашкой противника, то в эту лунку ставить свою шашку нельзя.
  • Ходить необходимо строго на то число очков, которое выпало на кубиках. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки.
  • Правило полного хода — если есть два хода, один из которых использует один кубик, а другой — два, игрок обязан сделать ход, использующий оба кубика.

Если на обоих кубиках выпадает одинаковое количество очков (дубль), игрок играет так, как будто кинул 4 кубика и может сделать 4 хода.

  • В ситуации, когда игрок не может походить на то значение, которое выпало на кубике (шашки попадают на занятые лунки), все очки пропадают, и игрок пропускает ход.
  • Вывод шашек

    После того, как все шашки игрока заведены в “дом”, он снимает с доски от 1 до 4 (при выбрасывании дубля) шашек, в лунках, соответствующих числу выброшенных на кубиках очков.

    В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на кубиках, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или её выбросить.

    В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выбрасывать шашки из лунок низшего разряда, если в лунках высшего разряда шашек нет. Например, если на кубиках выпало 6-5, а в лунках 6 и 5 нет шашек, то игрок может “выбросить” из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля (лунки), если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет, то со второго и т. д. Партия заканчивается.

    Расчёт выигрыша

    Выигрыш “оин” объявляется в ситуации, когда один из игроков вывел все свои шашки, а его соперник вывел хотя бы одну. Такой выигрыш приносит победителю 1 очко.

    Если один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, выигрыш называется “марс” и приносит 2 очка.

    В любительских поединках и на некоторых русскоязычных сайтах встречаются варианты победы: “кокс” (3 очка) и “домашний марс” (4 очка).

    Кокс — это ситуация, когда проигравший не успел вывести одну или несколько шашек из своей стартовой четверти.

    Домашний марс — это ситуация, при которой проигравший успел завести в “дом” все свои шашки, но не успел снять ни одну шашку с доски.

    Эти понятия не встречаются ни в одном серьезном документе о Правилах, Регламентах, Формулах турниров.

    Понятие “ничья” в длинных нардах в их классическом виде отсутствует. Однако, в ряде стран в очных партиях может применяться правило последнего хода (правило равноходовости), которое означает, что каждый игрок должен выполнить одинаковое количество ходов. Возможна ситуация, когда игрок играющий чёрным цветом, использует свое право последнего броска, и также выводит все свои шашки. В этом случае партия заканчивается вничью, и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1), в зависимости от Регламента турнира.

    Существует огромное количество разновидностей нардов. Однако при всем своеобразии, можно выделить наиболее общие правила, которые помогут быстро разобраться в любом варианте игры. Все разновидности игры можно условно поделить на два больших класса: длинные нарды и короткие нарды. Они отличаются тем, что в коротких нардах допускается сбивать шашки противника, а в длинных – нет.

    Короткие международные нарды (backgammon).
    Игровое поле – доска из 24 полей, или пунктов, имеющих вид узких вытянутых треугольников. Пункты сгруппированы по 6. Эти группы называются соответственно: дом противника (пункты 24-19), двор противника (пункты 18-13), двор (пункты 12-7) и дом (пункты 6-1). У противника нумерация пунктов – обратная, то есть там, где у вас 24 пункт, у противника – 1. У каждого игрока имеется по 15 шашек. Их первоначальная расстановка показана на рисунке.


    Цель игры – провести свои шашки по игровому полю, собрать их в своем доме и снять с доски раньше, чем это сделает ваш противник.
    Право первого хода разыгрывается следующим образом. Каждый игрок бросает по одной кости. Тот игрок, у которого выпало больше очков, получает право первого хода. Очки для первого хода формируются из очков, выпавших на костях при розыгрыше хода. Например, один игрок выкинул 2 очка, второй выкинул 5 очков. Первым будет ходить второй игрок, на ход 2:5. В процессе игры игроки бросают кости поочередно. Свои кости игрок видит на правой половине доски, кости противника – на левой половине.

    Количество пунктов, на которые игрок может переместить шашки, определяется выброшенными костями – шашки должны быть перемещены на то количество пунктов, которое выпало на костях.
    Движение шашек происходит навстречу друг другу – черные идут от 24 к первому пункту, а красные – от первого к 24 (если смотреть со стороны черных).
    При перемещении шашек можно ставить шашки на свободные пункты, или сбивать одиночные шашки противника. Если на пункте стоит две и более шашек противника – пункт считается занятым и на него шашку ставить нельзя. Перемещать можно либо одну шашку, либо две шашки. Если перемещается одна шашка — необходимо, чтобы промежуточные позиции (хотя бы одна) были свободны.
    Если на костях выпало одинаковое количество очков, то такой бросок называется «дубль» или «куш». В этом случае количество очков, на которое игрок может передвинуть кости, удваивается, как если бы игрок бросил кости два раза. В этом случае игрок имеет право переместить до 4 шашек за один ход.
    Игрок не имеет право не перемещать шашки, если у него есть возможность хода. Если при сложившейся позиции есть возможность выбора только одного перемещения, игрок должен произвести ход, использующий большее число очков. Если существуют альтернативные ходы, один из которых использует одну кость, а другой – две кости, игрок обязан произвести ход, использующий две кости. Если игрок не имеет возможности передвинуть свои шашки на выпавших костях, он пропускает ход.
    Если шашка противника стоит на позиции одна, то можно ставить туда свою шашку, при этом чужая считается сбитой с доски и показывается на середине игрового поля – на «баре». За один ход можно сбивать любое количество шашек.
    Прежде чем двигать другие шашки, игрок обязан вернуть на доску все свои сбитые шашки — они выставляются в дом противника на допустимую позицию соответственно выброшенным костям. При этом можно сбивать чужие шашки.
    Игрок имеет право снимать шашки с доски, только если все его шашки находятся в доме. Если в процессе снятия шашек противник сбивает шашку, то игрок не имеет права снимать шашки, пока не приведет сбитую шашку (или шашки) обратно в дом. Шашки снимаются в соответствии с выброшенными костями. Если количество выброшенных очков больше, чем требуется для снятия самой дальней шашки, игрок обязан снимать сначала самые дальние. Игрок имеет право перемещать шашки в доме, не снимая их с доски.
    Короткие кавказские нарды
    Первоначальная расстановка шашек, правила хода и выставления сбитых шашек – как в коротких международных нардах (backgammon). Правила сбивания шашек противника – отличаются от правил в backgammon тем, что в своем доме, при сбитии шашки противника, шашка должна оставаться на месте.


    Длинные нарды

    Доска для игры в длинные нарды состоит из 24 полей, или пунктов, имеющих вид узких вытянутых треугольников. Пункты сгруппированы по 6. Нумерация пунктов у каждого игрока собственная.

    У каждого игрока имеется по 15 шашек одного цвета (черные и белые).
    Также имеется две игровые кости, которые в нардах традиционно называются «зары».
    Цель игры – провести все свои шашки в дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. У черных дом находится на пунктах 1-6, у белых – на пунктах 13-18 (вид со стороны черных).

    Право первого хода разыгрывается следующим образом: игроки бросают по одной кости, и у кого выпало больше очков – тот и будет ходить первым. В процессе игры бросают одновременно две кости. В начале игры все 15 шашек располагаются на 24 позиции – т.н. «голове». По правилам игры с головы можно снимать только одну шашку за один ход. Это правило имеет исключение для первого хода. Если у игрока, который ходит первым, выпадает дубль: 6-6, 4-4 или 3-3 – он имеет право снять с головы 2 шашки. Соответственно второй игрок своим первым ходом на дубль тоже может снять две шашки, если он не сможет пойти своей одной шашкой полный ход.
    В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки друг за другом а не навстречу, как в коротких нардах. Когда игрок бросает кости, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки. Если на пункте стоит шашка противника, то на этот пункт ставить свою шашку нельзя. Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на кости. Двигать можно любое количество шашек. Нельзя суммировать очки на двух костях – надо перемещать шашку сначала на число очков, выпавшее, на одной кости, а потом – на число очков, выпавшей на второй. На одном пункте может стоять любое количество шашек. Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. Если есть два хода, один их которых использует одну кость, а другой – две, игрок обязан сделать ход, использующий обе кости. Если у игрока нет допустимых ходов, он пропускает ход.
    Выстраивая последовательность шашек, игрок не имеет права делать непроходимый заслон перед шашками противника, если впереди этого заслона нет хотя бы одной шашки противника.

    В момент, когда все шашки уже заведены в дом, игрок может начинать снятие шашек с доски. Вывод шашек происходит следующим образом. Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на позиции, соответствующей числу выброшенных на кости очков. Если таких шашек нет, то игрок обязан передвигать шашки с более старших позиций. Если нет более старших позиций – игрок снимает фишки с более младших. Снимать на каждом ходе необязательно, можно просто перемещать шашки в доме.

    Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями.

    Как играть в нарды

    Общими для всех вариантов являются следующие правила:

    Игроки ходят по очереди.

    Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.

    Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.

    Перед каждым ходом игрок бросает две кости (зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторен.

    За один ход делается от одного до четырех передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обоих костях выпадает одинаковое число очков (дубль), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).

    В каждом варианте правил есть некоторые запрещенные перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешенных перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от нее, даже если данный ход ему невыгоден.

    Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.

    Выброс шашек в нардах

    Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.

    Начальное расположение шашек определяется правилами.

    Суть игры заключается в том, чтобы, бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

    Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.

    Победитель получает за выигрыш одно очко. Если к моменту, когда победитель выставил за борт все шашки, проигравший еще не успел выставить ни одной (такая ситуация называется марс) победитель получает два очка.

    Существует множество разновидностей нард, самые популярные из которых: короткие нарды и длинные нарды.

    Нарды — очень древняя восточная игра и в наши дни по-прежнему остается очень популярной. На первый взгляд кажется, что научиться играть в нарды совсем просто, и чтобы выигрывать в нарды не требуется никакой особой стратегии. Достаточно просто бросать кости и передвигать фишки в соответствии с полученными очками, а выигрыш полностью зависит от случайного везения.

    На самом деле это совершенно не так, играть в нарды и выигрывать можно даже при меньшем количестве выпавших очков. Можно одержать блестящую победу, если действовать продуманно и знать некоторые хитрости игры в нарды.

    Как играть в нарды, чтобы выигрывать

    • С самого начала партии помните, что суть игры состоит в том, чтобы раньше соперника снять все свои фишки с доски. Для этого вы выбрасываете случайное количество очков на кубиках и в соответствии с ними передвигаете свои фишки.
    • Однако, прежде чем сделать каждый новый ход, нужно определить, будет ли он полезен для вашей ситуации. Имейте в виду, что завоевывать стратегическое превосходство необходимо уже с самых первых ходов игры в нарды
    • Чтобы добиться наибольшего успеха, придерживайтесь старого правила игры в нарды: одной фишкой идут вперед, а вторую берут с «головы», то есть с изначальной позиции, когда все фишки расположены на одной первой линии. Такой прием позволит быстро ввести в игру все фишки и занять наиболее выгодные позиции.
    • В начале партии не позволяйте противнику занимать более трех смежных позиций у вашей «головы». Иначе это создаст ему больше преимуществ и значительно осложнит вам вывод собственных фишек со стартового поля. Соответственно, если позволяют количество выпавших очков и игровая ситуация, постарайтесь занять аналогичные позиции на стороне противника.
    • Не стремитесь занимать свою 6 позицию с «головы», поскольку она не дает никаких тактических преимуществ. С нее невозможно перейти на столь важную 3 четверть доски (на сторону противника) и крайне неудобно продвигать свои шашки. Лучше постарайтесь встать либо немного раньше (на 4-5 позиции первой четверти доски), либо уже посередине 2 четверти с тем, чтобы с этой позиции можно было сразу шагнуть на половину доски соперника.

    • С самого начала игры в нарды особое внимание уделяйте выпавшему кушу (дублированным очкам на игровых кубиках – 2х2, 4х4, 6х6 и т.п.). Куш позволяет при необходимости сделать четыре хода вместо двух, и это очень важный момент. Поэтому изначально старайтесь расставлять свои фишки с учетом возможности выпадения дубля. Удачная расстановка и своевременно выпавший куш могут в корне изменить весь результат игры.
    • Если вы видите, что соперник подходит к вашим 1 и 2 четвертям, постарайтесь создать препятствия для его фишек, последовательно заняв от 3 до 5 позиций подряд. Шесть очков выпадает не так часто и сплошная линия из 5 шашек может значительно замедлить продвижение соперника.
    • Когда вы уже близко подошли к «дому» (последней четверти доски, откуда можно начинать сброс шашек), старайтесь занимать его кучно с середины, занимая наиболее выгодные позиции, на которые легко провести свои шашки.
    • Во время движения старайтесь защищать все свои шашки, чтобы ни одна из них не оказалась заблокированной фишками соперника. Иначе из-за неудачной позиции одной шашки вы можете надолго застрять на месте и проиграть всю партию игры в нарды.

    Пусть эти, казалось бы, простые советы и небольшие хитрости помогут вам обрести опыт в этой логической игре в нарды и выигрывать. Удачной игры в нарды!